НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Карпинского городского суда (Свердловская область) от 09.07.2020 № 2-88/20

Дело № 2-88/2020

УИД 66RS0030-01-2020-000036-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2020 года город Карпинск

Карпинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Габбасовой С.В.,

при секретаре судебного заседания Гнатышиной К.О.,

с участием истца Юкневичус Е.В.,

представителя истца Шумихина А.А.,

представителя ответчика ГАУЗ СО «Карпинская центральная городская больница» Юрловой Е.А., действующей на основании доверенности №15 от 17.03.2020,

представителя третьего лица <данные изъяты>ФИО7, действующей на основании доверенности от 16.07.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юкневичус Елены Вадимовны к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Карпинская центральная городская больница» о признании незаконным бездействие по не начислению и неуплате дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возложении обязанности произвести начисление и уплату дополнительных тарифов страховых взносов, возложению обязанности внести на индивидуальный лицевой счет сведения об особых условиях труда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Юкневичус Е.В. обратилась в Карпинский городской суд Свердловской области с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Карпинская центральная городская больница» о возложении обязанности по начислению и уплате платежей по дополнительным тарифам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указав, что в январе 2002 года в МУЗ «Карпинская ЦГБ» был открыт противотуберкулезный кабинет, разработаны нормативы и штатное расписание работников противотуберкулезного кабинета, в соответствии с законодательством РФ, в трудовые и должностные обязанности которых входит непосредственное обслуживание больных туберкулезом.

На основании трудового договора от 24.06.2002 и приказа (распоряжение) о приеме на работу от 25.06.2002 № 121 она была принята на должность медицинской сестры процедурной с должностными обязанностями медсестры дневного стационара, на полный рабочий день 1.0 ставку с оплатой труда по 9 разряду Единой тарифной сетки по оплате труда работников здравоохранения, с компенсационными надбавками за вредные условия труда в размере 50 процентов. Продолжительность рабочего дня составляла 6 часов в день при 5-дневной рабочей недели - 30 часов (сокращенная рабочая неделя).

Должность медицинской сестры процедурной туберкулезного кабинета соответствует Списку № 2 Постановлению Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (далее Список № 2). Раздел 2260000 XXIV. Учреждения здравоохранения и социального обеспечения. Работники, непосредственно обслуживающие больных: 2260000а а) в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах: 2260000а средний медицинский персонал.

Она была зарегистрирована в системе индивидуального персонифицированного учета 05.05.1998. Работодатель по неизвестным причинам не подал сведения в <данные изъяты>, о льготном характере работы в соответствии со Списком № 2: особые условия труда (код) и периоды работы по непосредственному обслуживанию больных в туберкулезных кабинетах, средний медицинский персонал.

С 01.01.2003, в соответствии с приказом по МУЗ Карпинской ЦГБ от 24.01.2003 № 2, она была переведена на должность медицинской сестры участковой противотуберкулезного кабинета на полный рабочий день на 1.0 ставку (занятость полный рабочий день по непосредственному обслуживанию больных туберкулезом). Эта должность также есть в Списке № 2. Работодатель вновь по неизвестным причинам, не предоставил сведения в <данные изъяты>: особые условия труда (код) и периоды работы по непосредственному обслуживанию больных в туберкулезных кабинетах, средний медицинский персонал.

16.09.2005 трудовой договор между Работодателем и ею, заключенный ранее в устной форме, подтвержден в письменном виде - № 78-Д. В трудовом договоре № 78-Д указана должность медицинская сестра участковая противотуберкулезного кабинета; первая квалификационная категория по специальности «сестринское дело- сестринское дело во фтизиатрии»; надбавки к заработной плате, в том числе компенсационные доплаты в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда и опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, в учреждениях здравоохранения, среднему медицинскому персоналу участковой службы противотуберкулезных подразделений (пункт 2.17), в размере 50 процентов от оклада (ставки), за полный рабочий день; режим работы 6 часов в день, 30 часов в неделю; ежегодный 28 и дополнительный оплачиваемый отпуск 14 календарных дней (компенсация за вредные условия труда с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза).

Считает, что Работодатель обязан был начислять и уплачивать за нее с 24.06.2002 по 18.04.2019 обязательное пенсионное страхование с уплатой всех необходимых страховых взносов с дополнительными тарифами работодателем за работника, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с уплатой всех необходимых взносов, обязательное социальное страхование по обязательному медицинскому страхованию с уплатой всех необходимых взносов.

Согласно выписке из лицевого счета работодатель не предоставлял сведения о льготном характере работы в соответствии со Списком № 2, по неизвестным причинам.

