НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 01.06.2022 № 3А-91/2022

Дело № 3а-91/2022

42OS0000-01-2022-000050-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Горн Н.Е.,

с участием прокурора Фроловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«1» июня 2022 года

административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Сибирская Промышленная Сетевая Компания» о признании нормативного правового акта недействующим в части,

УСТАНОВИЛ:

30 декабря 2021 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее также РЭК Кузбасса, регулирующий орган) принято постановление № 954 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год» (далее также Постановление № 954). В указанное постановление внесены изменения постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2021 года № 981, создавшие его действующую редакцию.

30 декабря 2021 года РЭК Кузбасса принято постановление № 956 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год» (далее также Постановление № 956).

Пунктами 3, 14, 24, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 52, 77, 92 приложения к Постановлению № 956 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2022 год, а именно между акционерным обществом «Сибирская Промышленная Сетевая Компания» и ООО «Горэлектросеть», ООО «Кузбасская энергосетевая компания», ООО «ОЭСК», ООО «ЕвразЭнергоТранс», ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС», АО «Северо-Кузбасская энергетическая компания», ООО «Территориальная сетевая организация «Сибирь», ООО «ЭнергоПаритет», ООО «СибЭнергоСеть», ООО «Кузбассэнергосеть», ООО «Электросетьсервис», ООО «Ресурсоснабжающая компания» (том 2 л.д. 60 - 73).

Постановление № 956 опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru, 30 декабря 2021 года (том 2 л.д. 219).

Акционерное общество «Сибирская Промышленная Сетевая Компания» (далее также АО «СибПСК», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением в котором, с учетом уточнения в письменной (том 3 л.д. 70 – 71) и устной форме (занесено в протокол судебного заседания), просит признать недействующими с момента издания отдельные положения Постановления № 954 и Постановление № 956 в вышеуказанной части, как противоречащие Федеральному закону от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года № 20-э/2, Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».

В обоснование требований указывает, что плановая (тарифная) выручка Общества определена регулирующим органом неверно, с допущением существенных нарушений норм действующего законодательства, без дифференциации потребителей на одноставочных и двухставочных, вследствие чего реальная плановая выручка Общества меньше утвержденной на 41 947, 91 тыс. руб. Кроме того, регулирующий орган необоснованно произвел корректировку баланса мощности Общества в сторону увеличения, что также повлекло увеличение плановой выручки, которую фактически невозможно собрать.

Определением суда от 1 июня 2022 года административное исковое заявление Общества о признании недействующими со дня принятия отдельных положений Постановления № 954 (в редакции постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2021 года № 981) и Постановления № 956 в части пунктов 52, 77 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год) оставлено без рассмотрения, поскольку имеются не вступившее в законную силу решения суда, принятые по административным искам о том же предмете.

В судебном заседании представитель административного истца Нагибина Е.И., действующая на основании доверенности от 10 января 2022 года (том 1 л.д. 15 - 16), настаивала на заявленных требованиях.

Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса Федорова В.С., действующая на основании доверенности № 51 от 11 ноября 2020 года (том 3 л.д. 236 - 238), в судебном заседании возражала против требований административного истца. Отзыв в письменной форме приобщен к материалам дела (том 2 л.д. 44 – 57).

Представитель заинтересованного лица Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго- РЭС») (далее также ПАО «Россети Сибирь») Зуева А.А., действующая на основании доверенности № 42/23 от 30 марта 2022 года (том 3 л.д. 155 - 160) и представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоПаритет» (далее также ООО «ЭнергоПаритет») Зуева Е.В., действующая на основании ордера № 28 от 01 июня 2022 года и доверенности № 08/2020 от 12 февраля 2021 года (том 3 л.д. 197 - 199), полагали доводы административного истца о неправомерном учете дополнительной мощности при расчете тарифов и распределении такой мощности на сетевые организации обоснованными. Пояснения ПАО «Россети Сибирь» в письменной форме приобщены к материалам дела (том 2 л.д. 110 - 115).

Заинтересованные лица ООО «Горэлектросеть», ООО «Кузбасская энергосетевая компания», ООО «ОЭСК», ООО «ЕвразЭнергоТранс», АО «Северо-Кузбасская энергетическая компания», ООО «Территориальная сетевая организация «Сибирь», ООО «СибЭнергоСеть», ООО «Кузбассэнергосеть», ООО «Электросетьсервис», ООО «Ресурсоснабжающая компания» своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Фроловой Т.В., суд приходит к следующему.

В соответствии с подп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон «Об электроэнергетике»).

Согласно п. 3 ст. 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в надлежащей форме, доведено до всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

Из них Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии также установлен приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 6 августа 2004 года № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» (далее также Методические указания 20-э/2).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.

Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования).

Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.

Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования).

