НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Каргасокского районного суда (Томская область) от 30.07.2018 № 2А-195/18

№ 2а-195/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2018 года Каргасокский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Аникановой Н.С.,

при секретаре Хлудневой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Каргасок Каргасокского района Томской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции ФНС России № 2 по Томской области к Гардеру Сергею Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

с участием представителя административного истца – Сорокиной Г.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика – адвоката Черных Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия один год,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная Инспекция ФНС России № 2 по Томской области обратилась в суд с административным иском к Гардеру С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование иска указано, что Гардер С.В. согласно данным, поступающим в налоговый орган в электронной форме в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации от органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обладает на праве собственности недвижимым имуществом - квартирой по адресу: . Данная квартира принадлежит административному ответчику на основании договора на передачу квартиры в собственность от 21.02.2001. В связи с чем Гардер С.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц. Сумма налога на указанное имущество за 2015, 2016 годы составляет 16 135 рублей, но данная сумма со стороны административного ответчика до настоящего времени не уплачена. Сумма начисленной пени по налогу на имущество физических лиц с 02.12.2017 по 05.02.2018 составляет 279, 41 рублей. Просит суд взыскать с Гардера Сергея Владимировича задолженность по обязательным платежам и санкциям в общем размере 16 414, 41 рублей, из которой налог на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы в размере 16 135 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2017 по 05.02.2018 в сумме 279, 41 рублей.

Представитель административного истца Межрайонной Инспекции ФНС России №2 по Томской области Сорокина Г.В. в судебном заседании поддержала административный иск по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснила, что сведения о наличии у административного ответчика недвижимого имущества в виде квартиры по адресу: , на которое исчислен налог в сумме 16 135 рублей, поступили в налоговую инспекцию в порядке ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации, что влечет за собой обязанность административного ответчика по уплате искомой суммы налога и пени.

Административный ответчик Гардер С.В., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, направил в суд представителя.

Представитель административного ответчика – адвокат Черных Н.В. в судебном заседании с требованиями административного истца не согласилась, полагала, что в удовлетворении административного иска необходимо отказать, поскольку право собственности Гардера С.В. не недвижимое имущество, на которое начислен налог, в установленном порядке не зарегистрировано.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу, считает, что административный иск не подлежит удовлетворению.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное требование содержится в п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В силу ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц за период до 2015 года устанавливался согласно Закону РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», в силу ч. 1 ст. 1 которого плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения, согласно ст.2 Закона РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» указанного закона, являются, в том числе: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Обязанность уплатить указанный налог установлена п.1 ст. 23, п.1 ч.1 ст.45 НК РФ, ст.5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц».

Исчисление налогов на имущество физических лиц производится налоговыми органами; уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более, чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога (ч. 1, 9, 10 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1).

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц за налоговые периоды с 2015 года установлен главной 32 Налогового кодекса РФ.

В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на тот факт, что на основании договора на передачу квартиры в собственность от 21.02.2001 Гардер С.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: , в связи с чем 02.07.2017 Гардеру С.В. было направлено налоговое уведомление от 02.07.2017 о начислении налога за указанную квартиру за 2014-2016 годы в общей сумме 16 135 рублей и предъявлено требование об уплате налога в указанном размере и пени в сумме 279, 41 рублей в срок до 20.03.2018 (л.д. 14, 17, 19).

Согласно учетным данным налогоплательщика Гардера С.В., представленным со стороны Межрайонной Инспекции ФНС России № 2 по Томской области, Гардеру С.В. принадлежит недвижимое имущество в виде квартиры по адресу: дата регистрации права собственности 01.01.2003 (л.д. 12-13).

Как указано в ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как указано в ст. 7 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Судом установлено, что на основании договора от 21.02.2001 Вертикосская сельская Администрация (продавец) безвозмездно передала покупателям Гардеру С.В., Ю.С., Н.С. квартиру, состоящую из трех комнат общей площадью ... кв.м, в том числе жилой площадью ... кв.м по адресу: (л.д. 14).

Вместе с тем, судом установлено, что право собственности на указанную квартиру за административным ответчиком Гардером С.В. до настоящего времени не зарегистрировано, что следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д.37-38, 54-58), а также сообщений ОГБУ «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» от 16.07.2018 (л.д. 52, 39-41).

Из письма на имя Гардера С.В. из Межрайонной ИФНС России № 6 по Томской области от 10.11.2016 следует, что со стороны Межрайонной ИФНС России № 6 по Томской области был направлен запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, согласно ответу которого квартира по адресу: на имя Гардера С.В. не зарегистрирована. На основании этих сведений внесены изменения в базу данных налогового органа, произведен перерасчет на имущество физических лиц. (л.д. 36).

В нарушение положений ст. 62 КАС РФ доказательств в обоснование заявленных требований, а именно доказательств наличия зарегистрированного права собственности Гардера С.В. в отношении объекта налогообложения, за которое исчислен налог в сумме 16 135 рублей и пени в размере 279, 41 рублей со стороны административного истца суду не представлено.

При наличии выписок из Единого государственного реестра недвижимости и сведений из БТИ об отсутствии зарегистрированных прав Гардера С.В. в отношении квартиры по адресу: суд не может признавать установленными обстоятельства, основанные на факте того, что сведения об объекте налогообложения получены административным истцом в порядке ст. 85 НК РФ.

Как было установлено судом на основании налогового уведомления, представленного на имя административного ответчика, объектом налогообложения, за который административным истцом начислена искомая сумма налога, является квартира по адресу: .

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие у Гардера С.В. обязанности уплатить налог на имущество физических лиц за 2015 2016 годы по вышеуказанному объекту недвижимости.

В связи с тем, что административный ответчик не имеет на праве собственности объект недвижимости, признаваемый объектом налогообложения, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований Межрайонной Инспекции ФНС России № 2 по Томской области к Гардеру С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175–180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной Инспекции ФНС России № 2 по Томской области к Гардеру Сергею Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Каргасокский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Аниканова Н.С.