НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 15.09.2022 № 3А-203/2022

Дело № 3а-203/2022

42OS0000-01-2022-000283-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Горн Н.Е.,

с участием прокурора Давыдовой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«15» сентября 2022 года

административное дело по административному иску акционерного общества «Предзаводская автобаза» о признании недействующими в части нормативных правовых актов,

У С Т А Н О В И Л:

21 декабря 2018 года Администрацией Кемеровской области принято распоряжение № 2-р «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений» (далее также – Распоряжение № 2-р).

Пунктом 46 приложения к Распоряжению № 2-р в отношении нежилого здания по адресу: с кадастровым номером , установлен вид фактического использования - в целях делового, административного или коммерческого назначения; в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (том 1 л.д. 32, том 2 л.д. 77 - 80).

Распоряжение опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» http://www.zakon.kemobl.ru, 21 декабря 2018 года (том 2 л.д.76).

Впоследствии в Распоряжение № 2-р с целью корректировки ежегодно вносились изменения путем изложения приложения к нему в новой редакции.

3 декабря 2019 года Администрацией Кемеровской области принято распоряжение № 5-ра «О внесении изменений в распоряжение Администрации Кемеровской области от 21.12.2018 № 2-р «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений» в соответствии с которым вид фактического использования нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: - в целях делового, административного или коммерческого назначения; в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, был установлен пунктом 44 приложения (далее Распоряжение № 5-ра - том 1 л.д. 33, том 2 л.д. 82 – 84).

Распоряжение опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области-Кузбасса» http://www.zakon.kemobl.ru, 03 декабря 2019 года (том 2 л.д. 81).

23 декабря 2020 года Администрацией Правительства Кузбасса (ранее Администрация Кемеровской области) принято распоряжение № 20-ра «О внесении изменений в распоряжение Администрации Кемеровской области от 21.12.2018 № 2-р «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений», пункт 49 приложения к которому устанавливал вид фактического использования нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: – в целях делового, административного или коммерческого назначения; в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (далее – Распоряжение № 20-ра - том 1 л.д. 34, том 2 л.д. 86 – 88).

Распоряжение опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» http://www.zakon.kemobl.ru, 25 декабря 2020 года (том 2 л.д. 85).

21 декабря 2021 года Администрацией Правительства Кузбасса принято распоряжение № 26-ра «О внесении изменений в распоряжение Администрации Кемеровской области от 21.12.2018 № 2-р «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений» в соответствии с которым в пункте 49 приложения, вид фактического использования нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: , установлен - в целях делового, административного или коммерческого назначения; в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (далее – Распоряжение № 26-ра - том 1 л.д. 35, том 2 л.д. 90 – 92).

Распоряжение опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» http://bulleten-kuzbass.ru, 22 декабря 2021 года (том 2 л.д. 89).

21 декабря 2018 года Администрацией Кемеровской области принято распоряжение № 3-р «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» (далее – Распоряжение №3-р - том 1 л.д. 36-37, том 2 л.д. 94 – 96).

Пунктом 1 Распоряжения № 3-р определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень), пункт 86 которого содержит объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенный по адресу: (том 2 л.д. 96).

Распоряжение опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» http://bulleten-kuzbass.ru, 21 декабря 2018 года (том 2 л.д. 93).

3 декабря 2019 года Администрацией Кемеровской области принято распоряжение № 6-ра «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» (далее – Распоряжение № 6-ра - том 1 л.д. 38, том 2 л.д. 98 - 100).

Пунктом 1 Распоряжения № 6-ра определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень), пункт 88 которого содержит объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенный по адресу: (том 2 л.д. 100).

Распоряжение опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» http://bulleten-kuzbass.ru, 03 декабря 2019 года (том 2 л.д. 97).

23 декабря 2020 года Администрацией Правительства Кузбасса принято распоряжение № 21-ра «Об определении на 2021 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее – Распоряжение № 21-ра - том 1 л.д. 39, том 2 л.д. 152 - 154).

Пунктом 1 Распоряжения № 21-ра определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень), пункт 114 которого содержит объект недвижимого имущества по адресу: лога, 1 (том 2 л.д. 154).

