Дело (номер обезличен) год
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
(дата обезличена) (адрес обезличен) городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего, судьи А.С. Долаев. при секретаре судебного заседания Эбзеевой Д.Р., с участием: истца Киселевой Т.Д., представителя ответчика Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда по Карачаево-Черкесской (адрес обезличен) в (адрес обезличен) по доверенности (номер обезличен) от (дата обезличена) года, Биджиевой Ф.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании в гражданское дело по иску Киселевой Татьяны Дмитриевны к Государственному Учреждению Отделение Пенсионного фонда по Карачаево-Черкесской (адрес обезличен) в (адрес обезличен) о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления и направления средств материнского семейного капитала и возложении обязанности по направлению средств материнского семейного капитала на оплату приобретаемого жилого помещения по договору купли продажи, УСТАНОВИЛ: Киселева Т.Д. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионным фондом Российской Федерации по КЧР Управление в (адрес обезличен) с требованием: признать незаконным решение ГУ -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес обезличен) КЧР от (дата обезличена) (номер обезличен) об отказе в удовлетворении заявления Киселёвой Татьяны Дмитриевны о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий; обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес обезличен) направить средства материнского (семейного) капитала по заявлению Киселёвой (истец) на улучшение жилищных условий путем оплаты приобретаемого жилого помещения по договору купли продажи от (дата обезличена), номер регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР (номер обезличен), в сумме (данные изъяты) копеек. Присудить с ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в (адрес обезличен) в соответствии с ч.1 ст. 100 ГПК РФ расходы, понесенные на оплату услуг представителя в размере (данные изъяты) рублей (подготовка искового заявление и непосредственное представительство интересов в суде), а также (данные изъяты) рублей государственной пошлины, обосновав заявленные требования следующим. (дата обезличена) Киселевой был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-Ш (номер обезличен) на сумму (данные изъяты) рубль 25 копеек. На момент обращения Киселевой Т.Д. с заявлением к ответчику о распоряжении средствами материнского капитала его размер составлял (данные изъяты) рублей (данные изъяты) копеек. В феврале 2013 года, Киселева решила использовать средства материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий семьи, а именно оплатить в соответствии с договором купли-продажи жилого дома с земельным участком от (дата обезличена), заключённого с Киселевым Николаем Ивановичем принадлежащие ему на праве собственности жилой дом Литер Б, Этажность 2 общей площадью 135 кв.м. за (данные изъяты) рублей, и 1\2 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 325 кв.м., за (данные изъяты) рублей расположенные по адресу: КЧР, (адрес обезличен). Указанные объекты представляют собой: жилой дом, назначение: жилое Площадь 135 кв.м. Инвентарный номер: (номер обезличен). Литер: Б Этажность:2. приобретенное жилое помещение является по техническим документам Литером: Б. В соответствии с п.1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относится, в том числе, жилой дом, т.е. изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Приобретенное жилое помещение Литер Б обеспечено отдельно инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция и газоснабжение). За продавцом Киселевым Николаем Ивановичем сохранилось право собственности на жилой дом назначение: жилое, площадью 39.6 кв.м.; инвентарный номер: (номер обезличен), Литер А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от (дата обезличена) серия 09-АА (номер обезличен) (копия свидетельства на 1-м листе прилагается). На день совершения сделки в указанном жилом доме Литер Б никто не зарегистрирован. (дата обезличена), были получены свидетельства о государственной регистрации права (каждому из членов семьи по 1/4 доле в праве общей долевой собственности на жилой дом и по 1/8 общей долевой собственности на земельный участок). Сумма в размере (данные изъяты) коп. передана в наличной форме продавцу до подписания договора купли-продажи за счет личных сбережений, а оставшуюся часть намеревались оплатить путем перечисления на счет Киселева Н.И., средств материнского (семейного) капитала в сумме (данные изъяты) копеек и по Свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в целях программы "Обеспечение жильём молодых семей на 2011-2015 гг." В марте 2013 года по договору купли-продажи от (дата обезличена) на счёт продавца Киселева Н.И. администрацией Карачаевского городского округа были перечислены денежные средства по Свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в целях программы "Обеспечение жильём молодых семей на 2011-2015 гг." в сумме (данные изъяты) рублей. В феврале 2013 года Киселева Т.Д. обратилась в Управление Пенсионного фонда России по КЧР в (адрес обезличен) с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилого помещения, по улучшению жилищных условий. С заявлением были представлены все необходимые и предусмотренные законодательством документы, в том числе и договор купли - продажи жилого дома с земельным участком от (дата обезличена). Однако Отдел ПФР по КЧР в (адрес обезличен) отказал в удовлетворении заявления и направлении средств на оплату приобретаемого жилого помещения, сославшись на п.2 ч.2 ст.8 Федерального закона от (дата обезличена) №256-ФЗ (нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении). Решение УОПФ Российской Федерации по КЧР в (адрес обезличен) не соответствует закону, нарушает ее право, и право ее семьи на улучшение жилищных условий, так как ссылка ответчика на «нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении», несостоятельна, так как выбранное направление - улучшение жилищных условий соответствует закону, все необходимые документы были предоставлены, также есть расписка-уведомление (извещение) от (дата обезличена) о принятии в УОПФ Российской Федерации по КЧР в (адрес обезличен) заявления и всех необходимых документов, а также родственные отношения продавца и покупателя при реализации права на меры государственной поддержки семей, имеющих детей не являются основанием для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами МСК на улучшение жилищных условий. Согласно п.3 ст.7 Федерального закона от (дата обезличена) №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утверждены Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) № 862. Указанные Правила устанавливают виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств. В соответствии с п. 2 данных правил лицо, получившее государственный сертификат на МСК, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала: на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. В судебном заседании истец по делу Киселева Т.Д. уточнила исковые требования отказавшись в части требований присудить с ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в (адрес обезличен) в соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ расходы, понесенные на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей (подготовка искового заявление и непосредственное представительство интересов в суде), а также (данные изъяты) рублей государственной пошлины, - в остальной части исковые требования просила удовлетворить, в полном объеме. Представитель ответчика ГУ ОПФР РФ по КЧР в г Карачаевске Биджиева просила суд отказать в удовлетворении заявленных истом в иске требований, полагает, что Управлением правомерно принято решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. Представитель органа опеки и попечительства Администрации КГО Узденова З.Х., представила в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица, представителя органа опеки и попечительства Администрации КГО, с просьбой удовлетворить требования истца Киселевой Т.Д. Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд находит исковые требования Киселевой Т.Д. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Федеральным законом от (дата обезличена) № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка, начиная с 01.01.2007, предоставляется право на дополнительные меры государственной поддержки, включая право на материнский (семейный) капитал, что подтверждается выдачей государственного сертификата Статьей 7 указанного Федерального закона установлено, что лица, получившие сертификат, могут распорядиться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе и на улучшение жилищных условий. Согласно ст. 10 Федерального закона от (дата обезличена) N 256-ФЗ (в редакции от 11.07.2011) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством (ст. 7), под защитой которого находятся семья, материнство и детство (ст. 38, ч. 1), гарантирует каждому социальное обеспечение для воспитания детей и предоставляет законодателю право определить виды такого обеспечения, условия его предоставления и размеры (ст. 39, ч. 1 и 2). Реализуя указанные конституционные предписания, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, и условия ее предоставления. В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, имея целью, создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, в Федеральном законе "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предусмотрел для таких семей возможность получения государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала, средства которого могут направляться на улучшение жилищных условий семьи, получение образования детьми, а также повышение уровня пенсионного обеспечения матерей. Как следует из положений ст. 3 ч.1 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в системной связи с иными его предписаниями (в частности, преамбулой, ч. 2 ст. 3, п.3 ч. 1.3 и ч. 4 ст. 10, ч.3 ст.11), а также ряда других нормативных правовых актов, законодатель признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка. Положениями Конституции Российской Федерации, так и целями принятия Федеральных законов "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", предполагающими, что отношения по государственной поддержке и социальной защите материнства, отцовства и детства - применительно к предоставлению соответствующих мер материальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей - возникают только тогда, когда существует (появляется) ребенок, которому в первую очередь и адресованы защита и забота со стороны государства. Статья 2 Федерального закона от (дата обезличена) N 256-ФЗ (в редакции от 11.07.2011) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» определяет дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, как меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, получения детьми образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения матерей. В понятие «улучшение жилищных условий» законодатель вложил более широкий смысл, чем простая покупка жилья, что подтверждается содержанием части 1 статьи 10 названного Закона. По смыслу, заложенному в ней, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели; на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат. При этом Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не содержит исчерпывающий перечень способов приобретения жилья с целью улучшения жилищных условий. Главным условием является законность сделок по приобретению жилья. В данном случае купля-продажа квартиры, приобретенной с помощью заемных средств, была совершена с целью улучшения жилищных условий. Доказательств того, что данная сделка противоречит закону, ответчиком не представлено. Таким образом, договор купли-продажи квартиры заключен в соответствии с требованиями гражданского законодательства. Отказ ответчика мотивирован нарушением заявителем порядка подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала п.п. 2 п. 2 ст. 8 Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Вместе с тем исследованные материалы настоящего гражданского дела свидетельствуют об обратном. Так, в силу п.п. 3, 4 ст. 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", жилое помещение, приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала должно находиться на территории Российской Федерации. Жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.Порядок подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала регламентирован Правилами подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от (дата обезличена) № 779н (в редакции ФЗ от (дата обезличена)) и Правилами направления средств (части средств) материнского капитала на улучшение жилищных условий (утвержденных Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) в редакции от (дата обезличена)). В частности, согласно п. 2 Правил подачи заявления, заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала по форме, согласно приложению (номер обезличен) к настоящим Правилам, со всеми необходимыми документами подается лицами, получившими государственный сертификат на материнский/ семейный капитал, лично либо через представителя в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) либо фактического проживания. Перечень прилагаемых документов к заявлению о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала содержится в п.п. 6, 7 Правил подачи заявления, п.п. 6, 13 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. На основании п.8 Правил направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, в случае направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, лицом, получившем сертификат, представляется: копия договора купли-продажи жилого помещения прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке, копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение лица, получившего сертификат, осуществляющего приобретение жилого помещения с использованием средств материнского (семейного) капитала. Из материалов дела следует, что Киселева Т.Д. имеет двоих малолетних детей: Киселеву Марину Владимировну (дата обезличена) года рождения, и Киселёву ФИО7 (дата обезличена) года рождения. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от (дата обезличена) N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Киселева Т.Д. (дата обезличена) получила государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-111 №(номер обезличен), на сумму (данные изъяты), 25 рублей. Киселева Т.Д. обратилась в ГУ ОПФР РФ по КЧР в (адрес обезличен) к ответчику с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, и на уплату приобретаемого жилого помещения. В сумме (данные изъяты) копеек. В удовлетворении заявления Киселевой Т.Д. решением от (дата обезличена) за №102, Киселевой Т.Д. было отказано в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст.8 №256-ФЗ от 29.12.2006г. Истец Киселева Т.Д., также действующая в интересах своих малолетних детей заключила договор купли-продажи от (дата обезличена) года, с продавцом Киселевым В.Д. по условиям которого продавец продал, а покупатели купили принадлежащий на праве собственности продавцу, жилой дом площадью 135 кв.м. 1/2 доли в праве общедолевой собственности на земельном участке общей площадью 325 кв.м., расположенный по адресу: КЧР г Карачаевск (адрес обезличен), покупатели приняли в общедолевую собственность по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, указанный объект представляет собой - жилой дом площадью 135 кв.м. Литер Б, этажность 2, земельный участок категории земель населённых пунктов для эксплуатации жилого дома, площадью 325 кв.м. При этом, как следует из условий договора покупатель оплачивает оговоренную цену в (данные изъяты) рублей по обоюдному согласию сторон с использование собственных средств покупателя и средств по Государственному сертификату на материнский семейный капитал, выданного на основании решения ГУ ОПФР РФ по КЧР в (адрес обезличен) в размере (данные изъяты) копеек. За Киселевой Т.Д. и ее детьми Киселевой М.В. Киселевой С.В. на основании указанно договора от (дата обезличена) года, (дата обезличена) зарегистрировано право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и выдано свидетельство о государственной регистрации права. При этом как следует из постановления Администрации КГО от (дата обезличена) (номер обезличен) жилому дому по (адрес обезличен) в (адрес обезличен) общей площадью 135 кв.м., расположенному на земельном участке площадью 325 кв.м. присвоен почтовый адрес (адрес обезличен) «(адрес обезличен)». Судом установлено, что приобретенный Киселевой Т.М. жилой дом площадью 135 кв.м является отдельным строением, и расположенном на земельном участке площадью 325 кв.м., на котором также имеется отдельно стоящее строение - жилой дом общей площадью 39.6 кв.м. Литер А с почтовым адресом (адрес обезличен), который принадлежит продавцу Киселеву Н.В. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от (дата обезличена) года.
Сторонами по делу не оспорена достоверность приведённых исследованных по делу доказательств, и установленные в суде указанные обстоятельства, а именно факт приобретения Киселевой Т.Д. у Киселева Н.И. по договору купли-продажи жилого дома. Следовательно, факт приобретения истцом по делу Киселевой Т.Д. жилья свидетельствуют о соблюдение условия, предусмотренные п.п.1 ч.3 и ч.6.1 ст.7 Федерального закона от (дата обезличена) № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" для распоряжения средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. При этом судом по делу не установлено наличие оснований для отказа в удовлетворении заявления на распоряжение средствами материнского семейного капитала, приведенных в Федеральном законе п.п. 2 п. 2 ст.8 №256-ФЗ от (дата обезличена) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" следует улучшение жилищных условий путем приобретения жилья и использование в этих целях заемных средств. Приведённые установленные по делу обстоятельства свидетельствуют, что отказ ГУ ОПФР РФ по КЧР в (адрес обезличен) в удовлетворении заявления Киселевой Т.Д. на распоряжение средствами материнского семейного капитала, в признании права истца Киселевой Т.Д. на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала был вынесен незаконно и не обосновано. То обстоятельство, что домовладение Киселевой Т.Д. приобретено у родственника, и доводы представителя ответчика о том, что в договоре указан (адрес обезличен), а не (адрес обезличен) А по (адрес обезличен) судом не может быть признано законным и обоснованным основанием для отказа в удовлетворении заявления Киселевой Т.Д. на распоряжение МСК, так как адрес жилому дому присвоен только в ноябре 2013 года, при том, как договор купли-продажи был заключен в феврале 2013 года, и на момент заключения договора адрес был указан Ленина 7 (адрес обезличен). Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Киселевой Т.Д. улучшены жилищные условий ее семьи, и отсутствие в Федеральном законе ограничений заинтересованных лиц в выборе способа улучшения жилищных условий, свидетельствуют что исковые требования истца, о признании решения от (дата обезличена) за №102, вынесенного по ее заявлению ГУ ОФПР об отказе в удовлетворении заявления Киселевой Т.Д.. на распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий решением незаконным, и обязании ответчика направить средства МСК на оплату приобретенного по договору жилья - подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Киселевой Татьяны Дмитриевны к Государственному Отделению Пенсионного фонда по КЧР в (адрес обезличен), удовлетворить. Признать решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес обезличен) КЧР от (дата обезличена) (номер обезличен) об отказе в удовлетворении заявления Киселёвой (истец) на распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий - незаконным.
Обязать Государственное Учреждение Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес обезличен), направить средства материнского (семейного) капитала по заявлению Киселёвой (истец) на улучшение жилищных условий на оплату приобретенного по договору купли продажи от (дата обезличена), жилого дома зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР (дата обезличена) года, номер регистрации (данные изъяты), в сумме (данные изъяты) копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня оглашения через Карачаевский городской суд КЧР.
Председательствующий, судья «подпись»А.С. Долаев
Копия верна, судья А.С. Долаев.