НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Камышинского городского суда (Волгоградская область) от 27.04.2016 № 2А-1097/2016

дело № 2А-1097/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2016 года г. Камышин

Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Раптановой М.А.,

при секретаре Телициной О.В.,

с участием представителя административного истца Цибизова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области к Краснокуцкому Петру Павловичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Краснокуцкому П.П. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что последний был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В настоящее время деятельность прекращена.

В соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ Краснокуцкий П.П. являлся плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 346.23 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

30.04.2013 г. Краснокуцким П.П. представлена первичная налоговая декларация по УСН за 2012 год с суммой налога к уплате в бюджет в размере 3750 руб.

19.05.2015 г. представлена уточненная налоговая декларация по УСН за 2012 год с суммой налога к уплате в бюджет в размере 20751 руб., исходя из чего, сумма налога, подлежащая доплате в бюджет по уточненной декларации по УСН за 2012 год составляет 17001 руб. (20751-3750).

Срок уплаты в соответствии п.7 ст.346.21 НК РФ по первичной налоговой декларации по УСН за 2012 год 30.04.2013 г. в лицевом счете налогоплательщика по сроку уплаты переплата составила 150 руб.

В соответствии с п. 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи уточненной декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. Краснокуцким П.П. сумма налога фактически уплачена 10.09.2014 в сумме 4685 руб., 27.07.2015 в сумме 7019 руб., 27.08.2015 в сумме 3200 руб. Сумма пени не уплачена.

Следовательно, возникает обязанность по уплате налога в размере 16851 руб. (17001-150).

Несоблюдение требований вышеуказанных законодательных и нормативных актов является нарушением, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст. 122 НК РФ.

По результатам камеральной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области было вынесено решение от 02.11.2015 № 09-14/13381 о привлечении Краснокуцкого П.П. к налоговой ответственности. Указанным решением с ответчика взыскан штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, что составляет 16851 руб.*20%= 3370,2 руб.

25.06.2014 г. Краснокуцким П.П. представлена первичная налоговая декларация по УСН за 2013 год с суммой налога к уплате в бюджет в размере 0 руб.

19.05.2015 г.им представлена уточненная налоговая декларация по УСН за 2013 год с суммой налога к уплате в бюджет в размере 22704 руб., исходя из чего, сумма налога, подлежащая доплате в бюджет по уточненной декларации по УСН за 2013 год, составляет 22704 руб. (22704-0).

Срок уплаты в соответствии п.7 ст.346.21 НК РФ по первичной налоговой декларации по УСН за 2013 год 30.04.2014, в лицевом счете налогоплательщика по сроку уплаты переплата составила 6616 руб.

В соответствии с п. 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи уточненной декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. Краснокуцким П.П. сумма налога и пени не уплачены.

Следовательно, возникает обязанность по уплате налога в размере 16088 руб. (22704-6616).

Несоблюдение требований вышеуказанных законодательных и нормативных актов является нарушением, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст.122 НК РФ.

Решением Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области от 02.11.2015 № 09-14/13382 Краснокуцкий П.П. привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 3217,60 руб. (16088 руб.*20%).

В силу ст.ст. 69, 70 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области административному ответчику были направлены требования, от исполнения которых он уклоняется.

По этим основаниям, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика штрафные санкции по УСН по требованию № 38607 от 23.12.2015 г. в размере 3370,20 рублей, штрафные санкции по УСН по требованию № 38608 от 23.12.2015 г. в размере 3217,60 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца Цибизов В.В. требования административного иска поддержал, пояснив, что на день рассмотрения административного дела задолженность по уплате штрафных санкций по УСН административным ответчиком не погашена.

Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела административный ответчик <данные изъяты> в судебное заседание не явился, возражений по сути требований не представил. О получении им заказной судебной корреспонденции свидетельствует почтовое уведомление с личной подписью.

Как следует из ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями ст. ст. 150 и ч. 2 ст. 289 КАС РФ, не признав явку административного ответчика обязательной, определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичные требования содержатся в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

В силу части 3 статьи 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 18 НК РФ упрощенная система налогообложения - один из пяти действующих в РФ специальных налоговых режимов.

В силу п. 1 ст. 346.11 НК РФ, упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленным НК РФ (ст. 346.12 НК РФ).

На основании ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.

В соответствии со ст. 346.14 НК РФ, объектом налогообложения признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя, (ст. 346.18 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 346.21 НК РФ, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Согласно п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по УСН признается календарный год.

На основании ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 4 Правил ведения единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110, снятие с учета физического лица в качестве индивидуального предпринимателя при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также в случае его смерти, осуществляется в налоговом органе по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2007 N 95-О-О налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П и от 14.07.2005 N 9-П), которая прекращается с ликвидацией организации, а в случае с физическим лицом - со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим (подпункты 3 и 4 пункта 3 статьи 44 НК РФ).

Таким образом, прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей от осуществления такой деятельности обязанности по уплате налога.

То есть, в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физического лица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций и уплаты налогов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.

