Дело № 2-1-323/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 октября 2019 года р.п. Карсун Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Жучковой Ю.П., при секретаре Пресняковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске, Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о признании незаконным отказ в выплате пособия на погребение, возложении обязанности по выплате указанного пособия, взыскании расходов по уплате государственной пошлины, У С Т А Н О В И Л: Истец ФИО2 обратилась в суд с указанным иском к Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске, в обоснование исковых требований указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ умер её знакомый- ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Она взяла на себя обязанность по погребению ФИО1, поскольку у него никаких родственников не имелось. 25.07.2019 она обратилась в Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области отделение по Карсунскому району с заявлением на получение социального пособия на погребение, ей был направлен письменный отказ по основанию непредставления неполного пакета документов, а именно отсутствовали сведения подтверждающие, что умерший подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Считает данный отказ неправомерным, поскольку справки, подтверждающие сведения, что умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, заявитель не обязан предоставлять. В рамках административной реформы и межведомственного взаимодействия подобную информацию может запросить ответчик самостоятельно. Кроме этого, отмечает, что у неё (истца) нет правовых оснований запрашивать какую-либо информацию по лицу, который не являлся ему родственником или законным представителем. Просила признать незаконным отказ областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области Отделение по Карсунскому району в выплате пособия на погребение и обязать областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области по Карсунскому району выплатить ей пособие на погребение. Взыскать с областного государственного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области Отделение по Карсунскому району государственную пошлину в размере 300 рублей. В судебном заседании истец ФИО2 дополнительно пояснила, что ФИО1 друг её дяди. У ФИО1 близких родственников не имеется, поэтому его похороны она взяла на себя. ФИО1 где-то работал, но официально или нет, сказать не может, и где его трудовая книжка, она не знает, в доме у ФИО1 трудовую книжку не нашли. В связи с тем, что она осуществляла расходы на погребение, она, собрав необходимые документы, написала заявление ОГКУ социальной защиты населения Ульяновской области о выплате ей пособия, однако ей было отказано на том основании, что представлен неполный пакет документов, а именно нет сведений, подтверждающих, что умерший ФИО1 на дату смерти не подлежал социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. В связи с тем, что ею были понесены расходы на погребение ФИО1, уточнив исковые требования, просила суд обязать Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области назначить, Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» выплатить ей (истцу) социальное пособие на погребение в размере 5946 рублей 47 копеек в связи со смертью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ. При подготовке дела к судебному разбирательству суд надлежащим ответчиком по делу определил Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске. Представитель ответчика Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Из представленного им отзыва усматривается, что возражает против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям. Условия и порядок назначения и выплаты социального пособия гражданам на погребение установлены Федеральным законом РФ от 11.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», принятым Государственной Думой 08.12.1995. В соответствии с п.1 ст.10 Федерального Закона, в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. В соответствии с п.2 ст.10 Федерального Закона выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти. В случае, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности; выплата социального пособия на погребение производится органом социальной защиты населения по месту жительства. В соответствии с нормами Федерального Закона для реализации лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, права на получение социального пособия на погребение документы подтверждающие факт того, что на момент смерти умерший не подлежал обязательному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, имеют юридическое значение. 25.07.2019 истица обратилась с заявлением о назначении социального пособия на погребение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ. В назначении социального пособия на погребение было отказано в связи с отсутствием документов (трудовой книжки), подтверждающих факт того, что на день смерти умерший не подлежал обязательному социальному страхованию, о чем Областным государственным казенным учреждением социальной защиты населения Ульяновской области ( далее-ОГКУСЗН Ульяновской области) ей направлен ответ от 26.07.2019 №113. В соответствии с Уставом ОГКУСЗН Ульяновской области данное учреждение исполняет полномочия по назначению гражданам социальных выплат и пособий, в том числе, в связи с этим, личные дела получателей мер социальной поддержки также находятся в данном учреждении. Назначение пособия на погребение осуществляется на заявительной основе, обязанность по предоставлению документов возложена на заявителя. В случае, если документы, подтверждающие факт того, что на момент смерти умерший не подлежал обязательному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью отсутствуют, заявитель вправе обратится в суд и в судебном порядке подтвердить этот факт свидетельскими показаниями и другими сведениями. Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 01.06.2015 № 243-П «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области», распоряжению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 05.03.2015 № 621-р «О мерах по повышению эффективности деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Ульяновской области по предоставлению мер социальной поддержки» и распоряжению Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 26.08.2015 № 285-р полномочия по выплате пособий, компенсаций, жилищных субсидий и других социальных выплат, установленных законодательством, переданы УОГКУСЗН «Единый областной центр социальных выплат». При подготовке дела к судебному разбирательству в качестве соответчика было привлечено Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», представитель которого, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представил отзыв на иск, указав на то, что согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 01.06.2015 № 243-П «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области», распоряжению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 05.03.2015 № 621-р «О мерах по повышению эффективности деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Ульяновской области по предоставлению мер социальной поддержки» полномочия по выплате пособий, компенсаций, жилищных субсидий и других социальных выплат, установленных законодательством, переданы УОГКУСЗН «Единый областной центр социальных выплат». В компетенцию УОГКУСЗН «Единый областной центр социальных выплат» решение вопроса о назначении ФИО2 пособия на погребение не входит, однако правомочно выплачивать гражданам Ульяновской области денежные средства в случае назначения им мер социальной поддержки. Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, привлеченное в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, представитель которого ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании поддержала доводы отзыва. Согласно которого, социальное пособие на погребение выплачивается в размере 5946,47 руб. Возмещение расходов возможно только при подтверждении того факта, что умерший на день смерти не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и не являлся пенсионером. ФИО2 обратилась за предоставлением государственной услуги по назначению и выплате социального пособия на погребение на умершего ФИО1 На основании представленных документов было принято решение об отказе в связи с отсутствием документов (трудовой книжки), подтверждающих факт того, что на день смерти ФИО1 не подлежал обязательному социальному страхованию. Функции по реализации денежных средств, направленных на выплату мер социальной поддержки населения Ульяновской области осуществляет УОГКУСЗН «Единый областной центр социальных выплат». Отмечено также, что ОГКУСЗН Ульяновской области является казенным учреждением и оно освобождено от уплаты государственной пошлины. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке. Выслушав пояснения истца, представителя ответчика Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области ФИО3 ( в предыдущем судебном заседании) и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 10 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле, в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности на день смерти и не являлся пенсионером. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти серии II- ВА №. Из объяснений истца в судебном заседании следует, что ФИО2 не является родственником умершего, но она взяла на себя обязанность по захоронению ФИО1 Согласно сведений адресного бюро ОВМ (дислокация р.п. Сурское) МО МВД России «Карсунский» на момент смерти ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Из пояснений истца также следует, что на момент смерти ФИО1 в официальных трудовых отношениях не состоял, постоянного места работы не имел. Это обстоятельство также подтверждено сообщением ГУ Отделения пенсионного фонда РФ по Ульяновской области от 14.10.2019, из которого следует, что в региональной базе данных на застрахованное лицо ФИО4 имеются сведения, составляющие пенсионные права. Сведения для включения в индивидуальный лицевой счет предоставлены следующими страхователями ООО СК УС-620 г.Москва, факт работы с 2017 года ( март 2018). Согласно действующим региональным базам данных ФИО1 получателем пенсии (иных выплат) по линии органов ПФР по Ульяновской области не значился. Доказательств обратного суду не предоставлено. Таким образом, на момент смерти ФИО1 не был официально трудоустроен. Из материалов дела следует, что именно истец ФИО2 за счет собственных средств осуществила погребение ФИО1 Указанное обстоятельство подтверждается договором №180 на организацию похорон, наряд-заказом №180 от 05.07.2019, из которой следует, что ФИО2 оплатила ритуальные услуги на сумму 17810 руб. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено, оснований не доверять представленным доказательствам у суда не имеется. Как следует из материалов дела, ФИО2 в июле 2019 года обращалась в Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области с требованием о выплате социального пособия на погребение, однако получила письменный отказ от 26.07.2019 в выплате пособия в связи с непредставлением документов, подтверждающих то обстоятельство, что умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности на день смерти (трудовая книжка), необходимые для назначения пособия на погребение. Таким образом, обращение за выплатой пособия на погребение последовало в шестимесячный срок, установленный законом. На момент обращения с иском пособие на погребение истцу не выплачено. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2010 № 813 индексация предельного размера пособия на погребение осуществляется ежегодно, с 1 января, начиная с 2011 года исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Предельный размер пособия на погребение на 2019 год составляет 5946 руб.47 коп. Учитывая, что согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 01.06.2015 № 243-П «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области», распоряжению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 05.03.2015 № 621-р «О мерах по повышению эффективности деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Ульяновской области по предоставлению мер социальной поддержки» и распоряжению Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 26.08.2015 № 285-р полномочия по выплате пособий, компенсаций, жилищных субсидий и других социальных выплат, установленных законодательством, переданы УОГКУСЗН «Единый областной центр социальных выплат». Согласно Устава на Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области возложены функции по назначению пособий и других социальных выплат, установленных законодательством. Таким образом, решение вопроса о назначении социального пособия на погребение возложено на Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, куда обращалась истица с заявлением. Исходя из представленных в материалы дела сведений, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске является ненадлежащим ответчиком. В связи с изложенным, следует обязать Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области назначить, а УОГКУСЗН «Единый областной центр социальных выплат» выплатить ФИО2 социальное пособие на погребение в размере 5946 руб.47 коп. В иске к Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске надлежит отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Уточненные исковые требования ФИО2 удовлетворить. Обязать Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области назначить, Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» выплатить ФИО2 социальное пособие на погребение в размере 5946 рублей 47 копеек в связи со смертью ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 03 июля 2019 года. В удовлетворении исковых требований к Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Ю.П. Жучкова Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.10.2019 |