К делу № 2а- 145/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Каневская 16 марта 2020 года
Каневской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Сеиной Т.П.,
с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю по доверенности Тумкиной В.А.,
административного ответчика Угрюмова А.Ю.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю к Угрюмову А.Ю. о взыскании недоимки по страховым взносам и налогам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю обратился в суд с административным иском к административному ответчику Угрюмову А.Ю. о взыскании недоимки по страховым взносам и налогам.
В обоснование требований с учетом их уточнения указал, что должник Угрюмов А.Ю., ИНН №, состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю.
Определением мирового судьи судебного участка №150 Каневского района Краснодарского края от 01.08.2019 судебный приказ № от 26.07.2019 о взыскании с Угрюмова А.Ю. задолженности по имущественным налогам за 2017 год и по страховым взносам за 2018 год был отменен в связи с подачей должником возражения относительно исполнения судебного приказа.
Статья 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 НК РФ устанавливают, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Исходя из п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам (пени) за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ.
Тарифы страховых взносов установлены ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС)», действовавшего до 01.01.2017 (далее - Закон № 212-ФЗ). Размер страховых взносов для плательщиков, производящих выплат физическим лицам за расчетные (отчетные) периоды до 01.01.2017, установлен ст. 14 Закона № 212-ФЗ.
Порядок исчисления, сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат физическим лицам за расчетные (отчетные) периоды до 01.01.2017, установлен ст. 16 Закона № 212-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, уплачиваются до 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно пп.2 п.1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, указанными в пп. 2 п.1 ст. 419 НК РФ, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, предусмотрен ст. 430 НК РФ.
Статьей 432 НК РФ предусмотрен порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, - исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в соответствии со ст.430 НК РФ уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.
В случае неуплаты страховых взносов в установленный срок в соответствии со ст. 75 НК РФ начисляются пени в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Таким образом, Угрюмов А.Ю. должен был уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, - налог в размере 5 840 рублей, пеня в размере 207,02 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), - налог в размере 26 545 рублей, пеня в размере 1 174,66 рублей.
Исходя из п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, взыскание недоимки по страховым взносам (пени) за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ.
В связи со списанием задолженности по страховым взносам размере 1 985,90 рублей на основании ст.11 ФЗ от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» имеет место задолженность по платежу: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, - пеня в размере 348,83 рублей.
Расчет имущественных налогов физических лиц производят налоговые органы на основании сведений, поступающих из регистрирующих органов.
В соответствии со ст. ст. 388, 400 НК РФ физические лица являются плательщиками имущественных налогов - транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц.
Согласно п.1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицам, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ставки транспортного налога установлены законом Краснодарского края от 26.11.2003 № 639-КЗ «О транспортном налоге на территории Краснодарского края».
Налоговым периодом в соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ является календарный год.
В силу ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно сведениям, полученным инспекцией в электронном виде в порядке ст. 85 НК РФ от регистрирующих органов, ответчику на праве собственности принадлежит транспортное средство - легковой автомобиль ФОРД ФОКУС, 2008 года выпуска, государственный регистрационный № с 15.07.2014 по настоящее время.
Взыскателем в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ исчислен налог за 2017 год и не позднее 30 дней до наступления срока платежа почтовым отправлением направлено в адрес должника налоговое уведомление (уведомления) о необходимости уплаты налогов от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании которого произведен расчет размера денежной суммы, составляющей платеж за налоговый период, в котором должник являлся собственником имущества.
До настоящего времени должником обязанность по уплате транспортного налога, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 НК РФ, в установленные законодательством сроки не исполнена, что послужило основанием для начисления пени в порядке ст. 75 НК РФ.
Также ответчик имел в собственности в 2017 году указанное в налоговом уведомлении имущество, а именно: жилой дом по адресу: <адрес> кадастровый №, дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права - 15.11.2019, и земельный участок, адрес: <адрес>, дата регистрации права -20.07.2017, дата прекращения права - 15.11.2019.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговый период определен как календарный год (ст. 392 НК РФ)
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Взыскателем в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ исчислен налог за 2017 год и не позднее 30 дней до наступления срока платежа почтовым отправлением направлено в адрес должника налоговое уведомление (уведомления) о необходимости уплаты налогов от 15.07.2018 № на основании которого произведен расчет размера денежной суммы, составляющей платеж за налоговый период, в котором должник являлся собственником имущества.
