Административное дело №2а-334/2024
УИД: 50RS0017-01-2023-002559-83
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года г. Кашира Московской области
Каширский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зотовой С.М.,
при помощнике Анохиной-Швец О.И.,
с участием представителя административного истца Чашникова А.А. по доверенности Мягковой Е.В., представителя административного ответчика администрации городского округа Кашира по доверенности Гришиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-334/2024 по административному иску Чашникова <данные изъяты> к администрации городского округа Кашира о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» и возложении обязанности повторного рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги,
у с т а н о в и л:
административный истец Чашников А.А. обратился с указанным административным иском к административному ответчику администрации городского округа Кашира Московской области и просит суд: признать незаконным решение Администрации городского округа Кашира Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов»; обязать Администрацию городского округа Кашира Московской области повторно в установленном порядке рассмотреть заявление Чашникова <данные изъяты> о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».
Административные требования мотивированы тем, что истцу на основании договора уступки прав аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 62488 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>. Решением от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги, в качестве основания для отказа указано, что испрашиваемый земельный участок частично имеет пересечение с землями лесного фонда 56,21 кв.м, и кроме того, испрашиваемый земельный участок не используется по целевому назначению. Административный истец считает решение незаконным. Земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 62488 кв.м образован и поставлен на кадастровый учёт до ДД.ММ.ГГГГ, местоположение границ земельного участка описано координатами характерных точек в системе координат МСК-50. Земельный участок лесного фонда с кадастровым номером № также поставлен на кадастровый учёт и местоположение его границ описано координатами характерных точек в системе координат МСК-50. Таким образом, принадлежность земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 62488 кв.м определяется в соответствии со сведениями содержащимися в ЕГРН. наложение границ земельного участка на земельный участок лесного фонда не имеется. На момент обращения административного истца с заявлением о выкупе арендуемого земельного участка у администрации отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Учитывая, что оспариваемое решение является незаконным, в качестве способа защиты нарушенных прав административного истца на административного ответчика подлежит возложению обязанность повторного рассмотрения заявления Чашникова А.А. в установленном порядке и сроки.
Судом к участию в деле в рассматриваемом административном споре в качестве заинтересованного лица привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области.
Административный истец Чашников А.А., представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. В деле принимал участие представитель административного истца по доверенности Мягкова Е.В.
Представитель административного истца Чашникова А.А. - Мягкова Е.В. в судебном заседании административные исковые требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации городского округа Кашира Московской области – Гришина А.В. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что оспариваемое административным истцом решение является законным и обоснованным по основаниям, изложенным в решении.
Представитель заинтересованного лица Комитета лесного хозяйства Московской области Михайлюк И.Г. представленные письменные пояснения поддержала. Согласно лесоустроительной документации земельный участок с кадастровым номером № граничит с землями лесного фонда, а именно с Достоевским участковым лесничеством <адрес> в квартале 15 выделе 1. При проведении пространственного анализа данных границах земельного участка по представленным координатам и границ лесного фонда посредством использования данных о границах земель лесного фонда, содержащихся в Ведомственной информационной системе <адрес>, установил, что оспариваемый земельный участок имеет наложения с лесным фондом, что подтверждается схемой, площадь наложения 56,32 кв.м. Однако к указанному земельному участку был применен Федеральный закон №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (лесная амнистия). Данный факт подтверждается Актом Комитета лесного хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ об изменении документированной информации государственного лесного реестра, из которого следует, что к оспариваемому земельному участку был применён Федеральный закон 280-ФЗ Лесная амнистия. Права лесного хозяйства не нарушены. Дополнительно представителем было пояснено, что до настоящего времени сведения о границах земельного участка не приведены в соответствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением административным истцом Чашниковым А.А. не пропущен (ст. 219 КАС РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что административному истцу Чашникову А.А. на основании договора № уступки прав аренды земельного участка предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № (л.д. 14-16).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ №№ администрацией городского округа Кашира отказано административному истцу Чашникову А.А. в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов». Основания для отказа в соответствии с административным регламентом: наложение границ на земли, земельные участки государственного лесного фонда при отсутствии подтверждения применения к земельному участку, предусмотренной Федеральным законом №280-ФЗ. Установленный вид разрешённого использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию. Согласно сводной информации участок частично имеет пересечения с землями лесного фонда 56,21 кв.м. При выезде на место установлено, что в настоящее время указанный земельный участок не используется по целевому назначению (л.д. 19-20).
Административный истец просит отменить указанное решение администрации городского округа Кашира и обязать административного ответчика повторно в установленном порядке рассмотреть его заявление о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов».
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (ст. 39.2 ЗК РФ).
В соответствии со ст.10.1 Земельного Кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании ст.2 ч.4 п.10 Закона Московской области №106/2014-ОЗ от 24.07.2014 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно ст.2 Закона Московской области от 23.10.2017 N 175/2017-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином либо передачи права и обязанностей по договору аренды земельного участка.
Согласно части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 данного Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Актом об изменении документированной информации государственного лесного реестра подтверждается, что Комитетом лесного хозяйство <адрес> принято решение о приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра со сведениями ЕГРН.
Административным ответчиком отказано в предоставлении истцу земельного участка в собственность без проведения торгов по причине пересечения границ земельного участка с землями лесного фонда.
При этом не было принято во внимание обстоятельство внесения сведений в ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером № до ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что принятое административным ответчиком решение от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежит отмене, поскольку оно противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы административного истца.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ, если суд признает оспариваемые решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Поскольку оспариваемое решение администрации городского округа Кашира является незаконным, в качестве способа защиты нарушенных прав административного истца на административного ответчика подлежит возложению обязанность повторного рассмотрения заявления Чашникова А.А. с приложенными документами.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Чашникова <данные изъяты> к администрации городского округа Кашира о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» и возложении обязанности повторного рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов».
Обязать администрацию городского округа <адрес> повторно в установленном порядке рассмотреть заявление Чашникова <данные изъяты> о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья: С.М. Зотова