Дело № 2-607/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 августа 2019 года г. Каменка
Каменский городской суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Погребной С.Г.,
с участием представителя истца ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменке Пензенской области (межрайонного) – ФИО1,
при секретаре Кочетковой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) к ФИО2 о взыскании излишне полученной ежемесячной компенсационной выплаты,-
У С Т А Н О В И Л:
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) осуществляет деятельность по назначению и перерасчету страховых пенсий в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Положением об Управлении, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2000 № 155. В силу пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 343, компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии. В силу подпункта «д» пункта 9 Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы. Таким образом, лицо, осуществляющее уход, утрачивает право на получение компенсационной выплаты в случае выполнения им оплачиваемой работы (момент прекращения права). Факт выполнения оплачиваемой работы лицом, осуществляющим уход, является безусловным основанием прекращения компенсационной выплаты. В силу пункта 10 Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. С.О.Е. обратилась в Управление ПФР с заявлением (от 25.06.2009 ...) о согласии на осуществление ухода за ней и назначении ФИО3 ухаживающим лицом за нетрудоспособным гражданином – инвалидом 1 группы. ФИО4 обратилась в Управление ПФР с заявлением (от 25.06.2009 ...) о назначении ей компенсационной выплаты как ухаживающему лицу за нетрудоспособной С.О.Е. При обращении она была уведомлена, что в случае устройства на работу, назначении пенсии, постановке на учет в центр занятости населения и получения пособия по безработице, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения осуществления ухода за нетрудоспособным лицом и других обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, она обязана в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии. В заявлении имеется соответствующая роспись заявителя. Распоряжением от 30.06.2009 ... к пенсии С.О.В. с 01.06.2009 производилась компенсационная выплата, предназначенная ФИО4 в cилу принятых ею обязательств осуществлять уход за нетрудоспособной С.О.Е. При сверке баз данных по лицам, осуществляющим уход, в августе 2018 года было выявлено, что ФИО2 работала в период компенсационных выплат С.О.В., что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица (форма СЗВИ-6) и копией трудовой книжки ...: с ... по ... (период работы в ... с ... по ... (период работы в ... с ... по ... (период работы ... ФИО3 была вызвана в Управление ПФР для решения вопроса о переплате. В ходе решения вопроса о переплате в августе 2018 года, со слов ФИО2 стало известно, что С.О.Е. умерла. Управлением ПФР были запрошены сведения о смерти С.О.Е. в органы ЗАГС, где указанных сведений не оказалось, в ГБУЗ «Каменская МРБ» (в ответ на запрос были представлены сведения о смерти С.О.Е. 22.07.2015). Решением УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонного) от 29.08.2018 выплата ежемесячной компенсационной выплаты ФИО2 была прекращена с 01.08.2018 года в связи со смертью С.О.Е. По факту мошеннических действий, выразившихся в сокрытии факта смерти С.О.Е., с целью получения социальных выплат было возбуждено уголовное дело в отношении её сына С.В.А. Каменским городским судом вынесен приговор от 18.03.2019 по делу 1-27/2019, соответственно, суммы пенсии и компенсационных выплат, последовавших после смерти С.О.Е. были взысканы в порядке уголовного производства с виновного лица. Переплата компенсационных выплат до смерти С.О.Е., т.е. до 22.07.2015 года образовалась по вине Акмаевой (до брака ФИО4) А.Р. ввиду несообщения о своём трудоустройстве. ФИО3 в связи с трудоустройством утрачивала право на получение компенсационной выплаты за уход за нетрудоспособным лицом в следующие периоды: с ... по ... (период работы в ... с ... по ... (период работы в ... с ... по ... (период работы ... В результате выявленного факта работы ФИО2 образовалась переплата ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии С.О.