НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Катайского районного суда (Курганская область) от 20.06.2022 № 2-218/2022

УИД 45RS0007-01-2022-000387-60 Дело № 2-218/2022

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Катайск Курганской области 20 июня 2022 года

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего, судьи Колесникова В.В.

с участием ответчика Таушканова И.М.

при секретаре Павликовской Т.Б.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области к Таушканову Игорю Михайловичу о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области в лице своего представителя по доверенности Бузанова А.В. в исковом заявлении к Таушканову И.М. просит суд взыскать с него в возмещение ущерба от пожара и затрат на его тушение 445116,30 руб.

Требования мотивированы тем, что 12.05.2021 Таушканов И.М. в квартале 108 выдела 1, 2-5, 8, 9, 11, квартале 157 выдела 1, 2, 4, 5, 7, 8, квартале 107 выдела 1, 4-6, Корюковского мастерского участка Катайского участкового лесничества Далматовского лесничества не обеспечил соблюдение Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614, что привело к повреждению лесных насаждений на площади 225,7 га, тем самым был причинён вред окружающей среде в размере 413883 руб.

Кроме этого, в тушении лесного пожара в квартале 108 выдела 1, 2-5, 8, 9, 11, квартале 157 выдела 1, 2, 4, 5, 7, 8, квартале 107 выдела 1, 4-6, Корюковского мастерского участка Катайского участкового лесничества Далматовского лесничества были задействованы силы и средства ГБУ «Лесопожарный центр». В соответствии с представленными сведениями о затратах на тушение лесных пожаров для возмещения по акту о лесном пожаре № 46 от 13.05.2021 сумма затрат составила 31233,30 руб.

По результатам проверки сообщения о пожаре Таушканов И.М. 28.07.2021 привлечён к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП Российской Федерации в виде штрафа на сумму 5 000 руб.

Ссылаются на положения ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», разъяснения в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2002 № 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путём поджога либо в результате неосторожного обращения с огнём».

В адрес Таушканова И.М. была направлена претензия от 15.03.2022 . Ответа от Таушканова И.М. на которую в адрес истца не поступало.

Ответчиком в добровольном порядке вред не возмещён, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Согласно справки расчёта размера вреда причинённого в результате лесного пожара на площади 225,7 га, рассчитанной на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», размер, причинённого вреда лесному массиву, составляет 413883 руб.

Таким образом, вред, причинённый лесному массиву, подлежит возмещению ответчиком в полном объёме (л.д. 4-6).

Определениями Катайского районного суда по делу третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:

- от 11.05.2022 - ГКУ «Курганское управление лесами» (л.д. 1-2);

- от 23.05.2022 – Управление Росреестра по Курганской области, Администрация Катайского района Курганской области, Катайский районный комитет по управлению муниципальным имуществом, ГБУ «Лесопожарный центр», Корюковский сельсовет Катайского района Курганской области (л.д. 85-86).

Определением судебного заседания от 06.06.2022 наименование третьего лица Корюковского сельсовета уточнено на Ушаковский сельсовет Катайского района Курганской области, в связи с реорганизацией (л.д. 168, 144-145).

Судебное заседание в соответствии с требованиями ст. 167, 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК Российской Федерации) проведено в отсутствие представителя истца, третьих лиц, извещённых о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, доказательств уважительности причин своей неявки суду не представивших, об отложении рассмотрения дела не просивших.

Представитель истца Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области по доверенности (л.д. 38) Бузанов А.В. в судебном заседании 06.06.2022 настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объёме по изложенным в иске основаниям. Поддержал доводы дополнительных своих письменных пояснений (л.д. 147). Возражал против доводов ответчика Таушканова настаивая на том, что на момент произошедшего указанного пожара Таушканов являлся арендатором указанного земельного участка с кадастровым №, оканчивающимся на 202. Таушканов в связи с произошедшим был привлечён к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. Постановление о привлечении Таушканова к административной ответственности ответчиком не оспаривалось, оно вступило в законную силу. В этом постановлении дана оценка возражениям Таушканова о том, что им принимались меры к расторжению договора аренды указанного земельного участка. Затраченные средства по тушению указанного пожара полагал также подлежащими взысканию с ответчика, поскольку ГБУ «Лесопожарный центр» является подведомственным истцу учреждением. В обоснование этого также ссылался на судебную практику Арбитражного суда Курганской области. Согласно заявлению представителя истца, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.

