НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Карталинского городского суда (Челябинская область) от 19.04.2017 № 2А-242/17

Дело № 2а-242/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«19» апреля 2017 года г. Карталы

Карталинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Крафт Г.В.,

при секретаре Собяниной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №19 по Челябинской области к Полушкину В. Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество, пени,

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная ИФНС России № 19 по Челябинской области (далее МИФНС № 19 по Челябинской области) обратилась в суд с иском к Полушкину В.Н. о взыскании задолженности по налогам и пени в сумме 12552 рубля 78 копеек, в том числе налог на имущество в сумме 10772 рубля 50копеек, из которых: налог на имущество за 2012год- 3590,50рублей, налог за 2013год-3591рубль, налог за 2014-3591рубль; пени по налогу на имущество в сумме 1780рублей.

В обоснование исковых требований указано, что по данным Инспекции, Полушкин В.Н. является собственником недвижимого имущества- жилого дома по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ; жилого дома по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . За 2012-2014г., начислен налог на имущество в сумме 10772руб.50коп. За неуплату налога на имущество в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени в размере 1780руб.28коп. На момент обращения в суд с иском налог не оплачен.

В судебное заседание представитель истца МИФНС России №19 по Челябинской области не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по налогу на имущество пени,. Полагали, что срок для обращения с административным иском о взыскании налога на имущество за 2012год административным истцом не пропущен.

Административный ответчик Полушкин В.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, указал, что действительно он не оплачивал налог на имущество физических лиц, поскольку не согласен со стоимостью жилого дома, согласно которой и начислялся налог, полагал, что инвентаризационная стоимость жилого дома завышена, налог необходимо исчислять исходя из кадастровой стоимости. которая значительно ниже инвентаризационной стоимости жилого дома. Кроме того, просил применить срок исковой давности по налогу на имущество за 2012год, который как он считает, административным истцом пропущен.

Суд, заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.

Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней.

Согласно пункту 1 статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

К местным налогам относится, в том числе налог на имущество физических лиц (подпункт 2 статьи 15 НК РФ).

До 01 января 2015 года вопросы уплаты указанного налога регулировались, в том числе Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

На основании статьи 2 указанного Закона, объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 3).

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ), налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Пункт 9 статьи 5 Закона устанавливает, что налоговым периодом по уплате налога на имущество физических лиц является календарный год. Уплата налога производится не позднее 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании пункта 10 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество физических лиц" лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога (п. 11).

В соответствии со ст. 3 Закона налоговой базой является инвентаризационная стоимость имущества. Применению подлежат ставки, указанные в законе, в редакции действующей на момент начисления налога.

Как установлено в судебном заседании, Полушкин В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , что подтверждено Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Налоговая база 1025856руб. на 2012-2014, налоговая ставка- 0,3500; доля в праве -1.

Истцом представлен расчет, согласно которого сумма налога на имущество подлежащая уплате за 2012 год на указанный выше жилой дом составляет 3590,50рублей (1025856х 0,3500%).

за 2013 год размер налога на имущество подлежащего уплате составляет 3591рублей (1025856х 0,3500%).

за 2014 год размер налога на имущество подлежащего уплате составляет 3591рублей (1025856х 0,3500%).

Всего сумма налога подлежащего уплате за 2012-2014годы составит 10772 рубля 50 копеек.

Кроме того, Полушкин В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома собственником жилого дома по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , что подтверждено Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Налоговая база 310976руб. на 2014, налоговая ставка- 0,3500; доля в праве -1, количество месяцев владения-1мес.

Истцом представлен расчет, согласно которого сумма налога на имущество за указанный жилой дом подлежащая уплате за 2014год составляет 91руб (310976х0,3500%:12х1мес.).

Данное обстоятельство судом не рассматривается, т.к. административный истец не заявляет требований о взыскании с Полушкина В.Н. задолженности в сумме 91 руб..

В судебном заседании административный ответчик Полушкин В.Н. не оспаривал, что действительно не производил оплату по налогу на имущество за 2012-2014годы, поскольку не согласен с суммой начисленного налога и полагает, что налог необходимо начислять исходя из кадастровой стоимости жилого дома, которая значительно ниже инвентаризационной стоимости.

Доводы ответчика в этой части судом во внимание не принимаются по следующим основаниям.