16.12.2013 была проведена аттестация рабочего места по условиям труда медицинской сестры участковой противотуберкулезного кабинета. В Карте аттестации рабочего места по условиям труда № 161 установлена общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса 3.3 (класс вредности 3, степень вредности 3).

В связи с этим работодатель обязан был начислить и уплатить дополнительные тарифы по страховым взносам с 01.01.2013 по 31.12.2016 в размере 6.0 процентов от всех ее выплат и иных вознаграждений в Пенсионный фонд России.

14.07.2017 комиссией была подписана специальная оценка условий труда медицинской сестры участковой (фтизиатрического) кабинета. В Карте № 53 СОУТ итоговый класс (подкласс) условий труда установлен 3.2 (класс вредности 3, степень вредности 2). В соответствии со статьей 428 НК РФ работодатель должен был начислить и уплатить выплаты в пенсионный фонд.

Просит суд признать незаконным бездействие ответчика в виде не начисления и неуплаты дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от ее заработной платы за период с 01.01.2013 по 18.04.2019 и обязать произвести начисление и уплату дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: в размере 6.0 процентов от ее заработной платы с 01.01.2013 по 13.07.2017; в размере 4.0 процентов – с 14.07.2017 по 18.04.2019.

Истец в судебном заседании, с учетом увеличения заявленных исковых требований, а именно возложения обязанности на ответчика произвести начисление и уплату дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6.0 процентов с 01.01.2013 по 13.07.2017 и в размере 4.0 процентов с 14.07.2017 по 18.04.2019, от всех выплат и иных вознаграждений за период ее работы в должности медицинской сестры участковой противотуберкулезного (фтизиатрического) кабинета, возложения обязанности на ответчика внести на ее индивидуальный лицевой счет сведения об особых условиях труда (код) в должности медицинской сестры участковой и процедурной противотуберкулезного кабинета, исковые требования поддержала, доводы, изложенные в исковом заявлении и представленных уточнениях подтвердила.

Представитель истца Шумихин А.А. в судебном заседании заявленные истцом Юкневичус Е.В. исковые требования поддержал и показал, что, согласно решения Карпинского городского суда Свердловской области от 17.04.2019, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31.07.2019 и определением Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 мая 2020, истцу в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано по трем основаниям: не подтверждена занятость истца в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени) непосредственным обслуживанием больных туберкулезом; неуплата работодателем дополнительных страховых взносов по дополнительному тарифу; отсутствие сведений о характере осуществляемой работником трудовой деятельности без указания на соответствующий код. Должности медсестра участковая противотуберкулезного кабинета (медицинская сестра участковая фтизиатрического кабинета) в которой истец работала полный рабочий день полную рабочую неделю и медицинская сестра процедурная туберкулезного кабинета, которую истец замещала в определенный период, соответствуют списку №2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» истец имеет право на досрочную страховую пенсию на основании Списка № 2 производств, работ, профессий должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Однако ответчик не подавал сведения в пенсионный фонд сведения о льготном характере рабы истца, не указывал на соответствующий код льготной профессии и не уплачивал дополнительные страховые взносы по дополнительному тарифу, хотя, согласно определения Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2018 года №310-КГ18-10562, независимо от того, работал ли работник имеющий право на досрочную пенсию по старости в течении полного рабочего дня более 80 процентов рабочего времени в тяжелых условиях или нет, работодатель обязан начислять страховые взносы по дополнительному тарифу, которые должен вносить на солидарную часть, предназначенную для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированных выплат к страховой пенсии и в иных целях.

Поскольку ответчик обязан был начислять дополнительные тарифы исходя из размера заработной платы истца и уплачивать их в Пенсионный Фонд РФ на солидарную часть, просить возложить на ответчика обязанность исчислить и уплатить дополнительные страховые взносы по дополнительному тарифу составляющую солидарную часть тарифов страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, а также признать незаконным бездействие ответчика по не начислению и неуплате дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возложить обязанность на ответчика внести на индивидуальный лицевой счет истца сведения об особых условиях труда проставив код льготной профессии 2260000а.

Представитель ответчика - ГАУЗ СО «Карпинская центральная городская больница» Юрлова Е.А. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, подтвердила доводы, изложенные в отзыве, согласно которому истец состояла в трудовых отношениях с ответчиком с 24.06.2020 по 18.04.2019, занимала должность медицинской сестры процедурной противотуберкулезного кабинета.

В соответствии с п. 3 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты применяются ими в отношении выплат в пользу тех лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда.