Ответчик Таушканов И.М. исковые требования не признал в полном объёме, просил в иске отказать. В письменных возражениях ссылался на расторжении договора аренды земельного участка, возле которого произошёл пожар, указанный в исковом заявлении. О том, что соглашение о расторжении договора аренды данного земельного участка не было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Курганской области не знал, до момента привлечения к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности не обжаловал, ввиду отсутствия необходимых денежных средств на оказание юридических услуг, и ситуации с Ковидом. Указывает, что его вины (ответчика) в произошедшем пожаре не имеется. Поскольку считал, что договор аренды земельного участка расторгнут, обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности должна лежать на собственнике земельного участка. Всего у ответчика находилось в аренде 3 земельных участка, по двум из них соглашения о расторжении договором аренды были зарегистрированы. Заявление о регистрации соглашений о расторжении договоров аренды земельных участков должны были быть поданы представителями Катайского районного комитета по управлению муниципальным имуществом. По каким причинам этого не произошло по указанному в исковом заявлении земельному участку ему неизвестно. Составившее протокол об административному правонарушении должностное лицо является заинтересованным лицом, поэтому постановление о привлечении к административной ответственности не может носить преюдициального характера (л.д. 64, 71-73 и др.). Пояснил, что штраф по указанному делу об административном правонарушении с ответчика удержали судебные приставы в принудительном порядке.

В отзыве третьего лица Управления Росреестра по Курганской области возражений против удовлетворения требований не сообщается. Просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 136).

В отзыве третье лицо Администрация Катайского района считает исковые требования подлежащими удовлетворению, ввиду привлечения Таушканова к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. Просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 141).

Представитель третьего лица ГБУ «Курганский лесопожарный центр» по доверенности Баймаканова З.Е. в судебном заседании 20.06.2022, до объявления перерыва, выразила своё согласие с исковыми требованиями. Поддержала доводы отзыва, в котором сумму затрат на тушение пожара в размере 31233,30 руб. подтверждают. Исковые требования поддерживают в полном объёме (л.д. 140).

Представитель третьего лица ГКУ «Курганское управление лесами» по доверенности Третьякова Т.Н. в судебном заседании 20.06.2022, до объявления перерыва, также выразила своё полное согласие с исковыми требованиями.

Представитель третьего лица Ушаковского сельсовета Никифоров М.А. в судебном заседании 20.06.2022, до объявления перерыва, не смог выразить своего отношения к исковым требованиям.

После объявления перерыва в судебном заседании 20.06.2022 представители третьих лиц ГБУ «Курганский лесопожарный центр», ГКУ «Курганское управление лесами», Ушаковского сельсовета представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области к Таушканову И.М. о возмещении материального ущерба подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьёй 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК Российской Федерации), предусматривающей общие основания ответственности за причинение вреда, установлено, что вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине (абз. 1 п. 1). Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2).

Согласно положений пп. 1, 2 ст. 15 ГК Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьёй 5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК Российской Федерации) установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

На основании ст. 99 ЛК Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьёй 100 ЛК Российской Федерации установлено, что возмещение вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке (ч. 1). Размер возмещения имущественного вреда, причинённого лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со ст. 95 ЛК Российской Федерации (ч. 2). Размер возмещения вреда, причинённого лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ч. 3). Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч 4).

Статьёй 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.