До настоящего времени должником обязанность по уплате земельного налога, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 НК РФ в установленные законодательством сроки не исполнена, что послужило основанием для начисления пени в порядке ст. 75 НК РФ.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс: объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. Налоговая база определяется в соответствии со ст. 402 НК РФ.
В силу ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Взыскателем в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ исчислен налог за 2017 год и не позднее 30 дней до наступления срока платежа почтовым отправлением направлено в адрес должника налоговое уведомление (уведомления) о необходимости уплаты налогов от 15.07.2018 №, на основании которого произведен расчет размера денежной суммы, составляющей платеж за налоговый период, в котором должник являлся собственником имущества.
До настоящего времени должником обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 НК РФ, в установленные законодательством сроки не исполнена, что послужило основанием для начисления пени в порядке ст. 75 НК РФ.
За неуплату налогов и сборов в срок, установленный законом, в адрес налогоплательщика было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ№S01160433815, от ДД.ММ.ГГГГ№S01170346377, от 17.12.2018 №, от 24.01.2019 №. Указанное требование направлено налогоплательщику по почте заказным письмом и в силу ст. 69 НК РФ считается полученным по истечению 6 дней с даты направления. Налогоплательщиком указанное требование оставлено без исполнения, что является основание для обращения в суд в соответствии со ст. 48 НК РФ.
Таким образом, имея объекты налогообложения, административный ответчик Угрюмов А.Ю. должен был исполнить обязанность по уплате имущественных налогов за 2017 год, платежам по страховым взносам за 2018 год, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
С учетом уточнения требований просил взыскать с Угрюмова А.Ю. недоимку по налогам в общей сумме 35 325,43 рублей:
страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, - пеня в размере 348,83 рублей;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, - налог в размере 5 840 рублей, пеня в размере 207,02 рублей;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), - налог в размере 26 545 рублей, пеня в размере 1 174,66 рублей;
налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 5 рублей, пеня в размере 0,02 рубля;
транспортный налог с физических лиц: налог в размере 1 200 рублей, пеня в размере 3,90 рублей;
земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, - налог в размере 1 рубль.
Представитель административного истца в судебном заседании уточненные административные требования поддержала.
Административный ответчик в судебном заседании требования не признал, пояснил, что требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Как следует из текста административного иска и приложенных к материалам дела документам, МИФНС № 4 по Краснодарскому краю просит суд взыскать с Угрюмова А.Ю. страховые взносы и иные налоги, которые (по мнению налогового органа) ранее были взысканы с должника судебным приказом от 26.07.2019 № 2А-780/2019 (отмененным определением от 01.08.2019).
Так, из системного толкования положений статей 123.1 и 123.5 КАС РФ следует, что судебный приказ является судебным актом, вынесенным мировым судом по заявлению взыскателя о взыскании с административного ответчика обязательных платежей и/или санкций.
Согласно положениям части 1 и 2 статьи 123.7 КАС РФ судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в установленный частью 3 статьи 123.5 настоящего Кодекса срок поступят возражения относительно его исполнения. В определении об отмене судебного приказа указывается, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса.
Совокупность вышеуказанных норм права образует правовой механизм, регулирующий основания взыскания с должника налоговых сборов/санкций и порядок обращения налогового органа в суд с соответствующими требованиями, которые должны производиться в следующем порядке: в случае не оплаты должником в добровольном порядке того или иного налога/сбора административный орган обязан обратиться в мировой суд по месту регистрации должника и просить суд вынести судебный приказ о взыскании соответствующих денежных средств с налогоплательщика; в случае отмены судебного приказа мировым судьей на основании возражения должника (относительно исполнения судебного приказа) налоговый орган должен обращаться в районный суд с административным исковым заявлением, в котором просить суд взыскать те же налоги/взносы/санкции, которые были предметом взыскания приказного судопроизводства.
Таким образом, обращение в тот или иной суд (мировой суд или районный суд) по взысканию одного и того же требования должен носить однократный характер с соблюдением вышеуказанной последовательности, так как иного порядка взыскания действующим законодательством РФ не предусмотрено.