Судом установлено, что АО «СибПСК» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области – Кузбасса.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Для Общества определен очередной долгосрочный период регулирования с 2022 по 2026 годы.

30 апреля 2021 года АО «СибПСК» обратилось в адрес РЭК Кузбасса с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2022 – 2026 годы и предоставило обосновывающие материалы (том 1 л.д. 26 – 36, том 2 л.д. 58). Впоследствии предоставлялись дополнительные материалы, в их числе: о потребителях к арендованному электросетевому имуществу, информация для проведения анализа фактического отпуска электрической энергии, скорректированный плановый баланс электрической энергии (мощности) на 2022 год (том 1 л.д. 40, 44, 46, 48 – 51, 200 – 226, том 3 л.д. 108 - 109).

По итогам рассмотрения заявления РЭК Кузбасса открыто дело об установлении тарифов на 2022 год (том 2 л.д. 59).

На основании анализа представленных документов регулирующим органом подготовлено экспертное заключение, в соответствии с которым необходимая валовая выручка (далее также – НВВ) Общества составила 228 597,87 тыс. руб. (том 2 л.д. 74 – 139, 146 - 149), возражений относительно чего административный истец не имеет.

Как усматривается из указанного экспертного заключения при определении баланса электрической энергии и мощности Общества регулирующим органом использовались данные, представленные в материалы тарифного дела, а также информация, полученная от сбытовых и смежных сетевых организаций, в результате чего объем мощности определен в размере 17,39 МВт. Также органом регулирования указано на необходимость корректировки баланса мощности электросетевого котла во исполнение балансовых показателей, утвержденных ФАС России приказом № 1164/20-ДСП от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП, что влечет корректировку отдельных балансов мощности электросетевых организаций Кемеровской области. Объем дополнительной мощности, приходящейся на АО «СибПСК», составил 2,33 МВт (л.д. 81 - 81 оборот).

Далее, Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято оспариваемое в части постановление, которым утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год.

Административный истец указывает, что при расчете индивидуальных тарифов регулирующим органом в нарушение законодательства, имеющего большую юридическую силу, приняты неверные значения заявленной мощности, с чем суд полагает возможным согласиться.

Из абзаца 10 пункта 63 Основ ценообразования следует, что тариф для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Аналогичные положения содержатся в пункте 49 Методических указаний № 20-э/2, которым также определено, что расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Пунктом 52 Методических указаний предусмотрено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.

Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям, базой для расчета которой является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, базой для расчета которой является плановый сальдированный переток электрической энергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.

В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.

Расчет одноставочного индивидуального тарифа осуществляется по формуле 13.4 пункта 52 Методических указаний 20 – э/2, где в числе составляющих участвует ставка на содержание электрических сетей.

Согласно пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, под заявленной мощностью понимается величина мощности, планируемая к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.

В соответствии с пунктом 57 Методических указаний № 20-э/2 для расчета тарифов (цен) используются в том числе: баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН1 и НН (таблица П1.4); электрическая мощность по диапазонам напряжения ЭСО (таблица П1.5); структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей ЭСО (таблица П1.6).

Обязанность по представлению данных таблиц лежит на регулируемой организации (пункт 17 Правил регулирования цен).

В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что для тарифного регулирования АО «СибПСК» были представлены в числе приложений к заявлению об открытии дела на установление тарифов, плановый баланс электроэнергии и мощности, структура полезного отпуска, отраженные в формах П1.4, П1.5, П1.6.

Впоследствии, в связи с изменением состава электросетевого оборудования и допущенными техническими ошибками Обществом направлялись в РЭК Кузбасса скорректированные плановые балансы электрической энергии (мощности) на 2022 год (том 1 л.д. 51). Последнее обращение имело место 02 ноября 2021 года с предоставлением скорректированного прогнозного баланса по формам П1.3, П1.4, П1.5, П1.6 и П1.30 с разбивкой по полугодиям (том 1 л.д. 200 – 226).

При определении балансовых показателей орган регулирования использовал данные об объемах электрической энергии, мощности и структуре полезного отпуска, отраженные Обществом по формам П1.4 – П1.6, П1.30 и установил объем заявленной мощности сетевой организации 17,39 МВт (том 2 л.д. 81 – 81 оборот). Данный показатель административным истцом не оспаривается.

После этого органом регулирования баланс мощности электросетевого котла региона скорректирован до уровня балансовых показателей, утвержденных ФАС России приказом от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП (сводный прогнозный баланс), в котором заявленная мощность потребителей Кемеровской области утверждена на уровне 2 483 МВт, что повлекло увеличение мощности котла на 293,22 МВт. После этого осуществлена корректировка отдельных балансов мощности электросетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса, объем дополнительной мощности распределен на все сетевые организации, в том числе АО «СибПСК».