Распоряжение опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» http://bulleten-kuzbass.ru, 25 декабря 2020 года (том 2 л.д. 101).

21 декабря 2021 года Администрацией Правительства Кузбасса принято распоряжение № 27-ра «Об определении на 2022 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее – Распоряжение № 27-ра - том 1 л.д. 40, том 2 л.д. 106 - 109).

Пунктом 1 Распоряжения № 27-ра определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее – Перечень), пункт 115 которого содержит объект недвижимого имущества по адресу: лога, 1 (том 2 л.д. 109).

Распоряжение № 27-ра опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» http://bulleten-kuzbass.ru, 22 декабря 2021 года (том 2 л.д. 105).

Акционерное общество «Предзаводская автобаза» (далее также АО «Предзаводская автобаза», Общество) обратилось в суд с административным иском о признании не действующими со дня принятия вышеуказанных положений нормативных правовых актов.

Требования мотивирует тем, что является собственником здания с кадастровым номером , наименование - быткомбинат, расположенного на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «предприятия автосервиса». Полагает, что данное здание не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Кроме того, спорное здание и иные объекты недвижимости, не включенные в перечни и расположенные на одном с ним земельном участке, образуют в совокупности предприятие – Предзаводская автобаза, основным направлением деятельности которого является обслуживание строительства дорог. Включение объекта недвижимости в Перечни неправомерно возлагает на истца обязанность по уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания.

Представитель административного истца АО «Предзаводская автобаза» Ермоленко Н.С., действующая на основании доверенности от 03.06.2022, в судебном заседании заявленные требования поддержала по тем основаниям и доводам, что изложены в административном иске. Дополнительно пояснила, что в спорном здании отсутствуют помещения, предназначенные для размещения офисов и офисной инфраструктуры, а также объектов торговли, оно не используется в целях делового, административного и коммерческого назначения. В здании размещено предприятие, кабинеты сотрудников которого и залы используются для обеспечения производственной деятельности. Столовая также предназначена только для сотрудников.

Представитель администрации Правительства Кузбасса и Правительства Кемеровской области-Кузбасса Долгушина О.В., действующая на основании доверенностей от 20 января 2020 год и от 25 марта 2021 года, заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в объяснениях (том 2 л.д. 57-66).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Давыдовой Н.М., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона Кемеровской области от 26 ноября 2003 года № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года) органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, к которым применяется налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, являлась Администрация Кемеровской области.

В настоящее время, с учетом изменений, внесенных в вышеуказанный закон Законом Кемеровской области - Кузбасса от 09 апреля 2020 года № 44-ОЗ, таким органом на территории Кемеровской области - Кузбасса является Администрация Правительства Кузбасса.

Таким образом, оспариваемые в части распоряжения Администрации Кемеровской области и распоряжения Правительства Кузбасса приняты уполномоченными органами в пределах компетенции, в установленной форме, опубликованы в соответствии с требованиями закона и по данным основаниям не оспариваются.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса.

Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и включают в себя административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1).

Подпунктами 1 и 2 пункта 3 приведенной статьи предусмотрено, что в целях данной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, если здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо если здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Законом Кемеровской области № 60-ОЗ от 26 ноября 2003 года «О налоге на имущество организаций» на основании главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации на территории Кемеровской области установлен и введен в действие налог на имущество организаций, определены ставка налога, порядок и сроки его уплаты.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 4 указанного Закона (в редакции, действовавшей до 15 декабря 2021 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. м. и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений).

В настоящее время вышеприведенные положения изложены в статье 2 Закона Кемеровской области от 26 ноября 2003 года № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций».

Соответственно, по смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое здание (строение, сооружение), которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 июня 2016 года № 226 утверждено Положение «О реализации Закона Кемеровской области от 26.11.2003 № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (далее Положение), действовавшее до 08.02.2022 и определяющее порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, порядок формирования и определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и порядок взаимодействия при установлении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений и формировании такого перечня.

Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что проведение мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений (далее - мероприятия) осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемым руководителем Администрации Кемеровской области или уполномоченным им лицом списком зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых необходимо определить вид фактического использования.

Должностные лица Администрации Кемеровской области, уполномоченные на проведение мероприятия, вправе проводить обследование, в том числе с использованием фотосъемки (при необходимости видеосъемки) здания (строения, сооружения), нежилых помещений, указанных в поручении, без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками указанных зданий (строений, сооружений), нежилых помещений (пункт 2.7 Положения).

По результатам проведения мероприятия в срок не позднее пяти рабочих дней с даты его окончания составляется протокол (пункт 2.8 Положения).

Мероприятие проводится должностными лицами Администрации Кемеровской области в отношении каждого здания (строения, сооружения), нежилого помещения не более одного раза в период с 1 января по 1 декабря каждого календарного года (пункт 2.10 Положения).

Из материалов дела следует, что акционерное общество «Предзаводская автобаза» является собственником здания с кадастровым номером , площадью 1347,2 кв.м., находящегося по адресу: (том 1 л.д. 56, том 2 л.д. 145).

По данным, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, назначение здания – нежилое, наименование – быткомбинат (том 2 л.д. 144). Аналогичные сведения приведены в техническом паспорте на здание, составленном по состоянию на 3 декабря 2009 года (том 1 л.д. 59 - 91).

Также установлено, что здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , правообладателем которого является АО «Предзаводская автобаза» (том 1 л.д. 45 - 47).

Исходя из содержания кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером (представлен в электронном виде), а также по данным, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, вид его разрешенного использования – предприятия автосервиса (том 1 л.д. 46).

Из материалов дела и объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что единственным основанием для включения принадлежащего административному истцу на праве собственности объекта недвижимости (здания) в оспариваемые им в части нормативные правовые акты послужило фактическое использование более 20% его общей площади в целях делового, административного, коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ), по результатам проведенного 19 мая 2016 года, а затем 21 апреля 2021 года обследования объекта недвижимого имущества, которым установлено фактическое использование 800 кв.м. под офисы и торговые объекты при общей площади здания в 1 347,2 кв.м., о чем составлены протоколы (том 2 л.д. 57 – 66, 67 – 75).

Таким образом, принадлежащее Обществу здание включено в оспариваемые им пункты перечней по критериям, установленным подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, по виду фактического использования.

Вместе с тем доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод о фактическом использовании части площади здания в целях делового, административного, коммерческого назначения, стороной административного ответчика не представлено.

Данные из ЕГРН и документы технического учета (инвентаризации) в отношении нежилого здания, не содержат сведений, указывающих на размещение в нем офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.

Так, в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 03 декабря 2009 года здание по адресу: , имеет общую площадь 1347,2 кв.м. и включает в себя помещения с наименованиями: «кабинет», «тамбур», «комната», «коридор», «сан.узел», «цех», «кухня», «зал», «лестничная клетка», «склад», «раздаточная», «бытовое помещение», «подсобное помещение», «душевая», «склад», «архив», «теплоузел» (том 1 л.д. 59 – 71).

Сами по себе понятия «помещение», «кабинет» не тождественны понятию «офис». Вышеуказанная классификация помещений и их площадь не свидетельствует о размещении в здании объектов делового, административного, коммерческого назначения площадью более 20%, а также о размещении в здании торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечни исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений.

Помимо прочего, на земельном участке под объектом, включенным в перечни, также расположены иные принадлежащие на праве собственности Обществу объекты недвижимого имущества: гараж-стоянка а/к 1,2,4, кадастровый , площадью 12 700,3 кв.м., назначение нежилое; гараж-стоянка а/к №2, кадастровый , площадью 2 817,1 кв.м., назначение нежилое; контора гаража №1, кадастровый , площадью 1 012,9 кв.м., назначение нежилое; воздухоподогрев гаража №1, кадастровый , площадью 138,6 кв.м., назначение нежилое; трансформаторная подстанция, кадастровый , площадью 35,8 кв.м., назначение нежилое; склад для материалов, кадастровый , площадью 2 315,8 кв.м., назначение нежилое; блок горячих цехов, кадастровый , площадью 1 160,7 кв.м., назначение нежилое; механизированная мойка, кадастровый , площадью 279,6 кв.м., назначение нежилое; профилакторий, кадастровый , площадью 1 029,2 кв.м., назначение нежилое; здание диагностики, кадастровый , площадью 310,5 кв.м., назначение нежилое (том 1 л.д. 45 - 47, 92-126, 127 - 142, 143 - 156, 157 - 168, 171 - 176 - технические паспорта, свидетельства ОГРП).

