НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 04.10.2022 № 3А-122/2022

Дело № 3а-122/2022

42OS0000-01-2022-000102-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Кемерово 4 октября 2022 года

Кемеровский областной суд в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,

при секретаре Сафоновой А.П.,

с участием прокурора Фроловой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ПАО «Россети Сибирь» о признании недействующим в части постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года № 956 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год»,

УСТАНОВИЛ:

30 декабря 2021 года РЭК Кузбасса принято постановление № 956 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год» (далее также Постановление № 956) (том 2 л.д.74-87).

Постановление № 956 опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru, 30 декабря 2021 года.

Пунктами 2, 20, 21, 25, 26, 27, 37, 38, 39, 54, 59, 65, 67, 87, 89, 96 приложения к Постановлению № 956 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2022 год, а именно между ООО «Горэлектросеть» и ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго - РЭС») (далее также ПАО «Россети Сибирь», Общество), АО «Оборонэнерго» (филиал «Забайкальский» АО «Обороэнерго») и ПАО «Россети Сибирь», ООО «Объединенная компания РУСАЛ Энергосеть» и ПАО «Россети Сибирь», ПАО «Россети Сибирь» и ООО «Кузбасская энергосетевая компания», ПАО «Россети Сибирь» и МУП «Территориальная распределительная сетевая компания Новокузнецкого муниципального района», ОАО «РЖД» (Красноярская дирекция по энергообеспечению – СП Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД») и ПАО «Россети Сибирь», ООО ХК «СДС-Энерго» и ПАО «Россети Сибирь», АО «Северо – Кузбасская энергетическая компания» и ПАО «Россети Сибирь», АО «Специализированная шахтная энергомеханическая компания» и ПАО «Россети Сибирь», ООО «Территориальная сетевая организация «Сибирь» и ПАО «Россети Сибирь», ООО «Трнсхимэнерго» и ПАО «Россети Сибирь», АО «Электросеть» и ПАО «Россети Сибирь», ООО «Энергосервис» и ПАО «Россети Сибирь», ООО «Ресурсноснабжающая компания» и ПАО «Россети Сибирь», ООО «СибЭнергоСеть» и ПАО «Россети Сибирь».

ПАО «Россети Сибирь» обратилось с административным исковым заявлением в котором просит признать недействующими с момента издания постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года № 956 в приведенной выше части, по причине не соответствия их Федеральному закону «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 № 35-ФЗ (далее - Федеральному закону «Об электроэнергетике»), Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Правила № 1178), Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), и нарушению ими прав и экономических интересов истца.

Общество указывает на необеспечение собираемости необходимой валовой выручки, выручкой получаемой от потребителей по одноставочным и двухставочным котловым и индивидуальным тарифам в связи с неправильным расчетом последних, в том числе в связи с неправильным определением заявленной мощности потребителей.

Считает, что поскольку на основании неправильно рассчитанной тарифной выручки, получаемой от потребителей по одноставочным и двухставочным котловым тарифам, был определен избыток/недостаток средств, который участвует в расчете индивидуальных тарифов, установленные истцу индивидуальные тарифы рассчитаны неверно.

В обоснование необоснованности установленного пунктом 25 индивидуального тарифа с ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (далее также ООО «КЭнК»), по которому истец является плательщиком, в качестве дополнительных оснований указывает на несоответствие установленного порядка оплаты договорной схеме взаиморасчетов, определенной исходя из количества передаваемой электроэнергии, в соответствии с которой, по договору плательщиком является ООО «КЭнК».

В судебном заседании представитель административного истца ПАО «Россети Сибирь» Третьякова О.А., действующая на основании доверенности, на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в иске и письменных пояснениях (том 4 л.д.186-189, том 5 л.д.88-91) настояла. Суду пояснила, что функция тарифа – это плата по договору и обеспечение собираемости необходимой валовой выручки (далее - НВВ), цели тарифного регулирования не достигнуты, регулирующим органом допущены нарушения при расчете и завышены объемы мощности. В отношении индивидуального тарифа с ООО «КэНК» указала, что оказывать услуги по договору и платить за их оказание нельзя, однако тариф установлен таким образом.