Согласно разъяснениям в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2002 N 14 "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путём поджога либо в результате неосторожного обращения с огнём", вред, причинённый пожарами личности и имуществу гражданина либо юридического лица, подлежит возмещению по правилам, изложенным вст. 1064ГК Российской Федерации, в полном объёме лицом, причинившим вред. При этом необходимо исходить из того, что возмещению подлежит стоимость уничтоженного огнём имущества, расходы по восстановлению или исправлению повреждённого в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные вызванные пожаром убытки (п. 2ст. 15ГК Российской Федерации).

Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причинённого гражданином, с учётом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинён действиями, совершёнными умышленно (п. 3ст. 1083ГК Российской Федерации).

Согласно разъяснениям в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причинённый окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.

Согласно разъяснениям, данным в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК Российской Федерации).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК Российской Федерации вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в п. 8 Постановления Пленума от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», на основании ч. 4 ст. 1 ГПК Российской Федерации, по аналогии с ч. 4 ст. 61 ГПК Российской Федерации, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).

Согласно постановлению от 28.07.2021 о назначении административного наказания, вынесенного А.Ф. – начальником отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Таушканов И.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП Российской Федерации, с назначением административного штрафа в размере 5000 руб. (л.д. 29-34). Согласно данному постановлению, время совершения и обнаружения административного правонарушения .... Место совершения административного правонарушения: квартал 108 выдела 1,3, 4, 5, 8, 9, 11, квартал 157 выдела 1, 2, 4, 5, 7, 8 Корюковский мастерской участок Катайское участкового лесничества Далматовское лесничество.

Обстоятельствами административного правонарушения указаны следующие.

При проведении патрулировании лесных участков на территории Корюковского мастерского участка Катайского участкового лесничества Далматовское лесничество 12.05.2021 было обнаружено возгорание в квартале 157 Корюковского мастерского участка Катайского участкового лесничества Далматовское лесничество.

Согласно акту о лесном пожаре от 13.05.2021 и справки расчёта ущерба, площадь, пройденная пожаром составила 225,7 га, вред, причинённый лесным насаждениям в результате повреждения лесных насаждений составил 413 883 руб.

В ходе осмотра места возгорания было установлено, что очаг возгорания начался с покосов, которые примыкают к полям сельскохозяйственного назначения.

Также было установлено, что данное сельскохозяйственное поле с кадастровым , граничащее с землями лесного фонда кварталом 157 выделами 1, 2, 4, 5. 7, 8 и кварталом 108 выделами 1, 3. 4, 5, 8, 9, 11 Корюковского мастерского участка Катайского участкового лесничества Далматовское лесничество, не очищено от сухой травянистой растительности и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м. и не отделено от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м. или иным противопожарном барьером.

В ходе проведения административного расследования установлено, согласно выписке Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 27.05.2021 земельный участок с кадастровым местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Курганская область, район Катайский, ..., земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала. Площадь которого 2887000+/-5947 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешённого использования: для сельскохозяйственного использования. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано. Вид, номер, дата и время государственной регистрации права: аренда, дата государственной регистрации 18.07.2014 время 10:08:30, № государственной регистрации .

Срок действия с 23.04.2014 по 22.04.2063, основание государственной регистрации: договор аренды земельного участка от 23.04.2014.

Лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта Таушканов Игорь Михайлович.

И.о. участкового лесничего Катайского участкового лесничества Далматовского лесничества ГКУ «Курганское управление лесами» Д.З. сделан вывод, что Таушканов И.М. нарушил требования п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах утверждённых Постановлением Правительства от 07.10.2020 № 1614 (со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается: со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м. от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м. или иным противопожарным барьером.

За нарушение Правил пожарной безопасности, повлёкшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека в отношении Таушканова И.М. составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. 4 ст. 8.32 КоАП Российской Федерации.

При рассмотрении материалов дела должностным лицом установлено следующее.

В силу статьи 50.7 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.

