Дело №2-1369/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2012 года Канский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Чернышовой Р.В.,
при секретаре Ярополовой Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения администрации г.Канска о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, взыскании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения
У С Т А Н О В И Л:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, взыскании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что ФИО1 является одиноко проживающим пенсионером. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в МКУ «Управление социальной защиты населения администрации г. Канска» с заявлением об оказании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, предусмотренной Долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013 годы» (далее Программа), утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № МКУ «УСЗН администрации г. Канска ФИО1 была уведомлена о том, что предоставленный ею пакет документов для оказания материальной помощи на ремонт жилья принят, решение об оказании помощи принято на заседании комиссии по предоставлению единовременной адресной помощи на ремонт жилья при поступлении финансирования. ДД.ММ.ГГГГ комиссией принято решение об отказе в предоставлении ФИО1 единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, о чем ей сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. Основанием отказа в предоставлении единой адресной материальной помощи послужило внесение изменений в Программу Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п в части включения в качестве условия предоставления единовременной адресной материальной помощи наличие дохода за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, не превышающего полуторократной величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров по соответствующей группе территорий Красноярского края. Вышеуказанные изменения, внесенные в Программу, существенно нарушают права ФИО1, поскольку на момент обращения за единовременной адресной материальной помощью указанные требования отсутствовали, и ФИО1 имела право на ее получение. Просит признать незаконным отказ МКУ «Управление социальной защиты населения администрации г. Канска» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1 единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, предусмотренной Долгосрочной целевой программой «Старшее поколение» на 2011-2013 годы; взыскать с Министерства социальной политики Красноярского края в пользу Бурмакиной единовременную адресную материальную помощь в размере 15000 рублей, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Министерства финансов Красноярского края за счет казны Красноярского края.
В судебном заседании помощник прокурора Сапинская Е.В., действующая в интересах истца ФИО4 уточнила исковые требования, просила признать незаконным отказ МКУ «Управление социальной защиты населения администрации г. Канска» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1 единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, предусмотренной Программой «Старшее поколение» на 2011-2013 годы; взыскать с МКУ «Управление социальной защиты населения администрации г. Канска» в пользу ФИО1 единовременную адресную материальную помощь на ремонт жилого помещения, предусмотренной Программой «Старшее поколение» на 2011-2013 годы, в размере 15000 рублей. От обязанностей ответчика освободить Министерства социальной политики Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края.
Представитель истца ФИО5, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.
Представитель ответчика МКУ «Управление социальной защиты населения администрации г. Канска» ФИО6 исковые требования не признала, пояснила, что ФИО1 действительно обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением об оказании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещении по долгосрочной целевой программе «Старшее поколение». Документы от ФИО1 были приняты в марте и зарегистрированы под № 349, во время действия первой редакции Постановления Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2012 годы», в которой не предусматривались ограничения по доходам. В течение 6-ти дней заявителю было дано письменное разъяснение о том, что при поступлении финансирования ее документы будут рассмотрены на комиссии, которая принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, а также ее размере в установленные органом местного самоуправления сроки и порядке. Принятие комиссией решения об отказе в предоставлении адресной материальной помощи состоялось ДД.ММ.ГГГГ, после вступления в силу изменений в Постановление, в соответствии с которым данный вид помощи оказывается уже с учетом дохода за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления. Цель Программы «Старшее поколение» за весь период действия оказать материальную помощь на ремонт жилья 6786 гражданам Красноярского края (2524 чел. – в 2011 году, 2131 чел. – в 2012 году, 2131 – в 2013 году.). С февраля по август 2011 года поступило 2297 заявлений, на момент рассмотрения данного гражданского дела в УСЗН администрации г.Канска обратилось 2362 человек. Средств краевого бюджета на финансирование Программы ежемесячно выделяется около 170000 руб., то есть на 13-15 человек в месяц. В связи с тем, что комиссия по предоставлению данной помощи ежемесячно рассматривает принятые заявления граждан в порядке присвоенных заявлениям номеров, с учетом и в пределах финансирования на месяц, очередь по рассмотрению документов ФИО1 подошла в декабре 2011 года. Министерство социальной политики Красноярского края выполняет исполнительно-распорядительные и контрольные функции относительно исполнения Программы. Действия УСЗН администрации г.Канска по отказу ФИО1 в предоставлении материальной помощи обусловлено тем, что государственный заказчик и разработчик Программы Министерство социальной политики Красноярского края, осуществляя организационные, методические и контрольные функции в ходе реализации Программы, в связи с большим количеством обращений за материальной помощью на ремонт жилья, учитывая дефицит средств краевого бюджета, дало рекомендации о том, что заявления, выносимые на рассмотрение комиссии после даты вступления изменений в Постановление, учитывающие доход заявителя, должны быть рассмотрены с учетом внесенных изменений.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Направили письменный отзыв на исковое заявление, где указывают на то, что Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия по предоставлению единовременное адресной материальной помощи переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края. Органы местного самоуправления принимают от граждан заявления и документы, необходимые для предоставления помощи, принимают решение о предоставлении помощи, производят ее выплату. Министерство социальной политики края не является получателем бюджетных средств, не принимает документы и не выносит решения о предоставлении помощи.
Представитель третьего лица Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Направили письменный отзыв на исковое заявление, в котором указывают, что оказание единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет предусмотрено долгосрочной целевой программой «Старшее поколение» на 2011-2013 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п. Средства на финансирование программы предусмотрены в форме субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края. Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по оказанию единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет. Обязательства Красноярского края по финансовому обеспечению оказания выполнены надлежащим образом. Изменяя положение Программы, правительство Красноярского края действовало в пределах своих полномочий, непосредственная причинно-следственная связь между внесением изменений в Программу и принятием УСЗН администрации г. Канска решения в отношении ФИО1 отсутствует.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, находит, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Красноярского края от 16 ноября 2010 г. N 559-п утверждена долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы. В соответствии с п. 2.3 Программы государственным заказчиком программы является Министерство социальной политики Красноярского края. Министерство социальной политики Красноярского края осуществляет организационные, методические и контрольные функции в ходе реализации программы.
Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию программы, является Министерство социальной политики Красноярского края (далее - министерство).
Финансирование мероприятий программы осуществляется из краевого бюджета и за счет средств субсидии, предоставляемой Пенсионным фондом Российской Федерации краевому бюджету на оказание адресной социальной помощи.Средства краевого бюджета на финансирование пункта мероприятий программы предусматриваются в 2011 - 2013 годах в форме субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края отдельным законом Красноярского края наделяются государственными полномочиями по оказанию единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, одиноко проживающим супружеским парам из числа пенсионеров старше 65 лет,
В соответствии с п. 2.3.1. Программы оказание единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения производится одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, одиноко проживающим супружеским парам из числа пенсионеров старше 65 лет органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края в размере не более 15000 рублей.
Согласно п.2.2 сроки реализации программы- 2011-2013 годы. Реализация программы включает этапы: 1 этап -2011 год; 2 этап – 2012 год; 3 этап – 2013 год. При этом единовременную адресную
социальную помощь на ремонт жилого помещения:
должны получить в 2011 году - не менее 2131 чел.;
в 2012 году - не менее 4262 чел. (нарастающим
итогом);
в 2013 году - не менее 6393 чел. (нарастающим
итогом);
Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013 годы внесены изменения, в соответствии с которыми единовременная адресная материальная помощь на ремонт жилого помещения оказывается пенсионерам, доход (среднедушевой доход) которых за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, не превышает полуторократной величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров по соответствующей группе территорий Красноярского края;
Учет и исчисление величины дохода (среднедушевого дохода) в целях определения права на получение единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является одиноко проживающим пенсионером, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.19), и не оспорено ответчиком. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в МКУ «УСЗН администрации г. Канска» с заявлением об оказании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, предусмотренной Долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013 годы» (л.д.17). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № МКУ «УСЗН администрации г. Канска ФИО1 была уведомлена о том, что предоставленный ею пакет документов для оказания материальной помощи на ремонт жилья принят, документы будут рассмотрены комиссией при поступлении финансирования (л.д.21). Как следует из Программы «Старшее поколение» ее целью является оказать материальную помощь на ремонт жилья за весь период действия 6786 гражданам Красноярского края (2524 чел. – в 2011 году, 2131 чел. – в 2012 году, 2131 – в 2013 году.). Как установлено в суде и никем не оспорено, средств краевого бюджета на финансирование Программы ежемесячно выделялось около 176000 руб., из которых, помощь возможно было оказать 13-15 заявителям в месяц. Согласно Закону Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» муниципальному образованию г.Канск выделено субвенций на материальную помощь в 2011 году – 1380000 руб., в 2012 году - 1380000 руб., 2013 году – 1380000 руб., следовательно, указанных денежных средств будет выдать только 92 пенсионерам (1380 тыс.руб. : 15000 руб.).
Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п внесены изменения в постановление Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013 годы: «единовременная адресная материальная помощь на ремонт жилого помещения оказывается пенсионерам, доход (среднедушевой доход) которых за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, не превышает полуторократной величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров по соответствующей группе территорий Красноярского края;
09 августа 2011 года УСЗН администрации г.Канска обратилось с письмом в адрес Министра социальной политики Красноярского края «О разъяснении по реализации ДЦП «Старшее поколение» за 2011-2013 г.г., указывая, что с февраля по ДД.ММ.ГГГГ поступило 2297 заявлений от пенсионеров г.Канск, заявитель просил разъяснить: за какой период следует рассматривать среднедушевой доход пенсионера и величину прожиточного минимума при рассмотрении заявлений на комиссии по предоставлению единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, заседание которой состоится в августа 2011 года, если заявление поступило от пенсионера и зарегистрировано в феврале 2011 года (л.д.36). На данный запрос ДД.ММ.ГГГГ получен ответ от заместителя министра края ФИО7 (л.д.37), согласно которому доход (среднедушевой доход) пенсионеров может учитываться за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения или за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу рассмотрения заявления в зависимости от порядка оказания помощи и сроков рассмотрения заявлений, установленных уполномоченными органами местного самоуправления.
В связи с тем, что комиссия по предоставлению данной помощи ежемесячно рассматривает принятые заявления граждан в порядке присвоенных заявлениям номеров, с учетом и в пределах финансирования на месяц, очередь по рассмотрению документов ФИО1 подошла в декабре 2011 года. ДД.ММ.ГГГГ комиссией принято решение об отказе в предоставлении ФИО1 единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, о чем ей сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.22). В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края за 4 квартал 2010 года установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров 4784 руб. ФИО1 отказано в предоставлении единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения в связи с тем, что ее доход за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, превышает полуторакратную величину прожиточного минимума ( 1,5 - 7176 рублей) (л.д. 22). Согласно справки МКУ УСЗН администрации г.Канска ФИО1 назначена пенсия в декабре 2010 года – 7373 руб. 95 коп., в январе 2011 года - 7373 руб. 95 коп., в феврале 2011 года - 8022 руб. 87 коп., что составляет среднедушевой доход – 7590 руб. 25 коп.
Таким образом, судом установлено, что отказ в предоставлении ФИО1 единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения был связан с тем, что ДД.ММ.ГГГГ на момент рассмотрения комиссией ответчика ее заявления действовала Программа, которая была изменена Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, и которая содержала условие, позволяющее оказать указанную помощь пенсионерам с учетом их среднедушевого дохода за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления. Суд считает, что поскольку Правительством Красноярского края введено в действие новое правовое регулирование, которое не предусматривает возможности предоставления ФИО1 мер государственной поддержки в виде выделения единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, ответчиком обоснованно отказано в предоставлении истцу данной помощи. По указанным основаниям в иске Канскому межрайонному прокурору, действующему в интересах ФИО1, необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 Муниципальному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения администрации г.Канска о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, предусмотренной долгосрочной целевой программой «Старшее поколение» на 2011-2013 годы», взыскании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, предусмотренной долгосрочной целевой программой «Старшее поколение» на 2011-2013 годы».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Чернышова Р.В.