НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 08.10.2015 № 3-496/2015

Дело № 3-496/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Шалагиной О.В.

при секретаре Плотниковой С.С.

с участием прокурора Маслаковой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово

«8» октября 2015 года

административное дело по заявлению ОАО «Кузбасс-Пригород» о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 29 мая 2015 года № 178 «Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кемеровской области для ОАО «Кузбасс-пригород»,

У С Т А Н О В И Л:

Региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято постановление от 29 мая 2015 года № 178 «Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кемеровской области для ОАО «Кузбасс-пригород».

Постановление официально опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» http://www.recko.ru, 29 мая 2015 года.

Пунктом 1 Постановления установлены для ОАО «Кузбасс-пригород» тарифы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кемеровской области на экономически обоснованном уровне согласно приложению, в соответствии с которым указанные тарифы установлены с разбивкой по 20 зонам от 1 до 200 км в размере от 46,70 руб. (зона 1) до 446,40 руб. (зона 20).

В соответствии с пунктом 4 Постановления оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Открытое акционерное общество «Кузбасс-пригород» обратилось в суд с заявлением о признании указанного Постановления недействующим в полном объеме (с учетом уточнения требований).

Требования мотивированы тем, что ОАО «Кузбасс-пригород» является организацией, осуществляющей перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Томской и Кемеровской областей, в отношении которой приказом ФСТ России от 18.11.2009г. № 410-т введено государственное регулирование деятельности в сфере услуг железнодорожных перевозок.

Постановление РЭК Кемеровской области от 29 мая 2015 года № 178 не соответствует федеральному законодательству, в частности, Федеральному закону от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ и услуг субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Методике расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.2009г. № 643, поскольку при установлении тарифов на 2015 год регулятором неправомерно не учтены экономически обоснованные затраты Общества, в том числе, завышено количество отправленных пассажиров, собственные расходы Общества приняты в сумме на 8,724 млн. руб. ниже уровня, заявленного Обществом, расходы ОАО «РЖД» приняты в сумме на 35,185 млн. руб. ниже заявленного уровня; кроме того, не выполнен в полном объеме Приказ ФСТ России от 24 марта 2015 года № 489/2-Д «О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО «Кузбасс-Пригород» о досудебном рассмотрении спора с Региональной энергетической комиссией Кемеровской области.

В результате установленные оспариваемым постановлением тарифы нарушают право Общества на компенсацию потерь в доходах в полном объеме, налагают на Общество, как коммерческую организацию, бремя расходов по реализации полномочий субъекта – Кемеровской области по организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, что противоречит целям создания Общества.

В судебном заседании представители ОАО «Кузбасс-Пригород» ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенностей от 16.09.2015г. № 92 и № 91 соответственно, заявленные требования поддержали.

Представитель Региональной энергетической комиссии Кемеровской области ФИО3, действующая на основании доверенности от 17.09.2015г. № 24, возражала против требований ОАО «Кузбасс-Пригород».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей ФИО4 и ФИО5, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Маслаковой О.Г., полагавшей требования ОАО «Кузбасс-Пригород» подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями подпунктов 12 и 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение), установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.

Правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования установлены Федеральным законом от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в соответствии со статьей 4 которого государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования (ч.1); государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе, в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях и антимонопольным законодательством (ч.2).

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Частью 3 статьи 6 названного Федерального закона предусмотрено, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643 «О государственном регулировании тарифов сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - Положение о государственном регулировании тарифов), согласно пунктам 3, 6 которого (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого акта) государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляют органы регулирования, а именно Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Положения о государственном регулировании тарифов органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, сборов и платы, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их применения, а также внесенных в них изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Согласно пункту 3.6.6 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 года № 371, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области устанавливает тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (л.д.175-179 т.4).

Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 02 сентября 2014 года № 431 в соответствии с указанным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области утвержден Административный регламент исполнения региональной энергетической комиссией Кемеровской области государственной функции по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, согласно пункту 9 которого результатом исполнения государственной функции является установление (изменение) тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Административным регламентом предусмотрено, что вопрос об установлении тарифов рассматривается Региональной энергетической комиссией на заседании правления и принятое решение по результатам рассмотрения отражается в протоколе заседания правления комиссии. В случае экономической обоснованности предлагаемых к установлению тарифов правлением комиссии принимается решение об установлении (изменении) тарифов. Решение оформляется в форме постановления (пункты 36-38).

Материалами дела подтверждается, что вопрос об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кемеровской области для ОАО «Кузбасс-пригород» был разрешен комиссией на заседании ее правления 29 мая 2015 года с участием представителей ОАО «Кузбасс-пригород», результаты рассмотрения отражены в протоколе № 20 заседания правления (л.д.184-186 т.4), решение принято в форме постановления.

Таким образом, оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах полномочий и с соблюдением установленного порядка.

Пунктом 13 Положения о государственном регулировании тарифов, а также пунктом 9 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 года № 235-т/1 (далее - Методика расчета), установлено, что основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.

Из материалов дела следует, что 6 июня 2014 года ОАО «Кузбасс-пригород» обратилось в Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области по вопросу об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2015 год в соответствии с методом экономически обоснованных затрат, представив пакет необходимых документов, подтверждающих предлагаемые Обществом тарифы на перевозку пассажиров (л.д.67-71 т.2).

Регулирующим органом рассмотрено экономическое обоснование представленных материалов по расчету экономически обоснованных тарифов, по результатам дано экспертное заключение о том, что прогнозируемые расходы ОАО «Кузбасс-пригород» на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Кемеровской области на 2015 год составят 511,047 млн. руб. (л.д.83-87 т.4). На основании экспертного заключения оспариваемым постановлением для ОАО «Кузбасс-пригород» установлены тарифы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на экономически обоснованном уровне.

В соответствии с пунктом 5 Методики расчета расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги, оказываемые компанией пригородных пассажирских перевозок в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, выполняется на основе информации за предшествующий и текущий год, прогноза на период регулирования, в частности, для этого используется бухгалтерская, статистическая и налоговая отчетность, информация о затратах компании по всем видам деятельности, с выделением вида деятельности "пассажирские перевозки в пригородном сообщении", об ожидаемых затратах, данных о маршрутах перевозок, об объемных показателях работы компании по данному виду деятельности. При этом расчет экономически обоснованных затрат компании пригородных пассажирских перевозок на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении выполняется также на основе расчета затрат на оплату труда, расчета отчислений на социальные нужды, расчета материальных затрат, амортизационных отчислений, прочих расходов, расчета расходов по ремонту подвижного состава.

Согласно пункту 15 Положения о государственном регулировании тарифов органы регулирования при определении экономически обоснованных затрат вправе не учитывать (исключать из расчетной базы) необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.

Оспаривая установленные регулирующим органом тарифы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, ОАО «Кузбасс-пригород» указывает на то, что регулятором неправомерно принято к учету количество отправленных пассажиров в размере 5074875 человек, хотя с учетом изменения динамики вагоно-километровой работы их количество должно составить в 2015 году 4564000 человек.

Согласно пункту 23.6 Методики расчета ожидаемые на текущий период (год) и прогнозные на период регулирования индексы изменения отправленных пассажиров в пригородном сообщении определяются с учетом прогнозной динамики дальности поездки пассажира и прогноза пассажирооборота. При этом темпы изменения пассажирооборота в пригородном сообщении определяются на базе прогнозной динамики вагоно-километровой работы с корректировкой на населенность вагонов. Населенность вагонов принимается в расчетах по согласованию с регулирующим органом. Если населенность вагонов компании пригородных пассажирских перевозок на ожидаемый период (год) или на период регулирования оказывается ниже, чем в отчетном периоде, оценка индексов изменения пассажирооборота производится регулирующим органом с учетом стимулирования прироста объемов работы субъектов регулирования, в том числе за счет снижения количества безбилетных пассажиров.

При необходимости регулирующий орган самостоятельно проверяет показатели объемов работы, представленные субъектом регулирования, в том числе с применением маркетинговых исследований или экспертных оценок.

