Дело № 2а-212/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира
Каширский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Чутчева С.В.,
при секретаре судебного заседания Тунцевой К.А.,
с участием представителя административного истца Маркелова А.Р. - Мягковой Е.В. и представителя административного ответчика – управления Росреестра по Московской области ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-212/17 по административному иску Маркелова ФИО9 к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику и просит:
1. Признать незаконным решение управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственной регистрации права, оформленное сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ.
2. Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности Маркелова Андрея Робертовича на объект недвижимости: сооружение - эстакаду, размером в плане 8.550*2800 м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Заявленные требования мотивированы тем, что администрацией городского округа Кашира Московской области по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Маркелову А.Р. предоставлен в аренду находящийся в государственной собственности земельный участок общей площадью 1200 кв.м, с кадастровым номером №, для строительства производственной базы для хранения и обслуживания строительной техники, категория земель: земли населенных пунктов, по адресу: <адрес>. Пунктом 1.2 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке расположен объект недвижимого имущества, находящийся в собственности административного истца, здание поста охраны очереди строительства базы для хранения и обслуживания строительной техники, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 39,7 кв.м, инв. №, лит. Б, адрес объекта: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №.
В целях производственной необходимости на занимаемом земельном участке с кадастровым номером №, Маркеловым А.Р. возведена эстакада размером в плане 8.550*2800 м. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № администрация городского округа Кашира сообщила ему, что в силу подпункта 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не требуется получение разрешения на строительство строений и сооружений вспомогательного использования, и получения разрешения на ввод в эксплуатацию выстроенной эстакады. Для регистрации права собственности на эстакаду, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в управление Росреестра по Московской области с заявлением (вх. №), с приложением документов: декларации об объекте недвижимого имущества; копии договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ; письма администрации городского округа Кашира Московской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. №. Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик его уведомил о приостановлении государственной регистрации права на данное недвижимое имущество. Из уведомления о приостановлении государственной регистрации следует, что обозначение объекта как вспомогательного в декларации и письме отдела архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о соответствии правового режима объекта. Сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик уведомил административного истца об отказе в государственной регистрации по обстоятельствам, идентичным уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права: не представлены документы подтверждающие отнесение сооружения к объектам вспомогательного использования, создания объекта недвижимости, и основания возникновения права собственности на объект.
Маркелов А.Р. считает незаконным отказ в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, оформленный сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18, ст. 20, ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 130 и п. 1 ст. 131 ГК РФ. На эстакаду, как объект вспомогательного назначения, не требуется разрешения на строительство. Поданная им декларация соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2009 года № 447, и содержит надлежащее описание о заявленном к регистрации объекте недвижимости.
Представитель административного ответчика - управления Росреестра по Московской области иск не признал, представил письменные возражения, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Он сообщил, что в государственной регистрации права собственности Маркелову А.Р. отказано по четырем основаниям.
1. Административным истцом обосновывается отнесение спорного сооружения к объекту вспомогательного использования. Под объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. За Маркеловым на земельном участке, на котором расположено спорное сооружение, имеется единственный объект недвижимости - здание поста охраны очереди строительства базы для хранения обслуживания строительной техники. Эстакада представляет собой специальное приспособление, предназначенное для осмотра и выполнения ремонтных работ снизу автомобиля. Здание поста охраны предназначено для пребывания сотрудников, осуществляющих функции по охране территории, и не задействовано в производственном процессе, связанным с ремонтом автомобилей. Эстакада конструктивно, единым производственным процессом не связана со зданием поста охраны и не может по отношению к нему выполнять вспомогательные функции. Согласно абз.2. п.2 Перечня видов работ по инженерным взысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утв. Приказом Министерства регионального развития РФ № 624 от 30.12.2009 г., строительство монолитных, либо сборных железобетонных и металлических конструкций оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства и должно производиться по требованиям ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. Документом, подтверждающим выполнение строительства таких объектов, исходя из действующего законодательства, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
Несостоятельна ссылка административного истца в исковом заявлении (страница 4) на приказ Росстандарта от 23.12.2010 года № 1059-ст, ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования». Спорное сооружение нельзя отнести ни к одному из сооружений пониженного уровня ответственности. К сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей. Возведенная эстакада не создана для постоянного пребывания людей, исключает ее из списка сооружений пониженного уровня ответственности, предусмотренного ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования».
