Дело № 3а-43/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего Никулиной И.А.
при секретаре Шарафиеве П.Р.,
с участием прокурора Рубан А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 05 февраля 2018 года административное дело по административному иску Федоровой Светланы Геннадьевны о признании частично не действующим нормативного правового акта, обязании принять заменяющий нормативный правовой акт,
У С Т А Н О В И Л:
Советом народных депутатов Шабановского сельского поселения принято решение № 18 от 23.11.2016 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения от 28.11.2014 № 123 «О земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения» (далее – решение № 18 от 23.11.2016), которым утверждено в новой редакции Положение о земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения.
Решение было опубликовано в газете «Наша Знаменка» Шабановского сельского поселения № 47 (827) 25 ноября 2016 года.
Федорова С.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании частично не действующим со дня его принятия решения № 18 от 23.11.2016 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения от 28.11.2014 № 123 «О земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения».
Требования с учетом их уточнения и отказа от части исковых требований, принятых определением суда от 05 февраля 2018 г., мотивированы тем, что пунктом 2.1 Положения о земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения (далее – Положение), утвержденного решением Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения от 28.11.2014 № 123 «О земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения», установлена ставка земельного налога в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории сельского поселения.
Решением Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения № 130 от 24 марта 2015 года внесены изменения в пункт 2.1 статьи 2 Положения о земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения, утвержденного решением Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения № 123 от 28 ноября 2014 года, в отношении земельных участков, отнесенных к землям промышленности, установлена ставка земельного налога в размере 0,0245 процента от кадастровой стоимости.
Решением Совета народных депутатов № 18 от 23.11.2016 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения от 28.11.2014 № 123 «О земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения» Положение о земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения утверждено в новой редакции.
Изменениями, внесенными в пункт 2.1 Положения указанным решением, для прочих земельных участков, к числу которых отнесены земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, установлена новая ставка земельного налога в размере 1,5% его кадастровой стоимости. В предыдущей редакции таких ограничений не содержалось. Новой редакцией затрагиваются права Федоровой С.Г., как собственника такого земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного на территории Шабановского сельского поселения, поскольку пунктом 2.1 Положения необоснованно завышена до предельной налоговая ставка по земельному налогу.
Полагает, что внесенные изменения противоречат пунктам 1,3 и 4 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец Федорова С.Г. поддержала доводы, изложенные в заявлении об уточнении требований (л.д. 157-163), с учетом отказа от их части, на удовлетворении административного иска настаивала.
Представитель административного истца Яковлева Е.Л., действующая на основании доверенности от 02 декабря 2015 года (л.д. 165) и ордера № 82 от 22 декабря 2017 года (л.д.165), представившая диплом о высшем юридическом образовании (л.д. 166), просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель Совета народных депутатов и Главы Шабановского сельского поселения Печкова М.В., действующая на основании доверенностей от 16 января 2017 года, представившая диплом о высшем юридическом образовании (л.д. 193-195), в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать на основании приобщенных к материалам дела письменных возражений, на доводах которых настаивала.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Рубана А.В., полагавшего требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 5 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации местным налогам и сборам относится земельный налог (пункт 1).
В соответствии с частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (пункт 2).
Согласно статье 21 Устава муниципального образования Шабановское сельское поселение, утвержденного в новой редакции решением Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения от 10 июня 2016 года № 11 (л.д. 79-132), в исключительной компетенции Совета народных депутатов находится вопрос об установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов. В соответствии со статьей 45 Устава по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, Совет принимает решения, которые подписываются и опубликовываются Главой поселения.
Решением Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения от 28.11.2014 № 123 «О земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения» утверждено Положение о земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения, установлен земельный налог, а также порядок и сроки его уплаты (л.д. 140-145).
Пунктом 2.1 Положения была установлена ставка земельного налога в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков, в том числе земель, относящихся к категории промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории сельского поселения.
Решением Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения № 130 от 24 марта 2015 года внесены изменения в пункт 2.1 статьи 2 Положения о земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения, утвержденного решением Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения № 123 от 28 ноября 2014 года, в отношении земельных участков, отнесенных к землям промышленности, установлена ставка земельного налога в размере 0,0245 процента от кадастровой стоимости (л.д.78).
Оспариваемым в настоящем иске решением Совета народных депутатов № 18 от 23.11.2016 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения от 28.11.2014 № 123 «О земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения» Положение о земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения утверждено в новой редакции, согласно пункту 2.1 данного Положения для прочих земельных участков, к числу которых относятся земли категории промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, установлена ставка земельного налога в размере 1,5% его кадастровой стоимости. В соответствии с пунктом 3 решения оно вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникающие при исчислении налога за налоговый период 2016 года (л.д. 133-137).
Решение было опубликовано в газете «Наша Знаменка» Шабановского сельского поселения № 47 (827) 25 ноября 2016 года (л.д. 138).
Решением Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения № 11 от 28.12.2017 внесены изменения в решение Совета сельского поселения № 18 от 23.11.2016, и новой редакцией пункта 3 предусмотрено распространение действия решения на правоотношения, возникающие с 01.01.2017. Решение № 11 от 28.12.2017 в установленном порядке опубликовано в официальном печатном издании Шабановского сельского поселения – газете «Наша Знаменка» № 52 (884) от 29.12.2017 (л.д. 183) и вступило в силу 29.01.2018.
Исходя из того, что оспариваемое решение Совета сельского поселения, как муниципальный правовой акт, направлено на установление, изменение ставок земельного налога, то в соответствии с положениями Налогового кодекса и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в отношении него установлен особый порядок вступления в законную силу.
