дело № 2а-1532/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2018 года г. Камышин
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Раптановой М.А.,
при секретаре ФИО2,
с участием прокурора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Камышинского городского прокурора Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации ФИО7 сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Камышинский городской прокурор Волгоградской области в порядке статьи 39 КАС РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации ФИО8 сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности.
В обоснование требований прокурор указал, что в рамках проведенной проверки исполнения администрацией Гуселского сельского поселения законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности установлено ряд нарушений действующего законодательства, технических регламентов.
Проверкой установлено, что площадки (пирсы) для подъезда пожарных автомобилей в любое время года для забора воды из пруда, расположенного в 50 метрах от ...., а также у искусственного пожарного водоема - водонапорной башни, расположенной между домами № .... и № .... по ...., не обустроены. Кроме того, водонапорная башня, расположенная между домами № .... и № .... по ...., не приспособлена для забора воды пожарной техникой в любое время года (отсутствует устройство для отбора воды пожарными машинами). В указанных местах не установлены знаки «Пожарный водоисточник».
Также по направлению движения к указанным водоисточникам не установлены соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.026-2015 указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточников.
Указанные нарушения были также выявлены ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой выездной проверки инспектором ОНД и ПР по Камышинскому, Котовскому и Ольховскому районам, в связи с чем в адрес главы поселения внесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ с требованием устранения указанных и иных нарушений в месячный срок. Однако в установленный срок конкретные меры к устранению указанных нарушений администрацией ФИО9 сельского поселения приняты не были.
Наличие вышеуказанных нарушений и непринятие мер к их устранению подтверждается актом проверки Камышинской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ
Ссылаясь на указанные обстоятельства и ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации ФИО10 сельского поселения Камышинского муниципального района, выразившееся в неприятии необходимых мер по приведению источников водоснабжения в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
Обязать администрацию ФИО11 сельского поселения Камышинского муниципального района течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- обустроить естественный водоем - пруд, расположенный в 50 метрах от ...., подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- обустроить искусственный пожарный водоем - водонапорную башню, расположенную между домами № .... и № .... по ...., подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Обязать администрацию ФИО12 сельского поселения Камышинского муниципального района незамедлительно после вступления решения суда в законную силу установить:
- знаки «Пожарный водоисточник», выполненные в соответствии с требованиями «ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2016 № 614-ст, в местах расположения естественного водоема - пруда, расположенного в 50 метрах от ...., а также у искусственного пожарного водоема - водонапорной башни, расположенной между домами № .... и № .... по ....;
- указатели, выполненные в соответствии с требованиями «ГОСТ 12.4.026- 2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2016 № 614-ст, по направлению движения к пожарным водоемам: пруду, расположенному в 50 метрах от ...., а также к искусственному пожарному водоему - водонапорной башне, расположенной между домами № .... и № .... по ....;
- на водонапорную башню, расположенную между домами № .... и № .... по ...., установить устройство для отбора воды пожарной техникой в любое время года.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор ФИО3 требования административного иска поддержала, отметив, что административный иск предъявлен прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку забор воды из водонапорной башни ввиду отсутствия соответствующего устройства для забора воды в настоящее время невозможен, а пруд является сезонным местом забора воды, в зимнее время территория .... не обеспечена запасом воды для целей пожаротушения в необходимом количестве. Бездействие административного ответчика по надлежащему выполнению требований действующего законодательства в области соблюдения требований пожарной безопасности не способствует сохранению благоприятной окружающей среды, укреплению правопорядка в области пожарной и экологической безопасности, защите населения и территории поселения от пожаров. Допущенным бездействием нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Гуселского сельского поселения.
Административный ответчик администрация ФИО13 сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, а также заинтересованное лицо ФГКУ «ФИО14» будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах их не явки суд в известность не поставили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений относительно требований административного иска не представили. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 150 и ч. 6 ст. 226 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения участвующего в деле прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых данными органами и их должностными лицами.
