НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кандалакшского районного суда (Мурманская область) от 09.10.2018 № 2-1211/18МОТИВИ

Дело № 2-1211/2018 мотивированное решение

изготовлено 09.10.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2018 года г. Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Шевердовой Н.А.,

при секретаре Кузнецовой Э.Ф.,

с участием:

представителей истца ФИО2 - ФИО3 к., действующей на основании доверенности, и адвоката Коломийца И.П.,

представителя ответчика Государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску

ФИО2, в лице представителя по доверенности ФИО3 к., к Государственному областному казенному учреждению «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» об обязании начислить и выплатить региональную социальную доплату к пенсии с момента назначения пенсии по потере кормильца,

заинтересованное лицо:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше, Мурманской области (межрайонное),

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, в лице представителя по доверенности ФИО3 к., обратилась в суд с иском к государственному областному казенному учреждению «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» (далее по тексту – ГОКУ «КМЦСПН», Учреждение) о возложении обязанности начислить и выплатить региональную социальную доплату к пенсии с момента ее назначения.

В обоснование исковых требований указала, что <дата> умер ее отец ФИО1, с <дата> по <дата> ей установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца, которая по состоянию на <дата> составляет <данные изъяты>. В адрес Управления Пенсионного фонда и ответчика были представлены сведения о том, что она является <данные изъяты>. Ответчиком принято решение от <дата><номер> о назначении региональной социальной доплаты к пенсии, назначена данная доплата к пенсии в размере <данные изъяты>. с <дата> по <дата>. Считает, что назначением доплаты к пенсии не со дня смерти ФИО1 или со дня назначения пенсии по случаю потери кормильца были нарушены ее права на указанную доплату к пенсии с <дата>. Просит признать незаконным решение от <дата><номер> в части даты назначения региональной социальной доплаты к пенсии с <дата>, и обязать ответчика назначить и выплатить региональную социальную доплату к пенсии по случаю потери кормильца с момента ее назначения истцу, то есть с <дата>. В судебном заседании представитель истца уточнила исковые требования, просит признать незаконным решение ответчика от <дата><номер> в части даты назначения региональной социальной доплаты к пенсии с <дата>, и обязать ответчика назначить и выплатить региональную социальную доплату к пенсии по случаю потери кормильца с первого дня месяца, следующего за его смертью и назначением пенсии по потере кормильца, - т.е. с <дата>.

ФИО2 в судебном заседании участия не принимала, о дате, времени и месте рассмотрения искового заявления уведомлена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием своих представителей.

По правилам части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

В судебном заседании представители заявителя ФИО3 к. и адвокат Коломиец И.П. поддержали заявленное ФИО2 требование по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ФИО2 - ФИО3 к., мама истца, дополнительно пояснила, что после смерти мужа ФИО1 она одна воспитывает <данные изъяты> детей, в том числе <данные изъяты> несовершеннолетних детей и <данные изъяты> ФИО2, в связи с чем их семья очень нуждается в денежных средствах. Отметила, что позднее обращение ее дочери к ответчику с заявлением о назначении региональной доплаты к пенсии вызвано тем, что ей сначала в судебном порядке пришлось признавать факт <данные изъяты>, и только после вступления решения суда в законную силу была назначена пенсия по потере кормильца. Обратила внимание, что пенсия по потере кормильца была назначена дочери с момента смерти отца – <дата>, а региональная доплата к пенсии только с <дата>, что является несправедливым и нарушает права дочери.

Представитель ФИО2 - адвокат Коломиец И.П., дополнительно указал, что ответчик был своевременно уведомлен о назначении ФИО2 пенсии по потере кормильца с <дата>, поскольку между Пенсионным фондом и ответчиком имеется соглашение о предоставление сведений, однако при принятии решения о назначении региональной доплаты к пенсии не принял во внимание, что позднее, через несколько месяцев после смерти отца, обращение за пенсией и региональной доплатой к пенсии вызвано уважительными причинами, а именно обращением в суд за установлением факта <данные изъяты>, так как истец на момент смерти отца уже достигла совершеннолетия. Полагал, учитывая цели назначения указанной доплаты, что доплата к пенсии должна была быть назначена или с даты назначения пенсии по потере кормильца, или с первого числа месяца, следующего после смерти ФИО1

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в отзыве на иск. Дополнительно пояснила, что решение о назначении истцу региональной социальной доплаты к пенсии вынесено с учетом требований действующего законодательства, согласно которому региональная доплата устанавливается с 01-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, исключения предусмотрены только для несовершеннолетних и детей-инвалидов, которым указанная доплата назначается со дня назначения пенсии по потере кормильца.

Представители Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное), участия в судебном заседании не принимали, представили заявление, в котором указали, что при наличии оснований не возражают против назначения и выплаты региональной доплаты пенсии с момента ее назначения истцу, просили рассмотреть заявление в свое отсутствие.

Заслушав представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь осуществляется, в том числе, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты).

В силу статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации (часть 1).

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации (часть 5).

Согласно части 11 статьи 12.1 установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации.

Порядок назначения социальной доплаты к пенсии в Мурманском регионе определен Законом Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» (далее – Закон Мурманской области).

По правилам статьи 10.2 Закона Мурманской области региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом по месту его жительства или по месту его пребывания на период получения пенсии, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 10.1 настоящего Закона, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с Законом Мурманской области «О прожиточном минимуме пенсионера в Мурманской области в целях установления социальной доплаты к пенсии».