Вместе с тем, при обращении в районный суд с настоящим административным иском МИФНС № 4 по Краснодарскому краю скрыла от суда информацию о том, что ранее уже неоднократно обращалось в мировой суд с заявлениями о вынесении судебного приказа на взыскание с Угрюмова А.Ю. задолженности по страховым взносам до 01.01.2017 и с 01.01.2017 (судебный приказ от 11.07.2018 № 2а-823/2018, отменен определением от 20.07.2018; судебный приказ от 25.06.2018 № 2А-728/2018, который отменен определением от 29.06.2018; судебный приказ от 28.08.2018 № 2А-950/2018, который отменен определением от 05.09.2018; судебный приказ от 20.11.2018 № 2А-1214/2018, который отменен определением от 28.11.2018).
Согласно абз.2 ч.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, действующее законодательство указывает на пресекательный срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с административным иском о взыскании с административного ответчика налогов в доход федерального бюджета РФ.
Налоговый орган не вправе более одного раза обращаться в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с должника обязательных, целевых (будь то: налог на доходы, налог по страховым взносам, транспортный налог и т.п.) платежей и/или санкций с должника за тот или иной период, однако административный истец вышеуказанными нормами права злоупотребил, тогда как мировой суд при принятии повторных судебных приказов по тем же основаниям и требованиям надлежащий контроль за такими противоречащими закону действиями МИФНС № 4 по Краснодарскому краю не осуществил.
Вместе с тем, по его мнению, в сложившейся ситуации, установленный абз.2 ч.3 ст.48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в районный суд с настоящим административным иском должен исчисляться с момента вынесение первого (по хронологии событий) определения об отмене судебного приказа, которым взыскан налог и/или страховые взносы с Угрюмова А.Ю. в пользу МИФНС № 4 по Краснодарскому краю, т.е. с 20.07.2018 (по требованию об оплате страховых взносов за период до 01.01.2017) и с 25.06.2018 (по требованию о взыскании страховых взносов с 01.01.2017).
Как следует из информации, опубликованной в Телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Каневского районного суда Краснодарского края, настоящее административное исковое заявление поступило в суд 16.12.2019, т.е. за пределами сроков, установленных положениями ст. 48, 115 НК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 22.03.2012 № 479-O-O, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.
Согласно пункту 20 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Названные разъяснения судов вышестоящих инстанции во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами спорных правоотношений свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных МИФНС № 4 по Краснодарскому краю к Угрюмову А.Ю. в рамках административного дела № 2а-145/2020 требований на основании части 5 статьи 180 КАС РФ (В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств), т.е. в связи с истечением срока для обращения в суд с настоящими требованиями.
При этом он критически относится к высказанной представителем МИФНС № 4 по Краснодарскому краю (в судебном заседании 04.03.2020) правовой позиции относительно того, что заявленная к взысканию в рамках настоящего спора сумма задолженности по страховым взносам образовалась за 2018 год, так как материалами дела названная позиция не подтверждается, ведь имеющиеся в материалах дела требования (направленные налоговым органом в его адрес) датированы 2017 и 2018 годами, тогда как обязанность по оплате таких взносов возникает со следующего года, следующего за годом, за который испрашивается сумма задолженности (т.е. за 2017 год страховые взносы могут быть взысканы только в 2018 году, а страховые взносы за 2018 год могут быть взысканы только в 2019 году). Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, на основании которых истцом произведен расчет суммы иска, заявленной к взысканию по настоящему административному делу № 2А-145/2020, а равно как и не приложено определение об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 КАС РФ), которым с Угрюмова А.Ю. были взысканы страховые взносы за 2018 год, что само по себе препятствует возможности рассмотрения настоящего спора в порядке административного судопроизводства (так как МИФНС № 4 по КК ранее не обращалось в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание спорных сумм с Угрюмова А.Ю. в порядке приказного производства и иного материалами настоящего административного дела не подтверждается).
Просил заявленные МИФНС № 4 по Краснодарскому краю к Угрюмову А.Ю. в рамках административного дела № 2А-145/2020 требования оставить без удовлетворения.