Представитель административного истца ПАО «Россети Сибирь» Зуева А.А., действующая на основании доверенности, пояснения представителя Третьяковой О.А. поддержала, просила заявленные требования с учетом уточнений удовлетворить.

Представитель РЭК Кузбасса Шипачева Е.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против требований административного истца. В деле имеются письменные возражения органа тарифного регулирования (том 4 л.д.113-115, 190-196).

Представитель заинтересованного лица ООО «КЭнК» Медведева О.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований в части признания недействующим пункта 25 Постановления № 956 просила отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве (том 5 л.д.95-100), с неправильным распределением мощности согласна.

Заинтересованные лица ООО «ЕвразЭнергоТранс», ООО «Горэлектросеть», АО «Оборонэнерго» (филиал «Забайкальский» АО «Обороэнерго»), ООО «Объединенная компания РУСАЛ Энергосеть», ООО «ОЭСК», ООО «Кузбасская энергосетевая компания», МУП «Территориальная распределительная сетевая компания Новокузнецкого муниципального района», ОАО «РЖД» (Западно – Сибирской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД»), ОАО «РЖД» (Красноярская дирекция по энергообеспечению – СП Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД»), ООО ХК «СДС-Энерго», АО «Северо – Кузбасская энергетическая компания», АО «Сибирская промышленная сетевая компания», ООО «Кузбассэнергоеть», АО «Специализированная шахтная энергомеханическая компания», ООО «Территориальная сетевая организация «Сибирь», ООО «Трансхимэнерго», АО «Электросеть», ООО «Электросетьсервис», ООО «ЭнергоПаритет», ООО «Энергосервис», ООО «Ресурсноснабжающая компания», ООО «СибЭнергоСеть», ФАС России своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон «Об электроэнергетике»).

Согласно пункту 3 статьи 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится в том числе установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Таким образом, оспариваемые постановления приняты Региональной энергетической комиссией Кузбасса в пределах предоставленных полномочий.

Проверив форму и вид, в которых РЭК Кузбасса вправе принимать свои нормативные правовые акты, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела от заинтересованного лица ООО «ЭнергоПаритет» поступили письменные пояснения по делу, в которых указано нарушение порядка и процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта (том 5 л.д.179-182).

Аналогичные доводы были положены ООО «ЭнергоПаритет» в основу его административного иска по административному делу № 3а-116/2022 о признании недействующим в части Постановления № 956.

В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Вступившим в законную силу решением Кемеровского областного суда по делу № 3а-116/2022 от 14 июня 2022 года было установлено, что по данным основаниям оспариваемый нормативный правовой акт не может быть признан недействующим.

Поскольку по процедуре и порядку принятия нормативный правовой акт административным истцом в ходе реализации права на обращение в суд не оспаривается, доводы о признания его недействующим по основаниям несоблюдения процедуры принятия, введения в действие, в том числе порядку опубликования, отклоняет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

Из них Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии также установлен приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 6 августа 2004 года № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» (далее также Методические указания 20-э/2).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.

Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования).

Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.

Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования).

Судом установлено, что филиал ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области.

Для Общества определен долгосрочный период регулирования с 2019 по 2023 годы.

30 апреля 2020 года филиал ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» обратился в адрес РЭК Кузбасса с заявлением об установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2022 год с предоставлением обосновывающих материалов. Впоследствии, 29 октября 2021 года к указанному заявлению представлены дополнительные материалы (том 1 л.д.66-97, 68).

По итогам рассмотрения заявления РЭК Кузбасса открыто дело об установлении тарифов на 2022 год.

На основании анализа представленных документов регулирующим органом подготовлено экспертное заключение, в соответствии с которым необходимая валовая выручка (далее также – НВВ) Общества составила 12 977 388, 93 тыс. руб. (том 2 л.д. 152-250, том 3 л.д. 1-250, том 4 л.д.1-70).

Указанные размер НВВ административным истцом не оспаривается.

Поскольку при разрешении настоящего дела, вопрос законности установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год предметом исследования не является, доводы административного истца о их неправильном расчете оценке не подлежат.

