НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Камышловского городского суда (Свердловская область) от 13.05.2021 № 2А-2-112/2021

копия

Дело №2а-2-112/2021

УИД:66RS0029-02-2021-000138-20

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мотивированное решение

изготовлено 13.05.2021 года

пгт.Пышма 12 мая 2021 года

Камышловский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Зоновой С.Н.,

при секретаре Хомяковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Пышминского района в интересах Российской Федерации, Пышминского городского округа, к Думе Пышминского городского округа, Сенцову И.Ю. о признании решения Думы Пышминского городского округа незаконным, о досрочном прекращении полномочий депутата,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Прокурор Пышминского района в интересах Российской Федерации, Пышминского городского округа, обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе Пышминского городского округа, Сенцову И.Ю. о признании решения Думы Пышминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ года №, оформленного пунктом 10 протокола от ДД.ММ.ГГГГ года «О рассмотрении информации Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области» незаконным, о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Пышминского городского округа шестого созыва Сенцова И.Ю. с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему административному иску.

Административный истец мотивирует свои исковые требования тем, что в соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона №2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратурой Пышминского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции проведена проверка соблюдения депутатами Думы Пышминского городского округа шестого созыва федерального законодательства о противодействии коррупции при соблюдении ограничений, запретов, исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в ходе которой изучены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Думы Пышминского городского округа шестого созыва Сенцова И.Ю., его супруги и несовершеннолетних детей.При проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных депутатом Думы Пышминского городского округа шестого созыва Сенцовым И.Ю. на себя за ДД.ММ.ГГГГ, установлено следующее: <данные изъяты> Отношения в сфере противодействия коррупции в Свердловской области регулируются Законом Свердловской области от 20.02.2009 года №2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области». Согласно требованиям Закона №2-ОЗ аппаратом Думы Пышминского городского округа сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей депутатов Думы Пышминского городского округа шестого созыва направляются в Администрацию Восточного управленческого округа. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления является лицом, замещающим муниципальную должность. Также ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Согласно ч.1 ст.12-1 Закона №2-ОЗ лицо, замещающее муниципальную должность в муниципальном образовании, расположенном на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом обязано представлять: сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход лица, указанного в абзаце первом настоящего пункта, и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки. Сведения, указанные в части первой настоящего пункта, представляются по форме, утвержденной нормативным правовым актом Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.12-1 Закона №2-ОЗ сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются лицами, замещающими муниципальные должности (за исключением муниципальных должностей глав) в муниципальных образованиях, расположенных на территориях управленческих округов Свердловской области, - в администрации соответствующих управленческих округов Свердловской области, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Согласно п.1 ч.1 ст.13 Устава Пышминского городского округа, принятого решением Пышминской районной Думы от 30.05.2005 года №31 «О принятии Устава Пышминской районной Думы» одним из оснований для отзыва депутата Думы городского округа является: нарушение федеральных законов, законов Свердловской области, а также настоящего Устава и иных нормативных правовых актов, принятых Думой Пышминского городского округа. В силу ч.10.1 ст.26 Устава Пышминского городского округа, депутат Думы Пышминского городского округа должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата Думы Пышминского городского округа прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации». По факту выявленных нарушений требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и о противодействии коррупции, допущенных депутатами Думы Пышминского городского округа шестого созыва, прокурором Свердловской области в адрес Губернатора Свердловской области направлена информация по факту предоставления не достоверных и не полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя депутатом Думы Пышминского городского округа Сенцовым И.Ю.. Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ года заседания рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, и материалов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности и должности глав местных администраций по контракту в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ, представленные депутатом Думы Пышминского городского округа Сенцовым И.Ю., являются недостоверными и неполными. Таким образом, рабочей группой признано, что депутатом Думы Пышминского городского округа Сенцовым И.