Согласно таблице, содержащейся в разделе 8.1 экспертного заключения и приложения № 3 «Баланс мощности по АО «СибПСК» на 2022 год» к экспертному заключению (том 1 л.д. 81, 136 оборот - 137), административному истцу в целях соблюдения приказа ФАС России по СПБ к полезному отпуску конечным потребителям в 17,39 МВт добавлена величина заявленной мощности потребителей в размере 2,329 МВт (округленно 2,33 МВт), учтенная в категории «прочие потребители», в связи с чем величина заявленной мощности потребителей увеличилась.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля главный консультант технического отдела РЭК Кузбасса ФИО9 пояснил, что приказом ФАС России утвержден сводный прогнозный баланс, согласно которому объем заявленной мощности потребителей региона составил 2 483 МВт. РЭК Кузбасса направлялись в ФАС России скорректированные в сторону снижения сведения по данному показателю, однако они не были приняты. Таким образом к дате принятия оспариваемого тарифного решения объем мощности потребителей фактически сложился меньше. Поскольку в сводном прогнозном балансе величина заявленной мощности потребителей утверждена в объеме, превышающем сумму заявок сетевых организаций, в целях соблюдения балансовых показателей, утвержденных ФАС России, на все сетевые организации было осуществлено распределение дополнительных объемов мощности - 293 МВт. Пояснил также, что в законодательстве механизм такого распределения не предусмотрен, поэтому за основу была взята заявленная мощность потребителей каждой сетевой организации, пропорционально которой определены дополнительные объемы мощности.

В судебное заседание представлены отдельные положения приказа ФАС России от 23 ноября 2021 года № 1299/21-ДСП, которым утвержден сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России на 2022 год, где величина заявленной мощности потребителей Кемеровской области принята в объеме 2 483 МВт (том 3 л.д. 6, 107).

По информации ФАС России, РЭК Кузбасса 01 сентября 2021 года направила в адрес ФАС России по системе ФГИС ЕИАС ФАС России уточненные предложения, в том числе по величине заявленной мощности на 2022 год в формате шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России FORM3.1.2022.SUMMARY, в соответствии с которыми заявленная мощность потребителей Кемеровской области составила 2 483 МВт. В свою очередь, ФАС России приказом от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП утвердила величину заявленной мощности потребителей Кемеровской области в размере 2 483 МВт (том 3 л.д. 41, 43).

Также в материалы дела представлены: письмо ФАС России от 7 октября 2021 года, которым предложено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предоставить в срок до 15 октября 2021 года уточненные предложения в рамках процедуры формирования сводного прогнозного баланса; сведения о направлении РЭК Кузбасса в ФАС России скорректированных показателей мощности потребителей Кемеровской области – Кузбасса – 2 260,54 МВт (том 3 л.д. 1 – 5, 102 - 106). Данные показатели не вошли в сводный прогнозный баланс, что следует из приказа ФАС России от 23 ноября 2021 года № 1299/21-ДСП.

Таким образом в ходе рассмотрения дела установлено и стороной административного ответчика не оспаривалось, что расхождение объема мощности заявленного АО «СибПСК» для установления тарифов и утвержденного РЭК Кузбасса в ходе тарифного регулирования, сложилось в результате распределения регулирующим органом разницы между величиной заявленной мощности потребителей Кемеровской области - Кузбасса, утвержденной в сводном прогнозном балансе и величиной заявленной мощности потребителей Кемеровской области - Кузбасса, сформированной к дате принятия тарифных решений.

Как усматривается из данных об объемах электрической энергии, мощности и структуре полезного отпуска по формам П1.4, П1.5, П1.6, представленных Обществом на тарифное регулирование, величина заявленной (расчетной) мощности собственных потребителей Общества, присоединенных к центру питания (подстанции) определена в размере 17,423246 МВт, сальдо переток в смежные сетевые организации – 22,686382 МВт., что составляет общее значение полезного отпуска - 40,109628 МВт, при общем поступлении мощности в сеть административного истца в объеме 40,585800 МВт и сумме потерь в сетях – 0,476172 МВт. В величине заявленной (расчетной) мощности потребителей, присоединенных к центру питания, на группу «население» приходится 1,221948 МВт, на группу «прочие потребители» - 16,201298 МВт, из которых выделены одноставочники – 11,931298 МВт и двухставочники – 4,270000 МВт. Поступление мощности в сеть административного истца заявлено исключительно от смежных сетевых организаций (том 2 л.д. 201 - 205).

В свою очередь регулирующим органом утверждено общее поступление мощности в сеть Общества в объеме 42,880 МВт, из которой 0,137 МВт - поступление в сеть от ОАО «ФСК ЕЭС», 40,414 МВт. – поступление в сеть от смежных сетевых организаций, 2,239 МВт – исполнение приказа ФАС России по СПБ. Таким образом источник поступления в сети Общества дополнительной мощности в объеме 2,239 МВт не указан (пункты 1, 1.7, 1,10 приложения 3 «Баланс мощности» к экспертному заключению – том 2 л.д. 136 оборот – 137).

