Карагайский районный суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Карагайский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-129/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2011г. с. Карагай
Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Подюковой Л.В., при секретаре Печенкиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ложкинрой Т.В. к Межрайонному территориальному управлению № 2 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж; возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг с 1 января 2010г.,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась к ответчику с иском о признании незаконным отказа в предоставлении денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как пенсионер, имеющий большой страховой стаж; возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и ТБО с 1 января 2010г. Свои требования мотивировала следующим образом.
Истец является учителем сельской местности, имеет льготы как педагогический работник по оплате жилья, отоплению и освещению по закону ФЗ «Об образовании».
Кроме того, она получала до 1 января 2010г. как пенсионер, имеющий большой страховой стаж, 50% скидку на оплату водоснабжения, канализации, газоснабжения, ТБО.
С 1.01.2010г. ей компенсацию на оплату этих услуг не выплачивают, объясняя тем, что можно получать льготу только по одному основанию.
Истец полагает, что возможно предоставление социальной поддержки в разных формах и по разным основаниям.
В судебном заседании истец настаивала на своих требованиях.
Ответчик своего представителя в суд не направил, отзыв на иск не представил, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Ходатайство ответчика о передаче дела на рассмотрение в Верещагинский райсуд оставлено без удовлетворения.
3-е лицо по делу на стороне ответчика - ООО «Водоканал» - просило дело рассмотреть без участия их представителя. В своем отзыве на иск ООО «Водоканал» указало, что истец действительно пользовалась льготой как пенсионер, имеющий большой страховой стаж, по оплате за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз ТБО) до 31.12.2009г. С 01.01.2010г. льгота по оплате указанных коммунальных услуг не предоставлялась, т.к. договор с МТУ №2 Мисоцразвития Пермского края о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки был заключен на срок до 31.12.2009г.
3-е лицо по делу на стороне ответчика - ООО «Газпром Межрегионгаз Пермь» - отзыв на иск не представило, своего представителя в суд не направило, о дне слушания дела извещено надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п.1 подп.3 ст. 2 закона Пермской области «О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж» от 02.10.2000г. № 1147-167(ред.07.06.2010г.). с изменениями от 16.12.2010 № 726-ПК социальная поддержка пенсионеров, имеющих большой страховой стаж, предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих центрального отопления, в пределах норм, установленных для продажи населению).
В силу ст.1 данного закона право на получение указанных мер социальной поддержки имеют пенсионеры, имеющие большой страховой стаж, но не имеющие права на получение аналогичных мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством РФ и Пермской области.
В судебном заседании было установлено, что истец является пенсионером, имеющим большой трудовой стаж. До 01.01.2010г. ей предоставлялись меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в размере 50% (холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение, ТБО), как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж.
Данный факт подтверждается справками ООО «Водоконал» и ООО «Газпром межрегионгаз Пермь».
Как следует из указанных справок, расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате указанных коммунальных услуг, возмещало юридическим лицам МТУ №2 Министерства социального развития Пермского края до 01.01.2010г.
С 01.01.2010г. МТУ №2 Министерства социального развития Пермского края отказало истцу в получении мер социальной поддержки как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж, по тем основаниям, что она пользуется мерами социальной поддержки, как специалист бюджетного учреждения, проживающий в сельской местности.
Из материалов дела следует, что Ложкина Т.В. является педагогом-пенсионером, проработавшим в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности и проживающая в сельской местности.
Согласно ФЗ РФ « Об образовании», закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» № 1845-395 от 30.11.2004г., закона Пермского края № 136К от 08.11.07г. «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам» истец пользуется правом на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг, по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжения), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов. В силу ст.1 указанного закона Пермского края, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, возмещаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если общий стаж работы этих работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, составляет не менее 10 лет, и при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.
С 18.06.2010г. действует Закон Пермского края «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» № 628-ПК от 01.06.2010г.
Согласно ст.2 указанного закона, социальная поддержка педагогических работников, пенсионеров, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, предусматривает получение педагогическими работниками пенсионерами ежемесячных денежных компенсаций на оплату: жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжения (освещение и отопление жилого помещения), отопление, твердого топлива, газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов).
