дело № 2а-1529/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2018 года г. Камышин
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Раптановой М.А.,
при секретаре ФИО2,
с участием прокурора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Камышинского городского прокурора ...., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Семеновского сельского поселения Камышинского муниципального района .... о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Камышинский городской прокурор .... в порядке статьи 39 КАС РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Семеновского сельского поселения Камышинского муниципального района .... о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности.
В обоснование требований прокурор указал, что в рамках проведенной проверки исполнения администрацией Семеновского сельского поселения законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности установлено ряд нарушений действующего законодательства, технических регламентов.
Так, площадки (пирсы) для подъезда пожарных автомобилей в любое время года для забора воды из естественного пожарного водоема - <данные изъяты>, расположенной примерно в 200 м от ...., не обустроены. В указанных местах не установлены знаки «Пожарный водоисточник».
Также по направлению движения к указанным водоисточникам не установлены соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.026-2015 указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточников.
Указанные нарушения были также выявлены 19 апреля 2018 г. в ходе проведения плановой выездной проверки инспектором ОНД и ПР по Камышинскому, Котовскому и Ольховскому районам, в связи с чем в адрес главы поселения внесено предприсание от 19 апреля 2018 с требованием устранения указанных и иных нарушений в месячный срок. Однако в установленный срок конкретные меры к устранению указанных нарушений администрацией Семеновского сельского поселения приняты не были.
Наличие вышеуказанных нарушений и непринятие мер к их устранению подтверждается актом проверки Камышинской городской прокуратуры от 09 июля 2018 г.
Кроме того, данной проверкой установлена необеспеченность села Калиновка Семеновского сельского поселения с численностью населения примерно 230 человек необходимым пожарным объемом воды.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Семеновского сельского поселения Камышинского муниципального района, выразившееся в неприятии необходимых мер по приведению источников водоснабжения в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
Обязать администрацию Семеновского сельского поселения Камышинского муниципального района течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- обустроить искусственный пожарный водоем - <данные изъяты> подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- обеспечить наличие на территории .... сельского поселения запаса воды для целей тушения пожара не менее 54 м3.
Обязать администрацию Семеновского сельского поселения Камышинского муниципального района незамедлительно после вступления решения суда в законную силу установить:
- знаки «Пожарный водоисточник», выполненные в соответствии с требованиями «ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2016 № 614-ст. в месте расположения искусственного пожарного водоема - <данные изъяты>
- указатели, выполненные в соответствии с требованиями «ГОСТ 12.4.026- 2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2016 № 614- ст, по направлению движения к пожарным водоемам: пруду, расположенному примерно в 200 метрах от кладбища села Семеновка, водонапорной башне, расположенной примерно в 200 м от .....
В судебном заседании участвующий в деле прокурор ФИО3 требования административного иска поддержала, отметив, что административный иск предъявлен прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку бездействие административного ответчика по надлежащему выполнению требований действующего законодательства в области соблюдения требований пожарной безопасности не способствует сохранению благоприятной окружающей среды, укреплению правопорядка в области пожарной и экологической безопасности, защите населения и территории поселения от пожаров. Допущенным бездействием нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Семеновского сельского поселения.
Административный ответчик администрация Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, а также заинтересованное лицо ФГКУ «9 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах их не явки суд в известность не поставили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений относительно требований административного иска не представили.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 150 и ч. 6 ст. 226 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения участвующего в деле прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых данными органами и их должностными лицами.
На основании требований п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения, в числе прочего, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Уставом Семеновского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Семеновского сельского поселения.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ «О пожарной безопасности») руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, в том числе содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в числе прочего, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Исходя из требований ст. ст. 62, 68 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены также Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ПНР), утвержденными Постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390.
В силу п. 55 НИР руководитель организации обеспечивает исправное состояние резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Согласно п. 80 ГТПР органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (абз. 2 п. 80 ПНР).
Требования к резервуарам и водоемам с запасами воды на цели наружного пожаротушения установлены также СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178 (далее - Свод правил).
Согласно п. 9.4. Свода правил водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Из материалов дела усматривается, что основанием для обращения прокурора с настоящим административным иском в суд явилось непринятие административным ответчиком необходимых мер в области соблюдения требований пожарной безопасности.
