НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Катайского районного суда (Курганская область) от 29.05.2020 № 12-14/20

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Катайск Курганской области 29 мая 2020 г.

Судья Катайского районного суда Курганской области, расположенного по адресу: <...>, Духовников Евгений Алексеевич, рассмотрел жалобу законного представителя Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения № 3» ФИО2 на постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области от 28 февраля 2020 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,в отношении,

Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения № 3», ... от ..., расположенного по адресу: ..., ранее к административнойответственности не привлекавшегося,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области от 28 февраля 2020 г. Государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения № 3» (далее ГКУ «УСЗН № 3») привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за нарушение трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Законный представитель ГКУ «УСЗН № 3» ФИО2 обжаловала указанное постановление, просит его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В жалобе указала, что с постановлением учреждение не согласно, поскольку оно создано на основании постановления Правительства Курганской области от 9 декабря 2014 г. № 471 и является государственным учреждением, функции и полномочия учредителя которого от имени Курганской области осуществляет Главное управление социальной защиты населения Курганской области. Источником финансирования деятельности ГКУ «УСЗН № 3» являются средства областного бюджета. Трудовым кодексом не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы. Правила индексации заработной платы определяются в зависимости от источника финансирования организаций либо законами и подзаконными актами нормативными актами (для государственных органов и учреждений), либо коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами (для других организаций). Таким образом, обязанность по включению в коллективный договор государственного учреждения, финансируемого из бюджета, положения об обязанности индексирования заработной платы работникам отсутствует. Оплата труда работников ГКУ «УСЗН № 3» регулируется Положением об оплате труда работников Государственных казенных учреждений Курганской области, реализующих государственную политику в сфере социальной поддержки граждан, проживающих на территории Курганской области, утвержденным постановлением Правительства Курганской области от 29 декабря 2014 г. № 525 и осуществляется в пределах ежегодно доводимых ассигнований на очередной финансовый год. Бюджетные ассигнования на текущую деятельность учреждений, подведомственных Главному управлению социальной защиты на 2019 г. в том числе и на заработную плату, утверждены Законом Курганской области от 27 декабря 2018 г. № 163 « Об областном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов» Средства на индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам ГКУ «УСЗН № 3» на 4,3 % в 2019 году данным законом не предусмотрены, изменения в него не вносились. Полагает, что вина ГКУ «УСЗН № 3» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ не доказана, что свидетельствует об отсутствии вменяемого административного правонарушения.

Законный представитель ГКУ «УСЗН № 3» и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области, в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

В возражениях на жалобу ГКУ «Управление социальной защиты населения №3» начальник отдела-главного государственного инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда Курганской области просит постановление оставить без изменения, жалобу ГКУ «УСЗН № 3» без удовлетворения. Указал, что не согласен с доводами ГКУ «УСЗН № 3», поскольку невключение обязанности по индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в коллективный договор, не освобождает работодателя от ее проведения. Предложение о выделении бюджетных ассигнований для индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в 2019 году ГКУ «УСЗН № 3» не направлялось. При формировании бюджетной сметы на 2019 года соответствующие ассигнования на указанный вид выплат предусмотрены не были, что повлекло отсутствие индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам ГКУ « УСЗН № 3» в 2019 году.

Полагаю возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.

В силу статьи 134 Трудового кодекса РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В определении от 17.06.2010 N 913-О-О Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации). В силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.

Из материалов дела следует, что в связи с поручением Федеральной службы по труду и занятости от 30 декабря 2019 г. № ПР/1739 о нарушении трудовых прав работников управлений социальной защиты населения (оплата труда) проведена проверка в ходе которой 27 февраля 2020 г. установлено, что коллективным договором ГКУ «УСЗН № 3» не предусмотрена обязанность индексировать размер заработной платы работников в соответствии с условиями действующего законодательства. В нарушение указанных норм трудового законодательства, индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам ГКУ «УСЗН № 3» в 2019 году не произведена.

Судья приходит к выводу, что должностными лицом административного органа сделан правильный вывод о виновности ГКУ «УСЗН № 3» в указанном административном правонарушении, он основан на полном и всестороннем исследовании материалов дела, дана верная оценка тому, что индексация заработной платы и соблюдение трудовых прав не может ставиться в зависимость от условий формирования бюджета, производимых им ассигнований и законов субъектов РФ, при этом непосредственная обязанность соблюдения трудового законодательства в рассматриваемой части возложена на ГКУ «УСЗН № 3».

Вместе с этим, принятое по результатам рассмотрения материалов решение нельзя признать законным по следующим причинам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Пунктом 6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

ГКУ «УСЗН № 3» вменяется, что коллективным договором ГКУ «УСЗН № 3» не предусмотрена обязанность индексировать размер заработной платы работников в соответствии с условиями действующего законодательства. В нарушение норм трудового законодательства, индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам ГКУ «УСЗН № 3» в 2019 году не произведена, в связи с чем действия ГКУ «УСЗН № 3» квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Невключение обязанности по индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен в коллективный договор и непроведение индексации заработной платы на 2019 год не является длящимся. Временем совершения этого административного правонарушения является дата ненадлежащего оформления соответствующего коллективного договора.

Коллективный договор заключен 12 февраля 2018 года, бюджетные ассигнования на текущую деятельность учреждений, подведомственных Главному управлению социальной защиты на 2019 год, в том числе и на заработную плату, утверждены законом Курганской области от 27 декабря 2018 г. № 163 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предложение о выделении бюджетных ассигнований для индексации заработной платы должно было быть направлено в Правительство Курганской области в 2018 году до указанной даты утверждения бюджета, поэтому указанное административное правонарушение совершено в 2018 году.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении должностным лицом составлен 27 февраля 2020 г., по результатам рассмотрения которого 28 февраля 2020 г. вынесено обжалуемое постановление о назначении административного наказания.

Таким образом, постановление о назначении административного наказания вынесено с нарушением срока привлечения юридического лица к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области в отношении ФИО3 вынесенное в отношении ГКУ «УСЗН № 3» по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.5-30.8КоАПРФ,

РЕШИЛ:

постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области в отношении от 27 февраля 2020 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного казенного учреждения «Управления социальной защиты населения № 3» отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья /подпись/ Е.А. Духовников