Дело № 3а-212/2022
42OS0000-01-2022-000293-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,
при секретаре Сафоновой А.П.,
с участием прокурора Фроловой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«13» октября 2022 года
административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Северо-Кузбасская энергетическая компания» о признании нормативного правового акта недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
30 декабря 2021 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее также РЭК Кузбасса, регулирующий орган) принято постановление № 956 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год» (далее также Постановление № 956).
Пунктами 19, 30, 39, 40, 41, 43, 63, 66, 91 приложения к Постановлению № 956 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2022 год, а именно между ОАО «СКЭК» и АО «Оборонэнерго» (филиал «Забайкальский» АО «Оборонэнерго»), ООО «Регионэнергосеть», ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго-РЭС»), ОАО «РЖД» (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго-филиала ОАО «РЖД»), АО «Специализированная шахтная энергомеханическая компания», ООО «Энергосервис», ООО «Территориальная сетевая организация «Сибирь», ООО «Трансхимэнерго», ООО «Ресурсоснабжающая компания» (том 1 л.д. 167 - 170).
Постановление № 956 опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru, 30 декабря 2021 года (том 1 л.д. 171).
Открытое акционерное общество «Северо-Кузбасская энергетическая компания» (далее также ОАО «СКЭК», Общество) обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением в котором просит признать не действующим с момента издания Постановление № 956 в вышеуказанной части, как противоречащее нормативным правовым актам в области электроэнергетики, имеющим большую юридическую силу.
В обоснование требований указывает, что регулирующим органом необоснованно произведена корректировка баланса электроэнергии и мощности Общества, что повлекло увеличение плановой выручки, а также неверно определена цена электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации её потерь при передаче по электрическим сетям, что в целом привело к установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями в экономически необоснованном размере.
Определением суда от 13 октября 2022 года административное исковое заявление Общества о признании недействующим со дня принятия Постановления № 956 в части пунктов 39, 40 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год) оставлено без рассмотрения, поскольку имеются не вступившее в законную силу решения суда, принятые по административным искам о том же предмете.
В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей, заявленные требования поддержали по основаниям необоснованно произведенной корректировки баланса мощности Общества и неверного расчета расходов на оплату потерь электроэнергии.
Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против требований административного истца. Возражения в письменной форме приобщены к материалам дела (том 3 л.д. 113 - 118).
Представитель заинтересованного лица Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь»- «Кузбассэнерго- РЭС») (далее также ПАО «Россети Сибирь») ФИО4, действующая на основании доверенности, полагала доводы административного истца о неправомерном учете дополнительной мощности при расчете тарифов обоснованными.
Заинтересованные лица АО «Оборонэнерго» (филиал «Забайкальский» АО «Оборонэнерго»), ООО «Регионэнергосеть», ОАО «РЖД» (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД»), АО «Специализированная шахтная энергомеханическая компания», ООО «Энергосервис», ООО «Территориальная сетевая организация «Сибирь», ООО «Трансхимэнерго», ООО «Ресурсоснабжающая компания», Федеральная антимонопольная служба России своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Фроловой Т.В., суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон «Об электроэнергетике»).
Согласно пункту 3 статьи 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в надлежащей форме, доведено до всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Из них Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии также установлен приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 6 августа 2004 года № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» (далее также Методические указания 20-э/2).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования).
Судом установлено, что ОАО «СКЭК» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области – Кузбасса.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Для Общества определен очередной долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы.
28 апреля 2021 года ОАО «СКЭК» обратилось в адрес РЭК Кузбасса с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2022 год и предоставило обосновывающие материалы (том 3 л.д. 124 – 129, 130 - 138). Впоследствии предоставлялись дополнительные материалы, в их числе, скорректированный плановый баланс электрической энергии (мощности) на 2022 год (том 3 л.д. 149 - 203).
По итогам рассмотрения заявления РЭК Кузбасса открыто дело об установлении тарифов на 2022 год.
