НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 08.09.2021 № 3А-180/2021

Дело № 3а-180/2021

42OS0000-01-2021-000232-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кемерово 8 сентября 2021 года

Кемеровский областной суд в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,

при секретаре Юргель Е.Е.,

с участием прокурора Большаковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Электросетьсервис» о признании недействующими в части Постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 1 июня 2021 года № 162 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса и внесении изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 25.02.2021 № 83 «О внесении изменений в постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31.12.2020 № 843 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год», от 31.12.2020 № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса, тарифный, регулирующий орган) от 1 июня 2021 года № 162 установлены тарифы и внесены изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 25 февраля 2021 № 83 «О внесении изменений в постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31.12.2020 № 843 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год» и постановление от 31.12.2020 № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год» (далее - Постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 1 июня 2021 года № 162).

Приложением № 1 к вышеуказанному постановлению установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области-Кузбасса, поставляемой прочим потребителям с 01.06.2021 по 31.12.2021; пунктами 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60 приложения № 3 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2021 год: ООО «Электросетьсервис» и ООО «Кузбасская энергосетевая компания»; ООО «Электросетьсервис» и ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС»); ООО «Электросетьсервис» и ООО «ОЭСК»; ООО «Электросетьсервис» и ОАО «РЖД» (Западно – Сибирская дирекция по энергообеспечению – СП Трансэнерго – филиала ОАО РЖД); ООО «Электросетьсервис» и ООО ХК «СДС-Энерго»; ООО «Электросетьсервис» и ОА «Северо – Кузбасская энергетическая компания»; ООО «Электросетьсервис» и АО «Сибирская промышленная сетевая компания» (том 1 л.д.108-136).

Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru, 1 июня 2021 года (том 1 л.д.137).

ООО «Электросетьсервис» с учетом дополнения оснований заявленных требований обратилось в суд с административным исковым заявлением в котором просит признать недействующими с момента издания Постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 1 июня 2021 года № 162 в приведенной выше части, по причине не соответствия его Федеральному закону «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 № 35-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным приказом ФСТ России от 17.12.2012 № 98-э.

Административный истец указывает, что обществу органом регулирования необоснованно занижена величина потерь электрической энергии в 2021 году до уровня <данные изъяты> млн. кВт.ч. по сравнению с первым годом долгосрочного регулирования (2018 - 2022) <данные изъяты> млн. кВт.ч. и произведена не предусмотренная законодательством корректировка мощности в сторону увеличения.

Считает, что вышеуказанные действия привели к некорректному установлению тарифов и недополучению обществом необходимой валовой выручки (НВВ).

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Электросетьсервис» генеральный директор Шейко И.В., по основаниям, изложенным в административном иске и с учетом поданных к нему дополнений, на заявленных требованиях настояла.

Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса Саврасов М.Г. действующий на основании доверенности от 21.05.2020 сроком действия 3 года, в судебном заседании возражал против требований административного истца. В деле имеются письменные возражения органа тарифного регулирования (том 1 л.д.103-105).

Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Сибирь» Зуева А.А., действующая на основании доверенности от 03.12.2020 сроком действия по 28.03.2022, с заявленными требованиями в части признания недействующими с момента издания индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями согласилась, в остальной части просила в их удволетворении отказать.

Представители заинтересованных лиц ООО «Кузбасская энергосетевая компания», ООО «ОЭСК», ОАО «РЖД» (Западно – Сибирская дирекция по энергообеспечению – СП Трансэнерго – филиала ОАО РЖД), ООО ХК «СДС-Энерго», АО «Северо – Кузбасская энергетическая компания», АО «Сибирская промышленная сетевая компания» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, опросив в качестве свидетелей ФИО17., ФИО18., ФИО19., ФИО20. исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Большаковой Е.В., полагавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон «Об электроэнергетике»).

Согласно пункту 3 статьи 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится в том числе установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Таким образом, оспариваемые постановления приняты РЭК Кузбасса в пределах предоставленных полномочий.

Проверив форму и вид, в которых РЭК Кузбасса вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.

