НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 16.03.2021 № 3А-67/2021

Дело № 3а-67/2021

42ОS0000-01-2021-000028-40

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Копыловой Е.В.,

при секретаре Сафоновой А.П.,

с участием прокурора Канаплицкой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

«16» марта 2021 года

административное дело по административному исковому заявлению муниципального предприятия Новокузнецкого городского округа «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства» о признании недействующим с даты принятия нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие Новокузнецкого городского округа «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее также – МП «ГУЖКХ», предприятие), осуществляющее деятельность по теплоснабжению на территории г. Новокузнецка Кемеровской области, обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с даты принятия постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 10 декабря 2020 года № 553 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18 декабря 2018 года № 587 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на коллекторах МП «ГУЖКХ», на 2019-2021 годы», в части 2021 года».

Требования мотивированы тем, что постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее также – РЭК Кузбасса, орган регулирования) от 18 декабря 2018 года № 587 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на коллекторах МП «ГУЖКХ», на 2019-2021 годы» установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую в г. Новокузнецке, на период с 01.01.2019 г. по 31.12.2021 г. (далее также – постановление № 587).

Постановлением РЭК Кузбасса от 10 декабря 2020 года № 553 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18 декабря 2018 года № 587 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на коллекторах МП «ГУЖКХ», на 2019-2021 годы», в части 2021 года» (далее также – постановление № 553) приложения № 2 и № 3 к постановлению № 587 изложены в новой редакции.

Приложением № 2 к постановлению № 587 установлены долгосрочные одноставочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую на коллекторах, для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на период с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 1 153,76 руб./Гкал, на период с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года – в размере 1 188,53 руб./Гкал.

Административный истец полагает, что РЭК Кузбасса при установлении тарифов были допущены нарушения положений законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, что повлекло необоснованное уменьшение тарифа и нарушение прав истца при осуществлении регулируемого вида деятельности, поскольку принятая органом регулирования сумма расходов не обеспечивает надлежащую эксплуатацию объектов теплоснабжения, отвечающую всем требованиям нормативной документации и качеству поставляемого ресурса ввиду недостаточности средств.

Так, при определении необходимой валовой выручки МП «ГУЖКХ» на 2021 год органом регулирования необоснованно не включены в ее состав экономически обоснованные расходы предприятия по статьям «операционные расходы», «отчисления на социальные нужды», «амортизация основных средств и нематериальных активов», «расходы на топливо», «расходы на электрическую энергию», «расходы на холодную воду», «нормативная прибыль». Кроме того, при расчете НВВ на производство тепловой энергии, влияющей на размер устанавливаемых тарифов, РЭК Кузбасса не включена сумма затрат по предыдущим периодам регулирования за 2019 год по статьям «амортизация основных средств и нематериальных активов», «расходы на обязательное страхование». Размер недополученной НВВ составил 35 956,42 тыс.руб.

Экспертное заключение, вопреки требованиям закона, не содержит результатов анализа регулирующего органа экономической обоснованности затрат предприятия по оспариваемым статьям расходов.

Считая оспариваемое постановление РЭК Кузбасса № 553 противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административный истец просит признать указанное постановление не действующим с даты его принятия, возложить на РЭК Кузбасса обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим.

В судебном заседании директор МП «ГУЖКХ» Андренков А.В., действующий на основании приказа о приеме на работу от 16.07.2019 № 463, решения Комитета ЖКХ администрации г. Новокузнецка о продлении полномочий от 08.07.2020 № 2, представитель Шин С.А., действующий на основании доверенности от 28.09.2020 № 5 сроком на один год, заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика Региональной энергетической комиссии Кузбасса Шипачева Е.Б., действующая на основании доверенности от 09.01.2020 года сроком на три года, в удовлетворении заявленных требований просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела (т.1, л.д. 94-112).

Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э.

Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 1.2 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Комиссия является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области.