Ю. допущены нарушения требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Информация, предоставленная Департаментом противодействия коррупции и контроля Свердловской области о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатом Думы Пышминского городского округа Сенцовым И.Ю., выписка из протокола заседания рабочей группы рассмотрены Думой Пышминского городского округа ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с выпиской из протокола заседания Думы Пышминского городского округа 6 созыва от ДД.ММ.ГГГГ года (вопрос 10) депутату Думы Пышминского городского округа Сенцову И.Ю. вынесено предупреждение, рекомендовано принять к сведению выявленные недостатки и более внимательно относиться к составлению сведений о доходах, о расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. По данному вопросу осуществлялось открытое голосование с выбором варианта ответа: «за», «против», «воздержался», подсчет голосов осуществлялся секретарем по количеству поднятых рук, в соответствии с порядком, изложенным в статье 31 Регламента Думы Пышминского городского округа, утвержденного Решением Думы Пышминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ года №. На заседании Думы Пышминского городского округа присутствовало 12 депутатов, 12 депутатов проголосовало «за», 0 депутатов проголосовало - «против», 0 депутат «воздержались». Таким образом, депутат Сенцов И.Ю. за нарушение коррупционного законодательства не лишен досрочно полномочий. В соответствии с ч.5 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч.10.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом. В соответствии с п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений. Решение, оформленное пунктом 10 протокола Думы Пышминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ года № «О рассмотрении информации Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области» свидетельствует о неисполнении Думой Пышминского городского округа одной из важнейших государственных задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции. Принятое решение о вынесении предупреждения и рекомендации принять к сведению выявленные недостатки и более внимательно относиться к составлению сведений о доходах, о расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, противоречит интересам и нарушает права государства, муниципального образования Пышминский городской округ, а также неопределенного круга лиц на осуществление депутатами своих полномочий, направленных, в том числе, на предупреждение и борьбу с коррупцией. Депутатом Думы Пышминского городского округа шестого созыва Сенцовым И.Ю. при заполнении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указаны недостоверные или неполные сведения, что является нарушением ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», влекущем в соответствии с ч.10.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления. Таким образом, указанное решение, оформленное пунктом 10 протокола Думы Пышминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ года № «О рассмотрении информации Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области» вынесено с нарушением требований ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.10.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так как факты предоставления депутатом Думы Пышминского городского округа недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера являются безусловным основанием для досрочного прекращения ими полномочий. Принятое решение Думы противоречит требованиям закона, предъявляемым к депутатам представительного органа. Деятельность депутата должна строиться на строгом соблюдении требований закона, однако, депутатом Сенцовым И.Ю. допущены нарушения Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Устава Пышминского городского округа. Статус депутата возлагает на указанных лиц повышенную ответственность за несоблюдение ограничений, запретов, за исполнение обязанностей, которые установлены Законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. В своих пояснениях Сенцов И.Ю. указал, что доход от предпринимательской деятельности указан не в полном объеме в связи с технической ошибкой, информацией по счету он не обладал, в связи с непредставлением местным отделением банка выписки по счету индивидуального предпринимателя по его запросу. В справке о доходах Сенцов И.Ю. указал имущество, которое ему принадлежит на праве собственности, квартирой, где он зарегистрирован, фактически не пользуется. Кроме того, согласно ч.7.3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующие решения, или в суд. В связи с чем, Прокурор Пышминского района просит о признании решения Думы Пышминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ года №, оформленного пунктом 10 протокола от ДД.ММ.ГГГГ года «О рассмотрении информации Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области» незаконным, о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Пышминского городского округа шестого созыва Сенцова И.Ю. с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему административному иску.

Административный истец старший помощник прокурора Пышминского района Никитина Н.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении административного иска, поддержав доводы, изложенные в административном иске, пояснив, что полагает нарушения, допущенные депутатом Сенцовым И.Ю., существенными, исходя из количества недостоверных сведений, размера суммы, на которую был занижен доход, с учетом того, что им не был указан банковский счет, и с учетом того, что ранее он допускал предоставление недостоверных сведений по предыдущей декларации.

