Дело №2-61/2015г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 марта 2015 года с. Новокаякент
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И., при секретаре Ахмедовой С.А., с участием представителя истца по доверенности ФИО1, представителя по доверенности администрации МР «Каякентский район» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 и ее представителя ФИО1 к Правительству Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Главному управлению Министерства Российской Федерации по ГО и ЧС по Республике Дагестан, администрации МР «Каякентский район», администрации МО «сельсовет Каякентский» о признании право ФИО3, ФИО4 на получение компенсации за утраченное жилье, как на лиц лишившихся жилья в результате сильных ливневых дождей, имевших место 3-4 мая 2010 года в Каякентском районе, о взыскании с администрации МР «Каякентский район», Правительства Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО3 и ФИО4 по (№ рублей в пользу каждого, а всего № рублей, стоимость утраченного жилья истцам,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 и ее представитель ФИО1 обратились в суд с иском к Правительству Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Главному управлению Министерства Российской Федерации по ГО и ЧС по Республике Дагестан, администрации МР «Каякентский район», администрации МО «сельсовет Каякентский» о признании право ФИО3, ФИО4 на получение компенсации за утраченное жилье, как на лиц лишившихся жилья в результате сильных ливневых дождей, имевших место 3-4 мая 2010 года в Каякентском районе, о взыскании с администрации МР «Каякентский район», Правительства Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО3 и ФИО4 по (№) № рублей в пользу каждого, а всего № рублей, стоимость утраченного жилья истцам,
Истица ФИО3, при рассмотрении дела в судебном заседании участия не принимала, хотя была надлежащим образом уведомлена о месте и времени рассмотрении дела. Из ее письменного заявления усматривается, что дело просит рассмотреть без ее участия и с участием ее представителя ФИО1
В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержал исковые требования и пояснил суду, что в период 3 - 4 мая 2010 года на территории Каякентского района прошло опасное гидрометеорологическое явление(ОГЭ) в виде продолжительных ливневых дождей.
Данный факт подтверждается актом комиссии по ЧС района от 4 мая 2010 г. №28, в котором указано, что на территории Каякентского района 3-4 мая 2010 года прошли продолжительные ливневые дожди, в результате которых причинен району и жителям района материальный ущерб.
По сообщению ГУ «Дагестанский Республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в период 3 по 4 мая 2010 года на территории Каякентского района наблюдались сильные ливневые дожди. По данным метеорологической станции Изберг за двое указанных суток выпало 59,7 мм осадков, что составляет 284% месячной нормы. В результате выпавших сильных осадков на реках района прошли дождевые паводки. Отмечался сход селевых потоков. Это явление относиться к критериям опасных.
Исходя из сложившейся ситуации на территории района на заседании КЧС ПБ администрации МР «Каякентский район» от 4 мая 2010 года введен режим «Чрезвычайной ситуации» с 4 мая 2010 года.
В результате стихийного бедствия частично повреждены 18 домостроений жителей населенных пунктов, а два домостроения получили серьезные повреждения конструктивных элементов, из-за которых дальнейшее проживание в нем не возможно и подлежит сносу, в том числе домостроение ФИО3, расположенное по адресу: Республика Дагестан, <...>.
В связи с чем, ФИО3 обратилась с заявлением об обследовании ее домостроения на предмет определения причиненного стихией ущерба.
Согласно акту комиссии по ЧС от 16.06.2010 г. составленного с участием представителей ЗАО «Атом», у которого имеется свидетельство на производство этих видов работ, произведено обследование домостроения ФИО3, в которой указаны следующие объемы повреждений по конструктивным элементам: из-за обводнения и подтопления участка вокруг здания произошло размягчение, разрушение нижних слоев саманной кладки. В результате чего крен здания, деформация конструкций, разрушения и повсеместные трещинные расслоение стен противоположных направлений. Выводы комиссии: Дом не пригоден для дальнейшего проживания.
Из акта визуального обследования объекта от 23.06.2010 г., которое произведено представителем филиала ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» по РД усматривается, что домостроение ФИО3 не пригодно для дальнейшего проживания и оно подлежит сносу.
В связи с чем, ФИО3 включена в список семей, пострадавших в результате сильных ливневых дождей 3-4 мая 2010 года на территории Каякентского района РД, на получение компенсационных выплат по утере жилья.