Раздел 3 Положения определяет виды тарифов в сфере теплоснабжения, устанавливаемые Комиссией: на тепловую энергию (мощность) (п. 3.17.2); на теплоноситель (п. 3.17.3); на горячую воду (п. 3.17.4); на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п. 3.17.5).

Во исполнение Федерального закона «О теплоснабжении», постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), согласно пункту 2 которого открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами регулирования, в том числе, по предложению регулируемой организации.

Судом установлено, что МП «ГУЖКХ» с 19.04.2018 эксплуатирует одну газовую котельную, переданную КУМИ г. Новокузнецка в хозяйственное ведение, находящуюся по адресу: г. Новокузнецк, пр. Авиаторов, 56А, по которой ранее постановлением РЭК Кемеровской области от 18.12.2018 № 587 установлены тарифы на долгосрочный период регулирования (2019-2021г.г.) методом индексации, с 01.07.2020 тариф установлен в размере 1 344,31 руб./Гкал (т.1, л.д. 13-15).

В 2020 году предприятию на праве хозяйственного ведения передана вторая газовая котельная по адресу: пр. Авиаторов, 1-В, для которой постановлением РЭК Кузбасса от 08.09.2020 № 204 утвержден тариф на 2020 год методом экономически обоснованных расходов с 09.09.2020 по 31.12.2020 в размере 1 416,63 руб./Гкал (т.1, л.д. 19).

Постановлением от 20.12.2019 № 827 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18.12.2018 № 587 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на коллекторах МП «ГУЖКХ», на 2019-2021 годы» в части 2020 года» РЭК Кемеровской области скорректировала тарифы на 2020 год, поскольку в целях корректировки долгосрочного тарифа орган регулирования ежегодно, в соответствии с п. 49 Методических указаний, уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.

27.04.2020 МП «ГУЖКХ» обратилось в региональную энергетическую комиссию Кузбасса с заявлением о пересмотре тарифа на тепловую энергию в связи с передачей предприятию газовой котельной по пр. Авиаторов, 1-В (т.6, л.д. 121).

29.04.2020 РЭК Кузбасса открыла дело о корректировке НВВ и установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую с коллекторов, на 2021 год № РЭК/32-МП ГУЖКХ-2021 и по результатам экспертизы предложения предприятия Комиссией принято оспариваемое постановление от 10.12.2020 № 553 «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18.12.2018 № 587 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на коллекторах МП «ГУЖКХ», на 2019-2021 годы», в части 2021 года» (т.1, л.д. 17-18, 113).

Постановление № 553 опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» (www.recko.ru), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, согласно свидетельству Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 21.11.2014 № Эл ФС77-59906 (т.1, л.д. 115).

Таким образом, указанное постановление принято уполномоченным органом по установленной процедуре, доведено до всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе, соблюдение экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод индексации установленных тарифов (п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о теплоснабжении).

В силу пункта 22 Основ ценообразования, тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Из положений пунктов 15, 16, 28 Правил регулирования тарифов следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных.

В обоснование своих доводов о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов административный истец указывает на необоснованное снижение органом регулирования операционных расходов предприятия на 2021 год на 7 354,94 тыс.руб., приняв вместо заявленного уровня расходов в сумме 23 536,96 тыс.руб. на уровне 16 182,02 тыс.руб.

Суд полагает данную позицию административного истца ошибочной.

Согласно пунктам 70,75 Основ ценообразования № 1075 к числу долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования, для формирования тарифов методом индексации установленных долгосрочных тарифов относится базовый уровень операционных расходов (уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования). Состав операционных расходов определен п. 58 Основ ценообразования.

Таким образом, на первый год долгосрочного периода регулирования операционные расходы устанавливаются на базовом уровне, определяемом методом экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075, на последующие годы долгосрочного периода регулирования операционные расходы рассчитываются путем индексации базового уровня операционных расходов и с учетом изменения уровня операционных расходов на индекс изменения количества активов (п. 60 Основ ценообразования № 1075), учитывающим зависимость текущих расходов регулируемой организации от количества эксплуатируемых производственных объектов, в случае изменения их состава.

