НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Каргасокского районного суда (Томская область) от 09.01.2017 № 2-406/2016

Дело № 2-46/2017РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

01 марта 2017 года

Каргасокский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Фокина Р.А.,

при секретаре Галявиной К.С.,

с участием представителя истца Новожилова-лю В.А. Ожогиной Н.М., действующей на основании доверенности от 02.08.2016, представителя ответчика Шашковой М.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2017 ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок Томской области гражданское дело по иску Новожилова-лю В.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о включении периодов работ в специальный стаж и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Новожилов-лю В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) (далее - ГУ-УПФ РФ в Колпашевском районе, ответчик) в котором (с учетом увеличения исковых требований) указал, что 17.12.2014 он обратился в ГУ-УПФ РФ в Каргасокском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 26.12.2014 решением Управления ПФПР в Каргасокском районе по итогам заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ему отказано в назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа работы в плавсоставе и на судах речного флота. С решением комиссии он не согласен и считает, что у него имеется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Из решения комиссии установлено, что его страховой стаж составляет 31 год 6 месяцев 7 дней (с учетом применения льготного порядка исчисления стажа), в том числе стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 28 лет 04 месяца 7 дней. Данным решением ответчика в его льготный стаж не был засчитан ни один из периодов работы в Тымском сплавном участке Каргасокского ЛПК и в Средне-Тымском лесозаготовительном пункте п. Молодежный АООТ «Каргасокский лесопромышленник», РЭБ Каргасокского ЛПК и в Сангальском ЛЗП. Ссылается на подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ст. 94 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», указывая, что его работа в плавсоставе на судах речного флота в Тымском сплавном участке п. Молодежный Каргасокского ЛПК объединения Томлеспром и в Средне-Тымском лесозаготовительном пункте п. Молодежный Каргасокского района, в РЭБ ЛПК и Сангальском ЛЗП подтверждается записями в трудовой книжки, архивными выписками из приказов: навигация 1982 года по фактической продолжительности с 20.04.1982 по 19.08.1982, что в календарном исчислении составляет 4 месяца (6 месяцев); навигация 1983 года; навигация 1987 года по фактической продолжительности с 20.04.1987 по 30.12.1987, что в календарном исчислении составляет 8 месяцев 11 дней 91 год 17 дней); навигации 1988-1993 годов; навигация 1994. 1995, 1996 годов – по фактической продолжительности с 01.01.1994 по 25.08.1994, что в календарном исчислении составляет 7 месяцев 25 дней (11 месяцев 22 дня); с 01.09.1994 по 23.05.1995, что в календарном исчислении составляет 8 месяцев 23 дня (1 год 1 месяц 4 дня); с 24.05.1995 по 29.07.1996, что в календарном исчислении составляет 1 год 2 месяца 6 дней (1 год 9 месяцев 9 дней). Кроме этого, подлежит зачету в специальный стаж период его работы в Сангальском ЛЗП п. Киевский Каргасокского района Томской области в качестве обрубщика сучьев с 03.12.1986 по 18.04.1987, что в календарном исчислении составляет 4 месяца 16 дней (6 месяцев 24 дня), поскольку эта должность поименована списком № 1173, утвержденным 22.08.1956 Постановлением СМ СССР в разделе ХХII «Лесозаготовки» и «Заготовка и сплав леса». Общая продолжительность его специального стажа составила 12 лет 11 месяцев 17 дней, что является достаточным для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости. Просит: признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 7 и п. 9 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; обязать ответчика включить в его специальный стаж следующие периоды работы в Тымском сплавучастке Каргасокского ЛПК и Средне-Тымском ЛЗП: навигация 1983 года; навигация 1987 года по фактической продолжительности с 20.04.1987 по 30.12.1987; полные навигации с 1988 по 1993 годы, навигационные периоды по фактической продолжительности в Каргасокском ордена «Знак Почета» ЛПК объединения «Томлеспром» Ремонтно-эксплуатационной базы с. Каргасок и в Средне-Тымском ЛЗП: с 20.04.1982 по 19.08.1982; с 01.01.1994 по 25.08.1994; с 01.09.1994 по 23.05.1995; с 24.05.1995 по 29.07.1996; в Сангальском ЛЗП п. Киевский Каргасокского района в должности обрубщика сучьев с 03.12.1986 по 18.04.1987. Также просит обязать ответчика назначить и выплачивать ему указанную пенсию с 01.01.2015 и взыскать с ответчика в его пользу расходы, связанные с оплатой государственной пошлины и услуг адвоката за составление искового заявления и представительство в суде в размере 16300 руб.