Письмо архитектуры администрации городского округа Кашира МО № от ДД.ММ.ГГГГ не может являться документом, подтверждающим вспомогательный характер использования спорного сооружения, подтверждать отсутствие необходимости получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в установленном законом порядке. Иных документов, подтверждающих, что для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, как это предусмотрено ст. 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ, заявителем на государственную регистрацию, не представлено.
Поскольку отнесение спорного сооружения к объектам, регистрация прав на которые может быть произведена согласно ст. 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ, а также учитывая положения ст.ст. 52, 55 Градостроительного кодекса РФ, представленная декларация не является документом, подтверждающим возникновение права собственности административного истца.
2. Административным истцом указано в исковом заявлении, что «поданная декларация соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития от 03.11.2009 № 447 и содержит надлежащее описание о заявленном к регистрации объекте недвижимости, о чем имеется соответствующее указание в представленной Декларации» (стр. 4, 5 искового заявления). Данный вывод не соответствует действительности. Как указано в Сообщении об отказе в государственной регистрации права, заявителем заполнена графа «2.1.» декларации, содержащей описание - здания, а не сооружения. Из Правил, утв. Министерством экономического развития РФ № 765 от 23.12.2013 г., следует, что в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество сведения о зданиях и сооружениях вносятся в различные пункты подраздела I. В ЕГРП не могут быть внесены сведения о сооружении на основании правоустанавливающего документа - декларации об объекте недвижимого имущества, содержащей описание объекта - здание.
3. Административный истец ссылается на ст. 25.3. Федерального закона № 122-ФЗ, как на основание возникновения права собственности на сооружение по декларации об объекте недвижимого имущества. Данная правовая норма не применима в рассматриваемой ситуации. Земельный участок предоставлен административному истцу на праве аренды по договору аренды земельного участка, заключенного с администраций Каширского муниципального района, для строительства производственной базы для хранения и обслуживания строительной техники. Получение земельного участка в аренду для указанных целей предполагает ведение арендатором предпринимательской деятельности. П. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не содержит перечня строений, сооружений, для которых не требуется получение разрешения на строительство, которые могли быть применимы к ведению деятельности - строительство производственной базы для хранения и обслуживания строительной техники.
4. Регистрирующий орган принимает решение на основании документов, представленных заявителем. Декларация об объекте недвижимого имущества содержала лишь указание на материал, из которого выполнено сооружение - металл. Из документов, поданных административным истцом, неясно, является ли сооружение - эстакада единым монолитным металлическим сооружением, либо сборно-разборной конструкцией. Государственному регистратору невозможно сделать вывод о том, имеет ли эстакада фундамент, связана ли она неразрывно с землей, и ее перемещение невозможно без нанесения несоразмерного ущерба. Заявителем на государственную регистрацию права не были представлены доказательства того, что спорное сооружение является объектом недвижимого имущества.
Судом в качестве заинтересованного лица привлечена администрация городского округа Кашира Московской области. Её представитель мнение по административному иску не представил и в судебное заседание не явился, будучи уведомленным, что подтверждается распиской к протоколу судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Договором аренды земельного участка №-н от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между муниципальным образованием «Городской округ Кашира Московской области» (арендодатель) и Маркеловым А.Р. (арендатор) подтверждается, что административный истец имеет на правах аренды, сроком на три года, земельный участок общей площадью 1200 кв.м, с кадастровым номером №, предназначенный для строительства производственной базы для хранения и обслуживания строительной техники, категория земель: земли населенных пунктов, по адресу: <адрес>.
Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ удостоверяет, что Маркелову А.Р. на праве собственности принадлежит здание поста охраны очереди строительства базы для хранения и обслуживания строительной техники, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 39,7 кв.м, инв. №, лит. Б, адрес объекта: <адрес>. Из п. 1.2 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что здание поста находится на арендованном административным истцом земельном участке с кадастровым номером №.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях (пункт 3 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона № 122-ФЗ, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В статье 25.3 Закона № 122-ФЗ определено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества (пункт 1).