Выслушав, лиц, участвующих в деле, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 данного кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Подпунктом 9 п.1 ст.31 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) предусмотрено, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
С 01.01.2017 функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам. НК РФ дополнен главой 34 «Страховые взносы», введенной в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрировать страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Исходя из п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам (пени) за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ.
Тарифы страховых взносов установлены ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, действовавшего до 01.01.2017 (далее – Закон №212-ФЗ).
Порядок исчисления, сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат физическим лицам за расчетные (отчетные) период до 01.01.2017, установлен ст. 16 Закона №212-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, уплачиваются до 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно п.п.2 п.1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, указанными в пп. 2 п.1 ст. 419 НК РФ, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, предусмотрен ст. 430 НК РФ.
Статьей 432 НК РФ предусмотрен порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам: исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в соответствии со ст.430 НК РФ уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.
В случае неуплаты страховых взносов в установленный срок в соответствии со ст. 75 НК РФ начисляются пени в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Положения ч.2 ст.286 КАС РФ предусматривают, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу абз.1 п.2 ст.48 НК РФ, а также положений главы 32 КАС РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
В соответствии с абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.
Статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Из выше указанных положений следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что Угрюмов А.Ю. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика и является в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиком, в том числе страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии.
Как усматривается из материалов дела, административным истцом заявлены требования о взыскании с административного ответчика, в том числе недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, - пеня в размере 348,83 рублей;
страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года,- налог в размере 5 840 рублей, пеня в размере 207,02 рублей;
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 26 545 рублей, пеня в размере 1 174,66 рублей.
Из материалов дела видно, что административным истцом в адрес административного ответчика направлялось требование №033S01170346377 от 09.01.2017 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (прочие начисления) пени в размере 2 073,52 рублей и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 (прочие начисления) пени в размере 349,54 рублей в срок до 01.04.2017.
Также из материалов дела усматривается, что административный истец направлял в адрес административного ответчика требование № от 24.01.2019 об уплате в срок до 13.02.2019 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 (прочие начисления) - пени в размере 1 174,66 рублей (срок уплаты 01.01.2019); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 (прочие начисления 2018 год) - недоимка в размере 26 545,00 рублей (срок уплаты 09.01.2019); страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральным фонд ОМС с 01.01.2017 (прочие начисления) - пени в размере 207,02 рублей (срок уплаты 01.01.2019); страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральным фонд ОМС с 01.01.2017 (прочие начисления 2018 год) - недоимка в размере 5 840,00 рублей (срок уплаты 09.01.2019).
Так как требование Угрюмовым А.Ю. в установленный срок добровольно исполнено не было, мировой судья судебного участка № 150 Каневского района Краснодарского края 26.07.2019 вынес судебный приказ о взыскании с Угрюмова А.Ю. недоимки за 2017 год на общую сумму 37 311,33 рублей, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года): пеня в размере 1 985,90 рублей;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 26 545 рублей, пеня в размере 1 174,66 рублей;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пеня в размере 348,83 рублей;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 5 840 рублей, пеня в размере 207,02 рублей.
В связи с поступившими возражениями Угрюмова А.Ю. определением мирового судьи судебного участка №150 Каневского района Краснодарского края от 01.08.2019 вышеуказанный судебный приказ был отменен.
В ходе судебного разбирательства представителем административного истца заявлено, что в связи со списанием задолженности по страховым взносам в размере 1 985,90 рублей на основании ст.11 ФЗ от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» имеет место задолженность по платежу: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, - пеня в размере 348,83 рублей.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, по заявлению административного истца судебным приказом мирового судьи судебного участка №149 Каневского района Краснодарского краю от 11.07.2018 (производство №2а-823/2018) с Угрюмова А.Ю. была взыскана задолженность по страховым взносам до 01.01.2017: налог в размере 8 673,15 рублей и пени в размере 684,08 рублей, всего 9 357,23 рублей, который был отменен в связи с поступившими возражениями должника определением мирового судьи судебного участка №149 Каневского района Краснодарского краю от 20.07.2018.
Таким образом, суд считает, что предусмотренный абз.2 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ шестимесячный срок обращения в суд в исковом производстве должен исчисляться с момента отмены судебного приказа мирового судьи судебного участка №149 Каневского района Краснодарского краю от 11.07.2018 (производство №2а-823/2018), то есть с 20.07.2018.