Е. за периоды: с 01.07.2011 по 17.10.2011, с 01.12.2014 по 14.01.2014, с 01.03.2014 по 31.07.2015. Общая сумма переплаты ФСД к пенсии составила 55 199 рублей 99 копеек. Указанная переплата зафиксирована в протоколе об обнаружении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 24.06.2019 .... При выявлении переплаты в августе 2018 года ФИО2 направлялось письмо (письмо - вызов) от 27.08.2018 ... по вопросу переплаты ежемесячной компенсационной выплаты. Также ФИО2 был направлен протокол об обнаружении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 24.06.2019 ..., что подтверждается копией письма от 26.06.2019 ... и реестром почтовых отправлений от 26.06.2019. ФИО2 обязалась своевременно сообщить в Управление ПФР о факте выполнения ею оплачиваемой работы, в силу пункта 10 Правил. Трудоустройство ответчика в силу подпункта «д» пункта 9 Правил являлось безусловным основанием для прекращения компенсационной выплаты, назначенной по уходу за нетрудоспособной гражданкой. ФИО2 своевременно не исполнила обязательство, не сообщила истцу о факте трудоустройства, в связи с чем по вине ответчика образовалась переплата пенсии в части ежемесячной компенсационной выплаты в сумме 55 199 рублей 99 копеек, назначенной ФИО2 по осуществлению ухода за нетрудоспособной ФИО6 До настоящего времени задолженность ответчиком в добровольном порядке не погашена и составляет 55 199 рублей 99 копеек. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пунктами 3, 9, 10 «Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат» неработающим трудоспособным лицам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 343 просим суд взыскать с ответчика ФИО2, ... года рождения, уроженки ..., в пользу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменке Пензенской области (межрайонного) на расчетный счет № <***> УФК по Пензенской области (ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области) в Отделении Пензы г. Пензы, БИК 045655001 ОКТМО 56701000 КБК 39211302996066000130, ИНН <***> КПП 583601001 сумму в размере 55199 рублей 99 копеек; просит взыскать с ответчика ФИО2 в пользу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменке Пензенской области (межрайонного) на расчетный счет № <***> УФК по Пензенской области (ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области) в Отделении Пензы г. Пензы, БИК 045655001 ОКТМО 56701000 КBK 39211302996066000130, ИНН <***> КПП 583601001 расходы по оплате госпошлины в размере 1 856 рублей.
В судебном заседании представитель истца ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) – ФИО1, действующая на основании доверенности № 35/01-02 от 15.01.2019 года, исковые требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала и представила пояснения на возражения ФИО2 относительно исковых требований, указав, что к пенсии нетрудоспособного лица С.О.Е. производилась компенсационная выплата, предназначенная ФИО2 в силу принятых ей обязательств осуществлять уход за нетрудоспособной С.О.Е., которая 22.07.2015 года умерла. Размер компенсационной выплаты предусмотрен Указом президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход» и составляет в месяц 1 200 рублей. В силу подпункта «д» пункта 9 Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы. Таким образом, лицо, осуществляющее уход, утрачивает право на получение компенсационной выплаты в случае выполнения им оплачиваемой работы (момент прекращения права). Факт выполнения оплачиваемой работы лицом, осуществляющим уход, является безусловным основанием прекращения компенсационной выплаты. При этом в соответствии с требованиями пункта 10 Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обязательств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Из содержания приведенных выше норм следует, что именно на лицо, осуществляющее уход, возложена обязанность уведомить пенсионный орган о наступлении обязательств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Довод ответчика о том, что она не получала компенсационную выплату, известен только со слов самого ответчика, в том числе и отражен со слов ответчика, допрошенного в качестве свидетеля, в приговоре Каменского городского суда от 18.03.2019 года. Управлением ПФР обязанность по перечислению указанной компенсационной выплаты была исполнена. Именно ввиду неисполнения ФИО2 обязанности, предусмотренной пунктом 10 Правил, к пенсии нетрудоспособной С.О.Е.. образовалась переплата ежемесячной компенсационной выплаты. Управлением ПФР были понесены убытки в виде переплаты компенсационной выплаты в указанный период. Соответственно, незаконная выплата произошла по вине ФИО2, которая не сообщила о наступлении обязательств, влекущих прекращение указанной компенсации. Считает необоснованным довод ФИО2 об истечении срока исковой давности, поскольку п. 2 ст. 28 Закона № 400-ФЗ, предусмотрено, что в случае, если предоставление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Ежемесячное представление страхователем сведений о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотрено с 01 апреля 2016 года (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ), положения об уточнении факта осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности вступили в силу с 01 мая 2016 года (часть 3 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ). Возможность загрузки сведений о работе в ПТК НВП (программно-технический комплекс «Назначение и выплата пенсии») появилась после реализации указанного Федерального закона. Загрузка данных работодателей производится в месяце, следующем за месяцем, в котором сведения о работе поступили в систему индивидуального (персонифицированного) учета. Сведения за апрель 2016 года были сданы работодателем в мае 2016 года и загрузились в ПТК НВП в июне 2016. Таким образом, возможность проверять и отрабатывать сведения работающих лиц и лиц, получающих пенсию, в Управлении ПФР возникла только после установки соответствующей компьютерной программы в ПТК НВП (программно-технический комплекс «Назначение и выплата пенсии»). Сведения о работе ФИО4 (СНИЛС <***>) поступили в распоряжение органов пенсионного обеспечения в сентябре 2018 (факт работы в отчетном периоде - июнь 2018). Иных сведений о работе ФИО4 за прошлое время (в том числе и работе с 2011 по 2017) в ПТК НВП не загружалось. В процессе отработки загруженных данных после обнаружения сведений о работе в 2018 году на ФИО4 (СНИЛС <***>) в индивидуальном порядке была запрошена выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, и обнаружен факт смены фамилии и факт осуществления ей трудовой деятельности с 14.06.2011 года. Следовательно, о незаконности получения спорной надбавки Управление ПФР узнало только в сентябре 2018 года при отработке данных работодателей. Соответственно, и срок исковой давности должен исчисляться с момента обнаружения в списке на отработку ухаживающих лиц ФИО4 - с сентября 2018 года. В связи с несообщением ответчиком о своем трудоустройстве Управлением ПФР понесены убытки в виде переплаты компенсационной выплаты в размере 55 199,99 рублей. При надлежащем исполнении ответчиком обязанности по извещению Управления ПФР об осуществлении трудовой деятельности компенсационная выплата к пенсии С.О.Е. за периоды с 01.07.2011 по 17.10.2011, с 01.12.2014 по 14.01.2014, с 01.03.2014 по 31.07.2015 не должна была производиться. Считает, что исковые требования Управления ПФР являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в представленных письменных возражениях иск не признала, указав, что компенсационная выплата как лицу, ухаживающему за нетрудоспособной С.О.Е. производилась к пенсии и осуществлялась в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии нетрудоспособному гражданину – С.О.Е. Считает, что лично взыскиваемую истцом компенсацию никогда не получала и С.О.Е. компенсацию ей никогда не передавала. Данное обстоятельство являлось предметом рассмотрения уголовного дела № 1-27/2019 и нашло свое отражение в приговоре Каменского городского суда Пензенской области от 18.03.2019 года. Специалистами ГУ УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) должны были быть получены сведения по базе данных на предмет работы лиц, осуществляющих уход, а также нетрудоспособных граждан. Полагает, что срок исковой давности по требованию о взыскании компенсационной выплаты за периоды с 01.07.2011 года по 31.07.2015 года истек на момент подачи истцом искового заявления, поскольку пенсионный орган наделен полномочиями по проверке документов, послуживших основанием для назначения компенсационных выплат. Просила суд применить срок исковой давности и применить последствия, предусмотренные законодательством, отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменке Пензенской области (межрайонного) – ФИО1, действующую на основании доверенности № 35/01-02 от 15.01.2019 года, суд приходит к следующему выводу.
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
В соответствии с п. 3 Указа источники финансирования предусмотренных п. 1 Указа компенсационных выплат и порядок их осуществления определены Правительством РФ.
Порядок осуществления компенсационных выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года N 343 (далее Правила).
Согласно пунктам 2, 3 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - нетрудоспособные граждане).
Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Подпунктом "д" п. 9 Правил предусмотрены случаи прекращения выплаты, к которым отнесено выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
При этом, в соответствии с требованиями пункта 10 названных Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" также предусмотрена ответственность физических лиц за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии. В случае, если несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход бюджетных средств, виновное лицо возмещает Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб.