Представитель административного ответчика председатель Думы Пышминского городского округа Артамонов А.В. в судебном заседании с иском согласился, пояснив, что Сенцовым И.Ю. было допущено предоставление недостоверных сведений, перечисленных в административном иске, согласен с тем, что нарушения являются грубыми, так как в настоящее время размер суммы, на которую был занижен доход, до ста тысяч рублей не считается грубым. При предоставлении декларации за ДД.ММ.ГГГГ Сенцов И.Ю. также допустил предоставление недостоверных сведений. Он был ознакомлен с порядком предоставления сведений в справках о доходах и расходах, так как с депутатами проводится учеба на местном и областных уровнях, а также он является руководителем муниципальной организации и как руководитель также подает справки о таких сведениях.

Административный ответчик Сенцов И.Ю., извещенный СМС-оповещением с его согласия, в судебное заседание не явился, в его ходатайстве об отложении судебного заседания, судом было отказано, его явка не является обязательной и не признана судом обязательной, предоставил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении административного иска, указав, что по вопросу отражения в декларации дохода от предпринимательской деятельности не в полном объеме поясняет, что доход в разделе 1 «Сведения о доходах» в представленной им декларации указан не в полном объеме вследствие допущенной им технической ошибки при заполнении декларации. Данная ошибка является технической и не преследовала цель сокрытия доходов от предпринимательской деятельности, что подтверждается отражением в полном объеме сведений о доходах, полученных от предпринимательской деятельности, в декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и в декларациях по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1,2,3,4 кварталы, представленных им за ДД.ММ.ГГГГ в ФНС РФ. Также отмечает, что налог, исчисленный ФНС РФ к оплате, в связи с представленными декларациями оплачен в полном объеме, задолженности по оплате отсутствуют, что подтверждается справкой. По вопросу отсутствия в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» поясняет, что о наличии счетов он сделал запрос в местное отделение банка. Выписку получил и механически занес счета из выписки в декларацию, а в данной выписке счет индивидуального предпринимателя не был указан.В момент получения выписки сотрудники отделения не уведомили его о том, что справку по счету индивидуального предпринимателя надо получать в <адрес>. По вопросу не отражения квартиры, находящейся в фактическом пользовании (регистрация по месту жительства) по адресу: <адрес>, поясняет, что указанное имущество ему не принадлежит на праве собственности и не указано в качестве объекта недвижимости, находящегося в пользовании, в связи с тем, что фактически он там не проживает, имуществом не пользуется, проживает по иному адресу. Умысла на сокрытие сведений он не имел. Таким образом, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ, представленные им, являлись неполными. Однако, отмечает, что искажение данных сведений является несущественным и непреднамеренным, с отсутствием умысла. В соответствии с частью 7.31-1 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ, в случае, если искажение этих сведений является несущественным, может быть применена мера ответственности в виде предупреждения(л.д.87-89).

Кроме того, информация о рассмотрении дела была размещена на официальном сайте постоянного судебного присутствия в р.п.Пышма Камышловского районного суда Свердловской области (pyshminsky.svd@sudrf.ru) в сети "Интернет" в соответствии с ч.8 ст.96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.

Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и предоставлено право обжалования в суд решений и действий (или бездействий) органов государственной власти и должностных лиц.

Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Как отмечено в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22.08.2018 года N44-КГ18-9, "внесенные 3 апреля 2017 года в статью 40 Федерального закона N131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставление возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанному обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в том числе с органами местного самоуправления (подпункт "д.1" пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), ставить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов не свидетельствуют об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст.2 ФЗ РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»(далее Федеральный закона №131-ФЗ), депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно ч.7.1 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ и ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон №273-ФЗ), депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования, иное лицо, замещающее муниципальную должность, обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 12.1 Закона Свердловской области от 20.02.2009 года №2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области»(далее Областной закон №2-ОЗ) установлено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются лицами, замещающими муниципальные должности, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Указанные сведения представляются по форме, утвержденной нормативным правовым актом Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае непредставления лицом, занимающим муниципальную должность, в том числе и депутатом представительного органа муниципального образования сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, это лицо подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона №273-ФЗ).

Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом №273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений, согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата(ч.10.1 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ).

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (ч.11 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ).

Согласно п.11 ч.1 ст.27 Устава Пышминского городского округа, одним из оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Думы городского округа являются иные случаи, установленные Федеральным законом №131 и иными федеральными законами(л.д.137-194).

Согласно ч.10.1 ст.26 Устава Пышминского городского округа, депутат Думы Пышминского городского округа должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом №273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата Думы Пышминского городского округа прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом №273-ФЗ, Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено Федеральным законом №131-ФЗ(л.д.137-194).

Из совокупности представленных и исследованных в ходе судебного разбирательства письменных доказательств установлено, что согласно решения Пышминской районной территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года «О регистрации избрания депутатов Думы Пышминского городского округа шестого созыва по четырехмандатному избирательному округу » административный ответчик Сенцов И.Ю. является депутатом шестого созыва Думы Пышминского городского округа по избирательному округу (л.д.135-136), полномочия которого истекают в ДД.ММ.ГГГГ, согласно ч.2 ст.26 Устава Пышминского городского округа(л.д.137-194).

Во исполнение возложенных приведенными нормами обязанностей ДД.ММ.ГГГГ Сенцовым И.Ю. предоставлена в Администрацию Восточного управленческого округа Свердловской области справка о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в которой указаны в разделе <данные изъяты> представлены сответствующие справки на супругу и несовершеннолетних детей(л.д.30-63). Достоверность и полнота предоставленных сведений подтверждена административным ответчиком Сенцовым И.Ю. соответствующими подписями в справках.

Прокурор Пышминского района, проведя проверку реализации функций надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции депутатами Думы Пышминского городского округа, установил факт неполноты и недостоверности сведений депутата Сенцова И.Ю. за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ, изложенных в указанной справке, а именно в разделе <данные изъяты>

Проведенной проверкой Комиссии по координации по противодействию коррупции в Свердловской области по рассмотрению отдельных вопросов профилактики коррупции в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденной Указом Губернатора Свердловской области №499-УГ от 09.10.2015 года, признано, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ, а именно: <данные изъяты> представленными административным ответчиком Сенцовым И.Ю. налоговыми декларациями по ЕНВД и УСН за ДД.ММ.ГГГГ(л.д.90-113) и признается участвующими лицами, в том числе, признается административным ответчиком Сенцовым И.Ю. в письменном отзыве на административный иск(л.д.87-89), что в силу положений ст.65 Кодекса Административного судопроизводства не требует дальнейшего доказывания указанных обстоятельств.

Проверка достоверности представленных сведений о доходах, о расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера была проведена в порядке, предусмотренном ч.3 ст.12-1, ст.12-3 Областного Закона №2-ОЗ, уполномоченным на то органом.

ДД.ММ.ГГГГ состоялись заседание Думы Пышминского городского округа, по результатам которого, в соответствии с Регламентом Думы Пышминского городского округа, утвержденного Решением Думы Пышминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ года №, вынесено решение Думы Пышминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ года №(л.д.10), оформленное пунктом 10 протокола от ДД.ММ.ГГГГ года «О рассмотрении информации Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области»(л.д.11-14) о вынесении предупреждения депутату Думы Пышминского городского округа Сенцову И.Ю., которому рекомендовано принять к сведению выявленные недостатки и более внимательно относиться к составлению сведений о доходах, о расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Дума Пышминского городского округа приняла указанное решение в рамках своих полномочий и в срок, установленный пунктом 2 статьи 12-4 Законом Свердловской области №2-03.

В силу пунктов 1 и 2 ст.13.1 Федерального закона N273-ФЗ, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами (п.2).

Согласно ч.7.3-1 ст.40 Федерального закона №131-Ф3 (часть 7.3-1 введена Федеральным законом от 26.07.2019 года N228-ФЗ) к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений являет несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: предупреждение; освобождение депутата от должности в представительном органе муниципального образования, с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, до прекращения срока его полномочий; освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, до прекращения срока его полномочий; запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий. Данные положения ч.7.3-1 ст.40 Федерального закона №131-Ф3, поскольку улучшают положение лиц, имеют обратную силу.

Доводы административного ответчика Сенцова И.Ю., изложенные им в письменном отзыве на административный иск(л.д.87-89) о причинах предоставления недостоверной и неполной информации сведений о доходах, о расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ, суд находит неубедительными, поскольку в части суммы искажения, на которую получен доходов от предпринимательской деятельности, данная сумма является значительной, превышающей полмиллиона рублей, что нельзя признать технической ошибкой; в части не предоставления сведений о банковском счете, используемом в качестве индивидуального предпринимателя, ввиду его не уведомления сотрудниками банка о месте получения такой справки доводы Сенцова И.Ю. не выдерживают критики, поскольку обязанности о таком уведомлении действующим законодательством на банк не возлагается; в части неиспользования неуказанного им жилого помещения не освобождает от такого указания, поскольку Сенцов И.Ю. зарегистрирован по указанному адресу. Вместе с тем, Сенцов И.Ю. указал данный адрес как адрес своей регистрации на титульном листе справки(л.д.18-29), однако, суд не признает данное нарушение не существенным, поскольку им ранее было допущено аналогичное нарушение в части предоставления сведений о доходах, о расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Думу Пышминского городского округа было внесено представление Прокурора Пышминского района(л.д.195-199), что было предметом рассмотрения Думы Пышминского городского округа, по результатам которого вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ года о рекомендации депутатам принять к сведению выявленные недостатки и о внимательном составлении таких сведений(л.д.200).

При этом не имеет правового значения по рассматриваемому административному иску уплата административным ответчиком Сенцовым И.Ю. налогов по ЕНВД и УСН и отсутствие у него задолженности по налогам(л.д.114-118).

Предоставление административным ответчиком Сенцовым И.Ю. таких сведений о доходах, полученных от предпринимательской деятельности, в декларациях по налогу в налоговом органе не освобождает его ответственности за полноту и достоверность сведений о доходах, о расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за декларационный период.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности(Постановление от 27.12.2012 года N34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26.01.2017 года N104-О).

Таким образом, гражданин, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения административным ответчиком Сенцовым И.Ю. требований законодательства, являющихся основанием для досрочного прекращения полномочий депутата.

Из вышеприведенной нормы ч.7.3-1 ст.40 Федерального закона №131-Ф3 следует, что основанием для возможного применения мер ответственности, не связанных с досрочным прекращением полномочий указанных должностных лиц, является признание искажения представленных ими сведений несущественным.

Между тем, судом установлено, что представление административным ответчиком Сенцовым И.Ю. заведомо недостоверных и неполных сведений о полученных доходах, об имеющемся у него банковском счете, используемом в качестве индивидуального предпринимателя, а также о жилом помещении, которое у него находится в пользовании, не знать о принадлежности которых он не мог, носило значительный объем и характер, в том числе, одно из которых носило повторный характер, что не может свидетельствовать о несущественном искажении данных сведений, поэтому суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения в отношении административного ответчика Сенцова И.Ю. мер ответственности, предусмотренных частью 7.3.1 ст.40 Федерального закона N131-ФЗ, и к нему подлежит применению мера в виде досрочного прекращения его полномочий.

Принимая во внимание, что суд исходит из того, что допущенное административным ответчиком Сенцовым И.Ю. нарушение имеет существенный характер, Дума Пышминского городского округа не применила меру в виде досрочного прекращения его полномочий, тем самым не реализовала свои полномочия в сфере противодействии коррупции, в связи с чем, оспариваемое решение подлежит признанию незаконным.

При таких обстоятельствах, иск подлежит полному удовлетворению.

От уплаты государственной пошлины административные ответчики освобождены, поэтому, в соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, государственная пошлина не подлежит взысканию.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Пышминского района в интересах Российской Федерации, Пышминского городского округа, к Думе Пышминского городского округа, Сенцову И.Ю. о признании решения Думы Пышминского городского округа незаконным, о досрочном прекращении полномочий депутата –удовлетворить полностью.

Признать незаконным решение Думы Пышминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ года №, оформленное пунктом 10 протокола от ДД.ММ.ГГГГ года «О рассмотрении информации Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области».

Прекратить досрочно полномочия депутата Думы Пышминского городского округа шестого созыва Сенцова И.Ю. со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Камышловский районный суд Свердловской области.

Председательствующий С.Н.Зонова