Указанное означает, что при индексации долгосрочных тарифов все изменения в части количества активов пересчитываются через изменения количества условных единиц предприятия и изменения установленной тепловой мощности источников, т.е. через индекс изменения активов.

В связи с передачей предприятию в хозяйственное ведение второй газовой котельной по пр. Авиаторов, 1-В по МП «ГУЖКХ» произошло изменение установленной тепловой мощности источника тепловой энергии, поэтому индекс изменения количества активов в отношении деятельности по производству тепловой энергии (мощности) правомерно рассчитан органом регулирования на основании пункта 38 Методических указаний № 760-э по формуле (11.1) и составил на 2021 год 0,5510813.

Далее, при расчете операционных (подконтрольных) расходов по формуле (10), предусмотренной п. 36 Методических указаний № 760-э, эксперты обоснованно, вопреки доводам административного истца, руководствовались Прогнозом Минэкономразвития РФ, одобренным на заседании Правительства РФ от 16.09.2020, опубликованным на официальном сайте Минэкономразвития РФ от 26.09.2020, в соответствии с которым ИПЦ на 2021 год составил 103,6% (т.6, л.д. 134).

Таким образом, РЭК Кузбасса правомерно посчитала обоснованной сумму операционных расходов предприятия, включенную для расчета тарифа на тепловую энергию на 2021 год, в сумме 16 182,02 тыс.руб.

Довод административного искового заявления о том, что тариф необходимо было рассчитывать для каждой котельной в отдельности, основан на ошибочном толковании закона.

Теплоснабжение конечных потребителей в Российской Федерации осуществляется на основании схемы теплоснабжения.

В соответствии с Законом о теплоснабжении схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Система теплоснабжения, согласно пункту 14 статьи 2 Закона о теплоснабжении, - это совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.

В силу пункта 24 Основ ценообразования № 1075 по предложению регулируемой организации тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются без дифференциации по каждому источнику тепловой энергии в случае если источники тепловой энергии расположены в пределах одной системы теплоснабжения и принадлежат на праве собственности или на ином законном основании одной регулируемой организации.

По смыслу приведенных норм решение по дифференциации тарифов находится в ведении регулирующего органа и принимается по его усмотрению.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, газовые котельные МП «ГУЖКХ» относятся к единой системе теплоснабжения источника тепловой энергии ЗСТЭЦ Новоильинская газовая котельная, что подтверждается схемой теплоснабжения в административных границах города Новокузнецка на период до 2032 года, актуализированной на 2021 год (т.6, л.д. 137, 138). В связи с указанным, РЭК Кузбасса при наличии к тому оснований обоснованно рассчитала единый тариф на 2021 год методом индексации установленных долгосрочных тарифов, объединив две котельные.

По статье затрат «отчисления на социальные нужды» предприятием на 2021 год заявлены расходы в сумме 4 598,20 тыс.руб., экспертами затраты приняты на уровне 2 985,88 тыс.руб.

При использовании метода индексации в качестве базы для начисления отчислений на социальные нужды используется фонд оплаты труда, исчисленный при установлении уровня операционных расходов на рассматриваемый год регулирования тарифов.

Поскольку уровень операционных расходов корректируется через индекс операционных расходов от базового уровня операционных расходов, устанавливаемого на первый год действия долгосрочных тарифов регулирования, то и каждая статья затрат операционных расходов увеличивается на расчетный индекс операционных расходов.

Учитывая, что расчет операционных расходов на 2021 год долгосрочного периода регулирования признан судом правильным, оснований не согласиться с расчетом суммы ФОТ, предусмотренной в операционных расходах на 2021 год в размере 9 887,02 тыс.руб., не имеется.

