НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Катайского районного суда (Курганская область) от 07.12.2020 № 2-425/20

Дело № 2-425/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Катайск Курганской области 7 декабря 2020 года

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего, судьи Колесникова В.В.,

с участием представителя истца - Никулиной Е.В., по доверенности,

ответчика – ИП Греховой Л.В.,

при секретаре Таланкиной А.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, предъявленному в интересах неопределённого круга потребителей, к индивидуальному предпринимателю Греховой Ларисе Владимировне о признании действий противоправными и обязании совершить определенные действия,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее по тексту Управление Роспотребнадзора по Курганской области) обратилось в суд с иском, в интересах неопределенного круга потребителей к индивидуальному предпринимателю Греховой Л.В. (далее также - ИП Грехова Л.В.), согласно которому, просит признать противоправные действия ИП Греховой Л.В. по продаже табачной продукции в магазине, расположенном по ул. Ленина, 6, в с. Боровское Катайского района Курганской области и обязать прекратить их.

Требования мотивированы тем, что ИП Грехова Л.В. – хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по розничной продаже товаров (в том числе табачных изделий) по договору розничной купли-продажи в указанном магазине. Таким образом, ответчик является продавцом и соответственно субъектом правоотношений, регулируемых Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». При продаже населению табачных изделий в вышеуказанном магазине ИП Греховой Л.В. не соблюдаются требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере розничной продажи табачных изделий. В связи с этим затрагиваются интересы неопределённого круга потребителей, так как определяет права и обязанности граждан, имеющих намерение заключить или уже заключивших договоры купли-продажи табачных изделий с данным продавцом, точное количество которых установить не представляется возможным.

20.09.2020 сотрудниками ОМВД России по Катайскому району при проверке указанного магазина ИП Греховой выявлен факт реализации табачной продукции без акцизных марок, а также не соответствующей маркировки.

29.09.2020 в отношении ИП Греховой возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее также – КоАП Российской Федерации) оборот алкогольной продукции и табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны. Составлен протокол об административном правонарушении от 29.09.2020.

При оценке табачной продукции установлено, что маркировка не соответствует требованиям п. 2 ст. 4, ст. 8 - 11 Главы 2 Федерального закона №268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 76 «Об акцизных марках для маркировки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции», а именно: нет маркировки акцизной маркой табачной продукции; наименования технического регламента или информации об обязательном подтверждении соответствия табачной продукции; нет предупредительных надписей о вреде потребления табачных изделий (основной и дополнительной); нет информации на русском языке; информации о содержании смолы никотина в дыме одной сигареты, монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром; сведений о максимальной розничной цене в рублях, месяце и годе изготовления сигарет.

По данному факту 13.10.2020 ИП Грехова привлечена мировым судьей судебного участка № 9 Катайского судебного района Курганской области к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения (Постановление от 13.10.2020). Постановление не обжаловано, вступило в законную силу.

На основании изложенного истец считает, что вышеперечисленные нарушения, допущенные ответчиком при осуществлении розничной продажи табачных изделий, являются противоправными, просит обязать ответчика их прекратить (л.д. 3-5).

В судебном заседании представитель истца Никулина Е.В., действующая по доверенности, на заявленных требованиях настаивала в полном объёме, по доводам искового заявления.

Ответчик ИП Грехова Л.В. исковые требования признала в полном объёме, о чём представила письменное заявление. Предусмотренные ст. 173, 198 ГПК Российской Федерации правовые последствия ей разъяснены и ответчику понятны.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области к ИП Греховой о признании действий противоправными и возложении совершить их прекратить подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 41 КонституцииРоссийской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

В силу пп. 1, 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК Российской Федерации) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причинённый вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Таким образом, ст. 1065 ГК Российской Федерации предоставляет заинтересованному лицу право обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Пунктом 1 ст. 2 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

На основании ст. 11 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Порядок организации и регулирование деятельности по розничной продаже табачных изделий определены Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее также - Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ).

Указанный Закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Частью 2 ст. 4 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" установлено, что табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными)марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования.

Правила нанесения, требования к содержанию информации для потребителей табачных изделий установлены ст. 8, 9 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ на табачных изделиях должны быть нанесены предупредительные надписи о вреде их потребления, статьи 11 указанного Федерального закона – информация о содержания смолы, никотина и монооксида углерода в дыме одной сигареты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 N 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции" утверждены Правила изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учёта, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок, а также Требованиями к образцам акцизных марок для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

В силу ст. 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в соответствии со ст. 45 и 46 ГПК Российской Федерации, ст. 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределённого круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределённого круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 ГК Российской Федерации, статья 46 Закона).

Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчик Грехова являясь ИП, осуществляет торговую деятельность в том числе по розничной реализации табачных изделий в неспециализированных магазинах.

20.09.2019 сотрудниками ОМВД России по Катайскому району при проверке магазина ИП Греховой, расположенного по ул. Ленина, 6, в с. Боровское Катайского района Курганской области, выявлен факт реализации табачной продукции без соответствующей маркировки, 5 пачек сигарет «Корона», что подтверждается материалам дела и не оспаривается сторонами. 29.09.2020 в отношении ИП Греховой должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Курганской области Никулиной Е.В. составлен протокол об административном правонарушении , предусмотренном ч. 4 ст. 15.12 КоАП Российской Федерации – оборот алкогольной продукции и табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (л.д. 7-9). Указанная продукция была изъята в ходе проверочного мероприятия.

13.10.2020 по постановлению мирового судьи судебного участка № 9 Катайского судебного района Курганской области ИП Грехова признана виновной в совершении указанного административного правонарушения, ей назначен административный штраф в размере 10000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения (л.д. 10-11). Постановление о назначении административного наказания не обжаловано, вступило в законную силу. Данное обстоятельства сторонами также не оспаривается. Письменные доказательства уплаты административного штрафа в материалах дела отсутствуют, однако из пояснений ответчика ИП Греховой следует, что административный штраф ею уплачен в полном объёме.

Согласно указанным материалам дела об административных правонарушениях, маркировка реализуемых ИП Греховой табачных изделий не соответствовала требованиям п. 2 ст. 4, ст. 8 - 11 Главы 2 Федерального закона № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 76 «Об акцизных марках для маркировки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции», поскольку: отсутствовала маркировка акцизной маркой табачной продукции; - наименование технического регламента или информации об обязательном подтверждении соответствия табачной продукции; - предупредительные надписи о вреде потребления табачных изделий (основной и дополнительной); - информация на русском языке; - информация о содержании смолы никотина в дыме одной сигареты, монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром; - сведения о максимальной розничной цене в рублях, месяце и годе изготовления сигарет.

Вышеуказанное свидетельствует об умышленном нарушении ответчиком при розничной торговле табачными изделиями выполнения обязательных требований по маркировке табачных изделий и указанных сведений по этой причине несёт в себе определённую общественную опасность, создает потенциальную возможность причинения вреда здоровью неопределённому кругу лиц – потребителей данной продукции.

В ст. 67 ГПК Российской Федерации законодатель закрепляет дискреционное полномочие суда по оценке доказательств, необходимое для эффективного осуществления правосудия.

Согласно приведённой правовой норме суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании действий ответчика по реализации табачных изделий с нарушением указанных нормативно-правовых актов незаконными, возложении обязанности прекратить данные противоправные действия, в связи с чем в силу ст. 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» обязывает ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации до сведения потребителей Катайского района решение суда. По этой причине суд не считает возможным ограничиться только принятием признания исковых требований ответчиком, полагая о необходимости вынесения мотивированного решения по делу.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 13 ч. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК Российской Федерации) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) освобождаются лишь по искам, предъявляемым в интересах потребителей.

Поскольку истец при подаче иска освобождён от уплаты государственной пошлины, в силу приведённых норм с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере, определённом в порядке, установленном п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК Российской Федерации, 300 руб. в доход бюджета муниципального образования.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, предъявленные в интересах неопределённого круга потребителей, к индивидуальному предпринимателю Греховой Ларисе Владимировне о прекращении противоправных действий продавца удовлетворить.

Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Греховой Ларисы Владимировны при осуществлении продажи табачной продукции в магазине, расположенном по адресу: Курганская область, Катайский район, с. Боровское, ул. Ленина, 6, без обязательной маркировки, предусмотренной Федеральным законом № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 76 «Об акцизных марках для маркировки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции».

Обязать ИП Грехову Л.В. прекратить противоправные действия в отношении неопределённого круга лиц – прекратить реализацию табачной продукции без обязательной маркировки, предусмотренной Федеральным законом № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 76 «Об акцизных марках для маркировки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции».

Обязать ИП Грехову Л.В. довести до сведения потребителей Катайского района Курганской области через средства массовой информации решение суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Взыскать с ИП Греховой Л.В. в доход бюджета муниципального образования Катайского района государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Колесников В.В.

Мотивированное решение изготовлено: 07.12.2020