НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 11.08.2020 № 3А-203/20

Дело № 3а-203/2020

42OS0000-01-2020-000120-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Злобиной П.С.,

с участием прокурора Канаплицкой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«11» августа 2020 года

административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «СибАльянс» о признании недействующими в части Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2017 года № 651 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость», Распоряжения Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2018 года № 3-р «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость»,

УСТАНОВИЛ:

21 декабря 2017 года Коллегией Администрации Кемеровской области принято Постановление № 651 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» (далее – Постановление).

Пунктом 1 указанного Постановления определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее – Перечень на 2018 год), являющийся приложением к Постановлению.

Пунктом 233 Перечня на 2018 год в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером .

Данное Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» www.zakon.kemobl.ru, 21 декабря 2017 года.

21 декабря 2018 года Администрацией Кемеровской области принято Распоряжение № 3-р «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» (далее – Распоряжение).

Пунктом 1 указанного Распоряжения определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень на 2019 год), являющийся приложением к Распоряжению.

В Перечень на 2018 год также включено здание с кадастровым номером (пункт 270).

Распоряжение опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» www.zakon.kemobl.ru, 21 декабря 2018 года.

Общество с ограниченной ответственностью «СибАльянс» (далее – Общество, ООО «СибАльянс») обратилось в суд с административным иском о признании не действующими с даты вступления в силу Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2017 года № 651 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость», в действующей редакции, в части включения здания с кадастровым номером в пункт 614 Перечня на 2018 год и Распоряжения Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2018 года № 3-р «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость», в действующей редакции, в части включения здания с кадастровым номером в пункт 270 Перечня на 2019 год.

Требования мотивирует тем, что в период с 30.05.2011 года по 14.11.2019 года ООО «СибАльянс» являлось собственником здания с кадастровым номером (ранее присвоенный кадастровый ), расположенного по адресу <адрес>, которое не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Включение здания в Перечни на 2018 и 2019 годы произошло исключительно исходя из вида разрешенного использования земельного участка под зданием, который однако не предусматривает со всей очевидностью размещение именно торговых объектов, при том, что мероприятия по определению вида фактического использования здания на момент включения его в Перечни не проводились. Указанное неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания.

В судебном заседании представитель административного истца Манаенкова Н.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по тем основаниям и доводам, что изложены в иске и дополнении к нему.

Представитель Администрации Правительства Кузбасса (ранее Администрация Кемеровской области) и Правительства Кемеровской области-Кузбасса (ранее Коллегия Администрации Кемеровской области) Сухорукова А.А., действующая на основании доверенностей, возражала против заявленных требований. Суду пояснила, что спорное нежилое здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для салона по продаже и техническому обслуживанию легковых автомобилей, в том числе: салон по продаже автомобилей, сервисный центр на 24 поста (совмещен со зданием салона)». Указанный вид разрешенного использования земельного участка явился основанием для включения здания в оспариваемые Перечни.

Заинтересованное лицо Большанин С.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Канаплицкой О.А., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса.

В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 5-2 Закона Кемеровской области от 26 ноября 2003 г. № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области» (в редакции Закона Кемеровской области от 11.02.2015 № 3-ОЗ, действовавшей до 01 января 2018 года) органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, к которым применяется налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, являлась Коллегия Администрации Кемеровской области.

В последующем, с учетом изменений, внесенных в вышеуказанный закон Законом Кемеровской области от 24 ноября 2017 № 99-ОЗ, таким органом на территории Кемеровской области являлась Администрация Кемеровской области.

Таким образом, Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2017 года № 651 и Распоряжение Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2018 года № 3-р приняты уполномоченными органами в форме, предусмотренной статьей 9 Закона Кемеровской области от 09 марта 2005 г. № 43-ОЗ «О Коллегии Администрации Кемеровской области» и пунктом 5.1.7 Положения об Администрации Кемеровской области, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2013 № 567 соответственно, опубликованы в соответствии с требованиями законодательства и по этим основаниям не оспариваются.

Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.

Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Законом Кемеровской области «О налоге на имущество организаций» на основании главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации на территории Кемеровской области установлен и введен в действие налог на имущество организаций, определены ставка налога, порядок и сроки его уплаты.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 5.2 указанного Закона (в редакции Закона Кемеровской области от 11.02.2015 № 3-ОЗ, действовавшей до 01 января 2018 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв.м. и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений).

Аналогичные положения содержатся в статье 4 Закона Кемеровской области от 26 ноября 2003 г. № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций» в редакции Закона Кемеровской области от 24 ноября 2017 № 99-ОЗ.

Соответственно, по смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению в качестве торгового центра (комплекса) такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в период с 30 мая 2011 года по 14 ноября 2019 года ООО «СибАльянс» являлось собственником здания с кадастровым номером (ранее присвоенный кадастровый ), площадью 6 798,8 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>, а также земельного участка с кадастровым номером , расположенного по тому же адресу (л.д. 20, 43 – 45, 46 – 49).

14 ноября 2019 года вышеуказанные объекты недвижимости отчуждены Большанину С.Н., государственная регистрация права собственности последнего произведена 26 ноября 2019 года (л.д. 46 – 49, 50 - 51).

