НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кандалакшского районного суда (Мурманская область) от 18.10.2022 № 02/2-140/2022

51RS0009-02-2022-000209-94 Дело № 02/2-140/2022

Мотивированное решение составлено 18 октября 2022 года.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2022 года пгт. Умба

Кандалакшский районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в поселке городского типа Умба Терского района Мурманской области в составе: судьи – Татарниковой Н.Ю.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» к Матвееву С.Ю. о взыскании необоснованно полученных социальных выплат,

установил:

Государственное областное казенное учреждение «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» (далее по тексту ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН») обратилось в суд с иском к Матвееву С.Ю. о взыскании необоснованно полученных социальных выплат.

Мотивировали свои требования тем, что между ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» и Матвеевым С.Ю. был заключен социальный контракт на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, конечной целью которого являлось официальное трудоустройство гражданина. В соответствии с социальным контрактом Матвееву С.Ю. была назначена адресная государственная социальная помощь в размере 19 391 рубль в первый месяц действия контракта и три месяца с даты официального трудоустройства, а также в размере 11 000 рублей ежемесячно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с программой социальной адаптации Матвеев С.Ю. обязан был представить учреждению отчетные документы, подтверждающие расходование адресной помощи в ДД.ММ.ГГГГ на частичное погашение задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Мероприятия программы социальной адаптации, запланированные на ДД.ММ.ГГГГ, Матвеевым С.Ю. не были исполнены, в связи с чем комиссией учреждения социальный контракт, заключенный с Матвеевым С.Ю., был признан неэффективным и расторгнут в одностороннем порядке. ДД.ММ.ГГГГ Матвееву С.Ю. было направлено требование о возврате необоснованно полученных сумм адресной помощи на основании социального контракта в размере 52 391 рубль в срок до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени средства, необоснованно полученные Матвеевым С.Ю., в бюджет не возвращены.

На основании изложенного просят суд взыскать с Матвеева С.Ю. необоснованно полученную адресную государственную социальную помощь на основании социального контракта за ДД.ММ.ГГГГ в размере 52 391 рубль, а также расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 1 771 рубль.

Представитель истца – ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте слушания дела извещены судом надлежащим образом. Директор ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» Аверичева М.В. направила в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, против принятия заочного решения не возражала.

Ответчик Матвеев С.Ю. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии со статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Как следует из пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту – Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Указанным законом определен порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным категориям граждан, малоимущим семьям, имеющим детей, проживающим на территории Мурманской области и нуждающимся в социальной поддержке, устанавливает Закон Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» (далее по тексту – Закон Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО).

Статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ и статьей 1 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО определено, что трудная жизненная ситуация – это обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно; социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ установлено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 5 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО получателями адресной государственной социальной помощи являются следующие категории граждан (семей), которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной Правительством Мурманской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»:

1) малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, за исключением категорий граждан (семей), указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

2) малоимущие семьи, имеющие в своем составе неработающего трудоспособного члена семьи, и малоимущие одиноко проживающие неработающие трудоспособные граждане.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО адресная государственная социальная помощь получателям, указанным в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, с их согласия предоставляется на основании социального контракта.

Статьей 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ и статьей 8 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО установлено, что адресная государственная социальная помощь назначается решением уполномоченного органа по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина по заявительному принципу.

Согласно положеням статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ и статьи 8.1 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 Федерального закона № 178-ФЗ, и в статье 5 Закона Мурманской области № 549-01-ЗМО в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. В социальном контракте должны быть установлены: предмет социального контракта; права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; виды и размер государственной социальной помощи; порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; срок действия социального контракта; порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

Согласно пункту 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ и пункту 3 статьи 8.1 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, относится, в том числе поиск работы.

Согласно пункту 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 8.1 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО адресная государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается с месяца начала реализации мероприятий программы социальной адаптации на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен уполномоченным органом в соответствии с Порядком назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта. Порядок назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта, мониторинга ее оказания, а также форма социального контракта устанавливаются Правительством Мурманской области.

Постановлением Правительства Мурманской области от 24 февраля 2021 года № 102-ПП утвержден Порядок назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее по тексту – Порядок).

Подпунктом «а» пункта 1.5 Порядка установлено, что обязательными для включения в программу социальной адаптации являются мероприятия по поиску работы.

Согласно пунктам 6.1, и 6.2 Порядка адресная помощь предоставляется в виде единовременного и (или) ежемесячного социального пособия и назначается гражданину, заключившему социальный контракт по мероприятию, указанному в подпункте «а» пункта 1.5 настоящего Порядка, зарегистрированному в органах занятости населения в качестве безработного или ищущего работу, адресная помощь в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства предоставляется в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной Правительством Мурманской области на год осуществления такой выплаты.