Вместе с тем, Общество указывает на то, что ввиду неверного определения регулирующим органом величины заявленной мощности потребителей сетевой организации и объемов полезного отпуска электрической энергии некорректно определена тарифная выручка и индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Из абзаца 10 пункта 63 Основ ценообразования следует, что тариф для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Аналогичные положения содержатся в пункте 49 Методических указаний № 20-э/2, которым также определено, что расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Пунктом 52 Методических указаний предусмотрено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.

Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям, базой для расчета которой является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, базой для расчета которой является плановый сальдированный переток электрической энергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.

В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.

Расчет одноставочного индивидуального тарифа осуществляется по формуле 13.4 пункта 52 Методических указаний 20 – э/2, где в числе составляющих участвует ставка на содержание электрических сетей в расчете на МВт суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям.

Ставка на содержание электрических сетей, установленная для сетевой организации – получателя платы, по которой сетевая организация – плательщик рассчитывается с сетевой организацией – получателем платы, определяется по формуле 15.23 Методических указаний № 20-э/2 путем деления расчетного избытка/недостатка средств. относимого на содержание электрических сетей, на суммарную величину присоединенной (заявленной) мощности на всех уровнях напряжения.

Согласно пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, под заявленной мощностью понимается величина мощности, планируемая к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.

В соответствии с пунктом 57 Методических указаний № 20-э/2 для расчета тарифов (цен) используются в том числе: баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН1 и НН (таблица П1.4); электрическая мощность по диапазонам напряжения ЭСО (таблица П1.5); структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей ЭСО (таблица П1.6).

Обязанность по представлению данных таблиц лежит на регулируемой организации (пункт 17 Правил регулирования цен).

Как следует из экспертного заключения, для тарифного регулирования ПАО «Россети Сибирь» были представлены в числе приложений к заявлению об открытии дела на установление тарифов, плановый баланс электроэнергии и мощности, структура полезного отпуска, отраженные в формах П1.4, П1.5, П1.6.

При определении балансовых показателей орган регулирования использовал данные об объемах электрической энергии, мощности и структуре полезного отпуска, отраженные Обществом по формам П1.4 – П1.6, П1.30 и установил объем заявленной мощности сетевой организации 664, 79 МВт (том 2 л.д.156 оборот, страницы 8-10 экспертного заключения). Данный показатель административным истцом не оспаривается.

Во исполнение балансовых показателей, утвержденных ФАС России приказом № 1164/20-ДСП от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП(заявленная мощность потребителей 2 483 МВт) произведена корректировка баланса мощности электросетевого котла, повлекшая за собой необходимость корректировки отдельных балансов мощности электросетевых организаций Кемеровской области. Произведено недискриминационное распределение дополнительных объемов мощности равномерно на все организации, пропорционально полезному отпуску конечным потребителям, присоединенным к электрическим сетям сетевой организации.

Согласно представленной в экспертном заключении таблице 1, к полезному отпуску конечным потребителям в 664, 79 МВт добавлена величина заявленной мощности потребителей в размере 89, 02 МВт, в связи с чем, величина заявленной мощности потребителей увеличилась (том 2 л.д.156-157, страницы 8-10 экспертного заключения).

По сведениям ФАС России, РЭК Кузбасса 01.09.2021 направила в адрес ФАС России по системе ФГИС ЕИАС ФАС России уточненные предложения, в том числе по величине заявленной мощности на 2022 год в формате шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России FORM3.1.2022.SUMMARY, в соответствии с которыми заявленная мощность потребителей Кемеровской области составила 2 483 МВт. В свою очередь, ФАС России приказом от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП также утвердила величину заявленной мощности потребителей Кемеровской области в размере 2 483 МВт. (том 4 л.д.140-141 - ответ, л.д.142 – шаблон).

В письме от 07.10.2021 за № ВК/84996/21 вместе с которым ФАС России в адрес регулирующего органа был направлен проект сводного прогнозного баланса, указывалось на дополнительную возможность по предоставлению уточненных предложений органов регулирования в рамках процедуры формирования СПБ в срок не позднее 15.10.2021 (том 4 л.д.212).