По данным, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, назначение здания – нежилое здание, наименование – салон по продаже и техническому обслуживанию легковых автомобилей, в том числе: салон по продаже автомобилей, сервисный центр на 24 поста (совмещен со зданием салона), количество этажей 2, подземных этажей 2 (л.д. 50 – 52).

Аналогичные данные содержатся в техническом паспорте на здание, составленном по состоянию на 22 апреля 2019 года (л.д. 23 – 38).

Земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования «для салона по продаже и техническому обслуживанию легковых автомобилей, в том числе: салон по продаже автомобилей, сервисный центр на 24 поста (совмещен со зданием салона) (л.д. 50 – 51).

Из материалов дела и объяснений представителей сторон в суде установлено, что единственным основанием для включения принадлежавшего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемые Перечни послужило то, что нежилое здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации). Обследование вышеуказанного объекта недвижимого имущества с целью определения его фактического использования при формировании Перечней не производилось.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае земельный участок имеет один вид разрешенного использования, исходя из наименования которого он допускает размещение на нем только одного объекта недвижимости, помещения в котором могут одновременно использоваться и для торговой деятельности (салон по продаже автомобилей) и для технического обслуживания легковых автомобилей, то есть предусматривает использование земельного участка для нахождения на нем здания смешанного назначения.

При этом законодатель в подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, приводя условия, при наличии которых здание признается торговым центром (комплексом), четко указал, что один из видов разрешенного использования земельного участка должен предусматривать возможность размещения исключительно торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Исходя из изложенного нельзя сделать однозначный вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка со всей очевидностью предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Что касается доводов стороны административных ответчиков о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, свидетельствует о возможности использования помещений в нем, в том числе, для бытового обслуживания, под которым они понимают техническое обслуживание легковых автомобилей, суд не находит оснований с ними согласиться.

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац третий пункта 2 статьи 7).

Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который устанавливает наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и числовое обозначение в виде кода.

Согласно положениям названного федерального нормативного правового акта вид разрешенного использования земельного участка бытовое обслуживание (код 3.3) - это размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).

Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей поименованным Классификатором в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов, было отнесено к коду разрешенного использования земельного участка - объекты придорожного сервиса (код 4.9.1).

Правила землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденные постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 № 75 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов), в разделе «Виды и состав территориальных зон. Градостроительные регламенты» содержали аналогичные положения относительно видов объектов, размещение которых соответствует видам разрешенного использования бытовое обслуживание (код 3.3) и объекты придорожного сервиса (код 4.9.1).

Таким образом, совокупность приведенных выше норм позволяет прийти к выводу о том, что вид разрешенного использования земельного участка «бытовое обслуживание» (код 3.3) не предусматривает размещение объектов, предназначенных для технического обслуживания легковых автомобилей.

При этом суд отмечает, что действительно распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, по перечню согласно приложению № 1 и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, по перечню согласно приложению № 2.

В приложении № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р содержится, в том числе, код 45.20, предусматривающий согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Однако, в соответствии с информационными письмами Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2016 года № СД-4-3/22547@ «Об определении кодов видов экономической деятельности и кодов услуг, относящихся к бытовым услугам» и от 30 ноября 2016 года № СД-4-3/22788@ «Об информационном сообщении в связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р», указанные виды экономической деятельности установлены в целях применения положений глав 26.2, 26.3 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ссылок на то, что данное распоряжение Правительства Российской Федерации и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности подлежат применению и при установлении налога на имущество организаций, предусмотренного главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, Налоговый кодекс не содержит.

Более того, поскольку здание с кадастровым номером включено в оспариваемые Перечни исключительно по виду разрешенного использования земельного участка, это требует применения нормативных правовых актов, принятых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу закрепленных в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7).

В рассматриваемом случае вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером , не предусматривает размещение исключительно торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, что не позволяет отнести его к торговому центру (комплексу) по вышеуказанному основанию.

Также суд полагает необходимым отметить, что объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.

В случае по настоящему административному делу доказательств, подтверждающих размещение в спорном здании объектов, используемых для оказания бытовых услуг физическим лицам, не представлено, обследование здания с целью установления фактического вида использования не проводилось.

Доказательства, подтверждающие предназначение здания с кадастровым номером для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а именно соответствующие сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, или документы технического учета (инвентаризации), свидетельствующие о том, также отсутствуют.

Таким образом, административными ответчиками не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежавшего административному истцу здания условиям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку ООО «СибАльянс» несет обязанность по уплате налога на имущество организаций за 2018, 2019 годы, оно вправе было обратиться с административным иском по настоящему делу в суд.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого нормативные правовые акты в оспариваемой части должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2018 и 2019 годы), а потому способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме будет признание оспариваемых положений нормативных правовых актов недействующими со дня их принятия.

В настоящее время официальным источником опубликования актов Администрации Правительства Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса является, в том числе сайт «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса» www.zakon.kemobl.ru (п.2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса»). Сообщение о принятии данного решения суда должно быть опубликовано на указанном сайте.

Руководствуясь ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействующим со дня принятия пункт 233 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2017 года № 651.

Признать недействующим со дня принятия пункт 270 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Распоряжением Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2018 года № 3-р.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса» www.zakon.kemobl.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.

Председательствующий Киклевич С.В.

Мотивированное решение составлено 12 августа 2020 года.