Таким образом, сумма отчислений на социальные нужды в размере 2 985,88 тыс.руб., что составляет 30,20% от планового размера ФОТ (сумма страховых взносов в соответствии со ст.ст. 426,427 НК РФ в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС (30%); сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (0,20%)), является экономически обоснованной.

Оспаривая принятые органом регулирования расходы на топливо на уровне 48 251,34 тыс.руб. против заявленных предприятием затрат по данной статье в размере 49 958,74 тыс.руб., административный истец указывает на применение в расчетах неверного значения нормативного удельного расхода топлива и не применение ИПЦ при определении цены на газ на 2021 год.

Судом установлено, что при расчете тарифов на тепловую энергию на 2021 год регулятором применен нормативный удельный расход топлива в размере 156,3 кг/Гкал, который утвержден для МП «ГУЖКХ» постановлением РЭК Кузбасса от 16.07.2020 № 142 «Об утверждении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, на 2021 год» (т.6, л.д. 33-36).

Утверждение административного истца о необходимости при расчете нормативного удельного расхода топлива применять норматив в размере 157,9 кг/Гкал не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку указанный норматив утвержден постановлением РЭК Кузбасса от 08.09.2020 № 202 для предприятия на 2020 год (т.1, л.д. 202, оборот), в связи с чем не может использоваться при расчете норматива на 2021 год.

Более того, в соответствии с п. 2 Приказа Минэнерго России от 30.12.2008 № 323 (ред. от 30.11.2015) «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии» (вместе с «Порядком определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии»), норматив удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию отопительными и производственно-отопительными котельными жилищно-коммунальной сферы определяется в целом по организации, а не в отношении каждой котельной в отдельности, как ошибочно полагает административный истец.

Также суд считает необходимым отметить, что в составе тарифной заявки предприятием была представлена пояснительная записка по нормативу удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию от котельных МП «ГУЖКХ», содержащая предложения регулируемой организации по утверждению нормативов на 2021 год в размере 156,295 кг/Гкал (т.5, л.д. 25-56), который и был фактически применен регулятором при расчете затрат по данной статье (156,3 кг/Гкал).

Определяя размер экономически обоснованных расходов по данной статье органом регулирования цена на природный газ на 2021 год принята в размере 4 633 руб./1000м3 согласно приказу ФАС России от 10.07.2020 № 638/20 «Об утверждении оптовых цен на газ, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации, указанным в пункте 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021».

Как пояснила в судебном заседании 11.03.2021 свидетель Толкачева О.И., принимавшая участие в составлении экспертного заключения, в расчете экспертом принята максимальная цена газа на 2021 год, которая индексации не подлежит. В случае изменения ФАС России цены на природный газ, предприятие вправе заявить невыпадающие доходы в следующем периоде регулирования. Данная позиция органа регулирования действующему законодательству в области тарифного регулирования не противоречит.

Расчет расходов на топливо приведен в экспертном заключении, детализирован в возражениях ответчика, по мнению суда, является обоснованным.

По статье «расходы на электрическую энергию» предприятием заявлены расходы в размере 5 110,28 тыс.руб., РЭК Кузбасса приняла расходы в размере 4 530,51 тыс.руб.

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

В силу п. 34 Методических указаний № 760-э, объем потребления прочих энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в сопоставимых условиях на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются в соответствии с пунктом 40 настоящих Методических указаний и в течение этого периода не пересматриваются, если иное не предусмотрено пунктом 50 настоящих Методических указаний.

Как видно из экспертного заключения и пояснений представителя административного ответчика, объем электроэнергии на 2021 год определен экспертами с учетом удельного расхода электроэнергии, учтенного на 2019 год, с учетом изменения планового отпуска тепловой энергии на 2021 год и составил 947,21 кВт*ч (797,746 тыс.кВт*ч (общий расход электроэнергии на 2019 год) / 50 705,00 Гкал (плановый отпуск тепловой энергии на 2019 год) * 60 205,00 Гкал (плановый отпуск тепловой энергии на 2021 год).