Согласно пункту 1 правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года № 1614 настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Главой 2 указанных Правил, установлены общие требования пожарной безопасности в лесах. В соответствии с пунктом 10 правил пожарной безопасности в лесах со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Земельный участок с кадастровым прилегающий к лесному фонду квартала 108 выдела 1, 3, 4, 5, 8, 9, 11, квартала 157 выдела 1, 2, 4, 5, 7, 8 Корюковского мастерского участка Катайского участкового лесничества Далматовское лесничество не очищен от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м. от леса и не отделён противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м. или иным противопожарным барьером.

Нарушение правил пожарной безопасности на территории, прилегающей к лесному фонду привело к возникновению лесного пожара в квартале 108 выдела 1, 3, 4, 5, 8, 9, 11, квартала 157 выдела 1, 2, 4, 5, 7, 8,11 Корюковского мастерского участка Катайского участкового лесничества Далматовское лесничество.

Согласно акту о лесном пожаре от 13.05.2021 площадь, пройденная пожаром составила 225,7 га. Сумма ущерба, причинённая лесным насаждениям в результате повреждения лесных насаждений не до степени прекращения роста составила 413 883 руб.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 27.05.2021 земельный участок с кадастровым в аренде у Таушканова И.М., на основании договора аренды земельного участка от 23.04.2014, сроком действия с 23.04.2014 по 22.04.2063.

В ходе производства по делу об административном правонарушении Таушкановым И.М. было представлено заявление, дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 23.04.2021 о расторжении данного договора, а также справка от 08.07.2021 из Катайского районного комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Катайского района Курганской области о расторжении договора аренды заключённого дополнительным соглашением от 20.02.2016 о расторжении договора аренды земельного участка от 23.04.2014 на земельный участок с кадастровым .

Согласно ч. 2 ст. 164 ГК Российской Федерации сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.

В соответствии с ч. 3 ст. 433 ГК Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключённым с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Было установлено, что дополнительное соглашение от 20.02.2016 к договору аренды земельного участка от 23.04.2014 на момент совершения административного правонарушения не прошло государственную регистрацию, в связи с чем дополнительное соглашение от 20.02.2016 к договору аренды земельного участка от 23.04.2014 не является подтверждением факта прекращения права Таушканова И.М. на земельный участок с кадастровым .

Постановлением Правительства Курганской области от 02.04.2021 с 08.04.2021 на территории Катайского района Курганской области установлено начало пожароопасного сезона.

Постановлением Правительства Курганской области от 22.04.2021 с 23.04.2021 на территории Курганской области введён особый противопожарный режим.

Не обеспечив работы по очистке территории, прилегающей к лесу от горючих материалов, либо не отделив используемую территорию от леса минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м., что в свою очередь повлекло распространение лесного пожара в квартале 108 выдела 1, 3, 4, 5, 8, 9, 11, квартала 157 выдела 1, 2, 4, 5, 7, 8 Корюковского мастерского участка Катайского участкового лесничества Далматовское лесничество, Таушканов И.М. нарушил требования п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах. За нарушение Правил пожарной безопасности, повлёкшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека в отношении Таушканова И.М. составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. 4 ст. 8.32 КоАП Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 4.5 КоАП Российской Федерации при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП Российской Федерации начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Правонарушение является длящимся, дата обнаружения административного правонарушения — 12.05.2021, таким образом, время совершения административного правонарушения считается 12.05.2021 (л.д. 29-33).

Из пояснений участников по делу следует, что указанное постановление о привлечении Таушканова к административной ответственности последним обжаловано не было, оно вступило в законную силу. Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя от 11.11.2021 административный штраф взыскан с Ташканова принудительно (л.д. 165).

Согласно указанному постановлению, расчёту ущерба ГКУ «Курганское управление лесами» (л.д. 13-15), размер ущерба рассчитан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», разъяснениями Рослесхоза от 29.10.2018 № НК-09-54/18008 «О направлении разъяснений по порядку определения ущерба, нанесённого лесными пожарами», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2164 «О внесении изменений в приложение № 4, особенностям, возмещения вреда, причинённым лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», и составляет 413883 руб.

Данный расчёт обоснован, произведён компетентным лицом и сомнений у суда не вызывает. Не заявлено о таковых участниками и при разбирательстве настоящего гражданского дела.

17.03.2022 истец направил в адрес ответчика претензию от 15.03.2022, с уведомлением о вручении (л.д. 7-9, 10-12), в которой предлагал возместить указанный ущерб. Ответа на данную претензию ответчика сторонами в материалы дела не представлено.

В настоящее время причинённый противоправным бездействием ущерб лесным насаждениям в указанном размере Таушкановым И.М. не возмещён, доказательств обратного ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК Российской Федерации суду не представлено.

Статьёй 60 ГПК Российской Федерации установлено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Судом проверен определённый истцом в исковом заявлении размер ущерба, согласно представленному им расчёту, и признается таковой правильным. Таушкановым И.М. относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих иной размер причинённого материального ущерба при рассмотрении данного гражданского дела, каких-либо доказательств, опровергающих данный размер, суду не представлено. При этом факт совершения незаконного бездействия ответчика, в результате которого лесным насаждениям причинён ущерб, подтверждён вступившим в законную силу постановлением должностного лица, которое согласно ч. 4 ст. 61 ГПК Российской Федерации, вопреки мнению ответчика, имеет для настоящего спора преюдициальное значение и обязательно для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление.

При этом доводы ответчика о том, что договор аренды земельного участка с кадастровым был расторгнут, должностным лицом отвергнуты как необоснованные. Согласно представленному в материалы дела дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка от 23.04.2014 от 20.02.2016, таковое зарегистрировано Управлением Росреестра по Курганской области было только 22.06.2021 - после указанной даты события административного правонарушения. Данные обстоятельства подтверждаются также представленными в материалы дела соответствующими выписками ЕГРН (л.д. 114, 116, на обороте – 118).

Статьёй 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК Российской Федерации) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1). Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с ГК Российской Федерации законом о регистрации прав на недвижимое имущество (п. 6).

Статьёй 609 ГК Российской Федерации установлено, что договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключён в письменной форме (п. 1). Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2).

Пунктом 3 ст. 433 ГК Российской Федерации установлено, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключённым с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Пунктом 1 ст. 452 ГК Российской Федерации установлено, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

В этой связи доводы Таушканова об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения требований истца признаются судом необоснованными. Государственная регистрация соглашения о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым № оканчивающимся на 202 на момент рассматриваемых событий в установленном порядке была не произведена. С учётом установленных судом обстоятельств дела, Таушканов в силу действующего договора аренды указанного земельного участка был обязан обеспечить его надлежащее противопожарное состояние, чего ответчиком Таушкановым сделано не было, в результате чего причинён вред лесным насаждениям, компенсацию которого в установленном законом размере которую требует с ответчика истец.

Необходимость взыскания с ответчика 413883 руб. в возмещение причинённого Таушкановым ущерба окружающей среде в результате совершённого им административного правонарушения, сомнений у суда не вызывает, факт совершения Таушкановым И.М. незаконного бездействия, в результате которого лесному фонду причинён указанный ущерб установлен вступившим в законную силу постановлением должностного лица от 28.07.2021, имеющим обязательную силу по вопросам имели ли место указанные в нём действия и совершены ли они данным лицом. Указанный факт также подтверждён совокупностью представленных суду доказательств в материалы рассматриваемого дела.

Судом также учитывается следующее.

Из разъяснений, данных в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причинённого окружающей среде», следует, что присуждённые судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причинённого окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 %. Привлечение соответствующих финансовых органов к участию в деле не является обязательным.

В силу п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Платежи по искам о возмещении вреда, причинённого окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причинённого окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 %, если иное не установлено настоящим пунктом.