Подпунктами 6 и 7 пункта 6.5 Порядка установлено, что Социальный контракт прекращается в случаях невыполнение гражданином условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; непредставление гражданином информации либо предоставление гражданином недостоверной информации о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Матвеев С.Ю. обратился в ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» с заявлением о назначении адресной государственной помощи на основании социального контракта. При обращении с заявлением Матвеев С.Ю. был уведомлен о необходимости предоставления отчета о целевом использовании денежных средств, выделенных на мероприятия, указанные в Программе социальной адаптации, один раз в месяц в виде предъявления оригиналов платежных документов, а также об ответственности за невыполнение условий социального контракта (л.д. 10-11).

К заявлению Матвеевым С.Ю. была приложена анкета о семейном и материально-бытовом положении, в которой в графе «Планируемые расходы» указал: холодильник, водонагреватель, спортинвентарь, оплата коммунальных услуг, шкаф для одежды ребенка (л.д. 12-13).

Между истцом – ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН», и ответчиком – Матвеевым С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ был заключен социальный контракт в соответствии с Законом Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО и постановлением Правительства Мурманской области от 24 февраля 2021 года № 102-ПП «О порядке назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта», где мероприятием по выходу из трудной жизненной ситуации ответчиком было указано – поиск работы (л.д. 17).

Пунктом 3.2 социального контракта на ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» возложена обязанность предоставить заявителю адресную помощь в размере: 19 391 рубль на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 11 000 рублей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В случае трудоустройства заявителя в период действия социального контракта в течение 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства учреждение обязано предоставлять заявителю вместе 11 000 рублей ежемесячное пособие в размере 19 391 рубль (величина прожиточного минимума трудоспособного населения, установленная <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ квартал года, предшествующего году заключения социального контракта).

Пунктом 4.2 социального контракта на заявителя возложены обязанности, в том числе ежемесячно представлять куратору документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации, возместить учреждению неправомерно полученные денежные средства (л.д. 17об.).

Согласно пункту 6.1 социального контракта срок его действия установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 6.3 социального контракта установлено, что он может быть прекращен по основаниям, установленным пунктом 6.5 Порядка (л.д. 17об.).

Решением ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» от ДД.ММ.ГГГГ Матвееву С.Ю. была назначена адресная социальная помощь в размере, указанном в социальном контракте (л.д. 19).

Согласно информации о выплатах за период с ДД.ММ.ГГГГ на счет Матвеева С.Ю. была переведена адресная государственная социальная помощь на основании социального контракта в общей сумме 52 391 рубль (л.д. 20).

В материалах дела имеется копия программы социальной адаптации, из которой следует, что Матвеевым С.Ю. условия программы выполнены частично, не выполнена обязанность ежемесячно представлять документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации в полном объеме, один раз в месяц представлять в учреждение отчетные сведения о целевом использовании адресной помощи посредством предъявления оригиналов платежных документов, частичное погашение задолженности по жилищно-коммунальным услугам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не выполнено (л.д. 18об.).

В судебном заседании установлено, что в связи с невыполнением ответчиком Матвеевым С.Ю. условий социального контракта и мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, социальный контракт с ним был расторгнут на основании решения ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 6.5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 24 февраля 2021 года № 102-ПП (л.д. 23).

Суд учитывает, что ответчику ДД.ММ.ГГГГ истцом ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» направлялось письменное уведомление о расторжении социального контракта с предложением в срок до ДД.ММ.ГГГГ перечислить на счет учреждения необоснованно полученную сумму адресной социальной помощи в размере 52 391 рубль (л.д. 24).

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени необоснованно полученная ответчиком сумма адресной социальной помощи в размере 52 391 рубль на счет истца не возвращена.

Доказательств обратного суду не представлено, сумма полученной адресной социальной помощи ответчиком не оспорена.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком нарушены условия социального контракта, учитывая, что истец направлял ответчику письменное предложение о необходимости возврата необоснованно полученной суммы адресной социальной помощи, суд приходит к выводу о правомерности исковых требований о взыскании с ответчика необоснованно полученной адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта за период с ноября 2021 года по февраль 2022 года в размере 52 391 рубль.

Разрешая требования о возмещении судебных расходов, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 1 771 рубль, что подтверждается платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7). Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 771 рубль подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Матвеева С.Ю. в пользу <адрес> казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» необоснованно полученную адресную государственную социальную помощь на основании социального контракта за ДД.ММ.ГГГГ в размере 52 391 (пятьдесят две тысячи триста девяносто один) рубль, расходы по уплате государственной пошлины 1 771 (одна тысяча семьсот семьдесят один) рубль.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кандалакшский районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Н.Ю. Татарникова