По процедуре и порядку принятия нормативный правовой акт административным истцом не оспариваются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

При этом Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

В статье 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» закреплены принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

К принципам регулирования цен (тарифов) в сфере электроснабжения отнесены, в частности: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе единые (котловые) тарифы и тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.

Расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями осуществляется в соответствии с пунктами 50, 51, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2 (далее Методические указания №20-э/2).

В указанных ценах (тарифах) в порядке, определенном настоящим документом и методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, учитываются затраты на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии.

При этом присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации является базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей, которая наряду со ставкой на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии определяет размер двухставочного индивидуального тарифа.

Заявленной мощностью является величина мощности, планируемая к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа)).

В силу пункта 46 Правил недискриминационного доступа тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом использования потребителями указанных услуг мощности электрической сети, к которой они технологически присоединены.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» потребителями мощности являются лица, приобретающие мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи, лица, реализующие электрическую энергию на розничных рынках, лица, реализующие электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств.

Согласно положениям Правил недискриминационного доступа размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций (пункт 50).

Из содержания пункта 4 статьи 26, пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об электроэнергетике», пункта 51 Правил недискриминационного доступа следует, что сетевые организации обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в их собственности объектах электросетевого хозяйства.

При этом сетевые организации обязаны заключить договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины (пункт 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 128 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, неучтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III настоящего документа.

В силу пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании в том числе такого долгосрочного параметра регулирования как уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа.

Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.

Порядок определения стоимости потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям при, установлен пунктом 81 Основ ценообразования, предусматривающим, что в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии в порядке, определенном методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, учитываются расходы на оплату величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемой в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа.

Согласно абзацу 10 пункта 81 Основ ценообразования в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом, а также величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемая в соответствии с пунктами 38(1) и 40(1) настоящего документа.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ООО «Электросетьсервис» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области.

Для Общества определен долгосрочный период регулирования с 2018 по 2022 годы.

30 апреля 2020 года ООО «Электросетьсервис» обратилось в адрес РЭК Кузбасса с заявлением об установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2021 год и предоставило обосновывающие материалы (том 1 л.д.79, 80). Впоследствии, 6 октября 2020 года к указанному заявлению направлены дополнительные материалы (том 1 л.д.81).

31 декабря 2020 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса было принято постановление № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год» на период с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 года пунктом 22 таблицы 2 приложения 1 которого ООО «Электросетьсервис» была утверждена НВВ без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области в размере <данные изъяты> тыс. руб., величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов) в размере <данные изъяты> млн. кВт.ч.

Вышеуказанное постановление утратило силу и признано недействующим с 1 июня 2021 года принятым 23 апреля 2021 года приказом Федеральной антимонопольной службы России № 394/21 (том 1 л.д.82-91).

В приказе Федеральной антимонопольной службы России от 23 апреля 2021 года № 394/21 указано в том числе на завышение регулирующим органом тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Кемеровской области по причине использования заявленной мощности потребителей, присоединенных к сетям территориальных сетевых организаций (ТСО), на уровне <данные изъяты> МВт, что ниже заявленной мощности потребителей Кемеровской области присоединенных к сетям ТСО, утвержденной приказом ФАС России № 1164/20-ДСП в размере <данные изъяты> МВт, а также необходимость внесения корректировки в расчет объема производства продукции и (или) оказываемых услуг по ТСО, исходя из сформированного ФАС России Сводного прогнозного баланса на 2021 год и отражении данного расчета в заключениях на 2021 год.

РЭК Кузбасса приказано установить и ввести в действие не позднее 1 июня 2021 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части приказа.

Таким образом, оспариваемым в части постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 1 июня 2021 года № 162 были установлены новые тарифы на электрическую энергию на период с 1 июня по 31 декабря 2021 года.

Согласно пункту 22 таблицы 2 приложения 1 постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 1 июня 2021 года № 162 ООО «Электросетьсервис» утверждена НВВ без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области в размере <данные изъяты> тыс. руб., величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов) в размере <данные изъяты> млн. кВт.ч.

Суд соглашается с установлением административному истцу величины потерь электрической энергии в указанном размере по следующим обстоятельствам.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - прогнозный баланс).