Истец Новожилов-лю В.А., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, доверив представлять свои интересы адвокату Ожогиной Н.М. В судебном заседании 31.01.2017 Новожилов-лю В.А. исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что с апреля по август 1982 он проходил практику в РЭБ ЛПК в качестве матроса на теплоходе «Костромич». В 1983 он также проходил практику в РЭБ ЛПК рулевым-мотористом на теплоходе «Костромич». После окончания училища он отработал полный навигационный период и осенью 1983 его забрали в армию. После армии в 1986 он вернулся в п. Киевсвкий, работал в Сангальском лесоучастке на нижнем складе обрубщиком сучьев. В 1987 перешел в Тымский сплавучасток на должность штурмана-механика, а затем рулевым на теплоход № 271, где отработал полный навигационный период. На теплоходе ходили до Каргаска, таскали плоты по рекам Тым, Обь, перевозили груза до п. Молодежный, до Красноярской вахты. В марте 1988 его направили на курсы повышения квалификации, по окончании которых с 01.04.1988 он стал работать капитаном-механиком на теплоходе 943, затем на теплоходе «Костромич», отработал весь навигационный период. В 1989 он был назначен капитаном-механиком и за ним был закреплен теплоход Т-63 № 270, отработал весь навигационный период. С 1990 по 1993 года он отработал полные навигационные периоды в должности капитана-механика, они водили плоты, павозки, перевозили груза до вахты «Красноярская», флот был транзитный. До 1993 года он работал в Тымском сплавучастке на теплоходе «Костромич» Объем работы был большой, занимались сплавом леса, вывозкой техники, буксировкой павозков. Навигацию 1994 года он отработал по фактической продолжительности с 01.01.1994 по 25.08.1994 в должности капитана-механика. В августе 1994 Тымский сплавучасток был ликвидирован и они были переведены в Средне-Тымский ЛЗП, где в период с 01.09.1994 по 23.05.1995 он работал капитаном-механиком. С 24.05.1995 по 29.07.1996 он был переведен на должность машиниста двигателя внутреннего сгорания.

Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие истца.