Как следует из материалов дела, доводов сторон, по представленным ОАО «Кузбасс-пригород» данным фактическая населенность поездов пригородного сообщения в 2014 году была низкая и составила 16 человек при максимальной населенности вагонов в среднем 100 человек (л.д.35, 61-65 т.1). В связи с этим по результатам проведенной работы по оптимизации составности электропоездов на плановый 2015 год (сокращение количества вагонов в составе поезда) сократились объемные показатели, в частности, вагоно-километровая работа сократилась с 10798 тыс. вагоно-км до 9609 тыс. вагоно-км. Однако, как обоснованно полагает регулирующий орган, данная мера не отразится на количестве перевезенных пассажиров, поскольку приведет к увеличению населенности вагонов (при этом существует возможность увеличения населенности вагонов в 5-6 раз – с 16 до 100 пассажиров).

Доводы ОАО «Кузбасс-пригород» о сокращении маршрутов электропоездов суд находит несостоятельными, поскольку такое сокращение имело место уже в 2014 году, что подтверждается представленными списками маршрутов (л.д.95, 96, 152 т.3, т.5), и с учетом этого сокращения количество пассажиров составило 5074875 человек. В 2015 году сокращенные маршруты были восстановлены или перераспределены, в связи с чем нет оснований для вывода об уменьшении количества пассажиров в периоде регулирования.

При таких данных суд не усматривает нарушения регулирующим органом пункта 23.6 Методики расчета, поскольку объем пассажиропотока определен в соответствии с корректировкой на населенность вагонов.

Пунктом 22.9.2.1 Методики расчета установлен порядок расчета затрат на оплату труда на базе, в том числе, расходов на оплату труда в отчетном периоде, предшествующем текущему, прогнозного значения индекса инфляции, прогнозного изменения объемных показателей деятельности субъекта регулирования.

Регулирующим органом при определении собственных расходов Общества фонд оплаты труда прямого персонала принят в размере 53,311 млн. руб., что на 5,194 млн. руб. ниже уровня, заявленного Обществом. При этом уровень заработной платы прямого персонала определен на основании фактического фонда оплаты труда 2014 года с учетом предложенной Обществом индексации 106,7.

Учитывая прогнозируемое уменьшение объемов вагоно-километровой работы в 2015 году, регулирующий орган в соответствии с пунктами 5, 22.7 Методики расчета посчитал необходимым провести оптимизацию численности персонала путем сокращения с 1 сентября 2015 года билетных кассиров по ряду направлений в количестве 10 человек (исходя из сокращения количества вагонов в составе поезда и уменьшения количества кассиров до 2 человек в составе) в соответствии с Нормативами численности кассиров билетных на предприятиях железнодорожного транспорта (пригородное сообщение), установленными постановлением ОАО «РЖД» от 30.12.2010г. (л.д.208-209 т.4).

С учетом сокращения составности электропоездов регулирующим органом также было предложено сократить 3 мойщиков-уборщиков вагонов пропорционально сокращению количества вагонов.

Соответствующий расчет экономии заработной платы в связи с сокращением 13 человек (фактически экономия фонда оплаты труда рассчитана с 1 декабря 2015 года с учетом необходимости сохранения за сокращенными работниками заработной платы за 3 месяца после увольнения) приведен в экспертном заключении (т.4 л.д.83-87), обоснованность необходимости сокращения численности билетных кассиров подтверждена расчетом (т.4 л.д.169).

Суд не находит оснований не согласиться с выводами РЭК Кемеровской области в указанной части, поскольку они подтверждены материалами дела, а регулирующий орган при установлении тарифов вправе оценивать рациональность использования Обществом производственных ресурсов.

Поскольку затраты Общества по фонду оплаты труда регулятором уменьшены, соответственно уменьшены страховые взносы от расходов на оплату труда и приняты к учету в сумме 26,805 млн. руб., что соответствует пункту 22.9.2.2 Методики расчета, согласно которому отчисления на социальные нужды зависят от коэффициента начислений на затраты на оплату труда.