ФИО3 также включена в реестр жилых домов Каякентского района, пострадавших в результате сильных ливневых дождей 3-4 мая 2010 года, не пригодные для проживания от 03.08.2010г., утвержденный главой МР «Каякентский район» и согласованный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД.
Все материалы в части компенсации за утерю жилья ФИО3 были представлены в Главное управление МЧС России по РД.
Распоряжением Правительства РД от 27 января 2012 года №11-р администрации МР «Каякентский район» выделены из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий средства в сумме 616,73 тыс. рублей для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных гидрометеорологических явлений, имевших место на территории РД в марте-июле 2010 года.
Распоряжением главы МР «Каякентский район» от ДД.ММ.ГГГГ. №№-р из поступивших средств № тыс. рублей направлены на компенсационные выплаты гражданам за утраченное жилье, в том числе ФИО3 № тыс. руб., т.е. частичное погашение.
Согласно справке Избербашского страхового отдела ООО « Росгострах» от ДД.ММ.ГГГГ № дом, принадлежащий ФИО3. за 2010 год страховым отделом не застрахован и ущерб ей не возмещался.
Согласно справке выданной администрацией МО «с/с Каякентский» за ФИО3 другого жилого помещения не значился.
Таким образом, учитывая, что ФИО3 лишилась жилого помещения в результате сильных ливневых дождей, последняя имеет все основания для включения в список пострадавших граждан, имеющих право на полную компенсацию утраченного жилья.
Согласно ст.1 ФЗ от 21.12.1994 г. №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация представляет собой обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые(могут повлечь или) повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с п.1 ст.18 вышеназванного Федерального закона каждый имеет право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсации социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливается законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст.24 этого Закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъекта Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с подп. «в» пункта 1.4 Инструкции ГУ МЧС по РД и Министерства финансов РД от 25 ноября 2010 г. к чрезвычайной ситуации межмуниципального характера относятся ЧС в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселении, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.
Поскольку, чрезвычайная ситуация от 3-4 мая 2010 года затронула территорию нескольких муниципальных территорий, то эта чрезвычайная ситуация относится к чрезвычайной ситуации межмуниципального характера.
Ликвидация ЧС силами и средствами организаций, органом исполнительной власти РД, органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». При отсутствии или недостаточности собственных средств органы исполнительной власти РД, администрации муниципальных районов РД не позднее одного месяца с даты возникновения ЧС могут обращаться в Правительство РД с просьбой о выделении бюджетных ассигнований.
Из вышеизложенного следует, что вывод, что администрация МР «Каякентский район», наряду с Правительством РД. являются ответчиками по делу.
Постановлением Правительства РД от 21.12.2009 г. №459 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно указанным Правилам средства на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций местного и территориального уровня в соответствии с установленной классификацией чрезвычайных ситуаций выделяются за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, республиканских органов исполнительной власти, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
Выплата компенсаций гражданам за утраченное жилье производится с учетом площади утраченного жилья в пределах установленной Законом Республики Дагестан социальной нормы, но не более площади ранее занимаемого жилья.
Согласно действующего законодательства РФ социальная норма жилья в РД составляет 18 кв. метров на 1 человека, а на семью из двух человек 42 кв.м. ФИО3 проживала в своем доме со своей дочерью и поэтому ФИО3 следует выплатить компенсацию за утраченное жилье площадью 42 кв.м., что является в пределах социальной нормы.
Согласно приказу Минстроя РФ от 15.07.2014 г. №387/пр средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения по РД на 111 квартал 2014 года составляет № рублей.
Таким образом, принимая во внимание, что выявленные нарушения федерального законодательства до настоящего времени имеют место, а ответчиками не предприняты меры по их устранению, иначе как через суд разрешить данный вопрос не представляется возможным.
Тем самым нарушенное право может быть восстановлено путем взыскания с ответчиков Правительства РД, Министерства финансов РД, Правительства РФ и Министерства финансов РФ за счет казны РФ соответствующих денежных средств.
Согласно справке, выданной администрацией МО «сельсовет Каякентский» и домовой книги собственником домостроения, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО3 Вместе с ней в этом доме проживала и на 3-4 мая 2010 года была зарегистрирована: дочь ФИО4.
Стоимость жилья истцам подлежащая возмещению за счет казны РД составляет № рублей, где 42 кв.м.- норматив общей площади жилья на каждого из истцов, № руб.- возмещаемая стоимость 1 кв.м. общей площади жилья.
Однако, ФИО3 не была выплачена компенсация исходя этой средней стоимости квадратного метра жилья. Уполномоченные органы своевременно не выполнили свои полномочия, не определили размер фактического ущерба, причиненного истцу в результате стихийного бедствия, имевшее место 3-4 мая 2010 года, не произвели выплату соответствующих сумм в пользу истца и по сегодняшний день.
Постановление Правительства РД от 21.12.2009 г. №459 не возлагает какие-либо права, обязанности на пострадавших от чрезвычайных ситуаций, в том числе и на истцов, не регулирует в данной части непосредственно отношений с участием пострадавших, в том числе истцов, ориентирует обязанных лиц в целях скорейшего возмещения вреда пострадавшим, в том числе истцам, организовать свою урегулированную вышеуказанными нормативными актами работу таким образом, чтобы обосновывающие документы в месячный срок со дня соответствующего поручения Правительства РФ.
Права истцов на получение меры государственной поддержки в связи со стихийным бедствием не должны быть поставлены в зависимость от своевременности исполнения своих обязанностей иными лицами, поскольку данная мера должна быть действенной и направлена на обеспечение жилыми помещениями лиц, которые в результате стихийного бедствия утратили единственное жилье.
Просит удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрации МР «Каякентский район» ФИО2 пояснил, что 3-4 мая 2010 года на территории Каякентского района прошло опасное гидрометеорологическое явление в виде продолжительных ливневых дождей. Решением КЧС администрации района от 4 мая 2010 года указанное событие было объявлено чрезвычайной ситуацией. После наступления чрезвычайной ситуации администрация района отправила письмо в Правительство РД о выделении денежных средств из резервного фонда РД для оказания помощи по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. С привлечением всех специалистов был собран весь пакет документов и 09.08.2010г. были представлены в Правительство РД и МЧС РД. Районной комиссией с участием представителя ЗАО «Атом» было проведено обследование жилого дома ФИО3 и комиссия пришла к выводу, что дом подлежит сносу. Акт обследования подписан всеми членами комиссии. На момент ЧС в доме ФИО3 проживали 2 человека. В бюджете администрации МР «Каякентский район» не были заложены какие-либо денежные средства на ликвидацию чрезвычайной ситуации. 27 января 2012 г. Правительством РД было издано распоряжение о выделении бюджетных ассигнований муниципальным образованиям для частичной выплаты компенсационных выплат. Всего было выделено № рублей, т.е. были выделены ? часть денег из расчетной суммы. На основании действующих нормативных актов ЧС от 3-4 мая 2010 года относится к чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, поскольку чрезвычайные ситуации произошли на территории нескольких муниципальных районах.
Представитель Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан при рассмотрении дела в судебном заседании участия не принимал, хотя был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела.
Из письменных возражений начальника ГУ МЧС России по Республике Дагестан ФИО5 следует, что он исковые требования считает необоснованными по следующим основаниям. На территории 13 муниципальных образований Республики Дагестан в марте-июле 2010 года имели место опасные гидрометеорологические явления в виде сильного ветра, продолжительных ливневых дождей.
Мероприятия о ликвидации последствий стихийных явлений, произошедших в весенне-летний период 2010 г. на территории РД. рассмотрены 31 мя 2011 г. на заседании комиссии Правительства РД по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности с приглашением глав пострадавших муниципальных районов.
С учетом ограниченности средств в резервном фонде Правительства РД на заседании принято решение: -из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий выделить на компенсационные выплаты семьям за утраченное жилье, оказание единовременной материальной помощи за частично поврежденное жилье, оказание финансовой помощи за утраченное жилье денежные средства в размере 25% от запрашиваемых администрациями муниципальных районов.
Принятое решение не противоречит действующим нормативным правовым актам, в том числе и постановлению Правительства РД от 21 декабря 2009 г. №459 «Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», которым предусмотрено выделение бюджетных ассигнований для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Просит отказать в удовлетворении иска и рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представитель Министерства финансов РД при рассмотрении дела в судебном заседании участия не принимал, хотя был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела.
Из письменных возражений представителя Министерства финансов РД по доверенности ФИО6 усматривается, что стихийное бедствие имело место в мае 2010 года, а исковое заявление в суд подано по истечении более трех лет, предусмотренного законодательством для обращения в суд за восстановлением нарушенного права. В связи с чем, просит применить сроки давности обращения в суд. Правового основания для взыскания средств с Правительства РД и Министерства финансов РД в исковом заявлении не приводиться. Просит отказать в удовлетворении исковых требований истца за счет Правительства РД и Министерства финансов РД.
Представитель Правительства РФ при рассмотрении дела в судебном заседании участия не принимал, хотя был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РД по доверенности ФИО7 при рассмотрении дела в судебном заседании участия не принимал, хотя был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела. В своем ходатайстве просит рассмотреть дело без его участия.
Из письменных возражений представителя Управления Федерального казначейства по РД ФИО7 следует, что считает, что данные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в части взыскания с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ. Чрезвычайная ситуация от 3-4 мая 2010 года, на которую в обоснование заявленного требования ссылается истец, была отнесена к категории межмуниципального характера. При таких обстоятельствах Правительство Российской федерации(Министерство финансов РФ) является ненадлежащим ответчиком в рамках настоящего искового производства. Считает, что обязанность Российской Федерации по выплате различного рода компенсаций в возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, возникает только при условии соблюдения надлежащего порядка и срока для сбора и представления в Правительство РФ уполномоченными органами исполнительной власти(как местного самоуправления, так и субъектов федерации) соответствующей информации(обосновывающих документов) о пострадавших, ущербе и т.д.
В данном случае обосновывающее документы о причиненном ущербе(полной утрате жилого домостроения) в результате стихийного бедствия для оказания материальной помощи и надлежащем виде и в установленный срок не были направлены в Правительство РФ. Просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель Правительства РД по доверенности ФИО8 при рассмотрении дела в судебном заседании участия не принимал, хотя был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела.
Из письменных возражений представителя Правительства РД ФИО8 усматривается, что администрация МР «Каякентский район» не предоставила списки граждан, пострадавших в результате ливневых дождей, имевших место в Каякентском районе 03-04 мая 2010 г., соответственно, Правительство РД не знало и не могло знать о них.
В связи с этим у Правительства РД не было оснований включить пострадавших ФИО3 и ФИО4 в список граждан на получение компенсаций за утраченное жилье, как лиц, лишившихся жилья в результате ливневых дождей, имевших место в Какентском районе 03-04 мая 2010г.
Кроме того, в соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Согласно ст.200 ГК РФ срок исковой давности начинает течь с того момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав.
Обстоятельства, на которые ссылается истица, имели место в 2010 г., а иск предъявлен в 2015г., уважительные причины пропуска срока истицей не приведены, а также не заявлено ходатайство о восстановлении срока. Считает, что срок для подачи заявления в суд пропущен при отсутствии уважительной причины, что является основанием для отказа в иске.
Представитель администрации МО «сельсовет Каякентский» при рассмотрении дела в судебном заседании участия не принимал, хотя был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав объяснения представителя истца ФИО1, возражения ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Из исследованной в судебном заседании домовой книги по адресу: РД, <адрес> значатся зарегистрированными на момент чрезвычайной ситуации следующие лица: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из заявления ФИО3 адресованного главе администрации МР «Каякентский район» следует, что она обратилась с заявлением о включении ее в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов на себя и на членов ее семьи.
Из Акта обследования жилого дома, поврежденного в результате сильных ливневых дождей 3-4 мая 2010 года, расположенного по адресу: РД, Каякентский, район, <адрес>, принадлежащего ФИО3, общей площадью № кв.м. усматривается, что из-за обводнения и подтопления участка вокруг здания произошло размягчение, разрушение нижних слоев саманной кладки. В результате чего крен здания, деформация конструкций, разрушения и повсеместное трещинные расслоение стен противоположных направлений. Комиссия пришла к выводу, что дом непригоден для дальнейшего проживания. Указанный акт подписан всеми членами комиссии и утвержден главой МО «Каякентский район».