Камышинской городской прокуратурой с участием и.о. главы Семеновского сельского поселения Камышинского муниципального района ФИО4 и начальника ФГКУ «9 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» ФИО5 09 июля 2018 г. была проведена поверка соблюдения требований действующего законодательства о пожарной безопасности администрацией Семеновского сельского поселения, о чем составлен акт проверки от 09 июля 2018 г.
В ходе проверки изучены документы об организации обучения неработающего населения мерам пожарной безопасности, журнал проверки исправности системы автоматической пожарной сигнализации в здании администрации, проектная документация на систему автоматической пожарной сигнализации, осмотрены территории сел Семеновка и Калиновка на предмет наличия сухой растительности, осмотрены пожарные водоемы и пути подъезда к ним. Также установлено, что число жителей в .... составляет 300-400 человек, в .... - более 200-220 человек, сухая трава скошена.
Проверкой выявлены следующие нарушения:
- естественный водоем - <данные изъяты>, не обустроен подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- искусственный пожарный водоем - водонапорная башня, расположенная примерно в 200 м от ...., не обустроена подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- не обеспечено наличие на территории .... сельского поселения запаса воды для целей тушения пожара не менее 54 м3 (имеется бочка с водой объемом 10 м3);
- не установлен знак «Пожарный водоисточник», выполненный в соответствии с требованиями. «ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и Правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», введенным в действие Приказом Госстандарта от 10.06.2016 г. № 614-ст, в месте расположения искусственного пожарного водоема - <данные изъяты>, расположенной примерно в 200 м от ....;
- не установлены указатели, выполненные в соответствии с требованиями «ГОСТ 12.4.026-2015 Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», введенным в действие Приказом Госстандарта от 10.06.2 016 г. № 614-ст, по направлению движения к пожарным водоемам: пруду, расположенному примерно в 200 м от кладбища ...., и водонапорной башне, расположенной примерно в 200 м от .....
Согласно примечанию к п. 8.6. СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178, дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Назначение, правила применения, виды и исполнения, цветографическое изображение, размеры, технические требования и характеристики, методы испытаний знаков безопасности, в том числе, знаков пожарной безопасности установлены «ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2016 № 614-ст (далее - ГОСТ 12.4.026-2015).
Согласно таблице 2 ГОСТ 12.4.026-2015 знаки пожарной безопасности должны быть выполнены в виде квадрата или прямоугольника красного цвета. Они обозначают и указывают места нахождения средств противопожарной защиты, их элементов.
Графический символ знаков пожарной безопасности должен быть белого цвета. На знаках пожарной безопасности допускается наносить поясняющую надпись. Надпись может быть выполнена белым цветом на красном фоне или красным цветом на белом фоне (п. 6.3.3.4. ГОСТ 12.4.026-2015).
Таблицей «К.1» ГОСТ 12.4.026-2015 определены цветографическое изображение, смысловое значение, место размещения (установки) и рекомендации по применению знаков пожарной безопасности. Согласно таблице К.1 знак «Пожарный водоисточник» должен располагаться в местах нахождения пожарного водоема или пирса для пожарных машин.
В нарушение данных требований выполненные в соответствии с вышеуказанными требованиями знаки «Пожарный водоисточник» не установлены в местах расположения естественного водоема - пруда, расположенного примерно в 200 метрах от кладбища села Семеновка, а также у искусственного пожарного водоема - <данные изъяты>, расположенной примерно в 200 м от .....
Также по направлению движения к указанным водоисточникам не установлены соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.026-2015 указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточников.
Кроме того, данной проверкой установлена необеспеченность села Калиновка Семеновского сельского поселения с численностью населения примерно 230 человек необходимым пожарным объемом воды
Так, в соответствии с примечанием 1 к п. 4.1. Свода Правил СП 8.13130.2009 допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы), в том числе, для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек.
В соответствии с п. 9.3. СП 8.13130.2009 пожарный объем воды в резервуарах должен определяться из условия обеспечения пожаротушения из наружных гидрантов и внутренних пожарных кранов согласно п.п. 5.1, 6.3.
