НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кандалакшского районного суда (Мурманская область) от 04.10.2021 № 12-265/2021

Дело № 12-265/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

город Кандалакша

04 октября 2021 года

Судья Кандалакшского районного суда Мурманской области Маляр А.А., рассмотрев жалобу управляющего <данные изъяты> ФИО8 на постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Мурманской области от 13 апреля 2021 года <номер> по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Мурманской области от 13 апреля 2021 года <номер> по делу об административном правонарушении должностное лицо – управляющий <данные изъяты> (далее – <данные изъяты> Общество) ФИО8 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

В жалобе, поступившей в Кандалакшский районный суд Мурманской области, ФИО8 просит постановление по делу об административном правонарушении изменить, назначив административное наказание в виде предупреждения.

В дополнениях к жалобе ФИО8 просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, дело вернуть на новое рассмотрение либо прекратить производство по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения.

В обоснование указывает, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением норм процессуального права.

Обращает внимание, что по результатам проверки в отношении него составлено 24 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Полагает, что раздельное рассмотрение дел об административных правонарушениях с вынесением постановлений по каждому факту выплаты заработной платы, свидетельствует о создании искусственной множественности, что является недопустимым.

Указывает, что при назначении административного наказания в полном объеме не учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а также неполно определены критерии оценки административного правонарушения как малозначительного.

Приводит доводы о том, что факт выплаты заработной платы работнику – нерезиденту путем выдачи из кассы организации наличных денежных средств им не оспаривается, вину в совершении административного правонарушения он признает и раскаивается.

Ссылается на то, что ИФНС знала и контролировала выплату и налоги с заработной платы работников-нерезидентов, поскольку работодатель сдавал отчетность в налоговый орган, исчислял и оплачивал с заработной платы работникам-нерезидентам налоги, в связи с чем заявление налоговой инспекции об ущербе Российской Федерации не основано на фактических обстоятельствах дела.

Полагает, что имеются основания для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для замены административного штрафа на предупреждение.

Обращает внимание на то, что ссылка административного органа о привлечении его к административной ответственности за аналогичное правонарушение по постановлению от 09 декабря 2019 года <номер>, не соответствует нормам закона.

Указывает, что размер вреда и тяжесть наступивших последствий для валютной системы Российской Федерации в результате такой выплаты не может объективно угрожать устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности валютного рынка, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения.

Приводит доводы о том, что расчет наличными рублями по выплате заработной платы нерезидентам не относится к валютным операциям, в связи с чем положения части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ не применимы при вынесении оспариваемого постановления.

Полагает, что если налоговый орган настаивает на том, что расчет наличными рублями по выплате заработной платы нерезидентам относится к валютным операциям, то согласно статье 6 и части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений.

В письменном отзыве представитель административного органа ФИО9 полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит указанное постановление оставить без изменения (том <данные изъяты>).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО8, защитник Журавель Т.Г. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья районного суда, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав возражения представителя административного органа ФИО10, проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, представленные возражения, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 14 ноября 2017 года № 325-ФЗ) осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) установлены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определены права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В соответствии с подпунктами «а-е» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»; находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта; дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации; Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

В силу подпункта «а» пункта 7 части 1 статьи 1 указанного Закона в числе прочих лиц нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части.

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации.

Под валютной операцией понимается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Этой же нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, не относится, валютным законодательством Российской Федерации это не предусмотрено; в перечень исключений такая выплата не входит.

Таким образом, резидент обязан производить выплаты физическому лицу - нерезиденту исключительно в безналичной форме, указанные валютные операции должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках, то есть выдача юридическим лицом - резидентом иностранному работнику - нерезиденту заработной платы не через банковский счет в уполномоченном банке образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что 08 апреля 2019 года <данные изъяты> в лице руководителя ФИО8 и ФИО1 (работник) заключили трудовой договор, согласно которому работник принимается на работу в должности подсобного рабочего, работнику выплачивается должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей в месяц, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) <данные изъяты> в месяц, районный коэффициент к заработной плате <данные изъяты> в месяц, а также иные вознаграждения и выплаты. Выплата заработной платы производится не реже двух раз в месяц в следующие дни - 30-го и 15-го. Трудовой договор заключен на определенный срок – с 08 апреля 2019 года на срок действия патента. ФИО1 является гражданином <данные изъяты> (том <данные изъяты>).