Представитель истца адвокат Ожогина Н.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Шашкова М.В. с иском не согласилась. Поддержала позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, где указано, что по представленным документам: трудовой книжке, выписке из лицевого счета застрахованного лица, архивным выпискам из приказов страховой стаж Новожилова-лю В.А. на день обращения за установлением досрочной трудовой пенсии по старости составил: 31 год 6 месяцев 7 дней, в том числе в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 28 лет 4 месяца 7 дней. Согласно представленным документам в спорные периоды времени 1983, 1987-1989, 1991-1993 Новожилов-лю В.А. работал в Тымском сплавном участке Каргасокского лесопромышленного комбината, в период с 20.04.1982 по 19.08.1982, с 01.01.1994 по 25.08.1994, с 01.09.1994 по 29.07.1996 в РЭБ Каргасокского ЛПК в качестве капитана-механика. Право работников на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 закона от 28.12.2013 оценивается по следующим факторам (критериям):постоянная занятость лица в качестве плавающего состава судна. В плавсостав судна входят лица, состоящие в штате экипажа судна и работающие на основании договора заключенного с судовладельцем. Лица, работающие на судне без заключения договора с судовладельцем, являются членами экипажа судна, но они не могут быть отнесены к плавсоставу; занятость на работах в плавсоставе судна, которое не относится к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно – вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. Вопрос о том, какие суда относятся к судам, работа на которых дает плавсоставу право на досрочное пенсионное обеспечение в каждом конкретном случае решается в соответствии со справкой, выдаваемой судовладельцем, на основании штатного расписания судов (штатной расстановки). Справок, уточняющих сведения о назначении судов, на которых работал заявитель, и отнесении их к конкретным видам флота, истцом не представлено. Приказов, подтверждающих изменения в штатных расписаниях судов, об использовании судна, на котором работал истец, по другим видам работ не представлено. В связи с тем, что судно может быть предназначено для различных видов работ в соответствии с его технической спецификацией, но используется судовладельцем по своему усмотрению, Инструктивным письмом Департамента морского транспорта и Совета профсоюза работников водного транспорта РФ от 27.07.1992 г. № СМ-39/1223 судовладельцам рекомендовано своими приказами ежегодно определять перечень судов, постоянно работающих только в акватории порта, поэтому оснований для зачета в специальный стаж периодов работы Новожилова-лю В.А. в Тымском сплавучастке Каргасокского ЛПК, в РЭБ Каргасокского ЛПК в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ не имеется. В период с 03.12.1986 по 07.03.1987, с 12.03.1987 по 18.04.1987 Новожилов-лю В.А. работал в Сангальском ЛЗП в качестве обрубщика сучьев. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения страховых пенсий утверждаются Правительством РФ. Указанные Списки профессий и должностей распространяются на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков. В соответствии со Списком № 2, утвержденным постановлением Совета министров СССР от 22.08.1956 № 1173 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют обрубщики сучьев. Списком профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 273 право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется обрубщикам сучьев. Работникам, чьи профессии и должности включены в Список, трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если они заняты в едином технологическом процессе лесозаготовок. Операции лесозаготовительных работ производятся на лесосеках, лесопогрузочных пунктах и лесных складах, которые подразделяются на верхние, промежуточные и нижние. Лесосека – это часть спелого лесного массива, выделенного ля лесозаготовок на определенный период. Верхние лесные склады организуются на лесосеках и служат площадкой для погрузки древесины на лесовозный транспорт. Промежуточный лесопромышленный склад – это склад, который расположен у лесовозной дороги и предназначен для размещения запаса деревьев и хлыстов. Нижний склад располагается в конечных пунктах лесовозных дорог, примыкающих к обжитым районам. Правоопределяющим критерием предоставления досрочного пенсионного обеспечения по указанным Спискам является занятость в определенных профессиях и должностях. Периоды работы в этих случаях могут быть засчитаны при условии документального подтверждения занятости на лесозаготовительных работах и при соответствии характера выполняемой им работы характеристике работ, предусмотренной ЕТКС для профессии, предусмотренной Списком. Периоды работы Новожилова-лю В.А. в качестве сучкоруба не подлежат включению в специальный стаж работы на лесозаготовках и лесосплаве, в связи не соответствием наименования профессии, в которой работал заявитель, указанной в его трудовых документах, наименованию профессий предусмотренных Списками, а также в связи с непредставлением заявителем документов, подтверждающих работу по профессиям, занятым непосредственно на лесозаготовках, предусмотренных как Списком № 2 от 22.08.1956, так и Списком № 2 от 24.04.1992. Просит в заявленных требованиях Новожилову-лю В.А. отказать.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подп. 7, 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с п. п. 2, 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07. 2002 № 516) при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работа в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (подп. 7); работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (подп. 9).

Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работы, указанной в подпункте 7, - периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 5, 6, 9.

На основании ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001, лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, указанный возраст уменьшается на пять лет.

Аналогичные положения содержатся в ст. 8, подп. 7, 9 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 01.01.2015.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Новожилову-лю В.А. исполнилось 50 лет (копия паспорта - л.д. 10).

17.12.2014 Новожилов-лю В.А. обратился в ГУ-УПФ РФ в Каргасокском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Решением ответчика по итогам работы Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 552 от 26.12.2014 истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа работы. В решении указано, что по представленным документам страховой стаж Новожилова-лю В.А. составил 31 год 6 месяцев 7 дней, в том числе в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 28 лет 4 месяца 7 дней. Засчитать в специальный стаж в плавсоставе на судах речного флота периоды работы Новожилова-лю В.А. в Тымском сплавном участке Каргасокского ЛПК в навигации 1987-1993, в Средне-Тымском лесозаготовительном пункте с 01.09.1994 по 29.07.1996 оснований не имеется, поскольку представленная архивная справка от 10.11.2014 № 1541 не содержит сведений о типе и назначении судов, участке работы, а также о начале и об окончании навигационных периодов (л.д. 11-12).