На основании требований п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения, в числе прочего, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Уставом ФИО15 сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Гуселского сельского поселения.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ «О пожарной безопасности») руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, в том числе содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в числе прочего, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Исходя из требований ст. ст. 62, 68 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены также Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР), утвержденными Постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390.
В силу п. 55 ППР руководитель организации обеспечивает исправное состояние резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года (п. 60 (1) ППР).
Согласно п. 80 ППР органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (абз. 2 п. 80 ППР).
Требования к резервуарам и водоемам с запасами воды на цели наружного пожаротушения установлены также СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178 (далее - Свод правил).
Согласно п. 9.4. Свода правил водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Из материалов дела усматривается, что основанием для обращения прокурора с настоящим административным иском в суд явилось непринятие административным ответчиком необходимых мер в области соблюдения требований пожарной безопасности.
Камышинской городской прокуратурой с участием главы ФИО16 сельского поселения Камышинского муниципального района ФИО4 и начальника ФГКУ «9 ФИО17ФИО18» ФИО5ДД.ММ.ГГГГ была проведена поверка соблюдения требований действующего законодательства о пожарной безопасности администрацией ФИО19 сельского поселения, о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ
В ходе проверки изучены документы об организации обучения неработающего населения мерам пожарной безопасности, свидетельство об обучении по ПТМ главы администрации ФИО4, осмотрена территория села ФИО20 на предмет наличия сухой растительности, осмотрены пожарные водоемы и пути подъезда к ним. Установлено, что число жителей в с. ФИО21 составляет 300-390 человек, противопожарный инвентарь имеется, сухая трава скошена.
Проверкой выявлены следующие нарушения:
- не обеспечен подъезд к водоему (пруду), расположенному примерно в 50 м от ...., в виде площадки с твердым покрытием размером 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- не обеспечен подъезд к водонапорной башне, расположенной между домами № .... и № .... по ...., подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м;
- водонапорная башня, расположенная между домами № .... и № .... по ...., не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года (отсутствует специальное устройство);
- не обеспечено наличие на территории с. ФИО22 запаса воды для целей тушения пожара не менее 54 м3 в любое время года;
- не установлены знаки «Пожарный водоисточник», выполненные в соответствии с требованиями «ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», введенным в действие Приказом Госстандарта от 10.06.2016 № 614-ст, в местах расположения пруда, расположенного в 50 метрах от ...., а также у водонапорной башни, расположенной между домами № .... и № .... по ....;
- не установлены указатели, выполненные в. соответствии с требованиями «ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», введенным в действие Приказом Госстандарта от 10.06.2016 №614-ст, по направлению движения к пожарным водоемам: пруду, расположенному в 50 метрах от .... села ...., а также к искусственному пожарному водоему : водонапорной башне, расположенной между домами № .... и № .... по .....
Согласно примечанию к п. 8.6. СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178, дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Назначение, правила применения, виды и исполнения, цветографическое изображение, размеры, технические требования и характеристики, методы испытаний знаков безопасности, в том числе, знаков пожарной безопасности установлены «ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2016 № 614-ст (далее - ГОСТ 12.4.026-2015).
Согласно таблице 2 ГОСТ 12.4.026-2015 знаки пожарной безопасности должны быть выполнены в виде квадрата или прямоугольника красного цвета. Они обозначают и указывают места нахождения средств противопожарной защиты, их элементов.
Графический символ знаков пожарной безопасности должен быть белого цвета. На знаках пожарной безопасности допускается наносить поясняющую надпись. Надпись может быть выполнена белым цветом на красном фоне или красным цветом на белом фоне (п. 6.3.3.4. ГОСТ 12.4.026-2015).
Таблицей «К.1» ГОСТ 12.4.026-2015 определены цветографическое изображение, смысловое значение, место размещения (установки) и рекомендации по применению знаков пожарной безопасности. Согласно таблице К.1 знак «Пожарный водоисточник» должен располагаться в местах нахождения пожарного водоема или пирса для пожарных машин.