Из акта визуального обследования жилого дома ФИО3, расположенного по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного инженером –техником филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Дагестан ФИО9 следует, что домостроение непригодно для проживания и подлежит сносу.
Из протокола № заседания КЧС ПБ администрации МР «Каякентский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссия приняло решение ходатайствовать перед Правительством РД и ГУ МЧС России по РД об оказании материальной помощи для восстановления объектов народного хозяйства, жилых домов частного сектора, пострадавших в результате продолжительных ливневых дождей 3-4 мая 2010 года.
Из протокола № заседания КЧС администрации МР «Каякентский район» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что комиссия района решила отметить режим чрезвычайной ситуации на территории МР с ДД.ММ.ГГГГ и просит Правительство РД и ГУ МЧС России по РД оказать финансовую помощь для ликвидации последствий стихии.
Из Списка семей граждан, пострадавших в результате сильных ливневых дождей 3-4 мая 2010 г. на территории Каякентского района РД, на получение государственных жилищных сертификатов, утвержденного 23.08.2010г. главой администрации МР «<адрес>», следует, что в указанном списке значится ФИО3 и ее дочь ФИО4
Из Реестра жилых домов Каякентского района, пострадавших в результате сильных ливневых дождей 3-4 мая 2010г., непригодные для проживания, следует, в указанном реестре значится фамилия ФИО3, проживающей по адресу: <адрес>.
Из справки Российской Государственной Страховой компании ООО «Росгосстрах» № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что домостроение расположенное по адресу: РД, <адрес>, принадлежащее ФИО3 в Избербашском страховом отделе не застрахован и ущерб не возмещен.
Из справки ГУ «Дагестанский Республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период 3 по 4 мая 2010 г. на территории Каякентского района наблюдались сильные ливневые дожди. По данным метеорологической станции Изберг за двое указанных суток выпало 59,7 мм. осадков, что составляет 284% месячной нормы.
Из протокола заседания Комиссии Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 31 мая 2011 года следует, что комиссия решала рекомендовать Главному управлению МЧС России по Республике Дагестан совместно с администрациями муниципальных образований, в том числе и МР «Каякентский район» подготовить и внести проект распоряжения Правительства РД о выделении из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий средств на компенсационные выплаты гражданам за утраченное жилье.
Сумму компенсационных выплат гражданам за утраченное жилье определить из расчета его стоимости по муниципальному району в соответствии с постановлением Правительства РД от 23 сентября 2010 года №348 «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого дома помещения по муниципальным образованиям Республики Дагестан, подлежащих применению органами местного самоуправления муниципальных образований для расчета размера стоимости социального жилья, выделяемого в соответствии с планами на третий и четвертый квартал 2010 г., для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой(попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.
В связи с ограниченностью средств в резервном фонде Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий общая сумма средств, выделяемых администрациям муниципальных образований на компенсационные выплаты гражданам за утраченное жилье, оказание единовременной материальной помощи за частично поврежденное жилье, оказание финансовой помощи за утраченное имущество, определяется в размере 25% от расчетных сумм.
Из распоряжения Правительства РД от 27 января 2012 г. №11-р следует, что согласно указанному распоряжению из резервного фонда Правительства РД выделены администрациям муниципальных образований РД для предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий средства в сумме 24 576,44 рублей для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных гидрометеорологических явлений, имевших место на территории РД в марте-июле 2010 года, с распределением согласно приложению.
Согласно приложению к указанному выше распоряжению Правительства РД в Каякентский район направлены для ликвидация последствий сильных ливневых дождей 3-4 мая 2010г. денежные средства в размере № тыс. рублей. в том числе на компенсационные выплаты гражданам за утраченное жилье-№ тыс. рублей, на оказание единовременной материальной помощи гражданам за поврежденное жилье-№ тыс.рублей, на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости- № тыс. рублей.