Применение дополнительных тарифов пенсионных взносов напрямую зависит от результатов специальной оценки условий труда. По ее итогам каждому рабочему месту присваивается определенный класс условий труда: оптимальный. Допустимый, вредный и опасный. При этом вредные условия труда подразделяются на четыре подкласса: 1-4 степени. Если по итогам специальной оценки условия труда признаны вредными или опасными, то работодатели в отношении выплат работникам, имеющим право на досрочную пенсию, должны применять дополнительные тарифы.

Порядок начисления взносов по дополнительным тарифам зависит не только от условий труда, но и от того, имеет ли работник право на досрочную пенсию. Если работы, на которых занят сотрудник, признаны вредными или опасными, но при этом выполнение таких работ не дает право на получение досрочной пенсии, то начислять страховые взносы по дополнительным тарифам не нужно.

Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда № 161 от 16.12.2013 медицинской сестры участковой противотуберкулезного кабинета установлены 3 класс вредности, 3 степень вредности (3.3).

Согласно карте специальной оценки условий труда (СОУТ) от 14.07.2017 медицинской сестры участковой (фтизиатрического) кабинета, установлена общая оценка условий труда 3.2.

Таким образом условия труда истца имели вредный класс. Однако как уже было сказано ранее для начисления дополнительных тарифов необходимо наличие у работника права на досрочное назначение пенсии. У истца такое право отсутствует.

Для реализации права истца на назначение досрочной пенсии необходимо документально подтвердить ее занятость непосредственным обслуживанием больных в туберкулезном кабинете в учреждении здравоохранения в течение полного рабочего дня более 80 % рабочего времени.

В списке № 2 прямо указано на обслуживание больных, а не любых граждан, обращающихся в туберкулезный кабинет. Больной это биологический статус, характеризующий отклонением от нормы в состоянии организма. Не каждый обратившийся в туберкулезный кабинет является больным.

Документального подтверждения занятости истца в непосредственном обслуживании туберкулезных больных в течение полного рабочего дня не имеется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – <данные изъяты>ФИО10 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласилась в части уплаты дополнительных страховых взносов, подтвердив доводы, изложенные в отзыве от 08.07.2020.

Согласно отзыву условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ независимо от режима этой занятости.

С учетом того, что законодательство не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пунктах 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», менее 80 % рабочего времени, страховые взносы должны начисляться в том числе по дополнительным тарифам.

Суммы страховых взносов по дополнительным тарифам составляют солидарную часть взносов, по своей сути не являются персонифицированными, размер уплаченных работодателем и учтенных территориальными органами ПФ РФ дополнительных тарифов страховых взносов не участвует в определении размера пенсии, на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не отражается.

Следовательно начисление, а также уплата дополнительных тарифов страховых взносов не влияют ни на дату назначения истцу пенсии, ни на размер пенсии, так как у истца отсутствует право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 2.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – МИФНС России № 14 по СО, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представив отзыв. Согласно отзыву с заявленными исковыми требованиями не согласно. Истец занимала должность медицинской сестры противотуберкулезного кабинета. Для реализации права истца на назначение досрочной страховой пенсии и уплату работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам, истцу необходимо документально подтвердить свою занятость непосредственным обслуживанием больных в туберкулезном кабинете в учреждении здравоохранения в течение полного рабочего дня. Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют лишь работники, постоянно занятые выполнением предусмотренных в соответствующих Списках работ в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени). Одновременно с этим, занятость работников на особых видах работ менее 80% рабочего времени исключает возможность включения этих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Исполнение обязанности работодателя уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу напрямую связано с возможностью возникновения прав на льготную пенсии соответствующего работника.

Суд, заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, рассмотрев материалы гражданского дела, считает заявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Разрешая исковые требования Юкневичус Е.В. о признании незаконным бездействия по не начислению и неуплате дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возложении обязанности произвести начисление и уплату дополнительных тарифов страховых взносов, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Статьей 428 налогового кодекса Российской Федерации установлены дополнительные тарифы страховых взносов, которые применяются только в том случае, если работник занят на видах работ, предусмотренных в указанных выше пунктах.

Исходя из указанным положений закона, условиями для уплаты страхователем дополнительных тарифов страховых взносов для зачисления на лицевой счет конкретного работника являются:

- занятость работника на видах работ, указанных в пунктах 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

- подтверждение по результатам СОУТ вредности (опасности) условий труда

- занятость работника на указанных работах не менее 80 % рабочего времени

Судом установлено, что Юкневичус Е.В. зарегистрирована в системе индивидуального персонифицированного учета 05.05.1998. Согласно выписке из лицевого счета работодатель не предоставлял сведения о льготном характере работы в соответствии со Списком № 2, а подтверждал только право истца на назначение пенсии за выслугу лет как лицо, осуществляющее лечебную или деятельность не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.