На основании анализа представленных документов регулирующим органом подготовлено экспертное заключение (том 1 л.д. 236 - 250, том 2 л.д. 1 – 250, том 3 л.д. 1 – 15) в соответствии с которым необходимая валовая выручка (далее также – НВВ) Общества на содержание (без учета расходов на оплату потерь электрической энергии и услуг территориальных сетевых организаций) составила 2 121 740, 72 тыс. руб. (том 2 л.д. 84 оборот), возражений относительно чего административный истец не имеет.
В ходе экспертизы предложений сетевой организации об установлении цен (тарифов), РЭК Кузбасса сформированы балансы электрической энергии и мощности Общества, которые приведены в приложениях 2 и 3 к экспертному заключению (том 1 л.д. 248, том 2 л.д. 86, 87 - 88). При формировании баланса мощности РЭК Кузбасса дополнительно учтено поступление в сеть Общества 31,677 МВт (том 2 л.д. 87 – 88).
Далее, Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято оспариваемое в части постановление, которым утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год.
Административный истец указывает, что при расчете индивидуальных тарифов регулирующим органом в нарушение законодательства, имеющего большую юридическую силу, приняты неверные значения заявленной мощности, с чем суд полагает возможным согласиться.
Из абзаца 10 пункта 63 Основ ценообразования следует, что тариф для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Аналогичные положения содержатся в пункте 49 Методических указаний № 20-э/2, которым также определено, что расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Пунктом 52 Методических указаний № 20-э/2 предусмотрено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям, базой для расчета которой является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, базой для расчета которой является плановый сальдированный переток электрической энергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Расчет одноставочного индивидуального тарифа осуществляется по формуле 13.4 пункта 52 Методических указаний 20 – э/2, где в числе составляющих участвует ставка на содержание электрических сетей.
Согласно пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, под заявленной мощностью понимается величина мощности, планируемая к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
В соответствии с пунктом 57 Методических указаний № 20-э/2 для расчета тарифов (цен) используются в том числе: баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН1 и НН (таблица П1.4); электрическая мощность по диапазонам напряжения ЭСО (таблица П1.5); структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей ЭСО (таблица П1.6).
Обязанность по представлению данных таблиц лежит на регулируемой организации (пункт 17 Правил регулирования цен).
В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что для тарифного регулирования ОАО «СКЭК» были представлены в числе приложений к заявлению об открытии дела на установление тарифов, плановый баланс электроэнергии и мощности, структура полезного отпуска, отраженные в формах П1.4, П1.5, П1.6 (том 3 л.д. 130 -138).
Впоследствии Обществом направлялись в РЭК Кузбасса скорректированные плановые балансы электрической энергии (мощности) на 2022 год (том 3 л.д. 149) с предоставлением скорректированного прогнозного баланса по формам П1.3, П1.4, П1.5, П1.6 (том 3 л.д. 151 – 159).
При определении балансовых показателей орган регулирования использовал скорректированные данные об объемах электрической энергии, мощности и структуре полезного отпуска, отраженные Обществом по формам П1.4 – П1.6, однако в результате объем заявленной мощности сетевой организации был увеличен на 31,677 МВт во исполнение приказа ФАС России по СПБ (том 2 л.д. 87 - 88).
Относительно данного регулирования стороной административного ответчика разъяснено, что приказом ФАС России от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП утвержден сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности), которым заявленная мощность потребителей Кемеровской области определена на уровне 2 483 МВт, тогда как фактически она составила 2 260,54 МВт. Данные об изменении показателя мощности были направлены РЭК Кузбасса в ФАС России, однако последней приняты не были, в связи с чем органом регулирования баланс мощности электросетевого котла региона скорректирован до уровня балансовых показателей, утвержденных в сводном прогнозном балансе, что повлекло увеличение мощности котла. После этого произведено недискриминационное распределение дополнительных объемов мощности на все организации пропорционально полезному отпуску конечным потребителям, присоединенным к электрическим сетям сетевой организации (том 3 л.д. 113 оборот – 114).