Из распоряжения главы администрации МР «Каякентский район» за №№-р от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что указанным распоряжением направлены бюджетные ассигнования в сумме № тыс. рублей, поступивших из республиканского бюджета в соответствии с распоряжением Правительства РД от 27 января 2012 г. №11-р для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий сильных ливневых дождей, прошедших 3-4 мая 2010 года на территории Каякентского района, в том числе: № тыс. рублей – на компенсационные выплаты гражданам за утраченное жилье согласно приложения №1.
Согласно приложению № к указанному распоряжению на лицевой счет ФИО3 перечислены денежные средства в размере № тыс. рублей.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 г. №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на: чрезвычайную ситуацию локального характера; муниципального характера; межмуниципального характера; регионального характера; межрегионального характера; Федерального характера.
В силу подпункта «в» пункта 1 указанного выше Постановления к чрезвычайной ситуации межмуниципального характера относиться чрезвычайная ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.
Как следует из материалов дела и не отрицается сторонами, чрезвычайная ситуация от 3-4 мая 2010 года отнесена к категории межмуниципального характера.
В силу ст.24 ФЗ от 21.12.1994г. №68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.35 Закона Республики Дагестан от 19.10.2001 №34 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций республиканского и межмуниципального характера в соответствии с федеральным законодательством является расходным обязательством Республики Дагестан.
Из смысла и содержания указанных выше Федерального закона и Закона Республики Дагестан следует, что ликвидация последствий чрезвычайной ситуации межмуниципального характера является расходным обязательством Республики Дагестан.
Согласно абзацу 2 статьи 18 вышеназванного Федерального закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Принятыми Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Республики Дагестан от 21.12.2009 №459 (ред. от 04.12.2013), установлен порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий республиканского и межмуниципального характера.
В пункте 6 указанных Правил сказано, что основанием выделения бюджетных ассигнований является решение Правительства Республики Дагестан.
Согласно подпункта «е» пункта 7 настоящих Правил бюджетные ассигнования выделяются органам исполнительной власти Республики Дагестан и администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе: выплата компенсаций гражданам за утраченное жилье с учетом площади утраченного жилья в пределах установленной Законом Республики Дагестан социальной нормы, но не более площади ранее занимаемого жилья.
Согласно приложения к постановлению Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ№ «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям РД, подлежащей применению органами местного самоуправления муниципальных образований для расчета размера стоимости социального жилья, выделяемого в соответствии с планами на третий и четвертый квартал 2010 года, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения» стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в Каякентском районе установлен 15 200 рублей.
Таким образом, перечисленными выше и исследованными судом письменными доказательствами и объяснениями участников процесса установлено, что 3-4 мая 2010 года на территории Каякентского района произошло стихийное бедствие, т.е. чрезвычайная ситуация межмуниципального характера. Вследствие чего домостроение общей площадью № кв.м., расположенное по адресу: РД, <адрес>, принадлежащее ФИО3 с проживающими с ней лицами в количестве двух человек получил повреждения. В соответствии с комиссионными актами дом не пригоден и подлежит сносу. Комиссия по чрезвычайной ситуации района ФИО3 вместе с проживающим с ней лицом включена в Списки пострадавших лиц от чрезвычайной ситуации, а также в реестр жилых домов, пострадавших в результате ливневых дождей 3-4 мая 2010г., непригодных для проживания.
Администрацией Каякентского района все необходимые документы подготовлены и в августе 2010 года представлены в Главное управление МЧС России по Республике Дагестан для оказания финансовой помощи из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий.
Комиссией Правительства РД от 31 мая 2011г. №8 по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности принято решение рекомендовать ГУ МЧС РФ по РД определить сумму компенсационных выплат гражданам за утраченное жилье из расчета его стоимости по муниципальному району в соответствии с постановлением Правительства РД от 23 сентября 2010 г. №348 «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям РД, подлежащей применению органами местного самоуправления муниципальных образований для расчета размера стоимости социального жилья, выделяемого в соответствии с планами на третий и четвертый квартал 2010 года, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения», где стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в Каякентском районе установлен 15 200 рублей.
Также, указанной комиссией Правительства РД рекомендовано ГУ МЧС РФ по РД в связи с ограниченностью средств в резервном фонде Правительства РД по предупреждению и ликвидации ЧС и ПБ общую сумму средств, выделяемых администрациям муниципальных образований на компенсационные выплаты гражданам за утраченное жилье, оказание единовременной материальной помощи за частично утраченное жилье, оказание финансовой помощи за утраченное имущество определить в размере 25% от расчетных сумм.