Из пунктов 22.9.2.4, 23.7.1 Методики расчета следует, что размер затрат на амортизацию зависит от стоимости основных фондов, вводимых фондов, выбывающих фондов, коэффициента переоценки основных фондов в текущем периоде и усредненной нормы амортизационных отчислений. Амортизация рассчитывается по объектам основных средств, находящихся на балансе компании пригородных пассажирских перевозок, с учетом стоимости основных средств, сроков их полезного использования и норм амортизации.Согласно экспертному заключению затраты на амортизацию приняты регулирующим органом в размере 2,064 млн. руб. на уровне плана 2014 года за минусом амортизации 10 шт. кассовых аппаратов (ПКТК) сокращенных кассиров.

Суд полагает правильным исключение из расчета амортизации ПКТК (за период с 1 сентября 2015 года) в соответствии с количеством подлежащих сокращению кассиров, а доводы ОАО «Кузбасс-пригород» о том, что в этом случае расходы по амортизации не уменьшатся, считает неубедительными.

Из расчета затрат на амортизацию исключены расходы Общества на амортизацию аудиорегистраторов переговоров пассажир-кассир, сервера «INTEL», автомобилей NISSAN TEANA и SKODA OCTAVIA как необоснованные, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов. При этом регулирующий орган исходил из того, что Обществом не представлено доказательств необходимости несения этих расходов. У Общества уже имелись серверы, 5 автомобилей, но документы о необходимости приобретения новых сервера и дорогостоящих автомобилей не представлено; использование аудиорегистраторов переговоров пассажир-кассир (записывающие устройства) непосредственно для регулируемой деятельности – осуществление пассажирских перевозок в пригородном сообщении – необязательно, они используются для целей осуществления контроля за дисциплиной сотрудников и разрешения конфликтных ситуаций с пассажирами.

Не опровергая указанных обстоятельств, которые подтверждаются материалами дела (имеются только документы о приобретении), представители ОАО «Кузбасс-пригород» в обоснование своих доводов об экономической обоснованности данных затрат ссылались на решения Совета директоров Общества от 30 апреля 2014 года о приобретении указанных средств, от 24 мая 2013 года об утверждении программы информатизации. Однако решение самого Общества об увеличении собственных затрат, не вызванных производственной необходимостью, не может явиться безусловным основанием для признания их экономически обоснованными для осуществления регулируемой деятельности.

Таким образом, суд считает, что исключение из расчета амортизации указанных расходов основано на правильном применении органом регулирования пункта 15 Положения о государственном регулировании тарифов.

По этим же основаниям следует согласиться с решением РЭК Кемеровской области об исключении из состава прочих расходов суммы 0,205 млн. руб. на оплату консультационных, аудиторских, консалтинговых услуг, оценку менеджмента по договорам с «Би-Эс-Ай-менеджмент», «МЕГА-Консалт», поскольку действующая система менеджмента качества внедрена исключительно по решению Совета директоров Общества от 3 марта 2010 года.

Согласно экспертному заключению органом регулирования «прочие расходы по 91 счету» приняты в сумме 5,476 млн. руб. на уровне фактических расходов 2014 года с учетом предложенной Обществом индексации 6,7% за исключением суммы 0,925 млн. руб., составляющей расходы по созданию резерва по сомнительным долгам, штрафов, неустойки, убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, судебные расходы, расходы на отдых как необоснованные и не имеющие отношения к пригородным перевозкам.

Материалами дела подтверждается, что расходы Общества по статье «прочие убытки прошлых лет» в сумме 0,181 млн. руб., связанные с корректировкой расходов за 2013 год в части начисления страховых взносов по оценочным обязательствам на выплату отпускных работникам Общества, обоснованно не приняты к учету, так как Обществом не представлены документы, подтверждающие указанные убытки (первичная документация о выплатах).

Также не представлены документы, подтверждающие основания для признания долга сомнительным, в связи с чем в составе затрат не учтен резерв по сомнительным долгам.

Поскольку уплата штрафов в размере 0,040 млн. руб. произведена Обществом по постановлению Роспотребнадзора № 9 от 12.05.2014г. и по постановлению Государственной инспекции труда в Кемеровской области № 05/15/3/119 от 29.08.2014г. по делам об административных правонарушениях, очевидно, что эти расходы не связаны непосредственно с деятельностью по осуществлению пассажирских перевозок в пригородном сообщении, и понесены в связи с нарушением действующего законодательства, в силу чего орган регулирования правильно не принял их к учету в составе прочих расходов.