В соответствии с действующим законодательством периоды работы по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, при условии начисления и уплаты страховых взносов по соответствующим тарифам, а также наличия на рабочих местах по таким работам вредного или опасного класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ).

Страхователем ГБУЗ СО «Карпинская ЦГБ» в отношении Юкневичус Е.В. дополнительные тарифы страховых взносов не начислялись и не уплачивались.

Юкневичус Е.В. на работах с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» занята не была, следовательно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу на выплаты и иные вознаграждения, производимые в ее пользу, и начисляться и учитываться на индивидуальном лицевом счете, не должны.

Право истца на досрочную страховую пенсию было ранее предметом рассмотрения по гражданскому делу по иску Юкневичус Е.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности по включению в трудовой стаж периода работы, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии. Судом первой и второй инстанции установлено, что у истца право на досрочную трудовую пенсию в связи с тяжелыми условиями труда отсутствует.

Таким образом суд приходит к выводу об отсутствии установленных законом оснований для признания незаконным бездействие ответчика в виде не начисления и неуплаты дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от ее заработной платы за период с 01.01.2013 по 18.04.2019 и возложении на ответчика обязанности произвести начисление и уплату дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6.0 процентов с 01.01.2013 по 13.07.2017 и в размере 4.0 процентов с 14.07.2017 по 18.04.2019, от всех выплат и иных вознаграждений за период ее работы в должности медицинской сестры участковой противотуберкулезного (фтизиатрического) кабинета.

Статья 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавший до 01.01.2017 и гл 34 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащая применению после 01.01.2017 устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).

Указанные нормы не содержат каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), менее 80% рабочего времени.

Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.11.2018 N 310-КГ18-10562 по делу N А64-3850/2017 предусмотрено, что страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.

Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.

В соответствии со статьей 33.2 Закона N 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.

Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.

Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, N 167-ФЗ, N 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.

Из указанных выше положений следует обязанность работодателя исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке при наличии в штате работников, занятых на работах, предусмотренных в пунктах 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» независимо от процента занятости на таких работах. Такие взносы будут зачисляться в солидарную часть пенсии с целью реализации публичных интересов государства.

Однако суд приходит к выводу о том, что в случае невыполнения работодателем предусмотренной законом обязанности по исчислению дополнительных тарифов страховых взносов, возложение на него такой обязанности судом возможно при рассмотрении иска уполномоченного органа государственной власти (прокурора, Инспекции федеральной налоговой службы). Гражданин в данном случае не имеет правовых оснований выступать в защиту интересов государства, а в праве обратиться только в защиту своего нарушенного права или интересов.

Разрешая требование истца о возложении обязанности внести на индивидуальный лицевой счет истца сведения об особых условиях труда, суд исходит из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда) за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с выполнением определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (подпункт 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Статьей 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ предусмотрено, что застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.

По данным индивидуального персонифицированного учета периоды работы истца указаны страхователем ГБУЗ СО «Карпинская ЦГБ» с обычными условиями труда (отсутствует код льготы), что свидетельствует о неподтверждении работодателем права истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда № 161 от 16.12.2013, а также карте № 53 специальной оценки условий труда от06.07.2017 медицинской сестры участковой противотуберкулезного (фтизиатрического) кабинета, у истца Юкневичус Е.В. право на досрочное назначение страховой пенсии отсутствует.

Таким образом оснований полагать, что работодателем ненадлежащим образом была исполнена обязанность по представлению в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведений персонифицированного учета в отношении Юкневичус Е.В., когда он не указал код льготы в спорные периоды работы, не имеется.

Таким образом суд приходит к выводу об отсутствии установленных законом оснований для возложения на ответчика обязанности внести на индивидуальный лицевой счет истца сведения об особых условиях труда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Юкневичус Елены Вадимовны к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Карпинская центральная городская больница» о признании незаконным бездействия по не начислению и неуплате дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возложении обязанности произвести начисление и уплату дополнительных тарифов страховых взносов, возложению обязанности внести на индивидуальный лицевой счет истца сведения об особых условиях труда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Свердловский областной суд с принесением апелляционной жалобы, представления через Карпинский городской суд Свердловской области.

Мотивированной решение изготовлено 13.07.2020.

Судья: