Дело № 3а-80/2021
42OS0000-01-2021-000068-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,
при секретаре Злобиной П.С.,
с участием прокурора Канаплицкой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«14» июля 2021 года
административное дело по административному иску ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» о признании недействующими в части постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2021 год»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее также РЭК Кузбасса, Комиссия) от 31 декабря 2020 года № 844 внесены изменения в Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области».
Пунктом 14 приложения 2 указанного постановления открытому акционерному обществу «Северо-Кузбасская энергетическая компания» (далее по тексту ОАО «СКЭК», Общество), как территориальной сетевой организации, установлена необходимая валовая выручка на 2021 года в размере 1 391 678, 46 тыс. руб. (без учета оплаты потерь).
31.12.2020 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято постановление № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год», приложением № 1 к которому установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям на 2021 год; пунктом 14 таблицы 2 приложения № 1 установлен размер необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь сетевой организации ОАО «СКЭК», учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год в размере 1 391 678, 46 тыс. руб.; пунктами 16, 21, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 37, 49, 60, 70 приложения № 3 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса ОАО «СКЭК» и АО «Оборонэнерго» (филиал «Забайкальский» АО «Оборонэнерго»), ООО «Регионэнергосеть», ХК ООО «СДС-Энерго», ООО «Кузбасская энергосетевая компания», ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС», ОАО «РЖД» (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению – СП Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД», АО «Специализированная шахтная энергомеханическая компания», ООО «Энергосервис», АО «Сибирская промышленная сетевая компания», ООО «Территориальная сетевая организация «Сибирь», ООО «Электросетьсервис», ООО «Ресурсоснабжающая компания» на 2021 год.
Постановления опубликованы на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru, 31 декабря 2020 года.
Общество обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента издания постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2021 год» в приведенной выше части, по причине не соответствия их Федеральному закону «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 № 35-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением правительства РФ от 29 декабря 2011 № 1178.
Административный истец считает, что необходимая валовая выручка (далее также НВВ) на 2021 год органом регулирования установлена с нарушением тарифного законодательства, посредством исключения расходов, понесенных в предыдущих периодах регулирования, являющихся экономически обоснованными и производственно необходимыми, по статьям: арендная плата за пользование муниципальным имуществом за период 2017 – 2019 годы, отчисления на социальные нужды за период 2017 – 2019 годы, работы и услуги производственного характера за период 2015 – 2019 годы, оплата труда за период 2015 – 2019 годы, услуги связи за период 2015 – 2019 годы, юридические и информационные услуги за период 2015 – 2019 годы, страхование основного производственного имущества за период 2015 – 2019 годы, прочие расходы за период 2015 – 2019 годы. Кроме того, исключены затраты 2021 года на аренду электросетевого хозяйства, аренду земли и налога на имущество. Изложенное привело к занижению НВВ и установлению её в экономически необоснованном размере. Полагает, что оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушены права и законные интересы административного истца при осуществлении экономической деятельности.
Определением суда от 14 июля 2021 года производство по делу в части признания недействующим со дня принятия приложения № 1 к постановлению Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2021 год», которым установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2021 год, прекращено, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
В судебном заседании представители административного истца –Алхимов С.В., Рычагов М.И., действующие на основании доверенностей № 260/2-2.2 от 20.12.2019 и № 202/2-2.2 от 28.08.2019, сроком действия на 3 года, предоставившие диплом о высшем юридическом образовании, заявленные требования поддержали в полном объеме по тем основаниям, что изложены в иске и дополнительных пояснениях (том 17 л.д. 109 - 125).
Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса Шипачева Е.Б., действующая на основании доверенности № 1 от 09.01.2020, сроком действия на 3 года, предоставившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражала против требований административного истца, письменные возражения, приобщены к материалам дела (том 2 л.д. 181-187).
Представитель заинтересованного лица Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» Зуева А.А., действующая на основании доверенности № 42/144 от 03.12.2020, сроком действия до 28.03.2022, представившая диплом о высшем юридическом образовании, возражала против заявленных требований.
Заинтересованные лица ФАС России, ХК ООО СДС-Энерго», АО «Оборонэнерго», АО «Специализированная шахтная энергетическая компания», ООО «Регионэнергосеть»,; АО «Сибирская промышленная компания», ООО «ТСО Сибирь», ООО «Электросетьсервис», ООО «Ресурсоснабжающая компания», ООО «КЭНК», ООО «Энергосервис», ОАО «РЖД» (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению – СП Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Канаплицкой О.А., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению частично, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Согласно п. 3 ст. 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Таким образом, оспариваемые постановления приняты Региональной энергетической комиссией Кузбасса в пределах предоставленных полномочий.
Проверив форму и вид, в которых РЭК Кузбасса вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правила введения их в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.
В соответствии с пунктом 1 ст. 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Из них Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа (пункт 12 Основ ценообразования).
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования).
В силу изложенных предписаний орган регулирования вправе отказать регулируемой организации во включении в тарифы отдельных заявленных расходов только в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с требованиями законодательства в сфере ценообразования в электроэнергетике не подтверждена.
