НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Каменского районного суда (Ростовская область) от 20.05.2021 № 2А-1112/2021

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

20 мая 2021 г. г. Каменск-Шахтинский

Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Самохиной Т.А., при секретаре Новойдарской Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области к судебному приставу-исполнителю Каменского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области ФИО1, Каменскому районному отделению судебных приставов УФССП России по Ростовской области, УФССП России по Ростовской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Каменскому районному отделению судебных приставов УФССП России по Ростовской области с требованием освободить ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Каменского РОСП УФССП России по Ростовской области ФИО1 от 05.04.2021 по исполнительному производству -ИП.

Определением Каменского районного суда от 26.04.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Каменского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области ФИО1, УФССП России по Ростовской области; в качестве заинтересованного лица привлечен Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области.

В заявлении административный истец сослался на то, что решением Каменского районного суда от 29.10.2019 по иску Ростовской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области учреждение ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области обязано в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать для осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области, рабочие места с учетом возможности трудоустройства всех трудоспособных осужденных лиц, в том числе, для осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания, а также содержащихся в ШИЗО-ПКТ, и привлечь их к оплачиваемому труду, за исключением, указанных в ч.2 ст. 103 УИК РФ лиц старше 60 лет и инвалидов первой или второй группы, не желающих привлекаться к труду.

05.04.2021 ведущий судебный пристав-исполнитель Каменского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области ФИО1 вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП в отношении ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области в размере 50000 руб. в связи с неисполнением заявителем решения Каменского районного суда. По состоянию на 29.03.2021 решение суда исполнено частично.

В ФКУ ИК-12 создан центр трудовой адаптации осужденных, утверждено положение о центре трудовой адаптации осужденных. По состоянию на 29.03.2021 в ФКУ ИК-12 ГУФСИН в Ростовской области содержится 764 осужденных, из которых подлежат обязательному привлечению груду 516 осужденных, привлечено к труду с учетом хозяйственно лагерной обслугой 226 осужденных, не привлеченными к труду остаются 291 осужденный. Процент привлечения осужденных к труду составляет 43,8%. Основной причиной непривлечения осужденных к труду является отсутствие необходимых объемов заказов и, вследствие чего, отсутствие рабочих мест.

С целью создания новых рабочих мест и привлечения к труду трудоспособных осужденных ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области заключены государственные контракты на поставку вещевого имущества для нужд ГУФСИН России по Ростовской области на сумму 5567000 руб., на поставку ИРП в территориальные органы ФСИН России на сумму 1063 000 руб., на оказание услуг швейного производства, металлообработке и деревообработке на общую сумму 5035000 руб. и предоставление рабочей силы из числа спецконтингента. Направлены коммерческие предложения в территориальные органы ФСИН России на поставку индивидуальных рационов питания, направлены письма в бюджетные организации города Каменск-Шахтинского с предложением пошива различных швейных изделий, производства товаров и оказания услуг по деревообработке и металлообработке.

Рабочие места в Центре трудовой адаптации в ФКУ ИК-12 формируются исходя из количества заказов хозяйствующих субъектов, в связи с чем, количество рабочих мест можно определить только на конкретный момент на основании заказов, имеющихся в настоящее время. В дальнейшем это количество может уменьшаться либо увеличиваться в зависимости от уменьшения или увеличения заказов. Данный факт соответствуют правовому статусу Центра трудовой адаптации, закрепленному в Законе РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и приказе Минюста РФ от 01.04.2008 №80.

Кроме того, 01.12.2020 начальником ГУФСИН России по Ростовской области согласован план производственной деятельности ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области, в соответствии с которым в первом полугодии 2021 г. планируется открытие нового производственного участка «Теплица», увеличить среднесписочную численность осужденных, занятых на оплачиваемых работах еще на 95 человек.

В ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области создаются новые рабочие места для осужденных, что подтверждается справкой исправительного учреждения.

Таким образом, наличие и количество данных рабочих мест определяется наличием соответствующих заказов, количество которых не является постоянным и зависит от спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области считает, что все меры для надлежащего исполнения обязательства по возможностям должника были предприняты и предпринимаются в настоящее время, а умысла и вины по несвоевременному исполнению решения суда не было, поскольку финансирование учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета. Административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на отсутствие вины должника в неисполнении судебного акта.

Кроме того, административный истец считает, что уплата исполнительского сбора нецелесообразна, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений по указанным категориям, фактически взыскиваются в виде исполнительского сбора в другой бюджет одной бюджетной системы РФ.