Доводы ОАО «Кузбасс-пригород» о том, что не включены расходы по оплате стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря, опровергаются представленными РЭК Кемеровской области материалами, что было признано представителями административного истца.

Другие расходы, связанные с приобретением поздравительных открыток, адресных папок, почетных грамот и проч., расходы на отдых, развлечения, культурно-просветительские мероприятия хотя и осуществляются в рамках коллективного договора Общества, как указывает истец, однако это обстоятельство не свидетельствует безусловно об их экономической обоснованности, поскольку из положений Коллективного договора ОАО «Кузбасс-пригород» (п.2.4 – л.д.29 т.5), заключенного на период с 1.04.2014г. по 31.12.2016г., и Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2014-2016 годы (п.2.2 – л.д.66 т.5) следует, что все установленные данными актами гарантии, льготы, компенсации работникам устанавливаются исходя из финансовых возможностей организации, а затраты осуществляются в пределах бюджета компании. Поэтому, учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию на предприятии, регулирующий орган вправе был признать данные расходы нецелесообразными и не подлежащими учету при тарифном регулировании.

Судебные расходы в размере 0,555 млн. руб., связанные, как указывает истец, с судебно-претензионной работой с администрацией Кемеровской области по компенсации потерь доходов от государственного регулирования тарифов не приняты к учету регулирующим органом как необоснованные.

Суд не находит оснований для признания неправильным данного вывода РЭК Кемеровской области, поскольку в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что указанные судебные расходы являлись необходимыми и понесены в связи с рассмотрением судебных дел, связанных с осуществлением Обществом регулируемой деятельности.

Обоснованно регулирующим органом из состава расходов исключена сумма по агентскому договору в размере 0,790 млн. руб.

В соответствии с положениями пункта 3 Методики расчета расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, осуществляется на основе данных бухгалтерского учета и данных, полученных в ходе ведения раздельного учета, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, Порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденным Приказом Минтранса России от 17 августа 2007 года № 124.

Как установлено судом и признано представителями ОАО «Кузбасс-пригород», при предъявлении к учету указанной суммы расходов по агентскому договору на оформление железнодорожных проездных билетов они были неправильно отражены Обществом в бухгалтерских документах (оборотно-сальдовой ведомости по счету 90 за 2014 год – л.д.226 т.4), показаны только доходы по агентскому договору без выделения расходов, в связи с чем регулирующим органом обоснованно сделан вывод о том, что расходы по данному виду деятельности неправомерно отнесены к перевозкам в пригородном сообщении, и их следует учесть в качестве источника финансирования расходов в 2015 году без учета 1% рентабельности, предусмотренной договором.

Экспертным заключением РЭК Кемеровской области расходы ОАО «РЖД» на 2015 год приняты в сумме 333,755 млн. руб., что на 35,185 млн. руб. ниже уровня, заявленного Обществом.

При этом расходы на капитальный ремонт подвижного состава приняты в размере 12,204 млн. руб. с учетом провозных платежей вместо заявленных Обществом 45,616 млн. руб.

Согласно пункту 23.7.2.4 Методики расчета расходы на ремонт железнодорожного подвижного состава на текущий период определяются для собственного и арендованного подвижного состава следующим образом:

- с учетом ставок ремонта на единицу работы в отчетном периоде, ожидаемых в текущем периоде объемов работы (вагоно-километров) и ожидаемого на текущий период изменения ставок ремонта, принятых регулирующим органом;

- с учетом ожидаемой в текущем периоде ставок ремонта единицы железнодорожного подвижного состава, принятых регулирующим органом, и планируемого количества ремонтов в зависимости от межремонтного пробега железнодорожного подвижного состава.

В случае превышения темпов роста ставок ремонта на единицу работы над темпами роста цен производителей промышленной продукции субъектом регулирования представляется обоснование роста ставок ремонта с калькуляцией соответствующих расходов сторонней организации, осуществляющей ремонтные работы в рамках договора.