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной Законом Мурманской области "О прожиточном минимуме пенсионера в Мурманской области в целях установления социальной доплаты к пенсии» (часть 1). Региональная социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на ее установление при обращении пенсионера за ее установлением по 31 декабря 2010 года включительно. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в пункте 3 статьи 10.1 настоящего Закона, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера предоставление документов не требуется. Порядок представления заявления и иных документов пенсионером, перечень документов, также необходимых для назначения региональной социальной доплаты к пенсии и запрашиваемых уполномоченным органом в иных органах и организациях, утверждаются Правительством Мурманской области. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается на срок, на который установлена соответствующая пенсия (часть 2)

Региональная социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая (трудовая) пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" (Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливается в соответствии с настоящей статьей в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но не ранее чем с 1 января 2010 года (часть 3).

Постановлением Правительства Мурманской области от 27 ноября 2009 года № 553-ПП утверждены Правила обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты (далее - Правила).

Правила определяют порядок представления гражданами (пенсионерами) заявления и иных документов, необходимых для назначения региональной социальной доплаты к пенсии (далее - региональная доплата), рассмотрения этих заявлений государственными областными учреждениями, уполномоченными на предоставление мер социальной поддержки (далее - учреждения социальной поддержки населения), порядок установления, начисления, пересмотра размера и осуществления выплаты региональной доплаты в соответствии с главой 2.1 Закона Мурманской области от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области».

На основании пунктов 2.1, 2.5, 2.8 Правил пенсионеры, проживающие на территории Мурманской области, обращаются за установлением региональной доплаты в учреждение социальной поддержки населения по месту жительства, по месту пребывания либо по месту фактического проживания. Пенсионеры обращаются за установлением региональной доплаты в учреждение социальной поддержки населения непосредственно либо через законного представителя, а также по почте путем подачи заявления об установлении региональной доплаты с приложением документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящих Правил (при первичном обращении). Учреждение социальной поддержки населения рассматривает представленные документы и принимает решение об установлении региональной доплаты не позднее чем через 10 рабочих дней после обращения со всеми необходимыми документами и получения извещения от территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о размерах денежных выплат, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1.5 настоящих Правил.

В силу пункта 2.10. Правил, региональная доплата устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на ее установление при обращении пенсионера за ее установлением по 31 декабря 2010 года включительно.

Региональная доплата детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ, устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но не ранее чем с 1 января 2010 года.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 родилась <дата> в <адрес>, ее родителями являются: отец – ФИО1, мать – ФИО3 к..

Согласно свидетельству о смерти I-ДП <номер> от <дата>ФИО1 умер <дата>, о чём Отделом ЗАГС администрации муниципального образования Кандалакшский район <дата> составлена запись акта о смерти <номер>.

Решением УПФР в г Кандалакше Мурманской области (межрайонное) от <дата><номер> ФИО2 установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 10 Закона № 400-ФЗ с <дата> по <дата>. Установленный размер пенсии по случаю потери кормильца на <дата> составляет <данные изъяты>.

Как пояснила в судебном заседании представитель истца, позднее обращение за назначением пенсии по потере кормильца было вызвано необходимостью установления в судебном порядке факта <данные изъяты>

<дата> ФИО3 к., действующая по доверенности в интересах ФИО2, обратилась в ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» с заявлением на предоставление государственных услуг, а именно с заявлением о предоставлении ФИО2 социальной поддержки в виде региональной социальной доплаты к пенсии.

Решением ГОКУ «КМЦСПН» от <дата><номер> в соответствии с Законом Мурманской области от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» ФИО2 назначена региональная социальная доплата к пенсии в размере <данные изъяты>. с <дата> по <дата>.

В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 на основании обращения ее представителя к ответчику от <дата>, решением от <дата> назначена региональная социальная доплата к пенсии с <дата>, т.е. с 1-ого числа месяца, следующего за месяцем обращения.

Анализируя установленные по делу юридически значимые обстоятельства, доказательства, исследованные в судебном заседании, по отдельности и в совокупности, применяя указанные нормы права, суд приходит к выводу, что решение о назначении ФИО2 региональной социальной доплаты к пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением, принято ответчиком в рамках своих полномочий и в точном соответствии с требованиями части 2 статьи 10.2 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» и абзаца 1 пункта 2.10 Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденными постановлением Правительства Мурманской области от 27.11.2009 № 553-ПП, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика назначить и выплатить региональную социальную доплату к пенсии с даты назначения пенсии по смерти кормильца или с 1-ого числа месяца, следующего за смертью кормильца, отсутствуют.

При этом суд учитывает, что ФИО2 <дата> назначена пенсия по случаю потери кормильца в связи со смертью <дата> отца ФИО1 в соответствии со статьей 10 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при этом ФИО2 достигла совершеннолетия <дата> и не является ребенком-инвалидом, что исключает возможность применения к ней положений части 3 статьи 10.2 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» и абзаца 2 пункта 2.10 Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденными постановлением Правительства Мурманской области от 27.11.2009 № 553-ПП, о назначении региональной социальной доплаты к пенсии с даты назначения пенсии по потере кормильца.

Иных оснований для назначения региональной социальной доплаты к пенсии с даты назначения пенсии по случаю потери кормильца, а не с даты обращения за доплатой, законодательством не предусмотрено, в связи с чем не имеют значение причины, по которым гражданин, имеющий право на назначение социальной доплаты, несвоевременно обратился в учреждение за ее получением, на уважительность которых ссылался представитель истца адвокат Коломиец И.П.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО2, в лице представителя по доверенности ФИО3 к., в удовлетворении исковых требований к Государственному областному казенному учреждению «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения о признании незаконным решения от <дата><номер> в части даты назначенной региональной социальной доплаты к пенсии с <дата> и обязании назначения и выплатить региональную социальную доплату к пенсии по потери кормильца с <дата>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Н.А. Шевердова