Такое уточненное предложение, в соответствии с которым заявленная мощность потребителей составляла 2 260, 54 МВт РЭК Кузбасса было подготовлено, и согласно представленным регулирующим органом сведениям направлено в адрес ФАС России в формате шаблона FORM3.1.2022.SUMMARY 15.10.2021, однако последним при формировании сводного прогнозного баланса учтено предложение от 01.09.2021 (том 4 л.д.213 – сводное предложение, л.д.214 – квитанция о направлении).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что при установлении тарифов, регулирующий орган распределил на все организации разницу в величине заявленной мощности потребителей между вошедшим в сводный прогнозный баланс предложением от 01.09.2021 и сформированным на 15.10.2021.

Согласно структуре полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей представленной административным истцом по форме П.1.6, плановая заявленная мощность потребителей двухставочников на 2022 год по расчетам составляет 390, 889 МВт: 241,485 МВт (п.2.3 Таблицы П1.6 – базовые потребители двухставочники) + 149, 404 МВт (п.5.2 Таблицы П1.6 – прочие потребители - двухставочники), одноставочников – 193, 439 МВт (том 1 л.д.69).

Согласно представленному РЭК Кузбасса расчету структуры полезного отпуска и тарифной выручки по единым котловым и индивидуальным тарифам с 01.01.2022, мощность потребителей-двухставочников составляет 450, 8915 МВт, из которых 403, 3421 МВт (двухставочные без ГН) + 47, 5994 МВт (двухставочные ГН), одноставочные - 225,5118 МВт (том 1 л.д.160).

Из экспертного заключения по материалам, предоставленным филиалом ПАО «Россети Сибирь» для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2022 год, в расчет тарифов, регулирующим органом была принята заявленная мощность потребителей-двухставочников филиала в размере 450, 803 МВт, одноставочников 218, 999 МВт (том 2 л.д.243 об., стр.177 Экспертного заключения, пункт 7).

Таким образом, как обоснованно указывает истец, отклонение от предложения территориальной сетевой организации плановой заявленной мощности потребителей двухставочников на 2022 год составило 60,0025 (450, 8915 – 390, 889) МВт.

При этом ссылок на несоответствие балансовых показателей, представленных истцом на тарифное регулирование по формам П1.4, П1.5, П1.6, П1.30 экспертное заключение не содержит.

Таким образом, РЭК Кузбасса, вопреки представленным административным истцом для формирования баланса мощности сетевой организации согласованным сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности, в одностороннем порядке использована величина больше предложенной, в отсутствии обоснования такого регулирования как фактическими обстоятельствами (изменение планового объема мощности потребителей, состава имущества, посредством которого планировалось осуществление регулируемой деятельности и т.д.), так и положениями нормативных правовых актов в области электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу.

В ходе рассмотрения дела данные недостатки экспертного заключения не устранены, доказательств недостоверности балансовых показателей, поданных Обществом на тарифное регулирование не представлено, положений нормативных правовых актов, в соответствии с требованиями которых осуществлено оспариваемое регулирование, в том числе требующих приравнивать присоединенную (заявленную) мощность сетевой организации к заявленной мощности потребителей, не названо.

Вышеизложенное свидетельствует о неверном определении органом регулирования величины присоединенной (заявленной) мощности сетевой организации.

Поскольку базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, неверное её определение в свою очередь, влечет неправильное определение индивидуального тарифа, который не обеспечивает получение необходимой валовой выручки и влечет для сетевой организации убытки, что свидетельствует о нарушении принципов государственного регулирования цен (тарифов).

Относительно доводов административного истца о допущенных нарушениях при расчете тарифной выручки, выразившихся в применении регулирующим органом исключительно двухставочного тарифа, следует отметить, что действующим законодательством не предусмотрено проведение такого расчета по каждому потребителю отдельно с учетом вида применяемого тарифа (одноставочный, двухставочный).

Вместе с тем увеличение заявленной мощности потребителей избранным регулирующим органом способом, неизбежно ведет к завышению плановой тарифной выручки, которая участвует в формировании индивидуального тарифа, что также не позволяет административному истцу получить доходы от услуг по передаче электрической энергии, мощности, суммарно обеспечивающие необходимую валовую выручку, и исполнять в полном объеме обязательства перед другими сетевыми организациями.

