НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Карачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика) от 30.03.2020 № 2А-222/20

Дело №

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2020 года город Карачаевск, КЧР

Карачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Батчаева Ш.И.,

рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхне-Маринского сельского поселения о признании бездействия незаконным и обязании в течение 1 месяца после принятия судом решения привести в соответствии с действующим законодательством нормативный правовой акт,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Карачаевского района КЧР действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к администрации Верхне-Маринского сельского поселения Карачаевского района о признании бездействия незаконным и просит: признать бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер к приведению постановления администрации Верхне-Маринского сельского поселения от 04.04.2018 №13 «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации Верхне-Маринского сельского поселения и их проектов» в соответствие с Федеральным законом от 11.10.2018 №362-Ф3 «О внесении изменений в статью 5 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», незаконным; Обязать администрацию Верхне-Маринского сельского поселения в течение 1 месяца после принятия судом решения принять меры по приведению постановления администрации Верхне-Маринского сельского поселения от 04.04.2018 №13 «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации Верхне-Маринского сельского поселения и их проектов» в соответствие с Федеральным законом от 11.10.2018 №362-Ф3 «О внесении изменений в статью 5 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Свои требования административный истец обосновал тем, прокуратурой Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики во исполнение распоряжения прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 22.09.2015 года №167 «О порядке осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции органами прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики» проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции органами местного самоуправления.

Проведенным анализом установлено, администрацией Верхне-Маринского сельского поселения 04.04.2018 г. принято постановление № 13 «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации Верхне-Маринского сельского поселения и их проектов». Однако, данное постановление противоречит требованиям федерального законодательства от 17.07.2018 №172-Ф3 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» с изменениями по состоянию на 11.11.2018 г.

Представителем административного истца заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

В определении о подготовке к рассмотрению административного дела, в соответствии с требованиями статей 132-133, части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд указал на применение правил упрощенного (письменного) производства и установил административному ответчику десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

От административного истца поступило ходатайство о рассмотрении административного дела без их участия, в порядке упрощенного (письменного) производства.

От представителя административного ответчика главы администрации Верхне-Маринского сельского поселения Карачаевского района ФИО1 поступило заявление о признании административного иска и о рассмотрении дела без её участия, возражений против рассмотрения дела в упрощенном порядке не поступило, в связи с чем рассмотрение административного дела назначено в порядке упрощенного (письменного) производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

Исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

При этом административный истец ссылается на то обстоятельство, что прокуратурой района во исполнение требований приказа прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 22.09.2015 № 167 «О порядке осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции органами прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики» проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействию коррупции органами местного самоуправления Карачаевского района.

Проверкой установлено, что согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно положению ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий ( бездействия ) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защищать права и интересы всех граждан, находящихся и которые могут находиться на территории сельского поселения. Круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.

Из положений ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Частями 3, 4, ст. 7 Федерального закона №131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий, профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и составляет правовую основу противодействия коррупции.

В соответствии с п. 2 ст. 1 названного Федерального закона под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172 -ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупционных факторов и их последующего устранения.

Администрацией Верхне-Маринского сельского поселения утверждено постановление от 04.04.2018 №13 «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов»

Таким образом, действующее законодательство возлагает в силу прямого указания закона на Верхне-Маринское сельское поселение обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых им нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами, выводов по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.

Однако, не соответствие постановления от 04.04.2018 №13 «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» с действующим федеральным законом от 11.10.2018 №362-Ф3 «О внесении изменений в статью 5 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» создает предпосылки к злоупотреблениям и коррупционным проявлениям и не отвечает требованиям антикоррупционного законодательства России.

Антикоррупционная экспертиза направлена на исключение положений из нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, и тем самым создающих условия для проявления коррупции.

Приведенные обстоятельства не отвечают требованиям антикоррупционного законодательства России и создают предпосылки к злоупотреблениям и коррупционным проявлениям.

Таким образом, выявленный пробел в муниципальном нормотворчестве, связан с ненадлежащей реализацией требований вышеуказанного законодательства администрацией Верхне-Маринского сельского поселения.

Заявленное прокурором требование не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов связанных с его деятельностью, а направлено на понуждение администрации в судебном порядке исполнить возложенные на неё законом обязанности, направленные на соблюдение и недопущение предпосылок коррупционных проявлений.

Из п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд считает, что предложенный административным истцом срок в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным для исполнения решения суда, доказательств невозможности исполнения решения в данный срок ответчиком не представлено.

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств дела и норм права административное исковое заявление признается обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180,291-293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики, поданное в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхне-Маринского сельского поселения Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать бездействие администрации Верхне-Маринского сельского поселения Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики выразившееся в непринятии мер к приведению постановления администрации Верхне-Маринского сельского поселения от 04.04.2018 №13 «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации Верхне-Маринского сельского поселения и их проектов» в соответствие с Федеральным законом от 11.10.2018 №362-Ф3 «О внесении изменений в статью 5 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» незаконным.

Обязать администрацию Верхне-Маринского сельского поселения Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики привести постановление администрации Верхне-Маринского сельского поселения от 04.04.2018 №13 «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации Верхне-Маринского сельского поселения и их проектов» в соответствие с Федеральным законом от 11.10.2018 №362-Ф3 «О внесении изменений в статью 5 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в течение 1 (одного) месяца после вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение пятнадцати дней со дня его получения с подачей жалобы через Карачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Судья

Карачаевского районного суда КЧР Ш.И.Батчаев