Из пояснений представителя Общества следует и доказательств обратного стороной ответчика не представлено, что указанные выше объекты технологически связаны между собой и вместе с объектом, включенным в перечень, используются для осуществления производственной деятельности.

Из представленных Обществом договоров на транспортное обслуживание и дополнительных соглашений к ним, договоров оказания услуг следует, что АО «Предзаводская автобаза» занимается организацией автотранспортного обслуживания, проведением аудита действующих логистических процессов, оказывает услуги спецтехникой (том 1 л.д. 242-244, 246, 247, том 2 л.д. 1-8, 9-17, 18-23, 24-30, 31-32).

На представленных административным истцом фототаблицах помещений, нахождение которых в здании с кадастровым номером не оспаривалось административным ответчиком, расположены кабинеты руководителей, бухгалтерия, отдел организации перевозок, кабинет предрейсового медицинского осмотра, санитарно – бытовой комплекс для междусменного отдыха работников, комнаты отдыха работников, а также столовая, и иные помещения вспомогательного назначения, территория в месте расположения здания огорожена, занята грузовым автомобильным транспортном (том 1 л.д. 72 – 91, 45 - 53).

Как было указано ранее, земельный участок на котором расположено здание с кадастровым номером , имеет вид разрешенного использования – предприятия автосервиса (том 1 л.д. 46), что, однако, не позволяет сделать однозначный вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка со всей очевидностью предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 (утратил силу 04 апреля 2021 года) утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который устанавливает наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и числовое обозначение в виде кода.

Согласно положениям названного федерального нормативного правового акта размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, было отнесено к коду разрешенного использования земельного участка - объекты придорожного сервиса (код 4.9.1), описание которого не соответствует видам разрешенного использования земельных участков бытовое обслуживание (код 3.3), деловое управление (код 4.1), объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2).

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412, воспроизводит вышеизложенные положения.

Правила землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденные постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 № 75 (в редакциях, действовавших на даты принятия оспариваемых нормативных правовых актов), в разделе «Виды и состав территориальных зон. Градостроительные регламенты» аналогичным образом определяют виды разрешенного использования объектов, размещение которых соответствует видам разрешенного использования земельных участков бытовое обслуживание (код 3.3), деловое управление (4.2), объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2) и объекты придорожного сервиса (код 4.9.1).

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка и расположенных на нем объектов капитального строительства, деловое, административное, коммерческое использование, равно как размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в смысле придаваемом статьей 378.2 НК РФ, не предусматривали.

Анализируя представленные в ходе судебного разбирательства доказательства, суд приходит к выводу о том, что в здании с кадастровым номером оборудованы рабочие места руководства, сотрудников технических служб предприятия, организованы места отдыха работников предприятия, обеспечивающих в целом функционирование производственного процесса и представляющие собой инфраструктуру предприятия осуществляющего деятельность, функционально неотделимую от единого процесса, не используемую в качестве самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности.

Как указывает представитель административного истца, столовая расположенная в спорном здании не предназначена для осуществления самостоятельной коммерческой деятельности, опосредованно используется в производственной деятельности предприятия для улучшения условий труда работников организации. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Установленные обстоятельства по мнению суда свидетельствуют о размещении на момент обследования здания с кадастровым номером и в настоящее время в нем предприятия, осуществляющего производственную деятельность, на обособленной территории.

Таким образом, согласно представленным административным истцом сведениям, по фактическому использованию, ни к административно-деловому, ни к торговому центру (комплексу), здание ни на момент обследования ни в настоящее время, отнести нельзя.