В силу абз. 1 ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В трудовой книжке Новожилова-лю В.А. (л.д. 13-15) содержатся следующие записи:

Каргасокский ордена «Знак Почета» ЛПК объединения «Томлеспром»:

- 03.12.1986 принят в Сангальский ЛЗП обрубщиком сучьев (запись № 5);

- 18.04.1987 уволен переводом в Тымский сплавучасток (запись № 6);

Тымский сплавучасток:

- 20.04.1987 принят переводом в Тымский сплавучасток штурманом-капитаном (запись № 7);

- 01.04.1988 назначен капитаном-механиком на теплоход 943 (запись № 8);

- 23.06.1995 Каргасокский ЛПК преобразован в АООТ «Каргасокский лесопромышленник», остался на прежней работе (запись № 9);

- 01.09.1994 в связи с реорганизацией перевести в Средне-Тымский ЛЗП в качестве капитана-механика ст. 29 п. 5 КЗоТ РФ (запись № 9);

Средне-Тымский ЛЗУ:

- 01.09.1994 принят в Средне-Тымский ЛЗУ переводом из Тымского сплавучастка капитаном-механиком (запись № 10);

- 30.07.1996 переведен машинистом двигателя внутреннего сгорания на электростанцию 6 разряда (запись № 11).

Места работы Новожилова-лю В.А. – Каргасокский орден «Знак Почета» ЛПК объединения «Томлеспром» Сангальский ЛЗП, Тымский сплавучасток; АООТ «Каргасокский лесопромышленник» Средне-Тымский ЛЗУ находились в местности, приравненной к районам Крайнего Севера («Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера» (утв. постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029) (л.д. 23).

Работа истца в спорный период времени с 03.12.1986 по 18.04.1987 в качестве обрубщика сучьев подтверждается архивной справкой от 10.11.2014, где указана информация из книг приказов Каргасокского ордена «Знак Почета» ЛПК объединения «Томлеспром» Сангальского ЛЗП п. Киевский Каргасокского района Томской области (л.д. 317).

В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Выпуск 37, Разделы: «Общие профессии лесозаготовительного производства», «Лесозаготовительные работы», «Лесосплав», «Подсочка леса», «Заготовка и переработка тростника» (утв. постановлением Минтруда РФ от 29.08.2001 г. № 65) § 22 раздела «Лесозаготовительные работы», характеристика работы обрубщика сучьев 3-го разряда заключается в следующем: обрубка сучьев и вершин деревьев вручную топором, вырубка поврежденного при валке леса подроста и подлеска, сбор в кучи и валы обрубленных сучьев и вершин срубленного подроста и подлеска, укладка и сжигание их при одновременной обрубке сучьев, затачивание и правка топора.

В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. указано, что сучкоруб – рабочий, обрубающий сучья, ветки у спиленных деревьев. В Новом словаре русского языка Ефремовой Т.Ф. - сучкоруб – тот, кто занимается обрубкой сучков, ветвей на лесозаготовках, в Толковом словаре Кузнецова С.А. - сучкоруб – рабочий, занимающийся обрубкой сучьев на лесозаготовках.

Из вышеизложенного следует, что должность сучкоруб тождественна должности обрубщика сучьев.

Таким образом, в льготный стаж истца на лесозаготовках подлежат включению период работы в Сангальском ЛЗП п. Киевский Каргасокского ордена «Знак Почета» ЛПК объединения «Томлеспром» с 03.12.1986 по 18.04.1987 в качестве обрубщика сучьев.

Пунктом 9 части 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.10.2013 N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 30 названного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 30 названного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утратившего силу с 01.01.2015) было предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, что суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения, а также сам факт работы в навигацию (то есть, в навигационный период, определенный для судов акватории и бассейна рек с учетом приказа работодателя) с уточнением, выработана ли навигация полностью или нет (для решения в таком случае вопроса о зачете периода в льготном порядке или по фактически отработанному времени).

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подп. "и" п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Исчисление стажа на соответствующих видах работ регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях в РФ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.

Из пункта 5 Правил следует, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 13 Правил периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

В соответствии со статьей 94 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение работникам плавсостава, полный навигационный период работы на водном транспорте учитывался за год работы. Если работа продолжалась не весь навигационный период, она исчислялась по фактической продолжительности.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествующие такой работе или непосредственно следовавшие за такой работой. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс.

В силу пункта 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 года, периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

Таким образом, для учета периода работы истца в календарном порядке необходимо подтвердить период навигации, а также факт работы в течение полной навигации. В случае, если полная навигация не отработана, льготный порядок зачета периода работы в специальный стаж не применяется, а период работы засчитывается по фактической продолжительности.

Согласно ст. 29, ч. 6 ст. 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РФ" N 340-1 от 20.11.1990 при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12 (льготные пенсии), следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке: в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в полуторном размере, т.е. с применением льготного порядка исчисления, - один год работы за один год и шесть месяцев.

Согласно п. п. "Б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.

В разделе ХХVIII указанного Списка "Транспорт", в графе 3 Морской и речной транспорт, к плавающему составу отнесены машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения); машинисты и мотористы всех наименований; механики и их помощники, главные и старшие механики; электромеханики и их помощники, электромеханики старшие.

Согласно письму Министерства труда Российской Федерации от 20.10.1992 N 2012- Р под плавсоставом следует понимать экипаж судна, который состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды.

Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 298), капитаны и лоцманы осуществляют командование и управление судами, выполняют командующие функции на берегу. Их обязанности включают: командование и управление судами в море и на внутренних водных путях; контроль за организацией и несением общесудовой службы, палубной и ходовой вахты; обеспечение выполнения действующих инструкций и рекомендаций по безопасной погрузке и выгрузке груза, выбору безопасных путей плавания и ведения промысла, соблюдения экипажем и пассажирами правил и процедур безопасного плавания; осуществление технического надзора за эксплуатацией и ремонтом судна в целях обеспечения его соответствия действующим спецификациям и нормативам; контроль за соблюдением экипажами судов правил и законоположений об охране портовых сооружений и фарватеров; применение теоретических и практических знаний и навыков в области эксплуатации и управления судном при решении проблем судовождения; выполнение родственных по содержанию обязанностей; руководство другими работниками. (Базовая группа 3142 «Капитаны и лоцманы»).

В силу ст. 26 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24 - ФЗ, в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда. К командному составу судна относятся капитан судна, его помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам. Таким образом, из перечня должностных обязанностей капитана и вышеуказанных положений ст. 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации следует, что работа на этих должностях предполагает постоянную занятость лица в качестве плавающего состава судна.

Статья 3 этого же Кодекса определяет судно как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства.

На основании ч. 2 ст. 55 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, акваторию порта составляет водное пространство в пределах внутренних водных путей, выделяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обозначение границ акватории порта осуществляется бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Согласно абз. 12 ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, речной порт - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.

Таким образом, портовые суда – суда, постоянно работающие в акватории порта, осуществляющие свою деятельность исключительно в акватории внутренних водных путей порта, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приёма, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.

Факт работы Новожилова-лю В.А. в Каргасокском ордене «Знак Почета» ЛПК объединения «Томлеспром» Ремонтно-эксплуатационной базы с. Каргасок с 20.04.1982 по 19.08.1982 в качестве матроса; с 11.04.1983 по 25.10.1983 в качестве штурмана-пом. механика, кроме записей в трудовой книжке также подтверждается архивной справкой № 1634 от 27.11.2014, где указаны следующие данные: приказ № 110 от 20.04.1982 – принять учащегося СГПТУ-22 для прохождения практики по специальности матрос сроком с 20 апреля по 19 августа 1982 включительно, заработную плату перечислять на текущий счет училища, оставшуюся сумму выдавать практиканту; приказ № 148 от 12.04.1983 – прибывшего для прохождения производственной практики из СГПТУ-22 по специальности штурман-пом. механика с 11 апреля по 20 октября 1983, заработную плату перечислять на текущий счет училища (л.д. 16).

Факт работы Новожилова-лю В.А. в Каргасокском ордене «Знак Почета» ЛПК объединения «Томлеспром» Тымский сплавной участок, АООТ «Каргасокский лесопромышленник» Средне-Тымский лесозаготовительный пункт п. Молодежный Каргасокского района Томской области в навигации 1987-93, навигации 1994-1996 по фактической продолжительности в должности штурмана-механика, рулевого-моториста, капитана-механика кроме записей в трудовой книжке также подтверждается архивной справкой от 10.11.2014. где указаны приказы о принятии на работу, переводе, закреплении флота, расстановке судокоманд, предоставлении отпуска, отгулов. Архивной справкой от 25.11.2014 о начислении заработной платы (л.д. 19, 22).

Свидетель свидетель №1 суду показал, что с истцом знаком по совместной работе в Средне-Тымском ЛЗП. В 1987 году работал вместе с истцом на теплоходе КС-100, «Котсромич» (плотовод). Занимались сплавом леса, 2 месяца гоняли такелаж, вязали плоты. Навигации отрабатывали полностью. Начиная с апреля, когда вскрывалась река и заканчивали ноябрем, когда река вставала.

Свидетель свидетель №2 в судебном заседании пояснял, что работал с Новожиловым-лю В.А. в Средне-Тымском ЛЗУ Каргасокского ЛПК. Истец пришел работать в 1987 году. В зимнее время истец работал трактористом, чокеровщиком, летом на флоте. С апреля-мая на флоте начиналась подготовка, ремонт. Новожилов-лю В.А. работал на КС-100, на т/х «Костромич», занимался вывозом техники с вахт, перевозками.

Свидетель свидетель №3 суду показал, что знаком с истцом с 1987 года по совместной работе с Средне-Тымском ЛЗУ. Навигация на флоте начиналась с 01 апреля, сначала шли ремонтные работы, после вскрытия реки все теплоходы разъезжались. Новожилов-лю В.А. сначала работал на КС-100, затем с 1986-1987 на теплоходе «Костромич» капитаном-механиком. В зимнее время отгуливали отпуск. Теплоходы зимой стояли на берегу устья протки. На теплоходах они ходили по рекам Обь, Тым, Васюган, ходили до Томска, занимались вывозкой сена. Теплоход КС-100 – это водомет, он нужен для хождения по мелководью, осенью был незаменим для вывоза техники по обмелевшим рекам.

Из характеристик теплохода КС-100 следует, что он является дизельным буксирно-разъездным теплоходом и предназначен для выполнения работ на первоначальном сплаве леса и на малых сплавных рейдах.

Теплоход Т-63 Костромич по своим характеристикам является однопалубным винтовым буксиром с основным назначение: работа на лесосплаве и буксировка несамоходных судов. Теплоход может быть использован для перевозки грузов (до 1,5 т).

Оценивая приведенные выше показания свидетелей в совокупности с иными представленными сторонами доказательствами по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о длительном выполнении истцом определенной трудовой функции, тождественной деятельности по тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не разрешая вопрос об особенностях осуществления этой функции (характера работы) истца в спорные периоды.

Сопоставляя данные, указанные в справке Росгидромета со сведениями о датах установления ледостава и вскрытия р. Обь за период 1984-1999 годов (л.д. 18), в совокупности с иными имеющимися в деле доказательствами, пояснениями истца и показаниями свидетелей, суд считает, что в специальный стаж работы Новожилова-лю В.А. в плавсоставе на должностях штурмана-механика, рулевого-моториста, капитана-механика подлежат включению полные навигации 1983, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993 (7 лет) и по фактической продолжительности – с 20.04.1987 по 30.12.1987 (8 мес. 11 дней); с 20.04.1982 по 19.08.1982 (4 года 6 мес.); с 01.01.1994 по 25.08.1994 (7 мес. 25 дней); с 01.09.1994 по 23.05.1995 (8 мес. 23 дня); с 24.05.1995 по 29.07.1996 (1 год 2 мес. 6 дней).

Представитель ответчика, ссылаясь на п. 3 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указывает, что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается, однако суд, принимая во внимания положения Постановления Конституционного Суда РФ № 11-П от 03.06.2004 по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", оценивает показания свидетелей не как доказательства характера работы истца, а в целях соблюдения принципа равенства при осуществлении прав и свобод граждан и недопущения различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях в сфере пенсионного обеспечения, с учетом того, что свидетели работали с истцом в одной организации в одних условиях труда, что подтверждается соответствующими записями в трудовых книжках свидетелей.

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей. Факт их совместной работы с истцом подтверждается копиями трудовых книжек свидетелей. Кроме того судом установлено, что суда, на которых истец работал в указанные периоды, не относились к служебно-разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, а осуществляли перевозку грузов. При этом, оценивая показания свидетелей, суд в первую очередь принимает во внимание то, что свидетели подтвердили не характер работы истца, а тип судов, на которых Новожилов-лю В.А. работал. Кроме показаний свидетелей данные обстоятельства подтверждаются вышеперечисленными архивными справками и копиями приказов.

