№2-43/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2021 г. с.Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Казаватова А.А., при секретаре Гаджиевой З.Ю.,
с участием представителя истца - Курбанова А.Г., представителей ответчика администрации МР «Карабудахкентский район» - ФИО1, администрации МО «село Доргели» - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации МР «Карабудахкентский район», администрации МО «село Доргели» о взыскании доплаты к пенсии и пени за несвоевременную выплату,
установил:
ФИО3 обратился в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, что 10.08.2009 Карабудахкентским районным судом Республики Дагестан было вынесено решение суда, которым было отказано в удовлетворении исковых требований о признании снижение ежемесячной доплаты к пенсии незаконными и ее перерасчете. Данное решение суда было 14.10.2009 кассационным определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан отменено, удовлетворив исковые требования ФИО3 к администрации МО «Карабудахкенский район», признаны действия администрации МО «Карабудахкенский район» по снижению размера ежемесячных доплат к пенсии ФИО3 незаконными, а администрация МО «Карабудахкенский район» обязана произвести перерасчет ежемесячных доплат к пенсии ФИО3 Дело в части исковых требований о взыскании недополученных сумм ежемесячных доплат к пенсии направить на новое рассмотрение в тот же суд. В последствие решением Карабудахкенского районного суда Республики Дагестан от 25.12.2009 с администрации МО «Карабудахкенский район» было взыскано в его пользу 121492,80 руб. за период времени с 2008 г. по 2009 г. Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами установлено нарушение прав по получению доплаты к пенсии, установленной законодательством РФ и РД. Ссылаясь на вступившие в законную силу решения судов просит суд взыскать с ответчиков солидарно денежные средства в сумме 1145486, 34 руб. доплату к пенсии за период 2010 г. по 2020 г., а также пени в сумме 460876,66 руб. за этот же период.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, в прошлом судебном заседании просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ФИО3 - адвокат Курбанов А.Г. в судебном заседании исковые требования ФИО3 поддержал в полном объеме и просил его удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МР «Карабудахкентский район» - ФИО1 в суде требования истца не признал и пояснил, что администрацией МР «Карабудахкентский район» вынесено распоряжение №76-630/18 от 22.08.2018, в соответствии с которым с 01.08.2018 доплаты к пенсии необходимо было выплачивать МО «село Доргели», поскольку истец работал на территории МО «село Доргели» и по этому они должны были выплачивать доплату к пенсии. Кроме этого, он ссылается на пропуск истцом срока исковой давности и то, что он в установленном законном порядке с заявление о предоставлении ему доплаты к пенсии в администрацию МО «село Доргели» не обращался. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель администрации МО «село Доргели» ФИО2 в суде также сослался на сроки пропуска срока исковой давности и то, что истец к ним за получение доплаты к пенсии не обращался. Поэтому считает, что в удовлетворении искового заявления следует отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Распоряжением администрации МР «Карабудахкентский район» № 585 от 04.09.2007 истцу ФИО3 была установлена доплата к пенсии, поскольку он занимал должность главы администрации МО «село Доргели».
Частью 4 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», действовавшей на момент назначения истцам доплаты к пенсии, было предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 52 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 года «О местном самоуправлении в Республики Дагестан» (действующего на момент установления доплаты к пенсии) органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий учреждений, устанавливают муниципальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решения вопросов местного значения.
Согласно ст. 29 п.1 Закона Республики Дагестан от 10.02.2000 г. №5 «О муниципальной службе в Республики Дагестан», также действовавшей на момент назначения доплат к пенсии истцу, на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего Республики Дагестан, установленные законодательством. Максимальный размер пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности. Ежемесячная доплата к пенсии муниципального служащего выплачивается за счет средств местного бюджета.
Пунктом 2 ст. 19 Закона Республики Дагестан от 25.07.2003 года №23 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан «О государственной службе Республики Дагестан» предусматривалось, что ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении государственной должности Республики Дагестан от одного года до трех лет – 55%, свыше трех лет – 75% их месячного вознаграждения.
Размер установленному истцу ежемесячной доплаты к пенсии был определён муниципальным образованием в соответствии с законодательством, действовавшим на момент выхода ФИО3 на пенсию, - 75% его месячного денежного вознаграждения.
В последствие ответчик МР «Карабудахкентский район» снизил размер выплачиваемой доплаты к государственной пенсии.
Эти действия по снижению доплаты к пенсии были признаны незаконными кассационным определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14.10.2009.
Соответственно обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом не доказываются вновь при новом рассмотрении в другом гражданском деле, а принимаются судом как установленные (ст. 61 ГПК РФ).
Кроме того, в кассационном определение судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14.10.2009, указано: «Кроме того, имевшее место после назначения истцам доплат к государственной пенсии изменения в законодательстве о государственной и муниципальной службе, нормативно-правовых актов муниципального образования не может служить основанием для ухудшения их материального положения, уменьшения ранее назначенной им доплаты к государственной пенсии, на которую у них возникло право.».
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Пунктами 2 и 3 статьи 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Предусмотренных законом оснований для ограничения прав истцов федеральным законом в данном случае не имеется. Субъект РФ либо муниципальное образование такими полномочиями не наделены. Следовательно, установленная ранее ФИО3 доплата к государственной пенсии не может быть уменьшена в связи с принятием МР «Карабудахкентский район» Распоряжения».
Кроме того, ссылка ответчиков на изменение законодательства и передача полномочий по выплате доплаты к государственной пенсии МО «село Доргели», не может быть принято судом во внимание, поскольку ФИО3 уже один раз обратился за указанной доплатой к пенсии, и доплата к пенсии ему выплачивалась до 01.08.2018. Ответчик же после вынесения Распоряжения №76-630/18 от 22.08.2018 о передаче полномочий по выплате доплаты к государственной пенсии МО «село Доргели», обязан был направить указанное Распоряжение в МО «село Доргели» и приложить к нему выплатное дело ФИО3, в соответствии с которым ему указанная доплата к пенсии производилась.
При этом, Распоряжение №76-630/18 от 22.08.2018 вступило в силу и подлежит исполнению всеми органами местного самоуправления района в том, числе МО «село Доргели», но как указано в кассационном определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14.10.2009, не может служит основанием для нарушения права истца на установленную ранее доплату к государственной пенсии.
Таким образом, требования истца о взыскании доплаты к государственной пенсии за период с 01.08.2018 по настоящее время являются законными и обоснованными и подлежат к взысканию с МО «село Доргели».
Что же касается исковых требований истца о невыплаченной суммы, начиная с 2010 года по 01.08.2018 с ответчика МР «Карабудахкентский район», то ответчики заявили в суде о применении к указанным требованиям сроков исковой давности.
Также суд принимает во внимание довод представителя истца о том, что ответчики с одной стороны просят суд отказать в удовлетворении иска, а с другой стороны настаивают о применении сроков исковой давности. Суд отмечает, что сторона, в деле просящая применить срок исковой давности, априори признает исковые требования, полагая, что они законны в пределах сроков исковой давности, а именно за последние три года, хотя и высказывает свои возражения против удовлетворения искового заявления. Таким образом, судом принимается ходатайство ответчиков о применении сроков исковой давности, которое может быть принято судом, только лишь при условии его заявления в суде до удавления суда в совещательную комнату.
Согласно ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права (ст. 204 ГК РФ).
Истец обратился в суд за защитой нарушенного права в ноябре 2020 года, соответственно с этого времени суд исчисляет срок исковой давности, который составляет три года, а именно с ноября 2017 года. Из чего следует, что с ноября 2017 года по июль (включительно) доплата к государственной пенсии, будет взыскана с МР «Карабудахкентский район», с августа 2017 года по декабрь 2020 года доплата к государственной пенсии истца взыскивается с МО «село Доргели».
Согласно справке от 14.09.2020 за №81, истцу было выплачено за 2017 год – 57541,86 руб., за 2018 год – 32177,95 руб. При этом за 2019 год и 2020 год выплат не произведено. 57541,86 руб. / 12 (месяцев) = 4795,15 * 2 (месяца) = 9590,30 руб. составит выплаченная доплата к пенсии за ноябрь и декабрь 2017 года.
Согласно справке о заработной плате главы администрации МО «село Доргели» с 2017 года по 2020 год месячное денежное вознаграждение составляло в год:
за ноябрь, декабрь 2017 год – 43428,20 руб. / 100% * 75% = 32571,15 руб.,
за январь - июль 2018 года – 151998,70 руб. / 100% * 75% = 113999 руб.,
за август - декабрь 2018 года – 108570,50 руб. / 100% * 75% = 81427,87 руб.,
за 2019 год – 260569,20 руб. / 100% * 75% = 195426 руб.,
за 2020 год – 260569,20 руб. / 100% * 75% = 195426 руб.
Соответственно базовая часть пенсии составляла -
2017 год – 4805,11 руб. * 2 (месяца) = 9610,22 руб.;
с января по июль 2018 года – 4982,90 руб. * 7 = 34880,30 руб.;
с августа по декабрь 2018 года – 4982,90 руб.* 5 = 24914,50 руб.;
2019 год – 5334,19 рубля* 12 (месяцев) = 64010,28 руб.;
2020 год – 5686, 25 рублей* 12 (месяцев) = 68235 руб.
Тем самым ответчик МР «Карабудахкентский район» не доплачивал истцу:
за ноябрь, декабрь 2017 года 32571,15 руб. – 9610,22 руб. – 9590,30 руб. = 13370,63 руб.,
с января по июль 2018 года 113999 руб. – 32177,95 руб. – 34880,30 руб. = 46940,75 руб.,
с августа по декабрь 2018 года 81427,87 руб. – 24914,50 р. = 56513,37 руб.,
за 2019 год 195426,90 руб. – 64010,28 руб. = 131416,62 руб.,
за 2020 год 195426,90 руб. – 68235 руб. = 127191,90 руб.
Итого администрацией МР «Карабудахкентский район» за период с ноября 2017 года по июль 2018 года включительно не доплачено истцу 13370,63 руб. + 46940,75 руб. = 60311,38 руб.
Администрацией МО «село Доргели» за период с августа 2018 года по декабрь 2020 года включительно не доплачено истцу: 56513,37 руб. + 131416,62 руб. + 127191,90 руб. = 315121, 89 рублей.
Кроме того, истец заявил требование о взыскании пени за пользование чужими денежными средствами. Так согласно ст. 395 ГК РФ, в случае если должник не выплачивает сумму долга в установленный законом или договором срок, то с него взыскивается неустойка за указанный период в размере индекса роста потребительских цен установленных в регионе.
Так согласно имеющейся информации на сайте Росстата РФ индекс потребительских цен за период с 2017 по 2020 годы установлен следующий:
- 104,26 * 103,04:100 * 102,40 : 100 * 104,9 :100 = 115, 40 % :100 = 1,1540 раза * 13370,63 руб. = 15429,70 руб. – 13370,63 руб. = 2059,07 руб. пени за невыплаченную доплату к пенсии за 2017 год;
- 103,04 * 102,40:100 * 104,9 : 100 = 110,68 % :100 = 1,1068 раза * 46940,75 руб. = 51954,02 руб. – 46940,75 руб. = 5013,27 руб. пени за невыплаченную доплату к пенсии за январь по июль 2018 года включительно;
итого, размер пени, подлежащей взысканию на МР «Карабудахкентский район» составит 5013,27 + 2059,07 = 7072,34 руб.
- 103,04 * 102,40:100 * 104,9 :100 = 110,68 % :100 = 1, 1068 раза.* 56513,37 р. = 62548,99 руб. – 56513,37 р. рублей = 6035,62 рублей пеня за невыплаченную доплату к пенсии за август по декабрь 2018 года включительно;
- 102,40 * 104,9 : 100 = 107, 41 % :100 = 1, 0741 раза.* 131416,62 руб. = 141154,59 руб. – 131416,62 руб. = 9737,97 руб. пени за невыплаченную доплату к пенсии за 2019 год;
- 104,90:100 = 104,90% :100 = 1, 0490 раза* 127191,90 руб. = 133424,30 руб. – 127191,90 руб. = 6232,40 руб. пени за невыплаченную доплату к пенсии за 2020 год;
Итого размер пени, подлежащий взысканию с МО «село Доргели» составит 6035,62 + 9737,97 + 6232,40 = 22005,37 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
иск ФИО3 к администрации МР «Карабудахкентский район», администрации МО «село Доргели» - удовлетворить частично.
Взыскать с администрации МР «Карабудахкентский район» в пользу ФИО3 доплату к пенсии за период с 2010 г. по 2018 г. в размере 60311,38 рублей и пени за несвоевременную выплату в размере 7072,34 руб., а всего – 67383,72 (шестьдесят семь тысяч триста восемьдесят три семьдесят две копейки) руб.
Взыскать с администрации МО «село Доргели» в пользу ФИО3 доплату к пенсии за период с 2018 г. по 2020 г. в размере 315121,89 руб., пени за несвоевременную выплату в размере 22005,37 руб., а всего – 337127,26 (триста тридцать семь тысяч сто двадцать семь рублей двадцать шесть копеек) руб.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15.01.2021.
Председательствующий: А.А. Казаватов