Кроме того, 20 декабря 2018 года <данные изъяты> в лице руководителя ФИО8 и ФИО2 (работник) заключили трудовой договор, согласно которому работник принимается на работу в должности подсобного рабочего, работнику выплачивается должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей в месяц, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) <данные изъяты> в месяц, районный коэффициент к заработной плате <данные изъяты> в месяц, а также иные вознаграждения и выплаты. Выплата заработной платы производится не реже двух раз в месяц в следующие дни - 30-го и 15-го. Трудовой договор заключен на определенный срок – с 20 декабря 2018 года по 26 июня 2019 года. Дополнительным соглашением от 25 июня 2019 года трудовой договор от 20 декабря 2018 года продлен до 26 октября 2019 года. Впоследствии, 18 декабря 2019 года <данные изъяты> в лице руководителя ФИО8 и ФИО2 (работник) заключили трудовой договор, согласно которому работник принимается на работу в должности подсобного рабочего, работнику выплачивается должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей в месяц, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) <данные изъяты> в месяц, районный коэффициент к заработной плате <данные изъяты> в месяц, а также иные вознаграждения и выплаты. Выплата заработной платы производится не реже двух раз в месяц в следующие дни - 30-го и 15-го. Трудовой договор заключен на определенный срок – с 18 декабря 2019 года по 05 июня 2020 года. ФИО2 является гражданином <данные изъяты> (том <данные изъяты>).

Кроме того, 03 декабря 2018 года <данные изъяты> в лице ФИО8 и ФИО3 (работник) заключили трудовой договор, согласно которому работник принимается на работу в должности подсобного рабочего, работнику выплачивается должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей в месяц, районный коэффициент к заработной плате <данные изъяты> в месяц, а также иные вознаграждения и выплаты. Выплата заработной платы производится не реже двух раз в месяц в следующие дни - 30-го и 15-го. Трудовой договор заключен на определенный срок – с 03 декабря 2018 года по 30 мая 2019 года. Дополнительным соглашением от 27 мая 2019 года трудовой договор от 03 декабря 2018 года продлен до 23 ноября 2019 года. Впоследствии, 09 декабря 2019 года <данные изъяты> в лице руководителя ФИО8 и ФИО3 заключили трудовой договор, согласно которому работник принимается на работу в должности подсобного рабочего, работнику выплачивается должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей в месяц, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) <данные изъяты> в месяц, районный коэффициент к заработной плате <данные изъяты> в месяц, а также иные вознаграждения и выплаты. Выплата заработной платы производится не реже двух раз в месяц в следующие дни - 30-го и 15-го. Трудовой договор заключен на определенный срок – с 09 декабря 2019 года по 24 июня 2020 года. <данные изъяты> является гражданином <данные изъяты> (том <данные изъяты>).

Кроме того, 09 августа 2018 года <данные изъяты> в лице руководителя ФИО8 и ФИО4 (работник) заключили трудовой договор, согласно которому работник принимается на работу в должности подсобного рабочего, работнику выплачивается должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей в месяц, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) <данные изъяты> в месяц, районный коэффициент к заработной плате <данные изъяты> в месяц, а также иные вознаграждения и выплаты. Выплата заработной платы производится не реже двух раз в месяц в следующие дни - 30-го и 15-го. Трудовой договор заключен на определенный срок – с 09 августа 2018 года по 04 августа 2019 года. ФИО4 является гражданином <данные изъяты> (том <данные изъяты>).

Кроме того, 04 июня 2018 года <данные изъяты> в лице руководителя ФИО8 и ФИО5 (работник) заключили трудовой договор, согласно которому работник принимается на работу в должности подсобного рабочего, работнику выплачивается должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей в месяц, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) <данные изъяты> в месяц, районный коэффициент к заработной плате <данные изъяты> в месяц, а также иные вознаграждения и выплаты. Выплата заработной платы производится не реже двух раз в месяц в следующие дни - 30-го и 15-го. Трудовой договор заключен на определенный срок – с 04 июня по 02 декабря 2018 года. Дополнительным соглашением от 30 ноября 2018 года трудовой договор от 04 июня 2018 года продлен до 22 мая 2019 года. Впоследствии, 27 мая 2019 года <данные изъяты> в лице руководителя ФИО8 и ФИО5 (работник) заключили трудовой договор, согласно которому работник принимается на работу в должности подсобного рабочего, работнику выплачивается должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей в месяц, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) <данные изъяты> в месяц, районный коэффициент к заработной плате <данные изъяты> в месяц, а также иные вознаграждения и выплаты. Выплата заработной платы производится не реже двух раз в месяц в следующие дни - 30-го и 15-го. Трудовой договор заключен на определенный срок – с 27 мая по 23 ноября 2019 года. ФИО5 является гражданином <данные изъяты> (том <данные изъяты>).