В обоснование своих доводов о неправомерном исключении части расходов на капитальный ремонт подвижного состава ОАО «Кузбасс-пригород» ссылается на то, что, будучи обязанным ежегодно заключать договор аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем с ОАО «РЖД», Общество производит оплату предоставляемых услуг в размере, определенном договором (договор аренды № 35/15/ЦДМВ от 15.05.2015г.), который включает, в том числе, оплату за капитальный ремонт, а также провозные платежи при транспортировке транспорта к месту проведения работ по ремонту и обслуживанию и в обратном направлении. При этом размер платы за каждый временной период является постоянным и не зависит от фактического объема проведенного капитального ремонта подвижного состава в этом периоде.

Однако, учитывая, что в 2015 году ставки по услугам ОАО «РЖД» превысили темпы роста цен производителей промышленной продукции, регулирующий орган не согласился с предложенными Обществом суммами расходов и произвел собственную оценку их обоснованности.

На основании истребованных РЭК Кемеровской области расчета капитального ремонта вагонов электропоездов моторвагонного депо Западно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава на 2015 год, справки о пробегах от ремонтов тягового подвижного состава (форма ТО-13), расценок по прайсу цен заводов был проведен анализ необходимости проведения ремонтов вагонов в 2015 году (л.д.173-174 т.4), на основе которого был сделан вывод о том, что в соответствии с расчетными пробегами подвижного состава необходимость проведения части капитальных ремонтов отсутствует, и утвержденная ставка ОАО «РЖД» за капитальный ремонт завышена. Регулирующим органом рассчитана экономически обоснованная ставка за капитальный ремонт на 2015 год в размере 1,27 руб./вагоно-км с учетом провозных платежей, из которой определена сумма подлежащих учету расходов.

Принимая во внимание право органа регулирования при определении экономически обоснованных затрат исключать из расчетной базы необоснованные расходы субъекта регулирования, что предполагает обязанность органа регулирования оценивать обоснованность производимых организацией расходов, в том числе, проверять и давать оценку договорам аренды, оказания услуг и других, по которым организация осуществляет оплату, суд полагает действия РЭК Кемеровской области по проверке указанных расходов Общества правомерными, а выводы об исключении из расчета части сумм оплаты за капитальный ремонт – обоснованными, соответствующими пункту 15 Положения о государственном регулировании тарифов и не нарушающими пункт 23.7.2.4 Методики расчета.

Кроме того, в обоснование заявленных требований ОАО «Кузбасс-пригород» ссылается на то, что органом регулирования не выполнен в полном объеме Приказ ФСТ России от 24 марта 2015 года № 489/2-Д «О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО «Кузбасс-Пригород» о досудебном рассмотрении спора с Региональной энергетической комиссией Кемеровской области», в результате чего не в полном объеме учтены экономически обоснованные расходы, понесенные в 2013 и 2014 годах в сумме 82,270 млн. руб. и 126,921 млн. руб. соответственно.

Пунктом 16 Методики расчета предусмотрено, что в случае, если субъект регулирования в течение периода регулирования понес экономически обоснованные затраты, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования, в том числе затраты, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию (работы, услуги), потребляемую в течение периода регулирования, эти затраты учитываются при установлении регулируемых тарифов (цен) на текущий период (год) и период регулирования.

Следовательно, орган регулирования обязан учесть экономически обоснованные затраты, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования.

Из материалов дела следует, что Приказом Федеральной службы по тарифам России от 24 марта 2015 года № 489/2-Д «О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Кузбасс-пригород" о досудебном рассмотрении спора с Региональной энергетической комиссией Кемеровской области» были разрешены разногласия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, возникшие между ОАО «Кузбасс-Пригород» и Региональной энергетической комиссией Кемеровской области» (л.д.204-206 т.4).