В указанной части к материалы дела приобщены отдельные положения приказа ФАС России от 23 ноября 2021 года № 1299/21-ДСП, которым утвержден сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России на 2022 год, где величина заявленной мощности потребителей Кемеровской области принята в объеме 2 483 МВт (том 3 л.д. 248), а также: письмо ФАС России от 7 октября 2021 года, которым предложено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предоставить в срок до 15 октября 2021 года уточненные предложения в рамках процедуры формирования сводного прогнозного баланса (том 3 л.д. 245); сведения о направлении РЭК Кузбасса в ФАС России скорректированных показателей мощности потребителей Кемеровской области – Кузбасса – 2 260,54 МВт (том 3 л.д. 246 - 247). Скорректированные значения мощности не вошли в сводный прогнозный баланс, что следует из приказа ФАС России от 23 ноября 2021 года № 1299/21-ДСП.
Таким образом в ходе рассмотрения дела установлено и стороной административного ответчика не оспаривалось, что расхождение объема мощности заявленного ОАО «СКЭК» для установления тарифов и утвержденного РЭК Кузбасса в ходе тарифного регулирования, сложилось в результате распределения регулирующим органом разницы между величиной заявленной мощности потребителей Кемеровской области - Кузбасса, утвержденной в сводном прогнозном балансе и величиной заявленной мощности потребителей Кемеровской области - Кузбасса, сформированной к дате принятия тарифных решений.
Как усматривается из данных об объемах электрической энергии, мощности и структуре полезного отпуска по формам П1.4, П1.5, П1.6, представленных ОАО «СКЭК» на тарифное регулирование, величина заявленной мощности собственных потребителей Общества определена в размере 236,590 МВт, сальдо переток в смежные сетевые организации – 6,523 МВт., что составляет общее значение полезного отпуска – 243,113 МВт, при общем поступлении мощности в сеть административного истца в объеме 271,350 МВт, сумме потерь в сетях – 28,077 МВт и мощности на производственные и хозяйственные нужды – 0,160 МВт. (том 3 л.д. 153). В величине заявленной (расчетной) мощности потребителей на группу «население» приходится 108,115000 МВт, на группу «прочие потребители» - 128,475102 МВт, из которых выделены одноставочные потребители – 100,309000 МВт и двухставочные потребители – 28,166102 МВт. (том 3 л.д. 156).
В свою очередь регулирующим органом утверждено общее поступление мощности в сеть Общества в объеме 303,881 МВт, из которой 27,130 МВт - поступление в сеть от ОАО «ФСК ЕЭС», 245,074 МВт – поступление в сеть от смежных сетевых организаций, 31,677 МВт – исполнение приказа ФАС России по СПБ. Таким образом источник поступления в сети Общества дополнительной мощности в объеме 31,677 МВт не указан (пункты 1, 1.1, 1.7, 1,10 приложения 3 «Баланс мощности» к экспертному заключению – том 2 л.д. 87).
Далее дополнительный объем мощности учтен в полезном отпуске потребителям группы «прочие потребители», который в результате составил 160,128 МВт, из них одноставочные потребители – 125,004 МВт, двухставочные потребители – 35,124 МВт, что с учетом полезного отпуска потребителям группы «население» и приравненных к ним - 108,115 МВт, а также величины отпуска в смежные сетевые компании – 7,721 МВт, сформировало общее значение показателя «Полезный отпуск» - 275,964 МВт.
Из него отпуск в смежные сетевые компании - 7,721 МВт; сбыт 1 – 236,566 МВт (что соответствует показателям Общества относительно заявленной мощности собственных потребителей); сбыт 2 – 31,677 МВт (равен объему мощности, поступление которой мотивировано исполнением приказа ФАС России по СПБ). Одновременно объем потерь при увеличении объема мощности утвержден на уровне, не превышающем предложение Общества, с отклонением в сторону уменьшения - 27,917 МВт (том 2 л.д. 87 – 88).