Как следует из постановления от 28.07.2021 о назначении административного наказания, акта о лесонарушении вред окружающей среде действиями Таушканова И.М. причинён на территории Катайского района Курганской области.

Таким образом, взыскиваемая с ответчика сумма компенсации по иску о возмещении вреда, причинённого окружающей среде, подлежит зачислению в бюджет муниципального района по месту причинения вреда окружающей среде (Катайский район Курганской области).

Приказами Рослесхоза от 30.12.2020 N 1206 "О признании утратившими силу некоторых приказов Федерального агентства лесного хозяйства", от 30.12.2020 N 1205 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов" истец наделён правом администрирования доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, в связи с лесонарушениями в том числе при возмещении ущерба лесам.

Суд также приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика расходов на тушение лесных пожаров.

Статья 53.4 ЛК Российской Федерации устанавливает перечень мероприятий, включаемых в понятие тушение лесного пожара, это обследование лесного пожара, доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно, локализацию лесного пожара, ликвидацию лесного пожара, 8 наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание, предотвращение возобновления лесного пожара. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Полномочия собственника в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Российская Федерация.

ГБУ «Курганский лесопожарный центр» является специализированным государственным учреждением по тушению лесных пожаров на территории Курганской области, подведомственным Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.

Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2009 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений».

Согласно разделу Ш Порядка, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со ст. 83 ЛК Российской Федерации, осуществляется за счёт субвенций из федерального бюджета.

К видам расходов, финансируемых за счёт субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих относится расходы на оплату труда, включая налоги и обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда; материальные расходы (расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, расходы на горюче-смазочные материалы), прочие текущие расходы (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушение лесных пожаров), транспортные расходы. Кроме того, прямые затраты включают в себя стоимость материалов, затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, средства на оплату труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов.

По смыслу ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель выплачивает заработную плату как вознаграждение за труд, который совершает работник в процессе своей трудовой деятельности. При этом работодатель, выплачивая заработную плату (расходы), приобретает результаты труда своего работника (доходы).

Таким образом, работодатель нёс расходы на оплату труда работников, осуществлявших устранение последствий пожара, которые в тот период не исполняли своей основной трудовой функции, определённой в соответствии с уставными целями организации.

Заявленные истцом расходы по тушению лесного пожара подтверждены надлежащими доказательствами (л.д. 16, 17-28), поэтому данные требования истца также подлежат удовлетворению.

Учитывая вышеизложенное, оценивая представленные доводы и доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что вина ответчика в несоблюдении установленных правил пожарной безопасности в лесах, повлекших рассматриваемый пожар, судом установлена, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Давая оценку иным доказательствам по делу суд находит их не опровергающими изложенное.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и связанных с рассмотрением дела издержек.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец при подаче иска освобождён от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере, определённом в порядке, установленном п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК Российской Федерации, - 7651 руб. в доход бюджета муниципального образования Катайского района Курганской области, исходя из размера удовлетворённых судом исковых требований истца.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области к Таушканову Игорю Михайловичу о возмещении материального ущерба удовлетворить.

Взыскать с Таушканова Игоря Михайловичу в доход бюджета муниципального образования Катайского района Курганской области, получатель УФК по Курганской области (Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области, л/с 04432000100, ОКТМО 37608000), в возмещение вреда, причинённого окружающей среде, 413883 руб., в возмещение затрат на тушение лесных пожаров – 31233,30 руб. Всего взыскать: 445116 (Четыреста сорок пять тысяч сто шестнадцать) рублей 30 коп.

Взыскать с Таушканова Игоря Михайловича в доход бюджета муниципального образования Катайского района Курганской области (ОКТМО 37 612000) государственную пошлину в размере 7651 (Семь тысяч шестьсот пятьдесят один) рубль 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий В.В. Колесников

В мотивированном виде изготовлено: 20.06.2022