С настоящим административным иском административный истец обратился в суд 16.12.2019, то есть за пределами шести месяцев, установленных положениями закона.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об утрате налоговым органом возможности взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пени в размере 348,83 рублей, в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлялось.
В силу ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, суд считает, что следует отказать в удовлетворении требований административного истца о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пени в размере 348,83 рублей.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно действующему законодательству приказное производство является упрощенной формой судопроизводства в отличие от искового судопроизводства. Требования о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица зачастую носят бесспорный характер.
Таким образом, абз.2 п.3 с. 48 НК РФ устанавливает, в том числе и для повышения эффективности и ускорения судопроизводства, специальный порядок обращения в суд налогового органа (таможенного органа), согласно которому требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом (таможенным органом) в порядке приказного производства.
В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом (таможенным органом) только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.
Указанным положениям статьи 48 НК РФ корреспондируют положения КАС РФ.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.287 КАС РФ в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст.287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как следует из административного искового заявления, административный истец ссылается на то, что определением мирового судьи судебного участка №150 Каневского района Краснодарского края от 01 августа 2019 года судебный приказ №2а-780/2019 от 26.07.2019 о взыскании с Угрюмова А.Ю. задолженности по имущественным налогам за 2017 год и по страховым взносам за 2018 год отменен.
Вместе с тем, как видно из судебного приказа мирового судьи судебного участка №150 Каневского района Краснодарского края от 26 июля 2019 года (производство №2а-780/2019) административный истец обращался с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Угрюмова А.Ю. недоимки за 2017 год на общую сумму 37 311,33 рублей, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 26 545 рублей, пеня в размере 1 174 рубля 66 копеек и страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 5 840 рублей, пеня в размере 207 рублей 02 копеек, и указанным судебным приказом взыскана с Угрюмова А.Ю. недоимка, в том числе по вышеуказанным страховым взносам за 2017 год.
Кроме того, судебным приказом мирового судьи судебного участка №149 Каневского района Краснодарского краю от 28.08.2018 (производство №2а-950/2018) с Угрюмова А.Ю. была взыскана задолженность по страховым взносам с 01.01.2017: пени в размере 10 997,39 рублей, который был отменен в связи с поступившими возражениями должника определением мирового судьи судебного участка №149 Каневского района Краснодарского краю от 05.09.2018.
Также судебным приказом мирового судьи судебного участка №149 Каневского района Краснодарского краю от 20.11.2018 (производство №2а-1214/2018) с Угрюмова А.Ю. была взыскана задолженность по страховым взносам с 01.01.2017: налоги (сборы) в размере 33 860,12 рублей, пени в размере 2 566,16 рублей, всего в сумме 36 426,28 рублей, который был отменен в связи с поступившими возражениями должника определением мирового судьи судебного участка №149 Каневского района Краснодарского краю от 28.11.2018.
По заявлению административного истца мировым судьей судебного участка №149 Каневского района Краснодарского края 25.06.2018 вынесен судебный приказ (производство №2а-728/2018) о взыскании с Угрюмова М.Ю. задолженности по страховым взносам с 01.01.2017: налогов в размере 28 816,35 рублей; пени в размер 531,27 рублей, всего 29 347,62 рублей, который по заявлению должника был отменен определением мирового судьи судебного участка №149 Каневского района Краснодарского края от 29.06.2018.
В настоящем административном исковом заявлении истцом заявлены требования о взыскании страховых взносов за 2018 год.
Таким образом, сведений о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора и рассмотрении требований о взыскании с Угрюмова А.Ю. страховых взносов за 2018 год в порядке главы 11.1 КАС РФ административным истцом не представлено и материалы дела не содержат.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
При таких обстоятельствах, суд считает, что следует оставить без рассмотрения исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю к Угрюмову А.Ю. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 2018 год: налог в размере 5 840 рублей, пеня в размере 207 рублей 02 копеек; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2018 год: налог в размере 26 545 рублей, пеня в размере 1 174 рубля 66 копеек, поскольку административным истцом не представлено сведений о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора (требования истца не рассмотрены в порядке главы 11.1 КАС РФ).
В силу ч. 3 ст. 197 КАС РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
В части требований административного истца о взыскании с административного ответчика недоимки за 2017 год по налогу на имущество физических лиц и пени, транспортному налогу и пени, земельному налогу суд считает, что обращение в суд с настоящим административным иском последовало в пределах шести месяцев с даты вынесения мировым судьей судебного участка №150 Каневского района Краснодарского края определения об отмене судебного приказа по делу № 2а-780/19 от 01 августа 2019 года, выданного мировым судьей 26.07.2019, что позволяет суду сделать вывод о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с указанными требованиями.
В соответствии с п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В силу ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в п.1 ст. 3 НК РФ.
Статья 44 НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора.
Недоимкой согласно п.2 ст.11 НК РФ является сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ст. 409 НК РФ).
Судом установлено, что в налоговый период 2017 год административный ответчик являлся собственником 1/4 доли жилого дома с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, (количество месяцев владения в 2017 году- 5/12) и, следовательно, плательщиком налога на указанное имущество.
Как следует из материалов дела, административным истцом начислен административному ответчику налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год (срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ) в размере 5 рублей.
Из материалов дела следует, что административным истцом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, с расчетом, в том числе налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, которое не исполнено в полном объеме административным ответчиком.
Кроме того, в силу п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое согласно ст. 52 НК РФ не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговым органом направляет налогоплательщику.
При таких обстоятельствах сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год составляет 5 рублей.
Поскольку обязанность по уплате налогу на имущество физических лиц за спорный налоговый период административным ответчиком в установленный срок не была исполнена в полном объеме, и требование № от 17.12.2018 (срок исполнения до 10.01.2019) административным ответчиком не исполнено, административный истец вправе требовать взыскания предусмотренной законом пени.
В связи с нарушением сроков оплаты налогов налогоплательщику начислены пени в соответствии с п.1 ст. 72, ст. 75 НК РФ по налогу на имущество физических лиц в размере 0,02 рублей.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о соблюдении административным истцом обязанности по определению налоговой базы и суммы пени с применением установленных законом ставок, исходя из положений ст. 75 НК РФ, при отсутствии в материалах дела доказательств исполнения обязанности по уплате недоимки по налогам в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, в связи с чем у административного истца имелись законные основания для начисления пени по налогу на имущество физических лиц.
Расчет пени по налогу на имущество физических лиц, произведенный административным истцом, судом проверен, соответствует материалам дела, арифметически верен, сомнений в правильности не вызывает. Порядок определения сумм начисленных пеней по налогу на имущество физических лиц административным ответчиком не оспорен.
При таких обстоятельствах, суд находит требования административного истца о взыскании с административного ответчика налога на имущество физических лиц в размере 5 рублей 00 копеек и пени в размере 0,02 рублей обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом, законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст. 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя и категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, предусмотренных п.1 ст. 361 НК РФ.
На территории Краснодарского края транспортный налог исчисляется и уплачивается в соответствии с Законом Краснодарского края от 26 ноября 2003 № 639- КЗ «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» (далее - Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003 года № 639- КЗ), которым установлены налоговые ставки объектов налогообложения.
Согласно ст. 3 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года № 639-КЗ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог в порядке и сроки, установленные статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абз.3 п.1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки (ст. 362 НК РФ).
В соответствии со ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Из материалов дела следует, что Угрюмов А.Ю. имеет в собственности транспортное средство –легковой автомобиль ФОРД ФОКУС, 2008 года выпуска, государственный регистрационный знак О241НК123, с 15.07.2014 по настоящее время.
В налоговом периоде 2017 год количество месяцев владения вышеуказанным транспортным средством в году 12/12, транспортный налог - 1200 рублей.
Налогоплательщику инспекцией почтовой корреспонденцией 31.07.2018 в адрес регистрации административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от 15.07.2018 на уплату транспортного налога за 2017 год - 1200 рублей.
В предусмотренный законом срок плательщиком оплата не произведена.
В связи с нарушением сроков оплаты налогов налогоплательщику начислена пеня в соответствии с п.1 ст. 72, ст. 75 НК РФ по транспортному налогу в размере 3,90 рублей.
В соответствии со ст. 69 НК РФ инспекцией направлено налогоплательщику требование № от 17.12.2018, в которое вошла сумма транспортного налога за 2017 год - 1 200 рублей и пени - 3,90 рублей.
Поскольку обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год административным ответчиком до настоящего времени не исполнена, задолженность по транспортному налогу не погашена, административный истец вправе требовать взыскания предусмотренной законом пени.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о соблюдении административным истцом обязанности по определению налоговой базы и суммы пени с применением установленных законом ставок, исходя из положений ст. 75 НК РФ, при отсутствии в материалах дела доказательств исполнения обязанности по уплате недоимки по транспортному налогу в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, в связи с чем у административного истца имелись законные основания для начисления пени.
Расчет пени, произведенный административным истцом, судом проверен, соответствует материалам дела, арифметически верен, сомнений в правильности не вызывает.
Порядок определения сумм начисленных пеней административным ответчиком не оспорен.
При таких обстоятельствах суд находит требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 200 рублей 00 копеек, пеня в размере 3 рубля 90 копеек, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Из материалов дела следует, что в налоговом периоде 2017 год Угрюмов А.Ю. являлся собственником 1/4 доли земельного участка с кадастровым номером 23:11:0603011:62, площадью 1500 кв.м. по адресу: <адрес>, дата регистрации 20.07.2017, (количество месяцев владения в 2017 году- 5/12).
Вышеуказанный земельный участок является объектом налогообложения (п.1 ст.389 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст. 397 НК РФ земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками - организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п.4 ст. 397 НК РФ).
В силу п.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1 ст. 391 НК РФ).
В соответствии с п.4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков земельного налога - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).
Как видно из материалов дела, административным истцом начислен административному ответчику земельный налог за 2017 год (срок уплаты до 03.12.2018) в размере 1 рубль.
Из материалов дела следует, что административным истцом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № от 15.07.2018, с расчетом, в том числе земельного налога, которое административным ответчиком не исполнено.
При таких обстоятельствах, сумма недоимки по земельному налогу за 2017 год составляет 1 рубль.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Поскольку обязанность по уплате земельного налога за спорный налоговый период административным ответчиком в установленный срок не была исполнена, и требование № от 17.12.2018 (срок исполнения до 10.01.2019) административным ответчиком не исполнено, суд находит требования административного истца о взыскании с административного ответчика недоимки по земельному налогу в размере 1 рубль обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного суд считает, что следует взыскать с Угрюмова А.Ю., ИНН №, недоимки по: налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в размере 5 рублей, пени в размере 00 рублей 02 копеек; транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 1 200 рублей, пени в размере 3 рубля 90 копеек; земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, за 2017 год в размере 1 рубль, на общую сумму 1 209 рублей 92 копеек, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С учетом того, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, исходя из размера удовлетворенных требований данного административного искового заявления, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета, с учётом положений подпункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 400 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 289-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю к Угрюмову А.Ю. о взыскании недоимки по страховым взносам и налогам удовлетворить частично.
Взыскать с Угрюмова А.Ю., ИНН №, недоимки по:
налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в размере 5 рублей, пени в размере 00 рублей 02 копеек;
транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 1 200 рублей, пени в размере 3 рубля 90 копеек;
земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в размере 1 рубль, на общую сумму 1209 рублей 92 копеек, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю (получатель: УФК по Краснодарскому краю (Межрайонная ИФНС России №4 по Краснодарскому краю), расчетный счет: 40101810300000010013, ИНН: 2334018811, Банк: ЮЖНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ, БИК: 040 349 001.
В удовлетворении иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю к Угрюмову А.Ю., ИНН № о взыскании недоимки по страховым взносам:
на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, - пени в размере 348 рублей 83 копеек отказать.
Иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю к Угрюмову А.Ю. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 2018 год, - налог в размере 5 840 рублей, пеня в размере 207 рублей 02 копеек;
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2018 год, - налог в размере 26 545 рублей, пеня в размере 1 174 рубля 66 копеек оставить без рассмотрения.
Взыскать с Угрюмова А.Ю., ИНН № в бюджет муниципального образования Каневской район государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья