НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Карабудахкентского районного суда (Республика Дагестан) от 29.06.2022 № 2А-656-2022

№2а-656-2022. ( 05RS0029-01-2022-002311-39 )

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29.06.2022г. с. Карабудахкент

Карабудахкентский районный суд в составе председательствующего судьи Мусаева Б.А., при секретаре Абдулвагабовой У.М. с участием представителя истца по доверенности А., представителя ответчика -адвоката И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции ФНС России по РД к С. о взыскании обязательных платежей,

Установил:

Межрайонная инспекция ФНС России по РД обратилась в суд с административным иском к С. о взыскании транспортного налога с физических лиц: пеня в размере 14886,82 руб., 2014-2017 гг. на общую сумму 14 886,82 рублей и взыскании транспортного налога с физических лиц: налог в размере 169 583,98 руб. (98 136,50 р. 2014 г., 71 447,48 р. за 2016 г.), пеня в размере 308,24 руб. 2014-2016 гг. на общую сумму 169 892.22 рублей, указывая на то, что ответчик, являясь налогоплательщиком, не уплатил указанные налоги, несмотря на то, что в его адрес направлялось налоговое уведомление и требование об уплате налога.

Административный истец - Межрайонная инспекция ФНС России по РД, Агилов уточнил исковые требования

Уведомление об оплате налога может быть направлено не более чем за три года, предшествующих году направления уведомления (ст. 363, ст. 397, ст. 409 НК РФ).

По налоговому уведомлению: от 06.09.2017 г. начисление налога за 2014 г., 2015 г., 2016 г. в общей сумме 553 322 р. по транспортному налогу.

Задолженность, образовавшаяся вследствие неуплаты налога, может быть взыскана налоговым органом через суд. Таким же образом могут быть взысканы не уплаченные вовремя пени и штрафы (п. п. 2, 8 ст. 45, п. 1 ст. 48, п. 2 ст. 57, п. 1 ст. 75, ст. 122 НК РФ).

До обращения в суд налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога (пеней, штрафов). Такое требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если ее сумма превышает 3 000 руб., или не позднее года со дня выявления недоимки, если ее сумма не превышает 3 000 руб. (п. п. 2, 4, 8 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ).

После проверки задолженностей налогоплательщика, было сформировано и отправлено требование от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 551 676.61 р. налога, и получено им ДД.ММ.ГГГГ

Если налогоплательщик не исполнит требование в установленный срок (по общему правилу это восемь рабочих дней с даты получения требования), налоговый орган вправе подать в суд заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в порядке административного судопроизводства (п. 6 ст. 6.1, п. п. 1,3 ст. 48, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ).

По общему правилу налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования, если задолженность по нему превышает 10 000 руб. (абз. 4 п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если суммарная задолженность определяется по нескольким требованиям об уплате налога, пеней, штрафов налоговая инспекция должна подать заявление о взыскании в следующие сроки (абз. 2, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ):

В течение шести месяцев после истечения трехлетнего срока со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, если суммарная задолженность не превысила 10000 руб.

Согласно вышеуказанному законодательству по требованию от ДД.ММ.ГГГГ на 551 676.61 р. до июля 2018 г. налоговая инспекция могла обратиться в суд за взысканием налоговой задолженности, что и сделала, далее вынесены судебные приказы.

Исходя из вышеуказанного следует, что хоть формально с момента начисления налога за 2014 г., 2015 г., 2016 г. прошло более трех лет, то по НК РФ имеется возможность подать заявление в суд за взысканием задолженности, и такое заявление не подпадает под трехгодичную исковую давность, установленную ст. 196 ГК РФ, поскольку законом (НК РФ) предусмотрен особый порядок взыскания задолженности выходящий за пределы трехлетнего срока.

Далее, отмена судебных приказов 2а-3262/2019 от ДД.ММ.ГГГГ, 2а - 427/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, происходит ДД.ММ.ГГГГ, однако письмо с отмененными приказами дошло до ГНИ ДД.ММ.ГГГГ (само письмо мирового судьи судебного участка сформировано и отправлено ДД.ММ.ГГГГ Иного способа получения отмены судебного приказа кроме как из самого судебного участка не предусмотрено действующим законодательством (ст. 123.5 КАС РФ).

Иное, что эти определения получены ранее, надлежит доказывать самому ответчику, поскольку только им ставится под сомнение получение отменных судебных приказов поздним временем.

В таком случае обращение в суд в марте 2022 г., является уважительной причиной, для восстановления срока на подачу искового заявления, аналогичная практика по судам кассационной инстанции обозначена в исковом заявлении.

Касательно списания задолженности за 2014 г. по ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 436-Ф3.

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

То есть транспортный налог за 2014 г. нужно оплачивать в декабре 2015 г.

Соответственно, транспортный налог за 2014 г. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обязанности платить нет, что подразумевает отсутствие задолженности по налогу, а уже после наступления ДД.ММ.ГГГГ возникает обязанность оплатить налог, с 02.12.2015г., это считается задолженностью (недоимкой) по налогам.

Ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЭ 1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Согласно ст. 11 НК РФ, недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Недоимкой называют просроченный долг или задолженность по налогам, из чего следует, что подлежит списанию только долги до 2013 г. (включая 2012, 2011, 2010 г. и тд.), поскольку оплата налога за этот период приходится на ДД.ММ.ГГГГ, что и подлежит списанию, поскольку по ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 она образована до ДД.ММ.ГГГГ Письмо Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ

Транспортный налог за 2014 год подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами после получения налогового уведомления до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим недоимка по этому налогу за налоговый период 2014 года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не возникала.

Письмо Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно статье 363 Кодекса транспортный налог за 2014 год подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку указанный налог за 2014 год подлежал уплате после ДД.ММ.ГГГГ, то недоимка по нему за указанный период по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не возникает. Следовательно, часть 1 статьи 12 Федерального закона -ФЭ на такую недоимку не распространяется.

Отсутствует и судебная практика, свидетельствующая о том, что налоги по 2014 г. подлежат списанию по ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3

Приказ Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ Н П. 8. В реквизите "107" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой

Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.

Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой.

В 7 - 10 знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога.

При уплате налогового платежа один раз в год 4-й и 5-й знаки показателя налогового периода заполняются нулями ("0"). Если законодательством о налогах и сборах по годовому платежу предусматривается более одного срока уплаты налогового платежа и установлены конкретные даты уплаты налога (сбора) для каждого срока, то в показателе налогового периода указываются эти даты.

Образцы заполнения показателя налогового периода:

"МС.02.2013"; "КВ.01.2013"; "ПЛ.02.2013"; ТД.00.2013"; "04.09.2013".

Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов). В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.

Исходя из этого в реквизитах оплаты, (налоговый период, поле 107) необходимо указывать: ГД.00.2014, ГД.00.2015, ГД.00.2016, ГД.00.2017, ГД.00.2018, ГД.00.2019, ГД.00.2020.

Поскольку в платежных документах не указаны налоговые периоды, за которые уплатили транспортный налог, поступившие платежи были зачтены в счет уплаты задолженности за налоговые периоды 2010, 2011 годов и частично за 2014 год.

В таком случае происходит уточнение платежа, т. е. по заявлению плательщика платеж можно было бы уточнить на конкретный налоговый период, однако таких заявлений не было, при этом при наличии у налогоплательщика неодимки за ранние периоды времени, уточнение произвести невозможно, поскольку это приведет к образованию недоимки по ранним начисленным платежам.

НК РФ ст. 45 п. 7. Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.

То есть инспекция самостоятельно распределяет оплаченные с ошибочно занесенными реквизитами платежа.

У должника по транспортному налогу следующие: ОКТМО 82635440 , ОКТМО .

Налогоплательщику соответственно выставили следующие налоговые уведомления на оплату налога:

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ периоды 2014 г., 2015 г., 2016 г. на сумму 460 672.00 р. по ОКТМО 82635000 (с учетом перерасчета по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ - вычет 16 000 р., и в ходе настоящего иска произведено уменьшение налогов на сумму 22 000 р. за 2014 г., 22 000 р. за 2015 г., 22 000 р. за 2016 г..) расчет уменьшен до 378 672 р., 92 650.00 р. по ОКТМО 82635440. Общая сумма 471 322 р.

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ периоды 2015 г., 2016 г, 2017 г. на сумму 285 426 р. по ОКТМО 82635000, на сумму 133 610.00 р. по ОКТМО 82635440. На общую сумму 419 036 р.

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ период 2018 г., ОКТМО 82635000 на сумму 121 854.00 р.

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ период 2019 г. ОКТМО 82635440 на сумму 119 278.00 р.

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ период 2020 г. ОКТМО 82635440 на сумму 119 278.00 р.

Итого по начислениям налога: по ОКТМО 82635440 сумма налогов 464 816 р., по ОКТМО 82635000 на сумму 785 952 р.

Чек от ДД.ММ.ГГГГ на 143 071.34 р. ОКТМО 82635000, оплачен без уточнения налогового периода, данный платеж погасил часть долгов по транспортному налогу 68 367.53 р., за 2014 г., 49 650 р. за 2015 г., 22 800 р. за 2016 г. (исполнительный сбор 2253,34 р.) из начисленных налогов согласно налоговому уведомлению от

06.09.2017 и от ДД.ММ.ГГГГ.

Чек от ДД.ММ.ГГГГ на 119 278.00 р. ОКТМО 82635440, оплачен без уточнения налогового периода, данный платеж погасил часть долгов по транспортному налогу за 2019 г. на сумму 119 278 р. из начисленных согласно налоговому уведомлению от 03.08.2020

Чек от ДД.ММ.ГГГГ на 119 278.00 р. ОКТМО 82635440 оплачен без уточнения налогового периода, данный платеж погасил часть долгов по транспортному налогу за 2020 г. на сумму 119 278 р. из начисленных согласно налоговому уведомлению от 01.09.2021

Чек от ДД.ММ.ГГГГ на 50 000.00 р. ОКТМО 82635000 налоговый период указано ДД.ММ.ГГГГ данный платеж погасил часть долгов по транспортному налогу за 2018 г. на сумму 50 000 р. из начисленных согласно налоговому уведомлению от 04.10.2019

Платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ на 40 000 р. ОКТМО 82635000 оплачено без уточнения налогового периода, данный платеж погасил часть долгов по транспортному налогу за 2014 г. на сумму 37 702.84 р., 2 297.16 р. за 2016 г. из начисленных согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ и от 08.07.2018

С учетом вышеизложенного, просит иск удовлетворить, взыскать с С., недоимки по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 125 583,98 руб. (76 136.50 р, за 2014 г., 49 447,48 р. за 2016 г.), пеня в размере 15 195,06 руб. 2015-2017 гг. на общую сумму 140 779,04 рублей.

Административный ответчик С. на судебное заседание, не явился. Представитель И. пояснил суд, что С. уведомлен о времени, месте и дате рассмотрения дела.

И. представлены квитанции об оплате налога.

В судебном заседании представил возражения и пояснил, что административному ответчику направлялось налоговое уведомление ДД.ММ.ГГГГ (срока исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ).

При этом истец обратился с заявление о вынесении судебного приказа

ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечения срока исковой давности (п. п. 2 и 3 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ а-427/2020.

17.09.2020 года отменен судебный приказ а-427/2020.

ДД.ММ.ГГГГ. года вынесен судебный приказ а-3262/2019.

17.09.2020 года отменен судебный приказ а-3262/2019.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыска обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ - срок для обращения в суд требованию от ДД.ММ.ГГГГ с сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ и об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов истекал шести месячный срок. Истец обратился с заявлением № о вынесении судебного приказа, только 2022г. согласно штампа (отписка) на конверте, поэтому шести месячный срок для обращения взысканием задолженности по налогам в судебном порядке истцом пропущен без уважительность причин.

2020 года административный истец обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, т. е. за пределы шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения с исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Судебный приказы а-3262/2019, от ДД.ММ.ГГГГ, а-427/2020от ДД.ММ.ГГГГ вынесенные мировым судом судебного участка № отменены ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец обратился в районный суд 23.03.2022г. т.е. с пропуском шести месячного срока подачи административного искового заявления.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций

Следовательно, пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Административный истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями по истечении срока исковой давности, о применении которого заявлено административным ответчиком, а также учитывая, что представитель административного истца Межрайонной ИФНС по РД доводов относительно уважительности причины пропуска срока исковой давности не привел, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 48, абзацем 2 пункта 3 статьи 48НК РФ ч. 2 ст. 286 КАС РФ просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме Межрайонной ИФНС по РД в связи пропуском срока обращения в суд без уважительной причины.

Определением от 30.03.2021г. два дело объединены в одно производство.

Суд, изучив и исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.3 ст. 48 Налогового Кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст.57 Конституции Российской Федерации, а также ч.1 ст.3, п.1 ч.1 ст.23 НК РФ.

Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст.358 НК РФ).

Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, в адрес С. налоговым органом направлено требование об уплате транспортного налога по состоянию на 25.12.2017г., требование по состоянию на 26.02.2019

В силу п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В установленный срок административный ответчик С. требование не исполнил, что послужило основанием для обращения административного истца в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзаца 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст.289 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что по делу определением от 17.09.2020г. судебный приказ от 27.11.2020г. отменен.

Согласно почтового отслеживания в адрес истца мировым судом определение направлено в тот же срок- 17.09.2020г.

Истцом определение получено 20.09.2020г., согласно отслеживания.

В Карабудахкентский районный суд иск поступил 23.03.2022г. (дело а-656-2022), то есть спустя полтора года.

По делу а-655-2022 определение от 17.09.2020г. отменен судебный приказ от 23.01.2020г. Согласно отслеживания в адрес истца мировым судом определение направлено 17.09.2020г.

В Карабудахкентский районный суд иск поступил 23.03.2022г., то есть оба иска поступили за пределами шестимесячного срока обращения в суд.

Налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

В соответствии со ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года установленного процессуального срока. Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца.

В соответствии со ст. 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

Из анализа положений п.п.1 - 3 ст.48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п.2 ст.48 или п.1 ст.115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О).

При этом суд учитывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.

Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Истцом- налоговой инспекцией административный иск подан после истечения шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа. Определения об отмене вынесены 17.09.2020г., в районный суд административные иски поступили 23.03.2022г. (согласна штампа на исках)

В деле имеется ходатайство о восстановлении срока пропуска на подачу административного иска.

Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом не представлено. Мировым судом определения направлены в адрес истца своевременно. Имеются отслеживания.

При указанных выше обстоятельствах, принимая во внимание, что суд не нашел уважительных причин об удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления о взыскании налога, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции ФНС России по РД к С. о взыскании транспортного налога с физических лиц: пеня в размере 14886,82 руб., 2014-2017 гг. на сумму 14 886,82 рублей и взыскании транспортного налога с физических лиц: налог в размере 169 583,98 руб. (98 136,50 р. 2014 г., 71 447,48 р. за 2016 г.), пеня в размере 308,24 руб. 2014-2016 гг. на сумму 169 892.22 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в СК по административным делам Верховного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Мусаев Б.А.