Статьей 3 данного закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 8.06.2010г. № 293-п утвержден Порядок предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, работающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу п.1 подп. 1.3. указанного нормативного акта, выплата ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам производится в случае, если педагогические работники не пользуются мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям, установленным действующим законодательством.
Истец, как педагог, работающий и проживающий в сельской местности пользуется мерой социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с предоставлением услуг по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжения), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.
В законодательстве по вопросам социальной защиты граждан действует общий принцип, когда гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по двум и более основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из этих оснований по выбору гражданина. Этот принцип закреплен в ст.1 закона Пермской области № 1147-167 от 02.10.2000г., статьей 4 Закона Пермской области № 1845-395 от 30.11.2004г., при наличии у лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, права на получение одной и той же формы и (или) меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным и областным законодательством, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору её получателя и п.12 «Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством», утвержденным постановлением правительства Пермского края 11.12.2009г. № 928-П.
Закон предусматривает выбор не одной из всех установленных законодательством мер социальной поддержки, а выбор одного из оснований получения именно тех мер социальной поддержки, которые предусмотрены конкретным Законом. Законодательные акты субъекта РФ - Пермского края, устанавливают разный объем мер социальной поддержки для данных двух категорий «льготников»: истца, как пенсионера, имеющего большой страховой стаж, и истца, как педагогического работника.
При этом, социальная поддержка первой категории граждан установлена на основании закона Пермской области от 02.10.2000г. № 1147-167 (п.1 подп.3 ст.2), второй - ФЗ РФ «Об образовании» (ст.55). Меры социальной поддержки различны по своему содержанию. В данном случае имеют место разные формы и меры социальной поддержки.
Все перечисленное позволяет суду прийти к выводу, что истец имеет право на получение меры социальной поддержки ( по холодному водоснабжению, водоотведению, газоснабжению), которая предусмотрена законом Пермской области № 1147-167 от 02.10.2000г. Данной мерой социальной поддержки истец не пользуется по ФЗ РФ «Об образовании». Следовательно, отказ ответчика в предоставлении с 1 января 2010г. истцу указанной меры социальной поддержки, как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж, будет незаконен.
Следовательно, ответчика следует обязать предоставить истцу социальную поддержку, как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж на оплату коммунальных услуг: холодного водоснабжения, водоотведение (канализация), газоснабжение.
Тот факт, что дробление или деление ежемесячной денежной компенсации (ЕДК), возможность предоставления льгот с разбивкой по видам коммунальных услуг, действующим законодательством не предусмотрены, не может служить основанием для отказа истцу в предоставлении мер социальной поддержки.
Федеральным законом № 122-ФЗ 22.08.2004г. был введен принцип, согласно которому при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации на субъекты РФ была возложена обязанность вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Учитывая, что Ложкина Т.В. пользовалась мерами социальной поддержки как пенсионер, имеющий большой страховой стаж, изменение законодательного регулирования с 1 января 2010г., а именно замена предоставления ей мер социальной поддержки, как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж, в натуральном виде на денежную компенсацию, не может служить основанием для лишения её прав, как пенсионера, имеющего большой страховой стаж, на предоставление мер социальной поддержки.
Таким образом, требование истца о возложении на ответчика обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению с 1 января 2010г. подлежат удовлетворению.
Требование истца о предоставлении мер социальной поддержки по оплате ТБО удовлетворению не подлежит, поскольку законом Пермской области № 1147-167 от 02.01.2000г. такая мера социальной поддержки не предусмотрена. Не предусмотрена она и по ФЗ «Об образовании».
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать отказ Межрайонного территориального управления № 2 Министерства социального развития Пермского края в предоставлении с 1 января 2010г. Ложкиной Т.В. компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж, незаконным.
Обязать Межрайонное территориальное управление №2 Министерства социального развития Пермского края предоставить с 1 января 2010г. Ложкиной Т.В. в денежной форме меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению и газоснабжению, как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж. В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Карагайский райсуд в течение 10 дней.
С У Д Ь Я