Средневзвешенный тариф на покупку электрической энергии за 2019 год составил 4,456439 руб./кВт*ч = (2 025 614,84 тыс.руб.+364 712,27 тыс.руб.) / (478 102 кВт*ч+58 274 кВт*ч). Далее, принятый на 2021 год в расчет тариф на электроэнергию с учетом ИПЦ на 2020 год (103,2%), на 2021 год (104%) составил 4,78300722 руб./кВт*ч (4,456439 х 1,032 х 1,04).

Таким образом, расходы на электрическую энергию в сумме 4 530,51 тыс.руб. (947,21 кВт*ч х 4,78300722 руб./кВт*ч) правомерно приняты регулятором как экономически обоснованные.

Согласно показаниям допрошенного судом в судебном заседании 16.03.2021 г. свидетеля со стороны ответчика Ляпустина Д.С., административный истец некорректно пытается сопоставить при расчете средневзвешенного тарифа величины 797,746 тыс.кВт*ч и 478 102 тыс.кВт*ч, поскольку данные величины отображают плановый и фактический расход электроэнергии, являются несопоставимыми.

По статье «расходы на холодную воду» предприятием заявлены расходы на уровне 550,38 тыс.руб. на объем воды 18 417 м3, по расчету экспертов экономически обоснованные расходы составили 365,37 тыс.руб.

Как следует из пояснений представителя ответчика и письменных возражений на иск, ввиду изменения объема полезного отпуска тепловой энергии на 2021 год относительно базового периода 2019 года, объем холодной воды на наполнение системы и подпитку на 2021 год определен экспертами с учетом удельного объема потребления холодной воды, учтенного на 2019 год, с учетом изменения планового отпуска тепловой энергии на 2021 год (10 634,02 м3 (объем холодной воды на 2019 год) / 50 705,00 Гкал (плановый отпуск тепловой энергии на 2019 год) х 60 205,00 Гкал (плановый отпуск тепловой энергии на 2021 год) = 12 626,39 м3 (объем холодной воды на 2021 год).

Далее экспертами рассчитана стоимость 1 м3 холодной воды, поставляемой предприятию ООО «Водоканал» (ООО «Водоснабжение» в экспертном заключении указано ошибочно), исходя из уровня тарифа, утвержденного для ООО «Водоканал» постановлением РЭК Кемеровской области от 17.12.2019 № 605 на 2020 год (28,44 руб./м3), с учетом ИПЦ «Водоснабжение» (прогноз Минэкономразвития РФ, опубликован 26.09.2020 – 104%), и доли планового объема реализации тепловой энергии потребителям по полугодиям: 28,44 руб./м3 х 56,31% (1 полугодие) + 28,44 руб./м3 х 43,69% (2 полугодие) х 1,04 = 28,94 руб./м3.

Следовательно, расходы на холодную воду в 2021 году составят 365,37 тыс.руб. (12 626,39 м3 х 28,94 руб./м3 = 365,37 тыс.руб.).

Расчеты экспертов суд полагает обоснованными, подтвержденными материалами тарифного дела.

Вместе с тем, суд соглашается с доводами административного истца о необоснованном исключении органом регулирования из НВВ предприятия заявленных расходов по статье «амортизация основных средств и нематериальных активов» в размере 9 412,29 тыс.руб., в том числе по переданным в хозяйственное ведение основным средствам – двум газовым котельным, и амортизация собственных основных средств предприятия 127,66 тыс.руб.

Согласно п. 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения № 1075, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят, в том числе из расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

В силу пункта 43пункта 43 Основ ценообразования, пункта 29 Методических указаний № 760-э сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Согласно пункту 7 Положения по Бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Пунктом 17 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н (далее - Методические указания по бухгалтерскому учету), согласно пунктам 12 и 13 которых учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств, которые открываются на каждый инвентарный объект.

