НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Каневской районного суда (Краснодарский край) от 23.06.2016 № 2А-1316/2016

Дело № 2а-1316/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Каневская Краснодарского края 23 июня 2016г.

Каневской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Зуева Б.Н.,

при секретаре Денисенко Л.М.,

с участием административного истца Широковой Н.Л.,

представителя административного ответчика межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю (далее – Налоговая служба) поверенного Криворотова Р.А., представившего соответствующую доверенность,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Широковой Н.Л. межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю и государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Каневском районе Краснодарского края» о признании незаконными бездействия и решения организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Широкова Н.Л., предъявила иск к административным ответчикам Налоговой службе и Пенсионному фонду, указывая, что она как адвокат, состоящая в адвокатском образовании коллегия адвокатов и являющаяся плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, уплатила страховые взносы за 2014 год в установленные законом сроки и в предусмотренных законом размерах в общей сумме 20727,56 рубля, а налоговый агент коллегия адвокатов своевременно представила административному ответчику Налоговой службе реестр, содержащий сведения об ее доходах за истекший налоговый период 2014 год. Однако административный ответчик Налоговая служба вопреки требованиям закона не направила органу контроля за уплатой страховых взносов административному ответчику Пенсионному фонду сведения об этих доходах, в связи с чем административный ответчик Пенсионный фонд исчислил административному истцу страховые взносы, пени и штраф в общей сумме 133863,96 рубля как налогоплательщику, сведения о доходах которого отсутствуют в связи с непредставлением им необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, о чем направил административному истцу соответствующее требование об уплате от 17.03.2016г. № (далее - оспариваемое требование). Административный истец требует признать незаконными бездействие административного ответчика Налоговой службы по направлению административному ответчику Пенсионному фонду сведений о своих доходах за 2014 год и оспариваемое требование административного ответчика Пенсионного фонда и обязать административных ответчиков устранить допущенные ими нарушения своих прав и законных интересов.

Административный истец в судебном заседании поддержала исковые требования.

Представитель административного ответчика Налоговой службы в судебном заседании иск не признал полностью, объяснив при этом, что административный истец и его налоговый агент свои обязанности налогоплательщиков исполнили своевременно и полностью. Кроме вышеизложенного представил возражения относительно административного иска в письменной форме и объяснил, что административный ответчик Налоговая служба обязан направлять административному ответчику Пенсионному фонду сведения лишь о доходах адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. Административный истец является адвокатом коллегии адвокатов, его налоговый агент представил административному ответчику Налоговой службе сведения об его доходах, однако обязанность передавать эти сведения административному ответчику Пенсионному фонду на административного ответчика Налоговую службу законом не возложена.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что административный иск подлежит удовлетворению полностью.

Согласно ФЗ от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация (п.1 ст.20); адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет (п.1 ст.21); коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора (п.2 ст.22).

Административный истец как адвокат является членом коллегии адвокатов "Адвокатская палата Краснодарского края" (что участвующими в деле лицами не оспаривается).

Специальный ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч.1 ст.1 Закона).

Законом (ч.1 ст.5) установлены 2 категории плательщиков страховых взносов (страхователей, определяемых в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования):

1. лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Административный истец как адвокат относится ко второй категории плательщиков страховых взносов и в силу ч.1 ст.16 Закона обязан самостоятельно производить расчет сумм страховых взносов в соответствии с установленным статьей 14 Закона прогрессивным порядком исчисления размера страховых взносов в зависимости от полученного плательщиком страховых взносов дохода.

Сведения о доходах адвокатов, состоящих в коллегиях адвокатов, согласно п.2 ст.230 НК РФ представляют в налоговый орган их налоговые агенты, которыми согласно п.1 ст.226 НК РФ признаются коллегии адвокатов, членами которых эти адвокаты являются, и которые исчисляют, удерживают и уплачивают налог с доходов состоящих в этих коллегиях адвокатов.

Согласно надлежащим доказательствам административный истец, состоящая как адвокат в адвокатском образовании коллегия адвокатов, относящаяся ко второй категории плательщиков страховых взносов и в силу ч.1 ст.16 Закона обязанная самостоятельно производить расчет сумм страховых взносов в соответствии с установленным статьей 14 Закона порядком, самостоятельно правильно произвела расчет сумм страховых взносов за 2014 год в соответствии с этим порядком, в установленные Законом сроки и в предусмотренных законом размерах правильно уплатила эти взносы в общей сумме 20727,56 рубля, а ее налоговый агент коллегия адвокатов своевременно представила административному ответчику Налоговой службе сведения о доходах административного истца (что признано в судебном заседании представителем административного ответчика Налоговой службы).

Иных обязанностей административного истца и его налогового агента коллегии адвокатов по представлению каких-либо необходимых для уплаты страховых взносов сведений законодательство не предусматривает (что в судебном заседании признано и представителем административного ответчика), что само по себе прямо указывает на то, что предъявление административному истцу административным ответчиком Пенсионным фондом оспариваемого требования об уплате страховых взносов, пени и штрафа в общей сумме 133863,96 рубля является следствием недобросовестности не административного истца или его налогового агента, а административных ответчиков.

Доход адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, в силу п.1 ч.8 ст.14 Закона определяется иначе - в соответствии с установленным ст.227 НК РФ порядком - самостоятельно самими адвокатами путем подачи в налоговый орган соответствующих деклараций.

Законом (ч.9 ст.14) установлена обязанность налоговых органов направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов в установленные сроки сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 этой статьи.

В части 8 ст.14 Закона приведен перечень второй категории плательщиков страховых взносов (не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам) и раскрывается различный для них порядок учета их доходов, при этом адвокатов, не учредивших адвокатский кабинет, в этом перечне нет.

Представитель административного ответчика Налоговой службы, толкуя эти правовые нормы, полагает, что налоговые органы обязаны направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах лишь адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, и, основываясь на этом толковании, считает законным бездействие административного ответчика Налоговой службы по направлению административному ответчику Пенсионному фонду сведений о доходах административного истца, являющегося членом коллегии адвокатов.

По убеждению суда такое толкование правовых норм неверно и, кроме того, это толкование не объясняет причин, по которым административный ответчик Налоговая служба направила административному ответчику Пенсионному фонду не соответствующую действительности информацию о том, что сведения о доходах административного истца за 2014 год административному ответчику Налоговой службе не представлены.

В части 8 ст.14 Закона приведен перечень второй категории плательщиков страховых взносов в целях применения положений части 1.1 той же статьи, то есть в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для всей второй категории плательщиков страховых взносов.

Поскольку во вторую категорию плательщиков страховых взносов входят все адвокаты независимо от адвокатских образований, в которых они состоят, следовательно, налоговые органы обязаны направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности всех адвокатов независимо от адвокатских образований, в которых они состоят, а не только адвокатов, учредивших адвокатский кабинет.

В пользу приведенного судом толкования Закона свидетельствует и то обстоятельство, что иным образом органы контроля за уплатой страховых взносов получить сведения о доходах адвокатов, не учредивших адвокатский кабинет, не могут.

Приведенное представителем административного ответчика Налоговой службы толкование этих правовых норм противоречит и фактическим действиям самого административного ответчика Налоговой службы, который на запрос административного ответчика Пенсионного фонда от 12.04.2016г. о предоставлении сведений о доходах за 2014 год адвокатов Каневского района направил ответ от 13.04.2016г. о доходах от деятельности всех адвокатов независимо от адвокатских образований, в которых они состоят, а не только адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, и согласно этому ответу сведения о доходах административного истца за 2014 год административному ответчику Налоговой службе не представлены.

Суд признает необходимым отметить, что административный ответчик Пенсионный фонд запрашивал сведения о доходах адвокатов, "осуществляющих индивидуальную трудовую деятельность" на территории Каневского района согласно списку.

Законодательство об адвокатской деятельности, равно как налоговое, пенсионное и иное законодательство, не предусматривает такого адвокатского образования как "адвокат, осуществляющий индивидуальную трудовую деятельность", следовательно, как запрос административного ответчика Пенсионного фонда, так и ответ на него административного ответчика Налоговой службы, содержащий ту же юридическую формулировку, являются юридически некорректными, позволяющими произвольно толковать как запрашиваемую, так и полученную информацию.

Поскольку в запрашиваемой информации содержался поимённый список всех адвокатов Каневского района, следовательно, содержащуюся в ответе на запрос административного ответчика Налоговой службы информацию о том, что сведения о доходах административного истца ему не представлены, необходимо признать недостоверной, поскольку судом установлено (и признано представителем административного ответчика Налоговой службы), что налоговый агент коллегия адвокатов своевременно представила административному ответчику Налоговой службе сведения о доходах административного истца.

Основываясь на этой недостоверной информации административного ответчика Налоговой службы, административный ответчик Пенсионный фонд, руководствуясь п.11 ст.14 Закона, предъявил к административному истцу оспариваемое требование как к налогоплательщику, сведения о доходах которого отсутствуют в связи с непредставлением им необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода.

При таких обстоятельствах оспариваемое требование незаконно как основанное на недостоверной информации.

При этом суд признает необходимым отметить, что действия административного ответчика Пенсионного фонда на момент принятия оспариваемого требования являлись формально законными, поскольку на тот момент у него не имелось какой-либо информации о недостоверности полученных от административного ответчика Налоговой службы сведений.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения организации наделенной государственными или иными публичными полномочиями, суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При указанных обстоятельствах вследствие незаконных действий административного ответчика Налоговой службы по предоставлению административному ответчику Пенсионному фонду недостоверной информации о том, что сведения о доходах административного истца за 2014 год административному ответчику Налоговой службе не представлены, не соответствующих приведенным судом нормативным правовым актам, административным ответчиком Пенсионным фондом принято незаконное оспариваемое требование, нарушающее права и законные интересы административного истца, вследствие возложения на нее обязанности по уплате страховых взносов, пени и штрафа в большем, чем установлено Законом, размере, в связи с чем необходимо обязать административных ответчиков устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем отмены административным ответчиком Пенсионным фондом оспариваемого требования и направления административным ответчиком Налоговой службой административному ответчику Пенсионному фонду достоверных сведений о доходах административного истца за 2014 год.

На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Широковой Н.Л. межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю и государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Каневском районе Краснодарского края» о признании незаконными бездействия и решения организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, удовлетворить полностью.

Признать незаконными как не соответствующими нормативным правовым актам действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю по передаче государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Каневском районе Краснодарского края» сведений о доходах адвокатов Каневского района за 2014 год в той части, согласно которой сведения о доходах адвоката Широковой Н.Л. 2014 год в налоговый орган не представлены, и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 17.03.2016г. № в общей сумме 133863,96 рубля, направленное государственным учреждением «Управление Пенсионного фонда РФ в Каневском районе Краснодарского края» Широковой Н.Л., в целях устранения препятствий к осуществлению Широковой Н.Л. своих прав обязать государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в Каневском районе Краснодарского края» отменить требованиеоб уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 17.03.2016г. № в общей сумме 133863,96 рубля, направленное Широковой Н.Л. обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю направить государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Каневском районе Краснодарского края» достоверные сведения о доходах адвоката Широковой Н.Л. за 2014 год.

Обязать руководителей межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю и государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ в Каневском районе Краснодарского края» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об его исполнении Каневскому районному суду и Широковой Н.Л..

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 23.06.2016г.

Председательствующий