Судом установлено, что ОАО «СКЭК» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Для Общества определен долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы. Долгосрочные параметры регулирования и НВВ на долгосрочный период регулирования Обществу определены в постановлении РЭК Кемеровской области от 31 декабря 2016 года № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области» (в редакции 2019 года).
28 апреля 2020 года ОАО «СКЭК» обратилось в адрес РЭК Кузбасса с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2021 год и предоставило обосновывающие материалы в 33 томах (том 1 л.д. 41, 42 – 146, материалы тарифного дела в 33 томах). Впоследствии, 06 октября, 18, 23, 26 ноября 2020 года, 16, 30 декабря 2020 года направлены дополнительные материалы (дополнительные материалы тарифного дела).
По итогам проведенного анализа документов 31 декабря 2020 года приняты постановление № 844 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», постановление № 845 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2021 год».
При принятии нормативных правовых актов органом регулирования учтены основные показатели детальности ОАО «СКЭК», а также результаты исполнения предписания ФАС России от 14.04.2020 № СП/31695/20, на что указано в выписке из протокола заседания Правления РЭК Кузбасса (том 3 л.д. 21 – 23).
Установлено, что ФАС России проведена плановая выездная проверка соблюдения Региональной энергетической комиссией Кемеровской области законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в ходе которой выявлены нарушения при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ОАО «СКЭК» в предыдущем периоде регулирования (2015 – 2019 годы).
По результатам проведенной проверки РЭК выдано предписание от 14 апреля 2020 года № СП/31695/20, которым орган регулирования признан нарушившим пункты 26, 27, 28, 29, 31, 38 Основ ценообразования № 1178, пункт 23 Правил регулирования № 1178, а также положения Методических указаний № 98-э. Установлен срок для устранения допущенных нарушений - до 1 июля 2020 года, посредством дополнительного анализа и расчета расходов (показателей), включенных в НВВ ОАО «СКЭК», на основании мотивировочной части предписания с отображением соответствующего анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178, по следующим статьям затрат: «Работы и услуги производственного характера» на 2015 год, «Затраты на оплату труда» на 2015 год, «Ремонт основных фондов» на 2015 год, «Оплата работ и услуг сторонних организаций» на 2015 год, «Расходы на страхование» на 2015 год, «Другие прочие расходы» на 2015 год, «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2017 – 2017 годы, «Амортизация ОС» на 2017 - 2019 годы, «Корректировки НВВ» на 2017 – 2019 годы, «Расходы на оплату потерь электрической энергии» на 2017 – 2019 годы, по результатам чего пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ОАО «СКЭК» за 2015 год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178, а также величину НВВ ОАО «СКЭК» на 2015 – 2019 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования, а также Методических указаний № 98-э, исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из НВВ ОАО «СКЭК» 2020 года и пересмотреть установленные индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год (том 11 л.д. 188 – 195).
Решением ФАС России от 02 июля 2020 года 3 СП/55406/20 срок исполнения предписания ФАС России от 14 апреля 2020 года № СП/31695/20 установлен до 01 октября 2020 года, предписано исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из НВВ ОАО «СКЭК» на 2020 и 2021 годы, и учесть при установлении (пересмотре) индивидуальных и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год – с 01 октября 2020 года, на 2021 год – в установленные законодательством сроки.
Далее, по результатам рассмотрения ФАС России материалов, представленных РЭК Кузбасса, орган регулирования признан не исполнившим предписание, расходы по статьям затрат: «Работы и услуги производственного характера» на 2015 год, «Затраты на оплату труда» на 2015 год, «Ремонт основных фондов» на 2015 год, «Оплата работ и услуг сторонних организаций» на 2015 год, «Другие прочие расходы» на 2015 год, «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2017 – 2017 годы, «Амортизация ОС» на 2017 - 2019 годы, «Корректировки НВВ» на 2017 – 2019 годы, приняты без достаточного экономического обоснования, в связи с чем ФАС России принято решение № СП/105289/20 от 01 декабря 2020 года об установлении нового срока исполнения – до 01 января 2021 года (том 11 л.д. 196 – 201).
Во исполнение предписания РЭК Кузбасса проведен анализ расходов, учтенных в составе необходимой валовой выручки ОАО «СКЭК» на 2015 - 2019 годы, о чем составлено заключение по результатам выполнения мероприятий по исполнению предписания ФАС России от 14 апреля 2020 года № СП/31695/20, вынесенного по результатам проверки соблюдения действующего законодательства при государственном регулировании цен (тарифов) ОАО «СКЭК» (том 3 л.д. 96 – 250, том 4 л.д. 1 – 250, том 5 л.д. 1 – 250, том 6 л.д. 1 – 250, том 7 л.д. 1 – 250, том 8 л.д. 1 – 250, том 9 л.д. 1 – 113), далее составлено экспертное заключение по материалам, представленным ОАО «СКЭК» для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок 2021 года (том 9 л.д. 114 – 250, том 10 л.д. 1 – 250, том 11 л.д. 1 – 169).