До ДД.ММ.ГГГГ вопросы уплаты указанного налога регулировались, в том числе Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

Согласно п.2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ), налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

В связи с чем, налоговым органом правомерно был начислен налог на имущество физически лиц, исходя из инвентаризационной стоимости жилого дома.

Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (ст. 72 НК РФ).

В соответствии с п. 3 статьи 75 НК РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату в установленный законом срок налогов, на сумму задолженности начислены пени за период с 01.05.2014г. по 14.10.2015г., размер которых составил 1780руб.28коп. Судом расчет проверен, и принимается за основу.

Факт ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, расчет пени административным ответчиком не оспаривался. Доказательств уплаты пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц административным ответчиком не представлено.

Налоговым органом в установленный законом срок Полушкину В.Н. направлялось налоговое уведомление об имеющихся задолженностях по налогам от 23.04.2015г. об уплате налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствие со ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

ДД.ММ.ГГГГ истцом в соответствии со ст.69 НК РФ, Полушкину В.Н. направлялось требование об уплате задолженности по налогам, с указанием срока исполнения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией требования , списком почтовых отправлений от 04.12.2014г.

ДД.ММ.ГГГГ истцом, в соответствии со ст.69 НК РФ, Полушкину В.Н. направлялось требование об уплате задолженности по налогам, с указанием срока исполнения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией требования , списком почтовых отправлений от 23.10.2015г.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В указанный срок обязанность по уплате налога Полушкиным В.А. не исполнена.

В судебном заседании административным ответчиком Полушкиным В.Н. заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для обращения с иском в суд об уплате налога на имущество за 2012год.

Суд находит, что данное ходатайство не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Абзацем 2 п. 2 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно абзацу 3 названной правовой нормы налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Обязанность по уплате налога для налогоплательщика - физического лица возникает только после получения налогового уведомления, которое административному ответчику направлено с установлением срока оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, обязанность по уплате налога за 2012 год возникла у административного ответчика лишь с получением данного налогового уведомления.

Налоговое уведомление об уплате налога за 2012 год направлено в 2015 году, то есть за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления, а потому право на направление последнего ИФНС России 19 по Челябинской области не утрачено.

Таким образом, поскольку в соответствии с налоговым законодательством налоговый орган имеет право по направлению налогового уведомления не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, направление административным истцом в адрес административного ответчика налогового уведомления в 2015 году об уплате налога на имущество за 2012 год, является правомерным, и не освобождает Полушкина В.Н. от обязанности по уплате налога за указанный налоговый период.

Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов&apos; за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

Таким образом, в порядке искового производства требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица могут быть предъявлены налоговым органом только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.

Учитывая, что требованием по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес Полушкина В.Н.ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения обязанности по уплате налога установлен до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц налоговый орган мог обратиться к мировому судье до ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из того, что мировым судьей судебного участка 1 г. Карталы и Карталинского района Челябинской судебный приказ о взыскании с Полушкина В.Н. недоимки по указанному налогу и пени был вынесен ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа налоговым органом не пропущен.

Судебный приказ о взыскании налоговой задолженности отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, срок обращения в суд в порядке искового производства истекал ДД.ММ.ГГГГ, в суд с настоящим административным иском, налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, поскольку 25.02.2017г. приходился на выходной день, следовательно предельный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением с учетом положений п. 3 ст. 48 НК РФ был соблюден при предъявлении административного иска.

Административное исковое заявление в Карталинский городской суд Челябинской области поступило своевременно, то есть до истечения 6 месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, что подтверждено копией почтового списка от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, налоговым органом соблюден порядок применения принудительной меры исполнения обязанности по уплате налога, сроки направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налога на имущество физических лиц, а также сроки для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, нормы материального права, регламентирующие спорные отношения, а также факт соблюдения налоговым органом сроков предъявления иска в суд о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, установленных ст. ст. 70, 48 НК РФ, суд коллегия приходит к выводу о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 годы, пени исходя из расчета задолженности, произведенного налоговым органом.

При подаче иска в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Следовательно, с Полушкина В.Н. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 502рубля 11копеек.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд –

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Полушкина В. Н. в местный бюджет задолженность по налогу на имущество физических лиц за период 2012,2013, 2014год в сумме 10772рубля 50копеек, пени по налогу на имущество физически лиц в сумме 1780рублей 28копеек.

Возместить с Полушкина В. Н. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 502рубля 11 копеек.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Г.В. Крафт