Согласно статье 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение Совета Шабановского сельского поселения № 18 от 23.11.2016 принято в пределах полномочий представительного органа муниципального образования с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения его в действие.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Федоровой С.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования – для промышленного использования (л.д. 184-186).
Федорова С.Г. несет обязанность по оплате земельного налога, размер которого за налоговый период 2016 г., рассчитанный налоговым органом на основании оспариваемого пункта 2.1 Положения о земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения, составил 2 140 723 руб. (налоговое уведомление № 47023746 от 17.08.2017, л.д.56). По мнению административного истца, исчисление земельного налога в указанном размере является экономически необоснованным, не учитывает фактическую способность налогоплательщика к уплате налога и препятствует в реализации ее конституционных прав, в том числе связанных с распоряжением земельным участком.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Объектом налогообложения согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которых введен налог.
Пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса устанавливает, что налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Исходя из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка в отношении земельных участков, отнесенных к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, не может превышать 1,5 процента, а определение налоговой ставки отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Как видно из оспариваемого решения, в отношении прочих земель налоговая ставка установлена в размере, не превышающем 1,5 процента, то есть размер налоговой ставки установлен в пределах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
В данной норме закреплено только предельное значение налоговой ставки и, следовательно, запрет на установление налоговой ставки сверх указанного размера. Тем самым такое нормативное регулирование направлено на защиту законных интересов налогоплательщиков, и само по себе единовременное установление налоговой ставки в размере, не превышающем 1,5 процента, нарушением прав административного истца являться не может.
Вместе с тем пунктами 1,3,4 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав, либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается представителем административного ответчика, что при единовременном увеличении налоговой ставки в отношении прочих земель до предельного, но не превышающего установленного Налоговым кодексом Российской Федерации размера, не выяснялись обстоятельства, связанные с фактической способностью налогоплательщика к уплате налога, а также отсутствует экономическое обоснование такого увеличения.
Между тем компетентный орган должен иметь экономическое основание установленного им земельного налога, а также представить документы, непосредственно подтверждающие проведение расчета величины налоговой ставки, в том числе с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога.
Согласно пункту 2 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом.
В рассматриваемом случае административным ответчиком не представлено доказательств экономической обоснованности установленного оспариваемым нормативным правовым актом земельного налога в размере предельно допустимой ставки, не приведено доказательств того, что установлением земельного налога для прочих земельных участков, к которым отнесены земли промышленности и иного специального назначения, в размере 1,5 процента от их кадастровой стоимости, не будут созданы препятствия для реализации гражданами своих конституционных прав, либо иные ограничения не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций, а также того, что при установлении налога учитывалась фактическая способность налогоплательщиков к уплате налога.
Следовательно, пункт 2.1 Положения о земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения, утвержденного в новой редакции решением Совета народных депутатов № 18 от 23.11.2016 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения от 28.11.2014 № 123 «О земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения», в оспариваемой части противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, - Налоговому кодексу Российской Федерации (пунктам 1,3,4 статьи 3), и административные исковые требования Федоровой С.Г. при таких данных суд находит обоснованными.
При установленных обстоятельствах доводы представителя ответчика о том, что пункт 2.1 Положения о земельном налоге в оспариваемой редакции прав и законных интересов административного истца не нарушает, поскольку установленная ставка земельного налога не превышает предельно допустимого значения, предусмотренного налоговым законодательством, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.
Также судом отклоняются доводы представителя административного ответчика о невозможности применения ввиду не опубликования в установленном порядке пункта 2.1 статьи 2 Положения о земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения в редакции решения Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения № 130 от 24 марта 2015 года, установившем ставку земельного налога для земель промышленности в размере 0,0245 процента, поскольку данное решение предметом оспаривания по настоящему иску не является. Вместе с тем суд отмечает, что доказательствами соблюдения Советом сельского поселения мер обнародования принятого решения № 130 от 24 марта 2015 года являются обстоятельства, связанные с его направлением налоговый орган, и исчисление последним административному истцу земельного налога по указанной ставке за 2015 и 2016 годы.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Определяя момент, с которого следует признать не действующим в оспариваемой части нормативный правовой акт, суд учитывает, что до вынесения решения суда административным ответчиком в него внесены изменения решением Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения № 11 от 28.12.2017, и новой его редакцией действие решения распространено на правоотношения, возникающие с 01.01.2017, то есть на налоговый период 2017 года.
При таком положении признание нормативного правового акта не действующим в оспариваемой части с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного, пункт 2.1 Положения о земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения, утвержденного в новой редакции решением Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения № 18 от 23.11.2016 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения от 28.11.2014 № 123 «О земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения» в оспариваемой части подлежит признанию не действующим со дня его принятия.
Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации Шабановского сельского поселения – газете «Наша Знаменка».
Учитывая удовлетворение административного иска, в соответствии с ч. 3 ст. 89 КАС РФ принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175-179, 215 КАС РФ, суд
решил:
признать не действующим со дня принятия пункт 2.1 Положения о земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения, утвержденного в новой редакции решением Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения № 18 от 23.11.2016 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения от 28.11.2014 № 123 «О земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения», в части установления ставки земельного налога в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков в той мере, в которой указанная норма распространяет действие установленной ставки налога на категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Возложить на Совет народных депутатов Шабановского сельского поселения обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий в пункт 2.1 Положения о земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения, утвержденного в новой редакции решением Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения № 18 от 23.11.2016 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения от 28.11.2014 № 123 «О земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения» в признанной не действующей части.
Сообщение о данном решении опубликовать в официальном печатном средстве массовой информации – газете «Наша Знаменка» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2018 года.
Председательствующий И.А. Никулина