Далее дополнительный объем мощности учтен в полезном отпуске потребителям группы «прочие потребители», который в результате составил 18,497 МВт, из них одноставочным потребителям – 13,607 МВт, двухставочным потребителям – 4,890 МВт, что с учетом полезного отпуска потребителям группы «население» и приравненных к ним- 1,222 МВт, а также величины отпуска в смежные сетевые компании – 22,686 МВт, сформировало общее значение показателя «Полезный отпуск» - 42,405 МВт. Из него отпуск в смежные сетевые организации - 22,686 МВт, (сбыт 1) - 17,390 МВт, (сбыт 2) – 2,329 МВт. Одновременно объем потерь при увеличении объема мощности утвержден на уровне не превышающем предложение Общества, с отклонением в сторону уменьшения до 0,475 МВт.

При этом ссылок на несоответствие балансовых показателей, представленных АО «СибПСК» на тарифное регулирование по формам П1.4, П1.5, П1.6, П1.30 экспертное заключение не содержит.

Таким образом, РЭК Кузбасса, вопреки представленным административным истцом для формирования баланса мощности сетевой организации согласованным сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности, в одностороннем порядке использована величина больше предложенной, в отсутствии обоснования такого регулирования как фактическими обстоятельствами (изменение планового объема мощности потребителей, состава имущества, посредством которого планировалось осуществление регулируемой деятельности и т.д.), так и положениями нормативных правовых актов в области электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу.

В ходе рассмотрения дела данные недостатки экспертного заключения не устранены, доказательств недостоверности балансовых показателей, поданных Обществом на тарифное регулирование не представлено, положений нормативных правовых актов, в соответствии с требованиями которых осуществлено оспариваемое регулирование, в том числе требующих приравнивать присоединенную (заявленную) мощность сетевой организации к заявленной мощности потребителей, не названо.

Ссылка ответчика на решение Кемеровского областного суда от 08.09.2021 по делу №3а-180/2021 в качестве обоснования установления административному истцу заявленной мощности, не принимается.

Вышеизложенное свидетельствует о неверном определении органом регулирования величины присоединенной (заявленной) мощности сетевой организации.

Поскольку базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, неверное её определение в свою очередь, влечет неправильное определение индивидуального тарифа, который не обеспечивает получение необходимой валовой выручки и влечет для сетевой организации убытки, что свидетельствует о нарушении принципов государственного регулирования цен (тарифов).

Относительно доводов административного истца о допущенных нарушениях при расчете тарифной выручки, выразившихся в применении регулирующим органом исключительно двухставочного тарифа, следует отметить, что действующим законодательством не предусмотрено проведение такого расчета по каждому потребителю отдельно с учетом вида применяемого тарифа (одноставочный, двухставочный).

Вместе с тем увеличение заявленной мощности потребителей избранным регулирующим органом способом, неизбежно ведет к завышению плановой тарифной выручки, которая участвует в формировании индивидуального тарифа, что также не позволяет административному истцу получить доходы от услуг по передаче электрической энергии, мощности, суммарно обеспечивающие необходимую валовую выручку, и исполнять в полном объеме обязательства перед другими сетевыми организациями.

Подтверждающие указанные обстоятельства расчеты административного истца, регулирующим органом в ходе судебного разбирательства не опровергнуты.

Ссылка административного ответчика на то, что возникшие у АО «СибПСК» расходы могут быть учтены в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении тарифов на следующий год регулирования, не свидетельствует о правильности установления оспариваемых административным истцом индивидуальных тарифов.

Ввиду допущенных органом регулирования нарушений при расчете Обществу заявленной мощности и плановой тарифной выручки, суд находит обоснованными доводы АО «СибПСК», а также заинтересованных лиц ПАО «Россети Сибирь» и ООО «ЭнергоПаритет» о том, что Постановление № 956 в оспариваемой части противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, утвержденные им в пунктах 3, 14, 24, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 92 приложения тарифы для взаиморасчетов не являются экономически обоснованными, что влечет нарушение прав административного истца при осуществлении предпринимательской деятельности.

В связи с изложенным у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, следовательно, оспариваемое административным истцом Постановление № 956 следует признать не действующим в части с момента его принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию оплаченная им при подаче иска в суд государственная пошлина в размере 4 500 рублей (том 1 л.д. 14).

Руководствуясь ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года № 956 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год» в части пунктов 3, 14, 24, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 92 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год).

Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативный правовой акт, заменяющий названное выше постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанное не действующим в части, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Региональной энергетической комиссии Кузбасса в пользу акционерного общества «Сибирская Промышленная Сетевая Компания» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.

Председательствующий: С.В. Киклевич

Мотивированное решение составлено 10 июня 2022 года.