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ДД.ММ.ГГГГ Маркелов обратился в управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости сооружение-эстакаду по адресу: <адрес>, с приложением декларации об объекте недвижимого имущества; копии договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ; письма администрации городского округа Кашира Московской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.
В качестве документа, подтверждающего основания для государственной регистрации права на созданный объект недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых не требуется выдачи разрешения на строительство и акта ввод эстакады в эксплуатацию, представлено письмо начальника отдела архитектуры администрации муниципального образования "Городской округ Кашира" от ДД.ММ.ГГГГ№.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик приостановил государственную регистрацию права на указанное имущество по ст. 19 Закона № 122-ФЗ, в связи с отсутствием всех необходимых документов для проведения государственной регистрации права.
Сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ управление Росреестра по Московской области уведомило административного истца об отказе в государственной регистрации права по основаниям п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», из-за не предоставления документов, подтверждающих возникновения права собственности, отнесения сооружения к объектам вспомогательного использования, создания объекта недвижимости, и неправильно составленной декларации. При этом государственным регистратором подробно мотивировано принятое решение, в том числе со ссылкой на положения пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ.
В силу абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Часть 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ не допускает истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона N 122-ФЗ или если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ, решение о возможности проведения государственной регистрации прав на конкретный объект недвижимого имущества принимается по результатам правовой экспертизы представленных документов и с учетом всех юридически значимых обстоятельств.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации нестационарный объект - это объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанное прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Из объяснений представителей сторон и материалов дела следует, что Маркелову не выдавалась разрешение на строительство оспариваемого объекта и ввод его в эксплуатацию.
Для разрешения спора судом назначена и проведена строительно-техническая экспертиза.
Эксперт <данные изъяты>» ФИО6 дал заключение, что возведенная на земельном участке с кадастровым номером № эстакада размером в плане 8,550*2800 м является объектом вспомогательного использования, в составе производственной базы. Эстакада является объектом недвижимого имущества, имеет прочную связь с землей, и отвечает требованиям ст. 130 ГК РФ. Её перемещение на другое место невозможно без причинения несоразмерного ущерба назначению сооружения.
Суд принимает в качестве надлежащего доказательства заключение эксперта ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, так как оно является наиболее полным, соответствует требованиям действующего законодательства, не оспариваются сторонами и третьим лицом. Документ составлен экспертом, квалификация которого сомнений не вызывает. Он предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, и дал ответы на все поставленные вопросы.
Суд отмечает, что на объект вспомогательного использования не требуется разрешение на строительство и ввод его в эксплуатацию (ст. 51 ч. 17 п. 3 Градостроительного кодекса РФ. Маркелов А.Р. не является индивидуальным предпринимателем. Эстакада возведена им на земельном участке, отведенном ему для этих целей. Получение земельного участка в аренду не требует в обязательном порядке ведения им предпринимательской деятельности
Декларация об объекте недвижимости, поданная административным истцом, содержащая описание здания в графе 2.1, а не сооружения, соответствует Приказу Минэкономразвития России №447 от 03.11.2009 г. «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества».
Сооружение указывается в декларации, если эстакада была возведена на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, что прямо следует из сносок 5-6 декларации от ДД.ММ.ГГГГ Маркелову выделен земельный участок с иным видом разрешенного использования - для строительства производственной базы для хранения и обслуживания строительной техники,
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и его законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Административный ответчик не доказал правомерность отказа. Внесение соответствующих сведений в ЕГРП об эстакаде позволяют истцу реализовать право собственности на сооружение. Его ущемленные права подлежат судебной защите (ст. 11 ГК РФ).
Руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить.
1. Признать незаконным решение управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственной регистрации права, оформленное сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ.
2. Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности Маркелова Андрея Робертовича на объект недвижимости: сооружение - эстакаду, размером в плане 8.550*2800 м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Каширский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.В. Чутчев