Данным Приказом предписано Региональной энергетической комиссии Кемеровской области в срок до 01.07.2015г. при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО «Кузбасс-пригород» в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Кемеровской области, на 2015 год дополнительно учесть, в частности, экономически обоснованные затраты, указанные в пункте 2 настоящего приказа, а именно: признанные экономически обоснованными и подлежащими учету при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Кузбасс-пригород" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Кемеровской области, на 2014 год расходы всего в общей сумме 28834 тыс. руб.;

также предписано произвести перерасчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Кузбасс-пригород" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Кемеровской области, на 2011, 2012 годы с учетом положений приказов ФСТ России от 05.12.2013г. № 1560-д и № 1562-д, которыми по аналогичным досудебным спорам органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок предписано в срок до 01.02.2014г. при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Кузбасс-пригород" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Кемеровской области на 2014 год дополнительно учесть экономически обоснованные затраты, общая сумма которых составляет за 2012 год 14330 тыс. руб. (по Приказу № 1560-д) и за 2013 год - 3810 тыс. руб. (по Приказу № 1562-д) (л.д.198-200, 201-203 т.4).

Согласно Положению о Федеральной службе по тарифам, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 332 и действующему на момент спорного тарифного регулирования, в полномочия ФСТ России входило урегулирование в досудебном порядке споров, связанных с установлением и применением регулируемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях цен (тарифов), по обращениям субъектов естественных монополий или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, участвующих в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий (п.5.3.13).

Постановлением Правительства РФ от 12.10.2007г. № 669 утверждены Правила рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), пунктом 14 которых установлено, что решение, принятое по результатам рассмотрения спора, подлежит исполнению в течение 1 месяца (если в решении не указан иной срок).

Из приведенных правовых положений следует, что федеральным органом регулирования - Федеральной службой по тарифам в рамках тарифного регулирования в Приказе от 24 марта 2015 года № 489/2-Д были установлены условия тарифного регулирования, обязательные к исполнению его участниками, согласно которым при формировании тарифов на 2015 год при расчете экономически обоснованных затрат ОАО «Кузбасс-пригород» подлежала учету сумма в общем размере 46974 тыс. руб., что признано обеими сторонами спора.

Между тем, как следует из обстоятельств дела, Региональной энергетической комиссией Кемеровской области при осуществлении тарифного регулирования регулируемой деятельности ОАО «Кузбасс-Пригород» на 2015 год не были выполнены указанные обязательные к исполнению предписания Федеральной службы по тарифам, а в составе экономически обоснованных затрат Общества были учтены расходы только в сумме 33 млн. руб., что является нарушением пункта 16 Методики расчета.

Таким образом, при осуществлении тарифного регулирования органом регулирования не были учтены признанные названным Приказом экономически обоснованные затраты Общества, что является нарушением установленных федеральным законодательством требований в области тарифного регулирования в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, противоречит общим целям и принципам такого государственного регулирования, нарушает права Общества на обеспечение безубыточности регулируемой деятельности.

Доводы РЭК Кемеровской области о том, что оставшаяся сумма, подлежащая учету по Приказу ФСТ России от 24 марта 2015 года № 489/2-Д, будет включена в состав расходов ОАО «Кузбасс-Пригород» в течение 3 лет, не основаны на нормах действующего законодательства, поэтому не могут служить доказательством законности оспариваемого постановления.

При таких данных имеются основания для вывода о том, что постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 29 мая 2015 года № 178 противоречит статье 4 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», пункту 13 Положения о государственном регулировании тарифов, пунктам 9, 16 Методики расчета, имеющим по отношению к оспариваемому постановлению большую юридическую силу.

Согласно п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание, что постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 29 мая 2015 года № 178 применялось до настоящего времени, суд считает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в «Электронном бюллетене региональной энергетической комиссии Кемеровской области».

Руководствуясь ст.ст.175-179, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Открытого акционерного общества «Кузбасс-Пригород» удовлетворить.

Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 29 мая 2015 года № 178 «Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кемеровской области для ОАО «Кузбасс-пригород» признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о настоящем решении опубликовать в «Электронном бюллетене региональной энергетической комиссии Кемеровской области» на сайте http://www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

Председательствующий: (подпись)

В окончательной форме решение принято 22 октября 2015 года.

"Согласовано" _____________ судья О.В. Шалагина