Неуплата или неполная уплата суммы налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, что предусмотрено ст. 122 НК РФ.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как установлено положениями ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Статья 48 НК РФ устанавливает, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ, главы 32 КАС РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

На основании ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 286 КАС РФ).

При рассмотрении дела судом установлено, что Краснокуцкий П.П. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в настоящее время деятельность прекращена.

В соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ Краснокуцкий П.П. являлся плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в связи с чем 30.04.2013 г. им представлена первичная налоговая декларация по УСН за 2012 год с суммой налога к уплате в бюджет в размере 3750 руб.

19.05.2015 г. им представлена уточненная налоговая декларация по УСН за 2012 год с суммой налога к уплате в бюджет в размере 20751 руб.

Исходя из этого сумма налога, подлежащая доплате в бюджет по уточненной декларации по УСН за 2012 год составила 17001 руб. (20751 руб.-3750 руб.).

Срок уплаты в соответствии п.7 ст.346.21 НК РФ по первичной налоговой декларации по УСН за 2012 год 30.04.2013 г., в лицевом счете налогоплательщика по сроку уплаты имелась переплата в размере 150 руб. Следовательно, у него возникла обязанность по уплате налога в размере 16851 руб. (17001 руб.-150 руб.).

В соответствии с п. 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи уточненной декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. Между тем, Краснокуцким П.П. сумма налога фактически уплачена 10.09.2014 в сумме 4685 руб., 27.07.2015 в сумме 7019 руб., 27.08.2015 в сумме 3200 руб. Сумма пени не уплачена.

Несоблюдение требований вышеуказанных законодательных и нормативных актов является нарушением, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст. 122 НК РФ.

В силу п.1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействий), влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействий), влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, что в данном случае составляет 16851 руб.*20%= 3370,20 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области было вынесено решение от 02.11.2015 № 09-14/13381 о привлечении Краснокуцкого П.А. к налоговой ответственности в виде штрафа в вышеуказанном размере.

Кроме того, 25.06.2014 г. Краснокуцким П.П. представлена первичная налоговая декларация по УСН за 2013 год с суммой налога к уплате в бюджет в размере 0 руб. 19.05.2015 г. им представлена уточненная налоговая декларация по УСН за 2013 год с суммой налога к уплате в бюджет в размере 22704 руб.

Таким образом сумма налога, подлежащая доплате в бюджет по уточненной декларации по УСН за 2013 год, составила 22704 руб.

Срок уплаты в соответствии п.7 ст.346.21 НК РФ по первичной налоговой декларации по УСН за 2013 год является 30.04.2014. В лицевом счете налогоплательщика по сроку уплаты имелась переплата в размере 6616 руб. Следовательно, у него возникла обязанность по уплате налога в размере 16088 руб. (22704 руб.-6616 руб.).

В соответствии с п. 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи уточненной декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. Между тем, Краснокуцким П.П. сумма налога и пени не уплачены.

Несоблюдение требований вышеуказанных законодательных и нормативных актов является нарушением, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст.122 НК РФ.

В силу п.1 ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействий), влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействий), влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.

По результатам камеральной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области было вынесено решение от 02.11.2015 № 09-14/13382.

Указанным решением Краснокуцкий П.П. был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, что составляет 3217,60 рублей 80 коп. (16088 руб.*20%).

В силу ст.ст. 69, 70 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области административному ответчику было направлено два требования от 23.12.2015 г. № 38608 и 38607 с предложением добровольно уплатить задолженность в срок до 04 февраля 2016 года.

Направление требований по средствам почтовой связи подтверждается имеющимся в деле реестром на отправку заказной корреспонденции.

На момент рассмотрения данного дела административным ответчиком имеющаяся задолженность не уплачена, что подтверждается выпиской из лицевого счета. Оснований, освобождающих налогоплательщика от ответственности, обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, судом при рассмотрении дела не установлено.

Анализируя вышеприведенные в судебном решении нормы закона, проверив правильность математических операций в совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, принимая во внимание, что порядок и срок для обращения в суд административным истцом соблюден, доказательств уплаты задолженности как полностью, так и в части административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области и взыскании с Краснокуцкого П.П. задолженности по уплате штрафных санкций по налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по требованию №38607 от 23.12.2015 г. в размере 3370, 20 рублей, штрафные санкции по уплате штрафных санкций по налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по требованию №38608 от 23.12.2015 г. в размере 3217,60 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимания, что административным истцом при подаче иска государственная пошлина не была уплачена, а также то, что в ходе разбирательства по делу суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная по правилам ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 290 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Требования административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области к Краснокуцкому Петру Павловичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Краснокуцкого Петра Павловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ...., зарегистрированного по месту жительства: ........, в соответствующий бюджет задолженность по уплате штрафных санкций по налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по требованию № 38607 от 23.12.2015 года в размере 3370 рублей 20 коп.; штрафные санкции по уплате штрафных санкций по налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по требованию № 38608 от 23.12.2015 года в размере 3217 рублей 60 коп., а всего взыскать 6587 (шесть тысяч пятьсот восемьдесят семь) рублей 80 копеек.

Взыскать с Краснокуцкого Петра Павловича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись М.А. Раптанова