Подтверждающие указанные обстоятельства расчеты административного истца, регулирующим органом в ходе судебного разбирательства не опровергнуты.

Ссылка административного ответчика на то, что возникшие расходы могут быть учтены в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении тарифов на следующий год регулирования, не свидетельствует о правильности установления оспариваемых административным истцом индивидуальных тарифов.

Ввиду допущенных органом регулирования нарушений при расчете Обществу заявленной мощности и плановой тарифной выручки, суд находит обоснованными доводы ПАО «Россети Сибирь», ООО «ЭнергоПаритет», ООО «КЭнК» о том, что Постановление № 956 в оспариваемой части противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, утвержденные им в пунктах 2, 20, 21, 25, 26, 27, 37, 38, 39, 54, 59, 65, 67, 87, 89, 96 приложения тарифы для взаиморасчетов не являются экономически обоснованными, что влечет нарушение прав административного истца при осуществлении предпринимательской деятельности.

Также административный истец указывает, что при осуществлении тарифного регулирования на 2022 год регулирующий орган в пункте 25 оспариваемого нормативного правового акта установил ему индивидуальный тариф с ООО «КЭнК» не в соответствии со схемой взаиморасчетов, установленных договором, с чем суд согласиться не может.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.

Правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, включающие в себя существенные условия указанных договоров содержаться в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) (абзацы 1 и 2 пункта 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике).

Согласно пункт 8 Правил недискриминационного доступа в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил.

Раздел III Правил недискриминационного доступа содержит пункты 34-42, устанавливающие порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями.

Согласно подпункту б (1) пункта 38 Правил недискриминационного доступа к существенным условиям договора между смежными сетевыми организациями относится в том числе величина заявленной мощности, определяемая по соглашению сторон.

Согласно пункту 34 Правил недискриминационного доступа по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.

В силу пункта 40(1) Правил недискриминационного доступа исполнение договора между смежными сетевыми организациями осуществляется со дня вступления в силу установленных индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между данными смежными сетевыми организациями.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 41 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.

В соответствии с абзацем 3 пункта 42 Правил недискриминационного доступа расчеты по заключенному территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

01.01.2015 между ПАО «Россети Сибирь» (ранее ОАО «МРСК Сибири») как Сетевой организацией 1 и ООО «КЭнК» как Сетевой организацией 2 заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 2176/14 предметом которого является взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих сторонам на праве собственности и (или) ином законном основании, и оплачивать друг другу услуги по передаче электроэнергии в порядке и сроки, установленные настоящем договором(п.2.1) (том 1 л.д.177-182).

Согласно п.2.2.3 договора, плановая величина заявленной мощности, подлежащая оплате сторонами, установлена Приложением №3.

Пунктами 3.3.2 и 3.4.2 предусмотрены обязанности сетевых организаций своевременно и в полном размере производить оплату оказанных им услуг.

В соответствии с п.6.1 и 6.2 договора, он вступает в силу с 01.01.2015 и действует по 31.12.2015 с автоматической пролонгацией на следующий календарный год, в случае если ни одна из сторон не направила другой стороне, в срок не менее чем за месяц до окончания срока действия договора, уведомления, в том числе о внесении в него изменений.

Как указывает административный истец и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, в течение периодов регулирования 2015-2021 годы, схема взаиморасчетов между ООО «КЭнК» и ПАО «Россети Сибирь» действовала в соответствии с условиями вышеуказанного договора, индивидуальный тарифы устанавливались регулирующим органом согласно схеме: плательщик – ООО «КЭнК», получатель платы за услуги – ПАО «Россети Сибирь».

В соответствии с представленными в материалы дела письмами от 27.12.2021 № 1.4/01/11366, от 29.12.2021 № 1.4/01/11463 направленных в адрес ООО «КЭнК» и РЭК Кузбасса, административный истец не планирует изменять договорные отношения и схему взаиморасчетов на 2022 год (том 1 л.д.183, 184).