Кроме того, 06 декабря 2018 года <данные изъяты> в лице руководителя ФИО8 и ФИО6 (работник) заключили трудовой договор, согласно которому работник принимается на работу в должности подсобного рабочего, работнику выплачивается должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей в месяц, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) <данные изъяты> в месяц, районный коэффициент к заработной плате <данные изъяты> в месяц, а также иные вознаграждения и выплаты. Выплата заработной платы производится не реже двух раз в месяц в следующие дни - 30-го и 15-го. Трудовой договор заключен на определенный срок – с 06 декабря 2018 года по 30 мая 2019 года. ФИО6 является гражданином <данные изъяты> (том <данные изъяты>).

Кроме того, 26 марта 2019 года <данные изъяты> в лице руководителя ФИО8 и ФИО7 (работник) заключили трудовой договор, согласно которому работник принимается на работу в должности подсобного рабочего, работнику выплачивается должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей в месяц, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) <данные изъяты> в месяц, районный коэффициент к заработной плате <данные изъяты> в месяц, а также иные вознаграждения и выплаты. Выплата заработной платы производится не реже двух раз в месяц в следующие дни - 30-го и 15-го. Трудовой договор заключен на определенный срок – с 26 марта 2019 года на срок действия оплаченного патента. Дополнительным соглашением от 13 сентября 2019 года трудовой договор от 26 марта 2019 года продлен до 16 марта 2020 года. ФИО7 является гражданином <данные изъяты> (том <данные изъяты>).

Согласно сведениям, представленным начальником отделения по вопросам миграции МО МВД России «Кандалакшский» в письме от 24 февраля 2021 года <номер>ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 вид на жительство в Российской Федерации не оформляли, гражданство Российской Федерации не приобретали (том <данные изъяты>).

30 апреля 2019 года работодателем ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 выплачены денежные средства в общей сумме <данные изъяты> рублей по <данные изъяты> рублей каждому из работников соответственно за расчетный период с 01 по 30 апреля 2019 года (платежная ведомость от 30 апреля 2019 года <номер>) (том <данные изъяты>).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 23 сентября 2021 года <номер><данные изъяты> является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке, и ему присвоен государственный регистрационный номер. Таким образом, <данные изъяты> для целей Федерального закона № 173-ФЗ является резидентом. Управляющим Общества является ФИО8, о чем в реестр внесена соответствующая запись (том <данные изъяты>).

Таким образом, <данные изъяты> в лице управляющего Общества ФИО8 произвело выплату заработной платы работникам-нерезидентам ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 наличными денежными средствами в рублях, что не предусмотрено валютным законодательством и не входит в разрешенный перечень операций на перечисление денежных средств без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотренный частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

При таких обстоятельствах, Обществом не соблюдены требования статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ в части выплаты юридическим лицом - резидентом заработной платы физическим лицам - нерезидентам в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках на общую сумму <данные изъяты> рублей, в связи с чем управляющий <данные изъяты> ФИО8 обоснованно и законно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 31 марта 2021 года <номер> (том <данные изъяты>), актом проверки соблюдения валютного законодательства от 10 марта 2021 года <номер> (том <данные изъяты>), письмом начальника отделения по вопросам миграции МО МВД России «Кандалакшский» от 24 февраля 2021 года <номер> (том <данные изъяты>), трудовым договором от 08 апреля 2019 года (том <данные изъяты>), копиями патентов ФИО1 (том <данные изъяты>), трудовым договором от 20 декабря 2018 года, дополнительным соглашением к нему от 25 июня 2019 года (том <данные изъяты>), трудовым договором от 18 декабря 2019 года (том <данные изъяты>), копиями патентов ФИО2 (том <данные изъяты>), трудовым договором от 03 декабря 2018 года, дополнительным соглашением к нему от 27 мая 2019 года (том <данные изъяты>), трудовым договором от 09 декабря 2019 года (том <данные изъяты>), копиями патентов ФИО3 (том <данные изъяты>), трудовым договором от 09 августа 2018 года (том <данные изъяты>), копией патента ФИО4 (том <данные изъяты>), трудовым договором от 04 июня 2018 года, дополнительным соглашением к нему от 30 ноября 2018 года (том <данные изъяты>), трудовым договором от 27 мая 2019 года (том <данные изъяты>), копией патента ФИО5 (том <данные изъяты>), трудовым договором от 06 декабря 2018 года (том <данные изъяты>), копией патента ФИО6 (том <данные изъяты>), трудовым договором от 26 марта 2019 года, дополнительным соглашением к нему от 13 сентября 2019 года (том <данные изъяты>), копиями патентов ФИО7 (том <данные изъяты>), платежной ведомостью от 30 апреля 2019 года <номер> (том <данные изъяты>), справками о доходах и суммах налогов физических лиц за 2019 год от 06 февраля 2020 года <номер> (том <данные изъяты>) и другими материалами дела.

Вышеперечисленные доказательства в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются допустимыми. Каких-либо существенных нарушений требований закона, влекущих признания их недопустимыми, судьей не установлено.

Совокупность установленных административным органом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, управляющий <данные изъяты> ФИО8, не принявший все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению валютного законодательства, обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства о валютном регулировании. Вывод должностного лица административного органа о совершении ФИО8 указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Вопреки доводам автора жалобы, произведенные Обществом расчеты по заработной плате, выразившиеся в выдаче (отчуждении) физическим лицам – нерезидентам валюты Российской Федерации в наличной денежной форме в размере <данные изъяты> рублей согласно требованиям подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ являлись валютной операцией между резидентом и нерезидентом.

Статьей 6 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного закона.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен также частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ. Передача резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации в перечень исключений не включена.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения, выразившееся в нарушении ФИО8 требований части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, должным образом описано.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено управляющему <данные изъяты> ФИО8 в минимальном размере административного штрафа, установленного для должностных лиц санкцией части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, данных о личности виновного.

Вопреки доводам заявителя, назначенное административное наказание полностью соответствует требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях. Основания полагать о несправедливости назначенного управляющему <данные изъяты> ФИО8 административного наказания вследствие его чрезмерной суровости отсутствуют.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

В данном случае, административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба, ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, в не зависимости от наступления вредных последствий либо причинения вреда.

Совершенное ФИО8 административное правонарушение посягает на отношения, объектом которых является осуществление валютных операций в Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом № 173-ФЗ, целью которого является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного ФИО8 административного правонарушения, его общественную значимость, оснований полагать совершенное правонарушение в области валютного законодательства малозначительным не имеется.

Судья так же не находит оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного административного штрафа на предупреждение, поскольку в данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении управляющего <данные изъяты> ФИО8 к исполнению своих обязанностей, возложенных на него законодательством, несмотря на то, что Общество является малым предприятием и состоит в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (Том <данные изъяты>).

Оснований для применения положений части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку минимальный штраф, предусмотренный санкцией части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 20000 рублей, а в силу положений указанной статьи судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.

Оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

В силу части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Как следует из материалов дела, управляющим <данные изъяты> ФИО8 допущены выплаты заработной платы наличными денежными средствами в разное время, то есть совершено несколько самостоятельных (несмотря на схожесть) правонарушений, в связи с чем должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности за каждое административное правонарушение.

Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.

Между тем, вынесенное должностным лицом административного органа постановление по делу об административном правонарушении подлежит изменению по следующим основаниям.

В описательно-мотивировочной части оспариваемого постановления должностным лицом административного органа сделан вывод о том, что ФИО8 не может быть признан впервые совершившим административное правонарушение, поскольку 09 декабря 2019 года постановлениями заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Мурманской области <номер> привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из представленных материалов дела, на дату совершения инкриминируемого административного правонарушения – 30 апреля 2019 года ФИО8 не считался привлеченным к административной ответственности, поскольку постановления от 09 декабря 2019 года о назначении административных наказаний должностным лицом административного органа вынесены не были.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Поскольку данное обстоятельство на правильность вывода должностного лица административного органа о доказанности вины управляющего <данные изъяты> ФИО8 в совершении указанного выше административного правонарушения не влияет и является устранимым, прихожу к выводу об изменении постановления в части исключения ошибочно указанных сведений о привлечение ФИО8 к административной ответственности постановлениями заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Мурманской области от 09 декабря 2019 года <номер>.

Несогласие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с состоявшимся по делу постановлением, не является основанием к отмене постановления должностного лица административного органа, постановленного с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого акта.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по данному делу допущено не было.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Вместе с тем, при рассмотрении дела установлено, что в описательно-мотивировочной части оспариваемого постановления на листе <данные изъяты> в <данные изъяты> абзаце допущены технические описки, а именно неверно указаны дата и номер акта проверки соблюдения валютного законодательства, вместо акта проверки соблюдения валютного законодательства от 10 марта 2021 года <номер> указан акт от 09 марта 2021 года <номер>.

Допущенные в постановлении по делу об административном правонарушении описки основанием для отмены или изменения постановления не являются, поскольку по существу вынесенное должностным лицом административного органа постановление не изменяют и могут быть исправлены в порядке статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Мурманской области от 13 апреля 2021 года <номер> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО8 изменить, исключив из описательно-мотивировочной части указанного постановления ссылку на привлечение ФИО8 к административной ответственности постановлениями заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Мурманской области от 09 декабря 2019 года <номер>.

В остальной части постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Мурманской области от 13 апреля 2021 года <номер> оставить без изменения, жалобу ФИО8 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.А. Маляр