По мнению административного истца, при принятии оспариваемых нормативных правовых актов РЭК Кузбасса необоснованно исключены из необходимой валовой выручки либо снижены расходы по статьям затрат: арендная плата за пользование муниципальным имуществом за период 2017 – 2019 годы, отчисления на социальные нужды за период 2017 – 2019 годы, работы и услуги производственного характера за период 2015 – 2019 годы, оплата труда за период 2015 – 2019 годы, услуги связи за период 2015 – 2019 годы, арендная плата за пользование электросетевого имущества на 2021 год, плата за аренду земли на 2021 год, налог на имущество на 2021 год.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Регулирующие органы при установлении регулируемых цен (тарифов) принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов (пункт 7 Основ ценообразования).
Таком образом, в необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.
Из положений пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Основные методологические положения по формированию регулируемых тарифов (цен) с использованием метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки экономически обоснованных расходов определены в Методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).
В пункте 11 Методических указаний № 98-э приведена формула расчета необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования, в которой учитываются подконтрольные расходы. Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
В ходе проверки соблюдения Региональной энергетической комиссией Кемеровской области законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) ФАС России установлено использование регулятором при расчете базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год метода экономически обоснованных расходов (затрат) без соответствующего анализа расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования.
В части статьи расходов «Работы и услуги производственного характера» ФАС отмечено отсутствие в экспертном заключении на 2015 год анализа экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в разрезе статей затрат и подстатей, а также на учет в смете расходов без обоснований накладных расходов в размере 85 %, прибыли в размере 60 %, материалов, расходов на работу механизмов.
Как следует из экспертного заключения, составленного по результатам исполнения предписания ФАС России, расходы по указанной статье предложены регулируемой организацией на 2015 год в размере 858 428 тыс. руб. и включают в себя услуги по техническому обслуживанию электросетевого хозяйства Общества, оказываемые сторонними организациями ОАО «Кемеровская горэлектросеть», ООО «Березовские электрические сети», ООО «Ленинск-Кузнецкая Электросеть» по договорам от 25 декабря 2008 года № 4-06-09, от 01 января 2008 года № 2-06-08, от 01 января 2008 года № 2-05-08 соответственно. В обоснование фактически понесенных затрат за 2013 год Обществом представлены аналитический отчет по счету 20.22 (Основное производство, транспортировка электроэнергии, техническое обслуживание) за 2013 год, по оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 «Основное производство» по виду деятельности «Транспортировка электроэнергии» в разрезе договоров и счетов-фактур, выставленных предприятиями-подрядчиками, счета-фактуры, акты выполненных работ и документы подрядных предприятий, подтверждающих фактические результаты финансово-хозяйственной деятельности за предыдущий расчетный период регулирования (бухгалтерская и статистическая отчетность, выписки из бухгалтерского учета «Главная книга» и оборотно-сальдовые ведомости в аналитике вида деятельности «Техническое обслуживание» по статьям затрат за 2013 год) (том 3 л.д. 105 – 112).
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 расходы по данной статье затрат должны определяться исходя из регулируемых государством цен; цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночных цен, сложившихся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночных цен, предоставляемых организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля экономист ОАО «Агентство экономических экспертиз» ФИО8, проводившая в 2020 году анализ документации ОАО «СКЭК», пояснила, что определяя экономическую обоснованность расходов по данной статье, принимая во внимание предписание ФАС России, ею проверен расчет затрат на заявленные виды работ по договорам исходя из анализа представленных Обществом обосновывающих документов, в числе которых, подтверждающие фактические затраты Общества в предыдущем расчетном периоде регулирования, а также подтверждающие расходы подрядчиков в связи с выполнением работ по договорам. Поскольку договоры со сторонними организациями заключены без соблюдения конкурсных процедур, расходы определены сметным путем посредством использования программного комплекса для составления и проверки сметных расчетов «Гранд-смета». Расчет фонда оплаты труда подрядных организаций также осуществлен с учетом результатов анализа документации указанных организаций, корректировка в сторону уменьшения затрат по оплате труда сторонних организаций произведена исходя из определения таковых по трудозатратам, определенным сметным путем, а также в силу исключения ряда заявленных необоснованных расходов подрядных организаций. Размер средней заработной платы принят по предложению организации.
Суд приходит к выводу о том, что примененный органом регулирования подход соответствует требованиям законодательства в области регулирования цен (тарифов) на электроэнергию, имеющего большую юридическую силу.
Величина затрат по статье определена Комиссией в соответствии с требованиями абзаца 5 пункта 29 Основ ценообразования, с учетом рыночных цен, предоставляемых организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах, а именно с использованием программного комплекса «Гранд-смета», позволяющего рассчитать (проверить) объем работ (услуг), а также необходимых для их выполнения трудозатрат, поскольку представленные истцом договоры с подрядными организациями заключены без проведения конкурсных процедур. Отсутствие документов, подтверждающих соблюдение при заключении договоров конкурсных процедур, в том числе по тому основанию, что договоры с подрядными организациями заключены до принятия Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не позволяло органу регулирования определить расходы иным способом.
К числу экономически не обоснованных расходов, заявленных в составе затрат на оплату труда подрядных организаций, экспертами регулирующего органа отнесены расходы на добровольное медицинское страхование работников, представительские расходы, выплаты разовых премий, размещение рекламы, оплату членских взносов в саморегулирующую организацию, создание резерва ФОТ по итогам года, прибыль до налогообложения, прочие расходы (расходы, не принимаемые в налоговом учете), обслуживание автотранспорта (расходы, не принимаемые в налоговом учете), подготовка кадров (расходы, не принимаемые в налоговом учете), питание в учебно-оздоравливающем центре, возмещение затрат работникам по займам (экспертное заключение по результатам исполнения предписания – том 3 л.д. 105 – 112, 222 – 250, том том 4 л.д. 1 – 22). Как пояснила свидетель ФИО8, данные затраты были проанализированы и исключены в указанных размерах как излишние, не подтвержденные в разрезе вида услуг, и не подлежащие включению в тариф. Иного суду не представлено, тогда как в силу действующего в сфере электроэнергетики законодательства, за счет тарифного решения будет возмещаться только экономически обоснованный размер расходов субъекта регулируемой деятельности, в том числе на заработную плату персонала подрядчика.
При определении затрат по статье расходов «Затраты на оплату труда на 2015 год» в размере 132 411, 17 тыс. руб. орган регулирования исходил из численности персонала ОАО «СКЭК» 372 человека.
По данной статье расходов ФАС России в предписании указала на фактическую численность персонала ОАО «СКЭК» 228 человек, а также отсутствие расчета среднего тарифного коэффициента и обоснования ставок премирования.
Исполняя предписание ФАС России регулирующий орган определил расходы по данной статье затрат в размере 95 630, 82 тыс. руб., с чем административный истец не согласен.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
На дату принятия тарифного решения - 2015 год, действовало Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 гг., утвержденное Министерством регионального развития Российской Федерации, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 9 сентября 2013 года.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля экономист ОАО «Агентство экономических экспертиз» ФИО8, показала, что первоначально при установлении величины расходов по статье «Оплата труда на 2015 год» регулирующим органом было учтено заявленное Обществом увеличение численности персонала в связи с созданием центра обслуживания клиентов. Однако при повторной оценке обоснованности статьи затрат, проведенной на основании предписания ФАС России, создание такого центра в связи с осуществлением именно регулируемого вида деятельности – распределение электроэнергии, не подтверждено, как и заявленная численность персонала. В связи с этим при исполнении предписания ФАС России исходили из фактической численности персонала за 2013 год по направлению деятельности электроэнергетика – 228 человек. Расчет фонда оплаты труда производился исходя из заявленного Обществом размера средней заработной платы, с учетом Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве и вида экономической деятельности Общества - распределение электроэнергии. Во исполнение предписания ФАС России при расчете применен средний тарифный коэффициент.
При установленных обстоятельствах, органом регулирования обоснованно для расчета расходов по статье «Затраты на оплату труда на 2015 год» численность работников Общества принята исходя из фактической численности за 2013 год в количестве 228 человек, подтвержденной статистическими данными (форма статистической отчетности 1-Предприятие за 2013), что соответствует положениям пункта 26 Основ ценообразования № 1178, согласно которого размер фонда оплаты труда подлежит определению с учетом фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования (применительно к 2015 году - это 2013 год). В указанной части обязанность Общества обеспечить соблюдение стандартов обслуживания потребителей, в том числе посредством создания центра обслуживания клиентов, не исключает соблюдения требований тарифного законодательства о документальном подтверждении экономической обоснованности отнесения затрат в связи с увеличением численности персонала на регулируемый вид деятельности.
Далее, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, Комиссия установила размер фонда оплаты труда с учетом результатов деятельности за предыдущий период, а именно, исходя из среднемесячной заработной платы в соответствии с выпиской из штатного расписания на 01.08.2014 – 32 758 руб., прогнозного индекса потребительских цен Минэкономразвития РФ 1,067% (2015/2014) и фактической численности работников – 228 человек. Также органом регулирования произведен расчет среднемесячной тарифной ставки рабочего первого разряда, среднего тарифного коэффициента, в последнем случае, пропорционально доли отнесения на услуги по передаче электрической энергии.
В приведенной части суд приходит к выводу о том, что расчеты, изложенные в экспертном заключении по статье «Затраты на оплату труда» не соответствуют основным принципам государственного регулирования.
В частности, экспертное заключение не содержит анализа экономической обоснованности использования в расчете фонда оплаты труда величины средней заработной платы по данным предприятия (32 758 руб.) относительно официальных статистических данных соответствующего периода о средней заработной плате в регулируемой отрасли в Кемеровской области. В этой связи следует отметить, что первоначально при определении величины НВВ и установлении тарифов на 2015 год фонд оплаты труда формировался регулирующим органом из расчета средней заработной платы – 29 662 руб. на человека (том 1 л.д. 178 – 179, том 12 л.д. 132 – 133). Необходимость применения показателя средней заработной платы в ином, большем размере, относительно использованного ранее, регулирующим органом не мотивирована.