Формирование прогнозного баланса, а также внесение в него изменений и уточнений осуществляются в соответствии с разделом 5 Основ ценообразования и Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012 г. N 53-э/1 (далее - Порядок).

Согласно подпункту «а» пункта 3 Порядка сводный прогнозный баланс формируется в целях расчетов регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность, подлежащих государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 7 Порядка, при формировании сводного прогнозного баланса в целом по единой энергетической системе России учитываются объемы нормативных потерь электрической энергии, отраженные по всем сетевым организациям.

Пунктом 13 Порядка установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяют уровень потребности субъекта Российской Федерации (региона) в электрической и тепловой энергии и мощности на основе прогноза электро- и теплопотребления и анализа динамики его изменения за предыдущие 3 года с учетом заключенных и планируемых к заключению договоров о технологическом присоединении к электрической сети и тепловой сети, нормативов технологических потерь электрической и тепловой энергии, а также утвержденных схем теплоснабжения.

Сводный прогнозный баланс формируется согласно графику прохождения документов, утвержденного приложением № 1 Порядка.

В соответствии с данным графиком прохождения документов сетевые организации, не позднее 1 апреля предшествующего года направляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации свои предложения в формате таблиц 3.1, по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности, а также информацию по нормативам технологических потерь электроэнергии при передаче по электрическим сетям, утвержденным Минэнерго России.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не позднее 20 мая предшествующего года направляет в ФСТ России (в настоящее время ФАС России) сводные по субъекту Российской Федерации предложения в формате таблиц 3.1, 3.1 свод, по сводным прогнозным балансам.

При этом графиком предусмотрено предоставление сетевой организацией уточненных предложений в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 15 августа предшествующего года, и направление данных предложений последним в ФСТ России (в настоящее время ФАС России) не позднее 1 сентября предшествующего года.

На основании поступивших сведений ФАС России в срок не позднее 1 ноября предшествующего года утверждает сводный прогнозный баланс, выписки из которого направляются органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 14 дней после утверждения.

Согласно Порядку, при формировании сводного прогнозного баланса на 2021 год, срок формирования сводного прогнозного баланса, предусмотренный настоящим пунктом, а также срок утверждения сводного прогнозного баланса, предусмотренный строкой 14 приложения № 1 к Порядку, переносится на 45 дней.

Из системного толкования положений пунктов 14, 80, 81 Основ ценообразования следует, что сводный прогнозный баланс является основным документом, на основании которого формируются тарифные решения в сфере электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 40 (1) Основ ценообразования величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяется как произведение уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и величины планового отпуска электрической энергии в сеть, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26 сентября 2017 г. № 887 (далее - приказ от 26 сентября 2017 г. № 887) утверждены нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций.

Как следует из материалов административного дела, ООО «Электросетьсервис» в адрес РЭК Кузбасса по форме 3.1 было направлено предложение по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях на 2021 год, в соответствии с которым плановые потери в электрической сети общества составили <данные изъяты> млн. кВт.ч. (том 2 л.д.51-55), указанные сведения регулирующим органом были направлены в адрес ФАС России (том 2 л.д.56-60).

Из ответа ФАС России следует, что РЭК Кузбасса в его адрес предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности на 2021 год в отношении ООО «Электросетьсервис» посредством ФГИС ЕИАС ФАС России в формате «3.1» и «3.1 Свод» были направлены. При этом предложение РЭК Кузбасса относительно величины потерь на 2021 год совпадает с предложением ООО «Электросетьсервис» и составляет <данные изъяты> млн. кВт*ч. (том 2 л.д.89).

Величина технологического расхода (потерь) электрической энергии утвержденная ФАС России в сводном прогнозном балансе для ООО «Электросетьсервис» на 2021 года составила <данные изъяты> млн. кВт.ч. (приказ ФАС России <данные изъяты>) (том 1 л.д. 248).

ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (пункт 1 Положения о ФАС России).

На основании подпункта 5.3.32 названного положения Служба осуществляет в установленном порядке отмену решений об утверждении тарифов в электроэнергетике органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. № 123, утвердившего правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, установлено, что ФАС России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.