В соответствии с таблицей 1 пункта 5.1. Свода Правил СП 8.13130.2009 расход воды из водопроводной сети на наружное пожаротушение в поселениях при количестве жителей до 1000 чел. и застройке зданиями высотой не более 2-х этажей должен составлять 5 литров в секунду.
Количество одновременных пожаров, в соответствии с указанной таблицей, для поселений, количество жителей в которых не превышает 5000 чел., принимается - 1.
В соответствии с п. 6.3. Свода Правил СП 8.13130.2009 продолжительность тушения пожара должна приниматься 3 часа.
Согласно примечанию 3 пункта 5.2 Свода правил СП 8.13130.2009 в сельских районах при отсутствии водопровода для пожаротушения зданий функциональной пожарной опасности Ф2, ФЗ должен быть предусмотрен пожарный водоем или резервуар, обеспечивающий тушение пожара в течение трех часов.
Следовательно, объем резервуара для хранения запаса воды для целей тушения пожара в поселении должен составлять 54 м3, что определяется по следующей схеме: при количестве жителей до 1000 чел. и застройке зданиями высотой не более 2-х этажей расход воды (5 литров в секунду) умножается на количество секунд в часе (3600) и умножается на три часа = 54000 л = 54 м3.
Вместе с тем, на территории .... сельского поселения имеется запас воды, хранящийся в бочке объемом лишь 12 m3.
Вышеуказанные нарушения были также выявлены 19 апреля 2018 г. в ходе проведения плановой выездной проверки государственным инспектором Камышинского района по пожарному надзору, что подтверждается представленными в материалы копиями акта проверки от 19 апреля 2018 г., протокола от 26 апреля 2018 г.
В связи с этим в адрес главы поселения внесено предписание от 19 апреля 2018 г. с требованием устранения указанных и иных нарушений. Однако в установленный срок конкретные меры к устранению указанных нарушений администрацией Семеновского сельского поселения приняты не были.
Наличие вышеуказанных нарушений и непринятие мер к их устранению подтверждается актом проверки Камышинской городской прокуратуры от 09 июля 2018 г.
Оснований полагать, что нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля административного ответчика, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по соблюдению требований закона, не имеется.
Неисполнение администрацией Семеновского сельского поселения требований законодательства о пожарной безопасности не способствует сохранению благоприятной окружающей среды, укреплению правопорядка в области пожарной и экологической безопасности, защите населения и территории поселения от пожаров, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Семеновского сельского поселения, в том числе на благоприятную среду обитания, представляет опасность для жизни и здоровья граждан.
По мнению суда, бездействие органа местного самоуправления выражается в неисполнении им обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В данном случае, судом установлено бездействие администрации Семеновского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, выразившихся в неисполнении своей обязанности, предписанной п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Семеновского сельского поселения, выразившееся в ненадлежащем обеспечении пожарной безопасности. Указанное бездействие суд находит незаконным, в связи с чем требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Признав бездействие административного ответчика незаконным, суд, руководствуясь положениями ст. 187, 227 КАС РФ, возлагает на него обязанность устранить допущенные нарушения в соответствии предложенным прокурором способом и срок.
При этом суд отмечает, что доказательств невозможности исполнить требования в установленный срок, административным ответчиком не представлено.
Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования административного искового заявления Камышинского городского прокурора Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Семеновского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Семеновского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неприятии необходимых мер по приведению источников водоснабжения в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
Обязать администрацию Семеновского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- обустроить искусственный пожарный водоем - <данные изъяты>, расположенную примерно в 200 м от ...., подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- обеспечить наличие на территории .... сельского поселения запаса воды для целей тушения пожара не менее 54 м3.
Обязать администрацию Семеновского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области установить:
- знаки «Пожарный водоисточник», выполненные в соответствии с требованиями «ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2016 № 614-ст. в месте расположения искусственного пожарного водоема - <данные изъяты>, расположенной примерно в 200 м от ....;
- указатели, выполненные в соответствии с требованиями «ГОСТ 12.4.026- 2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2016 № 614- ст, по направлению движения к пожарным водоемам: пруду, расположенному примерно в 200 метрах от кладбища села Семеновка, водонапорной башне, расположенной примерно в 200 м от .....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ М.А. Раптанова