В нарушение данных требований выполненные в соответствии с вышеуказанными требованиями знаки «Пожарный водоисточник» не установлены в местах расположения естественного водоема - пруда, расположенного в 50 метрах от ...., а также у искусственного пожарного водоема - водонапорной башни, расположенной между домами № .... и № .... по .....
Также по направлению движения к указанным водоисточникам не установлены соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.026-2015 указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточников.
Кроме того, поскольку забор воды из водонапорной башни ввиду отсутствия соответствующего устройства для забора воды в настоящее время невозможен, а пруд является сезонным местом забора воды, то данной проверкой установлена необеспеченность в зимнее время территории с. ФИО23 с численностью населения 300-900 человек запасом воды для целей пожаротушения в необходимом количестве.
Вышеуказанные нарушения были также выявлены ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой выездной проверки государственным инспектором Камышинского района по пожарному надзору, что подтверждается представленными в материалы копиями акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ
В связи с этим в адрес главы поселения внесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ с требованием устранения указанных и иных нарушений. Однако в установленный срок конкретные меры к устранению указанных нарушений администрацией ФИО24 сельского поселения в полном объеме приняты не были.
С учетом этого государственным инспектором Камышинского, Котовского и Ольховского районам по пожарному надзору в отношении главы ФИО25 сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, вновь внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости устранения нарушений, в ответ на которое ФИО4 сообщено, что такие нарушения будут устранены по мере финансирования.
Наличие вышеуказанных нарушений и непринятие мер к их устранению подтверждается актом проверки Камышинской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ
Оснований полагать, что нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля административного ответчика, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по соблюдению требований закона, не имеется.
Неисполнение администрацией ФИО26 сельского поселения требований законодательства о пожарной безопасности не способствует сохранению благоприятной окружающей среды, укреплению правопорядка в области пожарной и экологической безопасности, защите населения и территории поселения от пожаров, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Гуселского сельского поселения, в том числе на благоприятную среду обитания, представляет опасность для жизни и здоровья граждан.
По мнению суда, бездействие органа местного самоуправления выражается в неисполнении им обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В данном случае, судом установлено бездействие администрации ФИО27 сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, выразившихся в неисполнении своей обязанности, предписанной п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом ФИО28 сельского поселения, выразившееся в ненадлежащем обеспечении пожарной безопасности. Указанное бездействие суд находит незаконным, в связи с чем требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Признав бездействие административного ответчика незаконным, суд, руководствуясь положениями ст. 187, 227 КАС РФ, возлагает на него обязанность устранить допущенные нарушения в соответствии предложенным прокурором способом и срок.
При этом суд отмечает, что доказательств невозможности исполнить требования в установленный срок, административным ответчиком не представлено.
Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования административного искового заявления Камышинского городского прокурора Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации ФИО29 сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации ФИО30 сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неприятии необходимых мер по приведению источников водоснабжения в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
Обязать администрацию ФИО31 сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области втечение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- обустроить естественный водоем - пруд, расположенный в 50 метрах от ...., подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- обустроить искусственный пожарный водоем - водонапорную башню, расположенную между домами № .... и № .... по ...., подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Обязать администрацию ФИО32 сельского поселения Камышинского муниципального района со дня вступления решения суда в законную силу установить:
- знаки «Пожарный водоисточник», выполненные в соответствии с требованиями «ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2016 № 614-ст, в местах расположения естественного водоема - пруда, расположенного в 50 метрах от ...., а также у искусственного пожарного водоема - водонапорной башни, расположенной между домами № .... и № .... по ....;
- указатели, выполненные в соответствии с требованиями «ГОСТ 12.4.026- 2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2016 № 614-ст, по направлению движения к пожарным водоемам: пруду, расположенному в 50 метрах от ...., а также к искусственному пожарному водоему - водонапорной башне, расположенной между домами № .... и № .... по ....;
- устройство для отбора воды пожарной техникой в любое время года на водонапорную башню, расположенную между домами № .... и № .... по .....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ М.А. Раптанова