Из взаимосвязанных положений статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2004 года № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы», пункта 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331 следует, что ФАС России вправе выдавать (направлять) обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписания об устранении (прекращении) нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, а также осуществлять в установленном порядке отмену решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении тарифов в электроэнергетике, принятых ими с превышением полномочий или с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно тринадцатому абзацу пункта 7 Основ ценообразования № 1178, регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов), в том числе, во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).

Системное толкование приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что изданный по результатам проведенного анализа постановления РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 приказ ФАС России от 23 апреля 2021 года № 394/21, является основанием для принятия регулирующим органом решения, направленного на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

При таких обстоятельствах, установление РЭК Кузбасса ООО «Электросетьсервис» величины технологического расхода (потерь) электрической энергии на уровне <данные изъяты> млн. кВт.ч. в соответствии со сводным прогнозным балансом исходя из предложения общества, осуществлено регулирующим органом в целях исполнения предписания содержащегося в приказе ФАС России и соответствует действующему законодательству.

Доводы административного истца о том, что технологический расход (потери) электрической энергии фактически значительно выше установленных сводным прогнозным балансом, в силу вышеизложенных обстоятельств основанием для удовлетворения заявленных требований не являются.

Как следует из объяснений административного истца и представленных им документов, как на момент формирования сводного прогнозного баланса, так и на момент окончания срока для предоставления в регулирующий орган по нему уточненных предложений (с учетом переноса сроков), часть подлежащего ремонту электросетевого оборудования в связи с вынесением предписания Ростехнадзора, им была передана в ООО «Энергосетьсервис» планировавшего вести регулируемую деятельность и утвердить по данным объектам инвестиционную программу, однако, в связи с невключением последнего в реестр ТСО, в ноябре 2020 года, то есть за пределами сроков формирования сводного прогнозного баланса, указанное оборудование было передано обратно и учтено РЭК Кузбасса при вынесении отмененного приказом ФАС России постановления № 845 (том 1 л.д.211-212, 214-242, том 3 л.д.1, 5).

Учитывая изложенное, при формировании сводного прогнозного баланса в отношении ООО «Электросетьсервис», технологический расход электрической энергии и мощность (потери) в электрических сетях на 2021 год в сводном прогнозном балансе на величину электросетевого оборудования, переданного в ООО «Энергосетьсервис» а затем возвращенного им обратно, отсутствуют.

Сведений о направлении ООО «Электросетьсервис» в установленной Порядком форме и сроки в адрес РЭК Кузбасса уточненных предложений по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях на 2021 год на величину отличную от первоначального предложения, материалы дела не содержат.

Вместе с тем согласно предложению ООО «Энергосетьсервис» о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (вид цены (тарифа) на 2021 год (расчетный периода регулирования), потери общества исходя из имевшегося у него электросетевого оборудования составляли бы <данные изъяты> млн. кВт.ч. (том 3 л.д. 2-4).

Из письменных объяснений ФАС России следует, что в части привидения величины потерь в соответствии с параметрами Сводного прогнозного баланса на 2021 год приказ №394/21 регулирующим органом исполнен (том 2 л.д.230-232).

Таким образом, ссылки административного истца о незаконности оспариваемого им в части нормативного правового акта в связи с установлением административному истцу величины потерь электрической энергии на уровне <данные изъяты> млн. кВт.ч. являются необоснованными.

Пояснения допрошенного в качестве свидетеля инженера – энергетика производственно – технического отдела ООО «Сибирьэнерго» ФИО21. вышеуказанные выводы не опровергают.

В тоже время суд считает заслуживающими внимания доводы административного истца о нарушении его прав избранным регулирующим органом способом корректировки баланса мощности.

ООО «Электросетьсервис» ссылается на то, что при установлении оспариваемых индивидуальных тарифов для расчетов между ООО «Электросетьсервис» и смежными сетевыми организациями заявленная мощность электроэнергии была учтена в большем размере, чем это было согласовано сторонами (том 2 л.д.115-118), в подтверждение чего представлены документы о планируемых объемах поставляемой мощности (том 2 л.д.149-172).