На основе соответствующих данных бухгалтерского учета, а также технической документации в организации осуществляется контроль за использованием основных средств (пункт 19 Методических указаний по бухгалтерскому учету).

Стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01 (пункт 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету).

Таким образом, нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере бухгалтерского учета, запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закрепленное за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, не содержат.

Судом установлено, что в ходе тарифного регулирования административным истцом были представлены обосновывающие документы, подтверждающие закрепление за предприятием на праве хозяйственного ведения двух газовых котельных с оборудованием, расчет амортизационных отчислений на 2021 год (приложение 4.10 к Методическим указаниям № 760-э), оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 и 02 за 2019 год и январь 2020 года, карточки счетов 20 и 26 по статье «амортизация», учетная политика предприятия, согласно которой начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом (т.5, л.д. 140-159, т.2, л.д. 101-129, т.6, л.д. 122-133).

Каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, допущенных регулируемой организацией при составлении представленных в тарифный орган документов, Комиссией не установлено и в экспертном заключении не отражено. В связи с указанным суд не принимает во внимание довод административного ответчика относительно не подтверждения предприятием правильности начисления амортизации, не представления инвентарных карточек учета основных средств. Запросов о предоставлении дополнительных обосновывающих материалов в адрес регулируемой организацией регулятором не направлялось.

Исключая расходы на амортизацию, тарифный орган сослался на статью 256 Налогового кодекса Российской Федерации, и посчитал, что имущество, находящееся на балансе предприятия, не подлежит амортизации, так как было приобретено (создано) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Вместе с тем, как следует из взаимосвязанных положений приведенных выше нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере теплоснабжения и в сфере бухгалтерского учета, при определении расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемому виду деятельности, включаемых в необходимую валовую выручку, амортизация, начисленная в отношении объектов, созданных за счет бюджетных средств, не исключается.

Ссылка органа регулирования на положения подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве основания к отказу в принятии заявленных предприятием расходов по указанной статье затрат является необоснованной, поскольку данная норма регулирует налоговые правоотношения, связанные с начислением налога на прибыль юридического лица.

Указание в экспертном заключении на не совпадение остаточной стоимости основных средств на 31.12.2019 года в бухгалтерском балансе предприятия за 2019 год (168 504,00 тыс.руб.) с остаточной стоимостью на 01.01.2020 по представленной предприятием ведомости начисления амортизации (144 284,45 тыс.руб.) не может являться достаточным основанием для отказа к зачету заявленных расходов, учитывая то обстоятельство, что дополнительных обосновывающих документов регулятор не запрашивал. Данное обстоятельство подтверждено показаниями свидетеля со стороны административного ответчика Толкачевой О.И. (т.6, л.д. 157-158).

Учитывая изложенное, органом регулирования необоснованно исключены расходы муниципального предприятия Новокузнецкого городского округа «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства» на 2021 год по статье «амортизация основных средств и нематериальных активов» в сумме 9 412,29 тыс.руб.

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя, в том числе нормативную прибыль регулируемой организации.

По статье «нормативная прибыль» предприятием заявлены расходы в размере 6 365,00 тыс.руб., из которых РЭК Кузбасса признала экономически обоснованными 12,03 тыс.руб., ограничив суммы выплат по коллективному договору требованиями статьи 270 НК РФ.

Из подпункта «в» пункта 74 Основ ценообразования следует, что величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статьей 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются следующие расходы: в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов) (п. 21); в виде сумм материальной помощи работникам (п. 23); в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда (п. 25).

К материальной помощи, не учитываемой согласно п. 23 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, относятся выплаты, которые не связаны с выполнением получателем трудовой функции и направлены на удовлетворение его социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события.