Административным ответчиком достоверных доказательств фактического использования здания в целях, соответствующих приведенному налоговому законодательству и предусматривающих размещение на нем перечисленных в статье 378.2 НК РФ объектов и подтверждающих реальное использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания – не представлено.

Имеющиеся в материалах дела протоколы обследования исходя из их содержания, не позволяют достоверно определить фактическое использование для целей размещения офисов и торговых объектов более 20% площади здания, расчеты определения долей фактического использования помещений спорного объекта, как и фототаблица - отсутствуют, не указаны какие-либо выявленные признаки размещения вышеупомянутых объектов.

Учитывая изложенное и установленные обстоятельства, вывод о фактическом использовании нежилого здания и помещений в нем под размещение офисов и торговых объектов сделан специалистами уполномоченного органа, только исходя из визуального осмотра, в отсутствие какого-либо обоснования и доказательств, соответственно представленные протоколы не подтверждают факт использования более 20% от общей площади здания под размещение офисов, суд относится к ним критически.

Тем самым доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод о фактическом использовании части площади здания в целях делового, административного, коммерческого назначения, стороной административного ответчика не представлено.

Согласно пункту 2.14 Положения, нормативный правовой акт Администрации Кемеровской области об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений является основанием для включения здания (строения, сооружения), нежилого помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций.

Таким образом Распоряжение № 2-р с учетом внесенных в него ежегодно изменений оспариваемыми Распоряжениями № 5-ра, № 20-ра и № 26-ра изменений, явилось основанием для включения здания с кадастровым номером в перечни объектов недвижимого имущества, утвержденные Распоряжениями № 3-р, № 6-ра, № 21-ра и № 27-ра.

Поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, однако административным ответчиком доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванного объекта недвижимости условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в перечни, не представлено, не содержится их и в материалах дела, административный иск подлежит удовлетворению.

При таких обстоятельствах административные исковые требования о признании недействующими пункта 46 Распоряжения № 2-р, пункта 44 Распоряжения № 5-ра, пункта 49 Распоряжения № 20-ра, пункта 49 Распоряжения № 26-ра, пункта 86 Перечня, утвержденного Распоряжением № 3-р, пункта 88 Перечня, утвержденного Распоряжением № 6-ра, пункта 114 Перечня, утвержденного Распоряжением № 21-ра, пункта 115 Перечня, утвержденного Распоряжением № 27-ра, подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого указанные нормативные правовые акты в оспариваемой части должны быть признаны недействующими, суд руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречили нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу с момента принятия, имеют ограниченный срок действия, а потому признание оспариваемых положений нормативных правовых актов недействующими со дня его принятия, в полной мере будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца.

В настоящее время официальным источником опубликования актов Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса является, в том числе сайт «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» http://bulleten-kuzbass.ru (пункт 2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области – Кузбасса»), сообщение о принятии данного решения суда должно быть опубликовано на указанном сайте в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействующими со дня принятия:

пункт 46 распоряжения Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2018 года № 2-р «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений»;

пункт 44 распоряжения Администрации Кемеровской области от 3 декабря 2019 года № 5-ра «О внесении изменений в распоряжение Администрации Кемеровской области от 21.12.2018 № 2-р «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений»;

пункт 49 распоряжения Администрации Правительства Кузбасса от 23 декабря 2020 года № 20-ра «О внесении изменений в распоряжение Администрации Кемеровской области от 21.12.2018 № 2-р «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений»;

пункт 49 распоряжения Администрации Правительства Кузбасса от 21 декабря 2021 года № 26-ра «О внесении изменений в распоряжение Администрации Кемеровской области от 21.12.2018 № 2-р «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений»;

пункт 86 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2018 года № 3-р;

пункт 88 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Администрации Кемеровской области от 3 декабря 2019 года № 6-ра;

пункт 114 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного распоряжением Администрации Правительства Кузбасса от 23 декабря 2020 года № 21-ра;

пункт 115 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Администрации Правительства Кузбасса от 21 декабря 2021 года № 27-ра.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса» http://bulleten-kuzbass.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.

Председательствующий: С.В. Киклевич

Решение в окончательной форме принято 19 сентября 2022 года