При этом ссылок на несоответствие балансовых показателей, представленных ОАО «СКЭК» на тарифное регулирование по формам П1.4, П1.5, П1.6 экспертное заключение не содержит.
Таким образом, РЭК Кузбасса, вопреки представленным административным истцом для формирования баланса мощности сетевой организации согласованным сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности, в одностороннем порядке использована величина больше предложенной, в отсутствии обоснования такого регулирования как фактическими обстоятельствами (изменение планового объема мощности потребителей, состава имущества, посредством которого планировалось осуществление регулируемой деятельности и т.д.), так и положениями нормативных правовых актов в области электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу.
В ходе рассмотрения дела данные недостатки экспертного заключения не устранены, доказательств недостоверности балансовых показателей, поданных Обществом на тарифное регулирование не представлено, положений нормативных правовых актов, в соответствии с требованиями которых осуществлено оспариваемое регулирование, в том числе требующих приравнивать присоединенную (заявленную) мощность сетевой организации к заявленной мощности потребителей, не названо.
Вышеизложенное свидетельствует о неверном определении органом регулирования величины присоединенной (заявленной) мощности сетевой организации.
Поскольку базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, неверное её определение в свою очередь, влечет неправильное определение индивидуального тарифа, который не обеспечивает получение необходимой валовой выручки и влечет для сетевой организации убытки, что свидетельствует о нарушении принципов государственного регулирования цен (тарифов).
При этом увеличение заявленной мощности потребителей избранным регулирующим органом способом, неизбежно ведет к завышению плановой тарифной выручки, которая участвует в формировании индивидуального тарифа, что не позволяет административному истцу получить доходы от услуг по передаче электрической энергии, мощности, суммарно обеспечивающие необходимую валовую выручку, и исполнять в полном объеме обязательства перед другими сетевыми организациями. Подтверждающие указанные обстоятельства расчеты административного истца (том 1 л.д. 146), регулирующим органом в ходе судебного разбирательства не опровергнуты.
Также суд соглашается с доводами административного истца о допущенных нарушениях при расчете расходов Общества на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2022 год.
Из содержания пункта 4 статьи 26, пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об электроэнергетике», пункта 51 Правил недискриминационного доступа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861, следует, что сетевые организации обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в их собственности объектах электросетевого хозяйства.
Тариф для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется в том числе с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (абзац 10 пункта 63 Основ ценообразования, абзац 6 пункта 49 Методических указаний № 20-э/2).
Порядок определения стоимости потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, установлен пунктом 81 Основ ценообразования, предусматривающим, что в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии в порядке, определенном методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, учитываются расходы на оплату величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемой в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа.
Абзацы 17 и 18 вышеуказанного пункта Основ ценообразования устанавливают, что стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования, а также с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.
Согласно экспертному заключению тарифного органа цена электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определена экспертами на 2022 год с разбивкой по полугодиям: в размере 3 132,96 руб./МВт.ч - 1 полугодие, 3 564,86 руб./МВт.ч - 2 полугодие (том 2 л.д. 80 - 81). Доказательств неверного расчета указанной цены покупки потерь, исчисленной в целях последующего определения величины расходов на оплату потерь электрической энергии, административный истец не представил.
Далее регулирующий орган указывает на то, что полученная расчетным путем цена электрической энергии превышает рост предельной ставки на оплату потерь электрической энергии, в результате чего предложено на 2022 год учесть расходы на оплату потерь, исходя из стоимости для всех сетевых организаций на 2022 год с учетом роста тарифов согласно прогноза: на 1 полугодие - 2 668,37 руб./МВт.ч., на 2 полугодие - 2 668, 47 руб./МВт.ч. (том 2 л.д. 81).