Вместе с тем, как указывает ООО «КЭнК» и не оспаривалось административным истцом, 25.10.2021 им в адрес административного истца было направлено уведомление об изменении схемы расчетов по договору в соответствии, с которым ООО «КЭнК», ссылаясь на отказ выступать котлодержателем «малого» котла с 01.01.2022, было предложено перейти на расчеты по схеме регулирования «котел сверху» с получением доходов от ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» по действующему договору (том 5 л.д.103).

В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что в соответствии со схемой взаиморасчетов по индивидуальному тарифу, филиал «Кузбассэнерго - РЭС» должен оплатить услуги ООО «КЭнК» на сумму 3 019 531, 75 тыс.руб.

Так, НВВ на содержание филиала «Кузбассэнерго - РЭС» на 2022 год составлет 8 083 796,07 тыс.руб (п.7 расчета), НВВ на оплату потерь 1 784 692,89 тыс.руб.(п.9.3 расчета), расходы на оплату услуг ТСО филиала 3 108 900 тыс.руб.(п.10 расчета), итоговая НВВ филиала 12 977 388,93 тыс.руб.(том 2 л.д.239).

Таким образом, административный истец собирает излишек тарифной выручки в целях перераспределения ее в ООО «КЭнК», и такие расходы заложены регулирующим органом в его НВВ.

Доводы административного истца о том, что в соответствии с условиями заключенного договора плательщиком является именно ООО «КЭнК» не основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 34, подпунктом «г» пункта 41 Правил недискриминационного доступа, потребителями услуг, предоставляемых по договору оказания услуги по передаче электрической энергии между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, являются обе стороны, при этом сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии.

Действительно, в соответствии порядком расчета между сетевыми организациями, плательщиком является Сетевая организация 2, получателем платы Сетевая организация 1, однако указанный порядок установлен не на 2022 год, а на 2015 год на основании Постановления РЭК Кемеровской области № 951 от 18.12.2014 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передачи электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями по Кемеровской области».

Сам процесс формирования котлового и индивидуальных тарифов регламентирован нормативными актами и определяется различными факторами, не всегда обусловленными только объемом передачи электрической энергии в сетях пары признаваемых смежными сетевых организаций и сложившейся схемой взаиморасчетов.

Ссылка на завышенные объемы мощности и как следствие невозможность сбора по индивидуальным тарифам выручки для передачи ее в ООО «КЭнК», основанием для вывода о невозможности действия установленной регулирующим органом схемы взаиморасчетов не является, при том что на данное обстоятельство указано регулирующему органу. Не свидетельствует об указанных обстоятельствах и отмена ряда доходных индивидуальных тарифов административного истца, имевшая место после утверждения оспариваемого в части нормативного правового акта.

На обоюдную несогласованность величины заявленной мощности и сальдированного перетока ни филиал «Кузбассэнерго - РЭС» ни ООО «КЭнК» в ходе рассмотрения дела не указывали, и поскольку в соответствии с пунктами 2 и 8 Правил недискриминационного доступа они являются смежными сетевыми организациями, регулирующий орган правомерно рассчитал указанный индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии исходя из обеспечения НВВ филиала «Кузбассэнерго-РЭС» за счет доходов от предоставления услуг смежным сетевым организациям и иным потребителям.

Суд считает, что при установленных обстоятельствах, административным ответчиком не доказано нарушение его прав установленной регулирующим органом на 2022 год схемой взаиморасчетов с ООО «КЭнК».

Кроме того, согласно пункту 7 Основ ценообразования регулирующий орган самостоятельно устанавливает тарифы с целью получения каждой сетевой организацией НВВ, и в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Вместе с тем, по обстоятельствам не связанным с оспариваемой схемой взаиморасчетов, нормативный правовой акт - постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса 30 декабря 2021 года № 956 в оспариваемой части не соответствуют действующему федеральному законодательству.

В связи с изложенным у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия и признание его недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, его следует признать не действующими в части с момента их принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года № 956 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год» в части пунктов 2, 20, 21, 25, 26, 27, 37, 38, 39, 54, 59, 65, 67, 87, 89, 96 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год).

Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативный правовой акт, заменяющий названное выше постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанное не действующим в части, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.

В окончательной форме решение изготовлено 18 октября 2022 года.

Председательствующий А.М. Решетняк