Также из технических характеристик судов, на которых работал истец в спорные периоды времени, в совокупности с показаниями истца и свидетелей видно, что указанные суда не являются портовыми судами или служебно-разъездными, поскольку их основное предназначение на лесосплаве и буксировке судов и грузов.

Порядок подтверждения и подсчета страхового и специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, регулируется нормами ст. 13 Закона РФ N 173-ФЗ, "Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 указанного закона, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, а также "Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", утвержденным Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н.

Нормы ст. 13 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" N 340-1 от 20.11.1990, действовавшего до 01.01.2002, в части сложения периодов льготной работы аналогичны пункту 3 Правил от 11.07.2002 N 516. При этом суммирование производилось и в случае назначения досрочной пенсии при сниженном возрасте пропорционально отработанному специальному стажу.

В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 с последующими изменениями, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: подпункт 1) подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах; подпункт 2) работы с тяжелыми условиями труда; подпункт 6) работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых, геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах; подпункт 7) работа в качестве рабочих и мастеров (в том числе) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования.

Согласно пункту 3 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона. (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.05.2006 N 266).

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд включает спорные периоды в специальный стаж истца, который путем сложения установленным судом стаж истца в качестве обрубщика сучьев и периоды в качестве капитана-механика, всего специальный стаж истца будет составлять в льготном исчислении более 12 лет 6 месяцев, что достаточно для назначения Новожилову-лю В.А. досрочной страховой пенсии.

Право на страховую пенсию возникает согласно ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а именно со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку к ответчику истец обратился за назначением пенсии 17.12.2014, но 50 лет ему исполнилось только ДД.ММ.ГГГГ, пенсия должна быть назначена Новожилову-лю В.А. с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня возникновения права на досрочную страховую пенсию.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым относятся, в том числе и другие, признанные судом необходимые расходы (ст. 88, ст. 94 ГПК РФ).

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д. 2), за составление искового заявления (4000 руб.) и представительство в суде (12000 руб.), а всего в размере 16300 руб. (л.д. 25).

Учитывая положения ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, сложность дела, количество судебных заседаний, объем представленных стороной истца доказательств, а также требования разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг юриста за составление искового заявления и представительство в суде в размере 12000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., а всего взыскать 12300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Новожилова-лю В.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о включении периодов работ в специальный стаж и признании права на досрочное назначение страховой пенсии удовлетворить.

Признать за Новожиловым-лю В.А. право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.10.2013.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) включить в специальный стаж Новожилова-лю В.А. периоды его работы:

- в Тымском сплавном участке Каргасокского ЛПК в должностях штурмана-капитана, капитана-механика полные навигации 1983, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, навигацию по фактической продолжительности с 20.04.1987 по 30.12.1987 (8 мес. 11 дней, льготн. 1 год 17 дней);

- в Каргасокском ордена «Знак Почета» ЛПК объединения «Томлеспром» Ремонтно-эксплуатационной базы с. Каргасок и в Средне-Тымском лесозаготовительном пункте в должностях матроса, капитана-механика навигации по фактической продолжительности с 20.04.1982 по 19.08.1982 (4 года 6 мес.), с 01.01.1994 по 25.08.1994 (7 мес. 25 дней), с 01.09.1994 по 23.05.1995 (8 мес. 23 дня), с 24.05.1995 по 29.07.1996 (1 год 2 мес 6 дней);

- в Сангальском ЛЗП п. Киевский, Каргасокского района, Томской области в качестве обрубщика сучьев с 03.12.1986 по 18.04.1987 (4 мес. 16 дней).

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) назначить и выплачивать Новожилову-лю В.А. указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) в пользу Новожилова-лю В.А. в возмещение судебных расходов по возврату государственной пошлины (300 руб.), оплате услуг представителя по составлению иска и представительство в суде (12 000 рублей), а всего взыскать 12300 (двенадцать тысяч триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня составления полного текста путем подачи жалобы в Каргасокский районный суд.

Судья Фокин Р.А.