В результате произведенной корректировки цены покупки потерь величина расходов (НВВ) в части оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2022 год для Общества определена в размере 434 614, 25 тыс. руб., из которой 1 полугодие – 210 443, 75 тыс. руб. (2 668,37 руб./МВт.ч. x 78, 866 млн. кВт.ч), 2 полугодие – 224 170, 50 тыс. руб. (2 668, 47 руб./МВт.ч. x 84, 007 млн. кВт.ч) (том 2 л.д. 81 – 81 оборот).
Согласно представленных стороной административного ответчика пояснений, применение не скорректированной цены покупки электрической энергии для расчета величины расходов Общества на оплату технологического расхода (потерь) повлекло бы превышение предельных уровней тарифов, установленных для региона приказом ФАС России, в связи с чем, в отсутствии согласования такого превышения, осуществлена спорная корректировка.
Относительно изложенного следует отметить, что действительно приказом ФАС России от 16 декабря 2021 года № 1429/21 утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год.
Порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, утвержден приказом ФАС России от 8 ноября 2019 года № 1483/19 (далее - Порядок согласования № 1483/19).
Пунктом 8 Порядка согласования № 1483/19 предусмотрено, что документы, прилагаемые к заявлению о согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального, представляются не позднее 20 календарных дней со дня принятия Федеральной антимонопольной службой балансовых решений в сроки, установленные абзацем 7 пункта 60 Основ ценообразования.
Абзацем 7 пункта 60 Основ ценообразования предусмотрено, что балансовые решения принимаются не позднее чем за 2 месяца до начала соответствующего периода регулирования. Срок принятия балансовых решений может быть продлен Федеральной антимонопольной службой, но не более чем на 30 дней.
Таким образом, по смыслу абзаца второго пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, в случае превышения предельных уровней тарифов органу регулирования надлежало направить заявление о согласовании решения об установлении тарифов на уровне выше максимального в соответствии с Порядком согласования № 1483/19.
Стороной административного ответчика заявлено о направлении в ФАС России материалов с целью согласования превышения предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области – Кузбасса, по итогам рассмотрения которых ФАС России издан приказ от 29 декабря 2021 года № 1567/21 «Об отказе в согласовании решения Региональной энергетической комиссии Кузбасса об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2022 год на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по Кемеровской области – Кузбассу на 2022 год, утвержденных приказом ФАС России от 16 декабря 2021 г. № 1429/21» (том 3 л.д. 244).
Из вышеуказанного приказа следует, что отказ ФАС России мотивирован нарушением регулирующим органом установленного порядка ценообразования и экономической необоснованностью заявленного роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии, то есть действиями, допущенными со стороны регулирующего органа при расчете единых (котловых) тарифов.
При таких обстоятельствах, действия регулирующего органа по направлению заявления на превышение предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, невозможно расценить как достаточные для вывода о принятии им всех необходимых мер для установления единых (котловых) тарифов выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, установленных в приказе ФАС России. Соответственно корректировку величины расходов на оплату потерь ОАО «СКЭК» также нельзя признать обоснованной.
Учитывая изложенное при расчете тарифа на оплату технологических потерь электрической энергии, величина НВВ Общества на оплату технологического расхода (потерь) регулирующим органом определена неверно.
Ввиду допущенных органом регулирования нарушений при расчете Обществу заявленной мощности и расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, суд находит обоснованными доводы административного истца о том, что Постановление № 956 в оспариваемой части противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, утвержденные им в пунктах 19, 30, 41, 43, 63, 66, 91 приложения тарифы для взаиморасчетов не являются экономически обоснованными, что влечет нарушение прав административного истца при осуществлении предпринимательской деятельности.
В связи с изложенным у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, следовательно, оспариваемое административным истцом Постановление № 956 следует признать не действующим в части с момента его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года № 956 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год» в части пунктов 19, 30, 41, 43, 63, 66, 91 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год).
Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативный правовой акт, заменяющий названное выше постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанное не действующим в части, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.
Председательствующий: С.В. Киклевич
Мотивированное решение составлено 19 октября 2022 года.