Помимо изложенного, экспертное заключение РЭК Кузбасса в части расчета среднемесячной тарифной ставки рабочего первого разряда (Таблица № П1.16 – том 3 л.д. 117 – 118) не содержит анализа принятого размера доплат (надбавок) к тарифным ставкам стимулирующего и (или) компенсационного характера, связанных с режимом работы и условиями труда 1 работника (подпункт 2.8.2.1. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 гг.), а также обоснования принятого процента премирования, с учетом Положения об оплате труда ОАО «СКЭК».
Кроме того, в экспертном заключении отсутствует указание на наименование Методических рекомендаций по организации оплаты труда, на основании которых рассчитаны и учтены при расчете затрат Общества по анализируемой статье средний тарифный коэффициент и средняя ступень оплаты труда.
Соответственно, расходы по статье «Затраты на оплату труда на 2015 год» приняты регулирующим органом без достаточного экономического обоснования.
Поскольку статья затрат «Отчисления на социальные нужды» определяется на основании размера фонда оплаты труда, расходы по указанной статье подлежат корректировке с учетом выводов по статье затрат «Расходы на оплату труда».
Затраты по статье «Оплата работ и услуг сторонних организаций на 2015 год» были приняты органом регулирования в размере 33 897, 64 тыс. руб., из которых по подстатьям «Услуги связи» - 1 146, 73 тыс. руб., «Расходы на юридические и информационные услуги» - 5 370, 39 тыс. руб., «Прочие услуги сторонних организаций» - 25 565, 84 тыс. руб.
По данной статье расходов в предписании ФАС России указано на отсутствие экономического анализа таковых; относительно расходов на юридические и информационные услуги отмечено на учет в их составе списания стоимости программного обеспечения, не относящегося к нематериальным активам в сумме 1 124, 68 тыс. руб., в части прочих услуг сторонних организаций отмечено отсутствие достаточного экономического обоснования учета расходов на установление охранных зон объектов электросетевого хозяйства на 2015 год в сумме 22 114, 10 тыс. руб.
Исполняя предписание ФАС России регулирующий орган определил расходы в части приведенных подстатей в следующих размерах: «Услуги связи» - 1 040, 93 тыс. руб., «Расходы на юридические и информационные услуги» - 4 804, 63 тыс. руб., «Прочие услуги сторонних организаций» - 8 069, 39 тыс. руб.
Состав «прочих расходов», которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, содержится в пункте 28 Основ ценообразования № 1178.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 при определении необходимой валовой выручки в состав прочих расходов включаются расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг.
Как следует из экспертного заключения тарифного органа, составленного во исполнение предписания ФАС России, по результатам анализа представленных Обществом договоров, а также фактических затрат предыдущего периода, расходы на услуги связи, юридические и информационные услуги, были приняты регулятором в доле, относимой на услуги по передаче электрической энергии, – 60,39 %.
Оспаривая такой подход регулятора административный истец указывает на ведение раздельного учета расходов и доходов по видам деятельности, в силу чего дополнительное применение к обозначенным расходам коэффициента отнесения на услуги по передаче электрической энергии является экономически необоснованным.
В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.
Аналогичные требования содержатся в пункте 14 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2.
Как следует из материалов тарифного дела, предметом деятельности ОАО «СКЭК» является деятельность по передаче электрической энергии, а также иные виды деятельности, перечисленные в Уставе; Обществом ведется раздельный учет расходов и доходов в соответствии с Учетной политикой (том 17 л.д. 7 – 20, 30 - 99 тарифного дела).
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются, в силу чего общехозяйственные расходы Общества (затраты, не связанные непосредственно с производством продукции или другой основной деятельностью, однако необходимые для нормального функционирования организации) подлежат распределению по видам деятельности организации.
Отнесение органом регулирования расходов на услуги связи, юридические и информационные услуги к общехозяйственным расходам суд находит верным, соответствующим Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н.
При определении указанных расходов РЭК Кузбасса учла осуществление ОАО «СКЭК» регулируемой деятельности в сфере передачи электрической энергии и иных видов деятельности, в силу чего затраты на услуги связи, юридические и информационные услуги приняты к учету в НВВ Общества в доле, относящейся на регулируемый вид деятельности.
Суд полагает, что данный расчет Региональной энергетической комиссии Кузбасса является правильным, соответствует требованиям законодательства в сфере электроэнергетики, имеющего большую юридическую силу.
В силу подпункта 8 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на страхование основных производственных фондов, относящихся к регулируемому виду деятельности, а также основного промышленного персонала, занятого в осуществлении регулируемого вида деятельности.
Первоначально затраты по статье «Расходы на страхование на 2015 год» органом регулирования были включены в НВВ в сумме 11 426, 96 тыс. руб. (том 12 л.д. 139).
Относительно приведенной статьи расходов в предписании ФАС России отмечено на включение в её состав расходов на добровольное медицинское страхование сотрудников и комбинированное страхование электросетевого имущества – необязательные виды страхования, которые органу регулирования предписано исключить из базового уровня подконтрольных расходов.
Исполняя предписание ФАС России Региональная энергетическая комиссия Кузбасса данную статью затрат определила в размере 255, 43 тыс. руб. (том 3 л.д. 141), исключив из базового уровня подконтрольных расходов расходы на добровольное имущественное страхование, с чем административный истец не согласен.
Согласно пояснениям представителя административного ответчика и свидетеля - экономиста ОАО «Агентство экономических экспертиз» ФИО8, расходы на добровольные виды страхования были исключены из НВВ Общества во исполнение предписания ФАС России, которое для органа регулирования является обязательным для исполнения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.2 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется, в том числе уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор)) в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 543, подпунктом «а» пункта 30 которого установлено, что в случае выявления нарушений должностными лицами органа государственного контроля (надзора) может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
В силу абзаца 3 пункта 3 статьи 21 Федерального закона «Об электроэнергетике» в рамках осуществления полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральные органы исполнительной власти вправе направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.
Согласно пункту 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331, ФАС России выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством об электроэнергетике, законодательством о государственном регулировании тарифов.
Таким образом, предписания ФАС России об устранении нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) являются обязательными для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае выданное по результатам проведенной проверки предписание ФАС России от 14 апреля 2020 года № СП/31695/20 (с учетом решений от 02 июля 2020 года № СП/55406/20, от 01 декабря № СП/105289/20), которое в установленном порядке не оспорено и незаконным не признано, является основанием для принятия регулирующим органом решения, направленного на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Из изложенного следует, что пересмотр статьи расходов «Расходы на страхование на 2015 год» с последующим исключением затрат на добровольные виды страхования, правомерно осуществлен органом регулирования в целях исполнения обязательного для него предписания от 14 апреля 2020 года № СП/31695/20.
Аналогичный подход применен органом регулирования при пересмотре во исполнение предписания ФАС России от 14 апреля 2020 года № СП/31695/20 расходов по статье затрат «Другие прочие расходы на 2015 год», из состава которых регулирующему органу предписано исключить затраты на проведение экспертиз базового уровня подконтрольных расходов (том 11 л.д. 192, том 3 л.д. 138 – 141).
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э неподконтрольные расходы включаются в НВВ базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов.
К неподконтрольным расходам относятся в том числе расходы на аренду (пункт 11 Методических указаний № 98-э, пункт 28 Основ ценообразования № 1178).
Расходы по статье «Плата за аренду имущества» на 2017, 2018 и 2019 годы были приняты регулирующим органом в размере 153 163, 73 тыс. руб., 152 133, 70 тыс. руб. и 152 456, 90 тыс. руб. соответственно (экспертные заключения том 12 л.д. 96 – 173, 177 – 245, том 13 л.д. 35 – 250, том 14 л.д. 1 – 60).
Проверяя заключения органа регулирования, а также материалы тарифных дел, ФАС России пришла к выводу о том, что заключения не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье, информации о представленных документах арендодателей, подтверждающих величины амортизации, налога на имущество и других обязательных платежей. Органу регулирования предписано отразить в экспертных заключениях анализ и расчет расходов по указанной статье с отражением документов, на основании которых принималось решение об учете расходов в указанных размерах.
Исполняя предписание ФАС России регулирующий орган определил расходы по данной статье затрат в следующих размерах: на 2017 год – 14 532, 13 тыс. руб., на 2018 год – 14 355, 15 тыс. руб., на 2019 год – 14 450, 47 тыс. руб. Оспаривая приведенное регулирование, административный истец не согласен с исключением из НВВ фактически понесенных в 2017 – 2019 годах расходов по арендной плате за пользование муниципальным имуществом - подстатья «Расходы на аренду электросетевого имущества».
Расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду (подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178).
Пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
Порядок организации бухгалтерского учета основных средств определен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н, пунктом 7 которого определено, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету. При этом определение срока полезного использования объекта основных средств, включая объекты основных средств, ранее использованные у другой организации, производится исходя из: ожидаемого срока использования в организации этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен); естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды) (пункт 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н).
Стоимость объектов основных средств (в том числе объектов основных средств, переданных в аренду) погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено названным положением (пункт 17 Положения по бухгалтерскому учету 6/01, пункт 49 Методических указаний № 91н).
Согласно пунктов 12, 13 Методических указаний № 91н учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.
Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем (пункт 50 Методических указаний № 91н).
При этом пунктом 14 Методических указаний № 91н бухгалтерской службе арендатора рекомендуется также открывать инвентарную карточку на объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций устанавливается данным кодексом и законами субъектов Российской Федерации, которыми определяется налоговая ставка в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, и уплачивается российскими организациями в отношении движимого и недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение), учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 кодекса. По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено названной статьей.
При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (пункт 3 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).
При утверждении НВВ по статье «Плата за аренду имущества» регулирующим органом расходы организации были приняты не в полном размере, полностью исключены расходы на аренду муниципального имущества (подстатья «Расходы на аренду электросетевого имущества»). Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный консультант отдела ценообразования в электроэнергетике РЭК Кузбасса ФИО9 показала, что корректировка по статье затрат произведена по причине непредоставления в полном объеме документов, подтверждающих размер амортизационных отчислений по каждой единице арендуемого имущества и связанных с владением им обязательных платежей по каждому договору аренды, в числе которых карточки учета основных средств, надлежаще оформленные ведомости начисления амортизации, реестры муниципальной казны в части аренды муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов № 1178 обязанность предоставить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, обосновывающие материалы для установления уровня тарифов, возложена на организацию, осуществляющую регулируемую деятельность.
В случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы (пункт 19 Правил регулирования тарифов № 1178).
Таким образом, неисполнение регулируемой организацией обязанности предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств. При этом на органе регулирования не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы, тогда как регулируемая организация, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, должна быть заинтересована в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления своей деятельности.
Судом установлено, что 02 декабря 2020 года тарифный орган запрашивал дополнительные материалы в целях подтверждения экономической обоснованности затрат по анализируемой статье.
16 декабря 2020 года ОАО «СКЭК» представило регулирующему органу уточняющие материалы в четырех томах, в числе, которых инвентарные карточки нефинансовых активов КУМИ Ленинск-Кузнецкого городского округа и КУМИ города Кемерово, расчет размера амортизации и налога на имущество арендованных основных средств за 2019 год.
Представленные материалы, как показала свидетель ФИО9, содержат около одной тысячи карточек учета основных средств, тогда как регулируемой организацией заявлено около восьми тысяч объектов арендованного имущества. Проверить данные документы в полном объеме не представилось возможным, расходы по аренде не были приняты.
Как было указано ранее, по общему правилу на тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы. Вместе с тем, в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, в том числе практики оценки тарифным органом обосновывающих документов за предыдущие годы долгосрочного периода регулирования, орган регулирования должен был предложить Обществу представить дополнительные материалы, подлежащие в свою очередь соответствующей оценке.
Такая обязанность РЭК Кузбасса в данном случае в полном объеме исполнена не была, дополнительные материалы для подтверждения экономической обоснованности затрат по статье «Плата за аренду имущества» были запрошены регулирующим органом только 02 декабря 2020 года, что с учетом значительного количества объектов арендованного имущества, а также сроков принятия тарифных решений – до 01 января 2021 года, нельзя признать своевременным как в целях предоставления информации Обществом, так и для последующей оценки предоставляемых материалов регулятором. Более того, представленные дополнительные материалы не были в полном объеме исследованы в целях проверки экономической обоснованности заявленных Обществом затрат.
Тем самым тарифный орган существенно нарушил принципы тарифного регулирования в сфере электроэнергетики, в числе которых соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики (статья 6 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
Исходя из указанных принципов, а также применяемого органом регулирования алгоритма оценки обосновывающих материалов в предыдущие периоды регулирования, подход тарифного органа должен быть предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Расчет затрат по статье расходов «Аренда имущества на 2021 год» в части подстатьи «Расходы на аренду объектов электроэнергетики» осуществлен органом регулирования аналогичным образом, в силу чего также не может быть признан экономически обоснованным.
В силу положений подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 настоящего документа, регламентирующим последовательность применения видов цен при определении фактических значений расходов.
Обществом для включения в НВВ на 2021 год заявлены расходы на аренду земельных участков в сумме 2 219, 39 тыс. руб., из которых органом регулирования приняты в размере 580, 93 тыс. руб. (том 9 л.д. 146 – 148, 153 - 184).
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО9 показала, что расходы на арендную плату определены в порядке, определенном пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, посредством анализа представленных Обществом обосновывающих документов, с учетом того обстоятельства, что имеет место аренда земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В силу этого для определения экономической обоснованности арендной платы применялась предельная ставка арендной платы, установленная для Кемеровской области нормативными правовыми актами.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, в числе которых объекты энергетических систем, систем электроснабжения, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из Правил определения размера арендной платы, а также Порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 № 582 (в редакции, действовавшей до 01.07.2021 года) (пункт 5), Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственности на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года № 47 (пункт 2.2-1), арендная плата в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Предельный размер ставок арендной платы земельных участков, на которых расположены названные объекты электроэнергетики, утвержден приказом Минэкономразвития России № 507, и для Кемеровской области составляет 5, 97 руб./кв.м.
Установив, что Общество является арендатором земельных участков, которые находятся в федеральной и муниципальной собственности, принимая во внимание порядок заключения договоров аренды, регулирующий орган определил размер арендной платы руководствуясь приведенными выше федеральными и региональными нормами.
Учитывая изложенное, расчет расходов по статье затрат «Расходы на аренду земельных участков» на 2021 год, произведенный органом регулирования, соответствует пунктам 28 и 29 Основ ценообразования № 1178.
По статье «Налог на имущество» на 2021 год Обществом предложены к учету расходы в размере 42 095 тыс. руб.
Органом регулирования указанные расходы приняты в размере 33 112 тыс. руб. (том 9 л.д. 185 - 186), посредством проверки предоставленных Обществом данных об остаточной стоимости недвижимого имущества на начало периода, сумме начисленной амортизации за 2021 год, с применением налоговой ставки 2,2 % (статья 380 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 2 Закона Кемеровской области от 26.11.2003 № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций»).
Как следует из пояснений свидетеля ФИО9, представленный Обществом расчет по статье «Налог на имущество» содержал все необходимые сведения, которые использовались органом регулирования при проверке экономической обоснованности затрат, корректировка в сторону уменьшения произошла в ходе арифметической проверки результата.
Таким образом, расчет расходов на статье «Налог на имущество» на 2021 год, произведенный тарифным органом, соответствует нормам действующего законодательства в сфере электроэнергетики. Доказательств экономической необоснованности указанного расчета, административным истцом суду не представлено.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что расчет региональной энергетической комиссии необходимой валовой выручки для ОАО «СКЭК» на 2021 год, скорректированной по результатам проверки предыдущего периода регулирования 2015 – 2019 годы, нельзя признать экономически обоснованным по статьям затрат «Расходы на оплату труда на 2015 год», «Отчисления на социальные нужды», «Плата за аренду имущества и лизинг на 2017 – 2019 годы в части подстатьи «Расходы на аренду электросетевого имущества», а также по статье «Аренда имущества на 2021 год» в части подстатьи «Расходы на аренду объектов электроэнергетики», тогда как формирование экономически обоснованных тарифов в соответствии с принципами государственного регулирования, закрепленными в статье 23 Федерального закона «Об электроэнергетике», является нормативно установленной обязанностью органов регулирования.
В силу действующего законодательства в области электроэнергетики необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, является одним из основных экономических показателей, необходимых для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Самостоятельного правового и экономического значения в отрыве от тарифов на услуги по передаче электрической энергии НВВ не имеет.
Согласно пункту 49 Методических указаний № 20-э/2 (абзац 6) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения (то есть выручкой по котловым тарифам), и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (то есть выручкой утвержденной регулирующим органом на период регулирования). Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Таким образом, пересмотр НВВ сетевой организации обуславливает пересмотр органом регулирования индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Поскольку необходимая валовая выручка ОАО «СКЭК» на 2021 год рассчитана неправильно, то размер индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «СКЭК» и АО «Оборонэнерго» (филиал «Забайкальский» АО «Оборонэнерго»), ООО «Регионэнергосеть», ХК ООО «СДС-Энерго», ООО «Кузбасская энергосетевая компания», ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС», ОАО «РЖД» (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению – СП Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД», АО «Специализированная шахтная энергомеханическая компания», ООО «Энергосервис», АО «Сибирская промышленная сетевая компания», ООО «Территориальная сетевая организация «Сибирь», ООО «Электросетьсервис», ООО «Ресурсоснабжающая компания» на 2021 год, которые определены (рассчитаны), в том числе, на основании НВВ административного истца, также подлежат пересчету.
В связи с этим у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании не действующими в оспариваемой части постановлений Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844, 845 как противоречащих Федеральному закону «Об электроэнергетике», Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и нарушающих права и законные интересы административного истца.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
По настоящему делу административный истец оспаривает в том числе постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год».
Данное постановление утратило силу и признано недействующим с 1 июня 2021 год принятым 23 апреля 2021 приказом Федеральной антимонопольной службой России № 394/21. Новые тарифы на электрическую энергию на период с 1 июня по 31 декабря 2021 года установлены постановлением РЭК Кузбасса № 162 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса и внесении изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 25.02.2021 № 83 «О внесении изменений в постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31.12.2020 № 843 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год», от 31.12.2020 № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год».
Таким образом, оспариваемое в части постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845, с которым административный истец связывает нарушение своих прав и законных интересов, выразившихся в установлении необходимой валовой выручки в экономически необоснованном размере и неправильном определении тарифов, продолжает применяться в отношении административного истца на период его действия - с 01 января 2021 года до 01 июля 2021 года.
По мнению суда, имеет место доказанность факта сохранения свойств нормативности у формально прекратившего свое действие нормативного правового акта и факта нарушения таким актом прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, из них постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 утратило силу с 1 июня 2021 года, а потому признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемые административным истцом Постановления следует признать не действующими в части с момента их принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействующими со дня принятия:
постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области» в части установления пунктом 14 приложения № 2 для территориальной сетевой организации ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» необходимой валовой выручки (без учета потерь) на 2021 год в размере 1 391 678, 46 тыс. руб.;
постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год» в части:
пункта 14 таблицы 2 приложения № 1 (Необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год);
пунктов 16, 21, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 37, 49, 60, 70 приложения № 3 (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год).
Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативные правовые акты, заменяющие названные выше постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанные не действующими в части, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.
Председательствующий: С.В. Киклевич
Мотивированное решение составлено 26 июля 2021 года.