НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Канашского районного суда (Чувашская Республика) от 31.12.9999 № 2А-1474/20

Административное дело № 2а-1474/2020

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Григорьевой О.Н.

при секретаре судебного заседания Варламовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседанииадминистративное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Игнатьеву Б.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и земельному налогу,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее - МИФНС России по <адрес>) обратилась в суд к Игнатьеву Б.В. с административным иском о взыскании задолженности по страховым взносам и земельному налогу, пеней. Требования мотивированы тем, что административный ответчик Игнатьев Б.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пп.2 п.1 ст.419 НК РФ он являлся плательщиком страховых взносов. В силу п.5 ст.432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя. В связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Игнатьеву Б.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в размере <данные изъяты> и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере <данные изъяты>. По причине несвоевременной уплаты взносов в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени в размере <данные изъяты> - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; пени в размере <данные изъяты> - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме этого, Игнатьев Б.В., имея в собственности недвижимое имущество в виде земельного участка по адресу: <адрес>, является плательщиком земельного налога. Налоговым органом исчислен налог: за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> рублей, ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> рублей и выписано уведомление на уплату земельного налога с расчетом в сумме <данные изъяты> рубль по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ В связи с неуплатой земельного налога на сумму недоимки начислены пени в размере <данные изъяты> копеек. Налоговым органом выставлены требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Однако до настоящего времени в добровольном порядке задолженность в полном объеме в бюджет не перечислена. Судебный приказ мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Игнатьева Б.В. задолженности по налогам и взносам отменен по заявлению должника. Просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам и земельному налогу.

Административный истец - представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> Изюмова Л.А., действующая на основании доверенности, административный иск поддержала по изложенным в нем доводам.

Административный ответчик Игнатьев Б.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки или ходатайства об отложении судебного заседания не представил.

В соответствии со ст.150 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.

Выслушав пояснения явившихся участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.3 ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Положения ст.45 НК РФ возлагают на налогоплательщика обязанность самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно учетных данных налогового органа (л.д.) Игнатьев Б.В. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу п.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Решением собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлены налоговые ставки в следующих размерах:

- 0,3 процентов от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

Таким образом, подлежащая уплате Игнатьевым Б.В. сумма земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы составила по <данные изъяты> рублей за каждый год.

Во исполнение требований налогового законодательства налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ по уплате земельного налога в сумме <данные изъяты> рубль со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.). Возражений по перечню имущества и размеру налога от налогоплательщика не поступило.

Между тем в установленный срок земельный налог административным ответчиком не уплачен.

В соответствии ч.2 и ч.3 ст.75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Расчет пени за неуплату в установленный законом срок земельного налога в размере <данные изъяты> судом проверен и признан правомерными, контррасчета административным ответчиком не представлено.

При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу налоговые органы в соответствии с п.2 ст.52 НК РФ обязаны направить ему требование об уплате налога.

Поскольку обязанность по уплате земельного налога налогоплательщиком Игнатьевым Б.В. в установленный законом срок не исполнена, налоговым органом в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.), которое административным ответчиком не исполнено.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Игнатьев Б.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование, в том числе вопросы взыскания недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, переданы налоговым органам в связи с упразднением этих функций у Пенсионного фонда Российской Федерации с указанной даты.

В силу п.2 ч.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) признаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно ч.1 ст.232 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп.2 ч.1 ст.419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п.2 ст.432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ст.432 Кодекса.

Положениями подп.1 п.1 ст.430 Кодекса установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода:

в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае если величина дохода индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 рублей, то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного размера страховых взносов (29 354 рубля за 2019 год и 32 448 рублей за 2020 год), доплачивает на обязательное пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, но до определенной предельной величины - не более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного за конкретный расчетный период.

Согласно подп.2 п.1 ст.430 НК РФ страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются индивидуальными предпринимателями в установленном на соответствующий год фиксированном размере (<данные изъяты> рубля за ДД.ММ.ГГГГ год и <данные изъяты> рублей за ДД.ММ.ГГГГ год).

В силу п.5 ст.432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно (п.5 ст.430 НК РФ).

В силу п.2 ст.57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога, сбора, страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из п.2 ст.45 НК РФ следует, что если иное не предусмотрено п.2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 настоящего Кодекса.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз.3 п.1 ст.45).

Правила, предусмотренные ст.45 НК РФ, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (п.9. ст.45 НК РФ).

Налоговым органом в адрес административного ответчика Игнатьева Б.В. направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в сумме <данные изъяты>, пеней, начисленных за просрочку их уплаты в сумме <данные изъяты>; об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный ФОМС в сумме <данные изъяты> и пеней, начисленных за просрочку их уплаты в сумме <данные изъяты> (л.д.).

Указанное требование соответствует положениям законодательства о налогах и сборах и налоговой обязанности налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) перед бюджетом, выставлено и направлено в установленные сроки. Сумма задолженности по страховым взносам соответствует вышеприведённым положениям налогового законодательства. Данное требование не отменено, незаконным не признано, поэтому подлежало исполнению Игнатьевым Б.В. в установленные в них сроки. Однако в указанный в требовании от ДД.ММ.ГГГГ срок обязанность по уплате страховых взносов и пеней им не исполнена, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с настоящим иском.

В материалах административного дела имеются подробные расчеты начисления пеней на суммы недоимки по страховым взносам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.). Данный расчет судом проверен, является обоснованным, расчет пеней составлен в соответствии со ст.75 НК РФ, арифметических ошибок расчеты не содержат.

Статус индивидуального предпринимателя Игнатьев Б.В. утратил ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ год должны быть им уплачены за период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств иной даты прекращения административным ответчиком статуса индивидуального предпринимателя суду не представлено, в связи с чем требование налогового органа о взыскании задолженности по уплате страховых взносов с Игнатьева Б.В. за указанный период подлежит удовлетворению.

Поскольку административным ответчиком допущена просрочка уплаты страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ год, с него в соответствии со ст.75 НК подлежат взысканию пени.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст.48 НК РФ и главой 32 КАС РФ.

В соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз.2 п.2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии со ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Игнатьева Б.В. недоимки по страховым взносам и пеней, который был отменен по заявлению должника определением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Административное исковое заявление о взыскании с Игнатьева Б.В. страховых взносов и пеней подано в районный суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный абз.2 п.2 ст.48 НК РФ срок.

Поскольку обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и пени административным истцом исполнена, правильность расчета сумм недоимки по обязательным платежам и пени судом проверена, расчет взыскиваемых сумм ответчиком не оспорен, срок обращения в суд по заявленным требованиям соблюден, административным истцом представлены доказательства, подтверждающие его полномочия на обращение в суд с указанными требованиями, иск налогового органа подлежит удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканная сумма зачисляется в доход федерального бюджета.

В соответствии с ч.2 ст.103 КАС РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, потому государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.

Из подп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ следует, что при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей уплачивается пошлина в размере 4 процента от суммы, но не менее 400 рублей.

С учетом приведенных положений закона с административного ответчика Игнатьева Б.В. подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180, 289, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Игнатьеву Б.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и земельному налогу, пеней удовлетворить.

Взыскать с Игнатьева Б.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, состоящего на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>, в пользу бюджета:

- земельный налог в сумме <данные изъяты> рубль (реквизиты для перечисления: <данные изъяты>);

- пени, начисленные на задолженность по земельному налогу в размере <данные изъяты>) копеек (реквизиты для перечисления: <данные изъяты>);

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> (реквизиты для перечисления: <данные изъяты>);

- пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в размере <данные изъяты> (реквизиты для перечисления: <данные изъяты>);

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> (реквизиты для перечисления: <данные изъяты>);

- пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, в размере <данные изъяты> (реквизиты для перечисления: <данные изъяты>).

Взыскать с Игнатьева Б.В. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Григорьева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.