Пунктом 6.6 коллективного договора МП «ГУЖКХ» на 2020-2023 г.г., установлена обязанность работодателя при наличии у предприятия доступных финансовых средств выплачивать ежеквартальную премию, премию по итогам работы предприятия за год, материальную помощь при уходе работника в очередной оплачиваемый отпуск в размере среднего заработка. Право на получение выплат наступает при стаже работы на предприятии не менее 6 месяцев сотрудникам, не имеющим за расчетный период дисциплинарных взысканий (т.6, л.д. 17-25).

Таким образом, поскольку предусмотренная коллективным договором предприятия материальная помощь при уходе работника в очередной отпуск зависит от непрерывного стажа, отсутствия дисциплинарных взысканий, то есть связана с выполнением физическим лицом его трудовой функции, то она является элементом системы оплаты труда и не признается материальной помощью по смыслу положений статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что указанные выплаты относятся к системе оплаты труда, отвечают критериям экономической обоснованности и направлены на осуществление приносящей доход деятельности, подлежат включению в состав расходов при исчислении налога на прибыль и не должны, вопреки доводам административного истца, учитываться в расчете нормативной прибыли.

Также органом регулирования обоснованно не включены в нормативную прибыль расходы, предусмотренные Программой социального развития предприятия на 2021 год, на выплату материальной помощи работникам в связи с выходом на пенсию в отсутствие у них звания Ветеран труда (т.6, л.д. 13-15).

Вместе с тем, исключение из нормативной прибыли таких выплат как детский отдых, отдых «Мать и дитя», взрослый отдых, страхование ДМС по причине не представления предприятием списков работников, имеющих право на указанные выплаты, нельзя признать правомерным. Поскольку МП «ГУЖКХ» были представлены обосновывающие документы (коллективный договор, Программа социального развития, штатное расписание), то полное исключение заявленных расходов в данной части нельзя признать обоснованным, орган тарифного регулирования имел возможность запросить дополнительные документы и включить в НВВ обоснованный объем затрат по данной статье.

Более того, в экспертном заключении каких-либо мотивированных выводов по данной статье затрат не содержится, из чего складывается принятая к зачету сумма 12,03 тыс.руб. экспертами не указано. Пояснить причины корректировки плановых расходов по статье за 2021 год относительно предложений предприятия в сторону уменьшения на 6 352,97 тыс.руб. представитель административного ответчика и свидетели с его стороны затруднились. Экономического анализа на предмет учета в НВВ регулируемой организации расходов в сумме 12,03 тыс.руб. в экспертном заключении органа регулирования не содержится.

Также суд полагает заслуживающими внимания доводы административного истца о необоснованном невключении при расчете НВВ на производство тепловой энергии, влияющей на размер устанавливаемых тарифов, суммы затрат по предыдущим периодам регулирования.

В соответствии с п. 52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

В части корректировки НВВ на 2021 год с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2019 год, РЭК Кузбасса в НВВ на 2021 год в отсутствие экономического обоснования учла 4 390,70 тыс.руб. со знаком «-» (в ценах 2019 г.).

Так, по статье «амортизация основных средств и нематериальных активов» предприятием заявлены фактически понесенные расходы за 2019 г. в размере 8 125,10 тыс.руб. Однако РЭК Кузбасса полностью исключила данные расходы без какого-либо обоснования в экспертном заключении (т. 1, л.д. 30-31, оборот). При этом при расчете долгосрочного тарифа на 2019-2021 г.г. амортизационные отчисления в заявленном предприятием размере 5 602,03 тыс.руб. органом регулирования были признаны экономически обоснованными и включены в НВВ на 2019 год, что подтверждается экспертным заключением, являющимся приложением № 36 к протоколу заседания Правления РЭК Кемеровской области от 18.12.2018 № 81 (т.1, л.д. 47, оборот-48).

Указанное представителем административного ответчика в судебном заседании обоснование исключения расходов по данной статье затрат аналогично тому, в соответствии с которым органом регулирования были исключены расходы на амортизацию из НВВ предприятия на 2021 г.

В связи с чем, по ранее изложенным основаниям суд признает необоснованным исключение заявленных расходов из необходимой валовой выручки предприятия.

Кроме того, по статье «расходы на обязательное страхование» предприятием заявлены фактически понесенные расходы за 2019 год в размере 11,01 тыс.руб., из которых эксперты приняли затраты на уровне 5,61 тыс.руб.

В силу п. 5 ст. 253 НК РФ расходы на обязательное и добровольное страхование относятся к расходам, связанным с производством и реализацией.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 62 Основ ценообразования № 1075 расходы на обязательное страхование подлежат учету в структуре неподконтрольных расходов.

В обоснование понесенных расходов предприятием были представлены договор с СПАО «Ингосстрах» от 04.12.2019, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте от 04.12.2019 № IGSX11947001329000 на страхование объекта «Система теплоснабжения Новоильинского района г. Новокузнецка», страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте от 04.12.2019 № IGSX11964860184000 на страхование объекта «Участок трубопроводов теплосети Новоильинского района г. Новокузнецка», карточка счета 20 за 2019 г. по статье «страховка опасного объекта» (т.1, л.д. 110-111, т. 3, л.д. 47).

В нарушение действующего законодательства в области тарифного регулирования в экспертном заключении не приведено экономического обоснования отклонения расходов на 5,40 тыс.руб. в сторону снижения.

Согласно пояснениям представителя административного ответчика, данным в судебном заседании, эксперты в расчет фактических затрат приняли сумму затрат по объекту «Система теплоснабжения Новоильинского района г. Новокузнецка» в размере 5,61 тыс.руб., исключив сумму в размере 5,40 тыс.руб. по объекту «Участок трубопроводов теплосети Новоильинского района г. Новокузнецка», поскольку данный объект в официальных формах отчетности не значится.

Суд не может согласиться с данной позицией регулятора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

В материалы дела представлено свидетельство Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2019 № А68-03056, согласно которому опасные производственные объекты «Система теплоснабжения Новоильинского района г. Новокузнецка», «Участок трубопроводов теплосети Новоильинского района г. Новокузнецка», эксплуатируемые МП «ГУЖКХ», зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (т.6, л.д. 78).

Из пояснений представителя административного истца Андренкова А.В. следует, что указанный трубопровод горячей воды длиной 54 м проходит от здания котельной по пр. Авиаторов, 1-В до границы раздела, непосредственно задействован в работе котельной, т.е. используется в целях осуществления регулируемого вида деятельности.

Данный участок трубопровода, относящийся к 3 классу опасности, наряду с газовыми котельными передан на обслуживание ООО «Служба экологической безопасности» по договору возмездного оказания услуг по обслуживанию опасных производственных объектов от 10.12.2019 № 45/19-АСФ в целях обеспечения выполнения мероприятий по локализации и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах (т.4, л.д. 1-7).

При таком положении принятые регулятором расходы по данной статье нельзя признать экономически обоснованными.

Поскольку судом установлено, что для предприятия необходимая валовая выручка была определена с нарушением действующего законодательства, одноставочные тарифы на 2021 год, рассчитанные на ее основе, и установленные оспариваемым постановлением № 553 не могут быть признаны экономически обоснованными.

Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 10.12.2020 № 553 противоречит Федеральному закону «О теплоснабжении», Основам ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и нарушает в связи с этим права и законные интересы административного истца.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим со дня его принятия, что соответствует положениям статьи 215 КАС РФ, с возложением на тарифный орган обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим, в соответствии с положениями статьи 216 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать не действующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 10 декабря 2020 года № 553 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18 декабря 2018 года № 587 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на коллекторах МП «ГУЖКХ», на 2019-2021 годы», в части 2021 года».

Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативный правовой акт, заменяющий признанное не действующим названное выше постановление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень Региональной энергетической комиссии Кузбасса» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.

Судья Е.В. Копылова

Мотивированное решение составлено 24 марта 2021 года.