Стороны, заинтересованное лицо, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявили. Суд определил, возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке ст. 150 КАС РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закона №229-ФЗ), принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 11 ст.30 Закона №229-Ф установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Закона №229-Ф).

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч.1 ст. 105 Закона №229-Ф).

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона N229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть, возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

В соответствии со ст.18 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессионального обучения осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков. В силу ст. 21 Закона, привлечение осужденных к труду на объектах организаций любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказание и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений исполняющих наказания, и организаций. Договор (контракт) разрабатывается с учетом рекомендаций федерального органа уголовно-исполнительной системы.

Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Деятельное центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную настоящим Законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных труду. Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных определяется Правительством Российской Федерации.

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Каменского районного суда от 29.10.2019 ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области обязано в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать для осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области, рабочие места с учетом возможности трудоустройства всех трудоспособных осужденных лиц, в том числе, для осужденных содержащихся в строгих условиях отбывания наказания, а также содержащихся в ШИЗО-ПКТ, и привлечь их к оплачиваемому труду, за исключением, указанных в ч.2 ст. 103 УИК РФ лиц старше 60 лет и инвалидов первой или второй группы, не желающих привлекаться к труду.

05.04.202 ведущий судебный пристав-исполнитель Каменского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области ФИО1 вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП в отношении ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области в размере 50 000 руб. по неисполнению заявителем решения Каменского районного суда. По состоянию на 29.03.2021 решение суда исполнено частично. Создан центр трудовой адаптации осужденных, утверждено положение о центре трудовой адаптации осужденных. По состоянию на 29.03.2021 в ФКУ ИК-12 ГУФСИН в Ростовской области содержится 764 осужденных, из которых подлежат обязательному привлечен груду 516 осужденных, привлечено к труду с учетом хозяйственно лагерной обслугой 226 осужденных, не привлеченными к труду остаются 291 осужденный. Процент привлечения осужденных к труду составляет 43,8%. Основной причиной непривлечения осужденных к труду является отсутствие необходимых объемов заказов и, вследствие чего, отсутствие рабочих мест.

С целью создания новых рабочих мест и привлечения к труду трудоспособных осужденных ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области заключены государственные контракты на поставку вещевого имущества для нужд ГУФСИН России по Ростовской области на сумму 5 567 000 руб., на поставку ИРП в территориальные органы ФСИН России на сумму 1 063 000 руб., на оказание услуг швейного производства, металлообработке и деревообработке на общую сумму 5035000 рублей и предоставление рабочей силы из числа спецконтингента. Направлены коммерческие предложения в территориальные органы ФСИН России на поставку индивидуальных рационов питания, направлены письма в бюджетные организации города Каменск-Шахтинского с предложением пошива различных швейных изделий, производства товаров и оказания услуг по деревообработке и металлообработке.

В первом полугодии 2021 г. планируется открыть новый производственный участок «Теплица», а также увеличить среднесписочную численность осужденных, занятых на оплачиваемых работах еще на 95 человек.

В ФКУ ИК-12 создаются новые рабочие места для осужденных, что подтверждается справкой исправительного учреждения (л.д.6)

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно: копиями писем в сельскохозяйственные организации с предложениями о взаимодействии (л.д.7-12), копиями писем в Центры социального обслуживания граждан с предложениями о сотрудничестве по производству (л.д.13-17), копией плана производственной деятельности ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области на первое полугодие 2021 года от 01.12.2020 (л.д.18-29).

Ч. 6 ст. 112 Закона N229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Ч. 7 ст. 112 Закона N229-ФЗ установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.

Согласно разъяснениям, данным в п. 78 Постановления Пленума Верховного суда РФ N50 от 17.11.2015 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства», исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Юридически значимым обстоятельством по данному делу является возможность либо невозможность по уважительным причинам исполнить требование

исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Как следует из материалов дела, для исполнения решения суда ФКУ ИК-12 09.07.2018 в ГУФСИН России направлены запросы о взаимодействии и сотрудничестве в различные организации в рамках исполнения решения суда, а также создан план производственной деятельности ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области на первое полугодие 2021 г. от 01.12.2020, отражающий в себе сведения о уже проведенной работе в 2020 г., связанной с исполнением решения.

Поскольку вина ФКУ ИК-12 в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа отсутствует, то в рассматриваемом случае в действиях должника отсутствует виновное неисполнение в установленный срок решения суда, являющегося необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.358 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области к судебному приставу-исполнителю Каменского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области ФИО1, Каменскому районному отделению судебных приставов УФССП России по Ростовской области, УФССП России по Ростовской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП от 26.02.2021 в размере 50000 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья Т.А. Самохина