Согласно протокола №8 от 31 мая 2011г. Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, Правительством РД издано распоряжение от 27 января 2012 г. №11-р. в соответствии с которым из резервного фонда Правительства РД выделены администрациям муниципальных образований для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных явлений, имевших место на территории Республики Дагестан в марте-июле 2010 года № тыс. рублей, в том числе согласно приложению к указанному постановлению Каякентскому району в сумме № тыс. рублей, в том числе на компенсационные выплаты гражданам за утраченное жилье № тыс. рублей, что составляет 25/% от расчетных сумм.
Согласно распоряжению главы МР «Каякентский район» №№Р от ДД.ММ.ГГГГ и приложению № к нему на лицевой счет № перечислены денежные средства в размере № тыс. рублей.
Расчет компенсационных выплат за утраченное жилье ФИО3 составлен исходя из следующих данных: 27,7 кв.м(общая площадь утраченного жилья ФИО3) х № рублей(стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в Каякентском районе) = № рублей, что составляет 25% от расчетной суммы.
Суд, приходит к выводу, что комиссия Правительства РД по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ и само Правительство РД при определении сумм компенсационных выплат за утраченное жилье руководствовались действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Дагестан, в частности Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. №304, Постановлением Правительства Республики Дагестан от 21 декабря 2009 г. №459, Постановлением Правительства РД от 23 сентября 2010 г. №348, а также принято во внимание ограниченность средств, в резервном фонде Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации ЧС.
Доводы истицы ФИО3 и ее представителя ФИО1 о взыскании в пользу истцов более крупных сумм компенсационных выплат за утраченное им жилье, чем им выплачено Правительством РД являются необоснованными, поскольку принятие решения о полной или частичной оплате компенсационных выплат за утраченное жилье является прерогативой самого Правительства РД. Более того, решение о частичной выплате компенсационных выплат за утраченное жилье ФИО3 Правительством РД принято в связи с ограниченностью денежных средств в резервном фонде Правительства РД.
Представитель Министерства финансов Республики Дагестан ФИО6 и представитель Правительства РД ФИО8 считает, что истец и его представитель обратились в суд по истечении трехгодичного срока, указывая на то, что стихийное бедствие имело место 3-4 мая 2010 года, а исковое заявление им подано по истечении 3 лет
Суд, считает, что ходатайства представителей ответчиков ФИО6 и ФИО8 являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела стихийное бедствие имело место 3-4 мая 2010 года. Истец ФИО3 и его представитель ФИО1 обратились в суд с иском 12.01.2015г. В марте 2012г. ФИО3 выплачены компенсационные выплаты за утраченное жилье в размере № тыс. рублей. Истица о нарушении прав узнала в марте месяце 2012г., т.е. после того как администрация МР «Каякентский район» частично оплатила ей компенсационные выплаты за утраченное жилье.
С учетом изложенного срок общей исковой давности следует исчислять с марта 2012 г. до март 2015г.
В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Согласно ст.200 ГК РФ срок исковой давности начинает течь с того момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав.
Истцу о нарушении прав стало известно в марте месяце 2012г., т.е. после того как истица получила часть компенсационных выплат.
То есть доводы ответчиков, что согласно ст.200 ГК РФ истцом пропущен срок исковой давности не нашло своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, районный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства представителей ответчиков ФИО6 и ФИО8 о применении срока исковой давности отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО3 и ее представителя ФИО1 к Правительству Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Главному управлению Министерства Российской Федерации по ГО и ЧС по Республике Дагестан, администрации МР «Каякентский район», администрации МО «сельсовет Каякентский» о признании право ФИО3, ФИО4 на получение компенсации за утраченное жилье, как на лиц лишившихся жилья в результате сильных ливневых дождей, имевших место 3-4 мая 2010 года в Каякентском районе, о взыскании с администрации МР «Каякентский район», Правительства Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО3, и ФИО4 по (№ рублей в пользу каждого, а всего № рублей, стоимость утраченного жилья истцам, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья: З.И. Алибулатов.