РЭК Кемеровской области данное обстоятельство не оспаривается и объясняется исполнением приказа ФАС России.

Согласно подпункту 6 пункта 17 Основ ценообразования к заявлению об установлении тарифов в числе обосновывающих материалов прилагается, в том числе расчет полезного отпуска электрической энергии.

В числе материалов используемых для расчета тарифов применяется структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей ЭСО (Таблица П1.6).

Из структуры структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей по форме 1.6 предоставленной ООО «Электросетьсервис» в материалы тарифного дела следует, что для потребителей - двухставочников обществом на 2021 год заявлена мощность в размере <данные изъяты> МВт. (том 2 л.д.143-145).

Исходя из анализа приложения № 4 к экспертному заключению по материалам, представленным ООО «Электросетьсервис» для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передач электрической энергии на потребительский рынок на 2021 год, РЭК Кузбасса при установлении тарифов с 01.01.2021 принял в расчет единых (котловых) и индивидуальных тарифов заявленную мощность потребителей в размере <данные изъяты> МВт.(двухставочные без ГН) (том 1 л.д.30-78, страница 98 экспертного заключения).

Как следует из экспертного заключения региональной энергетической комиссии Кузбасса по исполнению приказа ФАС России от 23.04.2021 №394/21 «Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса» в отношении ООО «Электросетсервис», во исполнение приказа ФАС России произведена корректировка баланса мощности электросетевого котла области. В результате величина заявленной мощности потребителей Кемеровской области, присоединенных к сетям ТСО, приведена к значению, утвержденному приказом ФАС России №1164/20-ДСП – <данные изъяты> МВт, произведена недискриминационная корректировка балансов мощности электросетевых организаций Кемеровской области, путем распределения ее дополнительного объема равномерно на все организации пропорционально отпуску электрической мощности из сети.

Согласно таблице 2 и приложения № 3 к вышеуказанному экспертному заключению, административному истцу в связи с исполнением предписания ФАС России добавлена величина заявленной мощности потребителей в размере 0, 835 МВт, в связи с чем величина заявленной мощности потребителей – двухставочников увеличилась и стала равной <данные изъяты> МВт. (том 1 л.д.138-154, страницы 6,7, 11-12 экспертного заключения).

Таким образом, при привидении заявленной мощности потребителей в соответствии с величиной установленной приказом ФАС России из 328, 41 (<данные изъяты>) МВт. на двухставочных потребителей ООО «Элетросетьсервис» пришлось <данные изъяты> МВт.

Как следует из пояснений допрошенного в судебном заседании главного консультанта технического отдела РЭК Кузбасса ФИО22., при распределении дополнительных объемов мощности, во исполнение приказа ФАС России, разность между величиной заявленной мощности потребителей, указанной ФАС России и установленной РЭК Кузбасса, была распределена на все территориальные сетевые организации пропорционально их объему отпуска из сети.

Вместе с тем положениями действующего законодательства не предусмотрено распределение мощности на все ТСО пропорционально отпуску электрической мощности из сети, что подтвердил в судебном заседании ФИО23.

Отпуск электрической энергии (мощности) из сети представляет собой объем электрической энергии (мощности) передаваемый из сетей ТСО в сети как потребителей, так и иных ТСО.

Исходя из определений «потребитель мощности» и «ТСО» данных в статье 3 Федерального закона «Об электроэнергетике», ТСО осуществляя передачу электроэнергии не относится к потребителям мощности в связи с чем объем мощности передаваемой ей в сети иных ТСО не формирует «величину заявленной мощности потребителей территориальных сетевых организаций» на которую указано в предписании ФАС России.

При таких обстоятельствах, используя в качестве базы для распределения неучтенной величины заявленной мощности потребителей (328, 41 МВт.) суммарную мощности отпуска из сетей исходя из доли такого отпуска в ней каждой ТСО, а не доли именно в суммарном объеме заявленной мощности потребителей, регулирующий орган неправильно реализовал избранный им способ исполнения приказа ФАС России.

На данные нарушения в ходе рассмотрения дела также указывал представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Сибирь».

Обоснования невозможности выявления неучтенной величины заявленной мощности потребителей и распределения ее именно на те ТСО, мощности которых она соответствует, экспертное заключение региональной энергетической комиссии Кузбасса по исполнению приказа ФАС России от 23.04.2021 №394/21 не содержит.

Соответственно, неверное определение величины заявленной мощности потребителей сетевой организации, которая является базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей, влечет неправильное определение индивидуального тарифа.

Ввиду допущенных органом регулирования нарушений, суд находит обоснованными доводы ООО «Электросетьсервис» и ПАО «Россети Сибирь» о том, что установленные пунктами 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60 приложения № 3 оспариваемого постановления индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год установлены с нарушением требований действующего федерального законодательства и противоречат ему, не являются экономически обоснованными, что влечет нарушение прав административного истца при осуществлении предпринимательской деятельности.

Пояснения допрошенной в качестве свидетеля начальника отдела ценообразования в электроэнергетике РЭК Кузбасса ФИО24. о том, что права ООО «Электросетьсервис» по причине собираемости обществом установленной ему НВВ не нарушаются и представленные ей расчеты вышеуказанных выводов суда не опровергают (том 3 л.д.7, 8).

В связи с этим у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании не действующими пунктов 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60 приложения № 3 Постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 1 июня 2021 года № 162 как противоречащих Закону об электроэнергетике, Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилам недискриминационного доступа, Методическим указаниям №20-э/2и нарушающих права и законные интересы административного истца.

Пунктом 42 Правила недискриминационного доступа предусмотрено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

Для реализации указанной цели обеспечения равенства тарифов для потребителей услуг, а также для обеспечения справедливого распределения полученной тарифной выручки между всеми сетевыми организациями, участвующими в процессе оказания услуг, пунктами 3 и 63 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний №20-э/2, установлено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в виде единого (котлового) тарифа, по которому производят оплату потребители услуг, и индивидуальных тарифов, по которым осуществляются расчеты между смежными сетевыми организациями.

В силу абзаца 9 подпункта 3 пункта 3 Основ ценообразования под единым (котловым) тарифом понимается цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное.

Единый (котловой) тариф учитывает расходы всех сетевых организаций, участвующих в оказании услуг по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Исходя из изложенного выше, потребители услуг по передаче электрической энергии (в том числе гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации, действующие в интересах своих потребителей) оплачивают соответствующие услуги «держателю котла» на основании единого (котлового) тарифа, независимо от того, к сетям какой сетевой организации присоединены их энергопринимающие устройства (или энергопринимающие устройства их потребителей) и сколько сетевых организаций участвовало в оказании услуг.

Таким образом, конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому «котловому» тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку всех сетевых организаций региона, входящих в «котел». Ввиду того, что фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной НВВ каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства.

При расчете единых (котловых) тарифов на период с 01.06.2021 по 31.12.2021, в силу содержания приказа ФАС России № 394/21 указавшего на завышение тарифов для потребителей и установленную законом обязанность его исполнения, регулирующим органом учтены утвержденные суммарные величины заявленной мощности потребителей ТСО и потерь электрической энергии в электрических сетях региона.

Поскольку величина потерь в отношении административного истца приведена в соответствии с параметрами Сводного прогнозного баланса, а неверное определение величины заявленной мощности потребителей сетевой организации используемой при расчете двухставочного индивидуального тарифа на содержание электрических сетей о неправильном расчете единых (котловых) тарифов не свидетельствует, основания для вывода о необоснованности последних отсутствуют.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим приложения 1 к Постановлению Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 1 июня 2021 года № 162.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый в части нормативный акт имеет ограниченный срок действия и признание его недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, его следует признать не действующим в части с момента принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействующими со дня принятия:

постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 1 июня 2021 года № 162 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса и внесении изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 25.02.2021 N 83 «О внесении изменений в постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31.12.2020 N 843 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год», от 31.12.2020 № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год», в части пунктов 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60 приложения № 3 (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год).

В удовлетворении остальной части заявленных требований, отказать.

Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативный правовой акт, заменяющий названное выше постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанное не действующими в части, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.

В окончательной форме решение изготовлено 22 сентября 2021 года.

Председательствующий А.М. Решетняк