Таким образом, из содержания вышеприведенных норм следует, что компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, и именно на него возложена обязанность уведомить пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Из материалов дела следует, что С.О.Е. обратилась в УПФР в г. Каменке Пензенской области с заявлением от 25.06.2009 ... о согласии на осуществление ухода за ней и назначении Акмаевой (до заключения брака ФИО4) А.Р. ухаживающим лицом за нетрудоспособным гражданином – инвалидом 1 группы /л.д./
ФИО4 обратилась в УПФР в г. Каменке Пензенской области с заявлением от 25.06.2009 ... о назначении ей компенсационной выплаты как ухаживающему лицу за нетрудоспособной С.О.Е./л.д./
Распоряжением от 30.06.2009 ... к пенсии С.О.В. с 01.06.2009 производилась компенсационная выплата, предназначенная ФИО2 в cилу принятых ею обязательств осуществлять уход за нетрудоспособной С.О.Е.
Размер компенсационной выплаты предусмотрен Указом президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход» и составляет в месяц 1 200 рублей.
Установлено, что при сверке базы данных по лицам, осуществляющим уход, в августе 2018 года было выявлено, что ФИО2 осуществляла трудовую деятельность в следующие периоды: с ... по ... в ... с ... по ... в ... с ... по ... в ... что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица (форма СЗВИ-6) и копией трудовой книжки .../л.д./
О своем трудоустройстве и изменении статуса ФИО2 в УПФР в г. Каменке Пензенской области не сообщила, в материалах пенсионного дела данные сведения отсутствуют, в связи, с чем был установлен факт переплаты ежемесячной компенсационной выплаты.
Следовательно, правовых оснований для выплаты компенсации ФИО2 в названные периоды не имелось.
В августе 2018 года ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменке Пензенской области (межрайонное), со слов ФИО2 стало известно, что С.О.Е. умерла 22.07.2015 года.
Решением УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонного) от 29.08.2018 года выплата ежемесячной компенсационной выплаты ФИО2 была прекращена с 01.08.2018 года в связи со смертью С.О.Е.
Согласно протоколу обнаружения излишне выплаченных гражданину сумм пенсии Центр ПФР в Пензенской области от 24.06.2019 года ..., а также произведенного пенсионным органом расчета, выявлен факт излишней компенсационной выплаты в связи с осуществлением ухода за нетрудоспособным гражданином за периоды с 01.07.2011 года по 17.10.2011 года в сумме 4258,06 рублей; с 01.12.2011 года по 14.01.2014 года в сумме 30541,93 рублей; с 01.03.2014 года по 31.07.2015 года в сумме 20400 рублей по выплатному делу 07/034105 /л.д./
В августе 2018 года ФИО2 направлялось письмо - вызов от 27.08.2018 ... по вопросу переплаты ежемесячной компенсационной выплаты и протокол об обнаружении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 24.06.2019 ..., что подтверждается копией письма от 26.06.2019 ... и реестром почтовых отправлений от 26.06.2019.
Ответчик является лицом, осуществляющим уход и в силу действующего законодательства получателем вышеуказанной компенсационной выплаты. Компенсационная выплата хоть непосредственно и перечисляется на расчетный счет с базовой пенсией пенсионера, за которым осуществляется уход, но в силу закона непосредственным получателем этой выплаты является именно лицо, осуществляющее уход.
Обстоятельства, на которые ссылается ответчик в возражениях на иск относительно того, что лицо, за которым она осуществляла уход, не передавало ей, как лицу, осуществляющему уход компенсационные выплаты, не подтверждаются какими-либо доказательствами по делу, и в принципе, не имеют правового значения для разрешения данного гражданского дела. Переплата произошла именно по вине ответчика ФИО2, своевременно не сообщившей в пенсионный орган об отсутствии оснований для осуществления компенсационной выплаты - о своем трудоустройстве, а в силу закона получателем этой выплаты по смыслу ее предназначения непосредственно является лицо, осуществляющее уход, т.е. ответчик.
Сам по себе порядок производства выплаты вместе с пенсией нетрудоспособного, не изменяет субъекта назначения и получения данной выплаты.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Поскольку переплата произошла по вине ответчика ФИО2, своевременно не сообщившей в пенсионный орган об отсутствии оснований для осуществления компенсационной выплаты С.О.Е. - о своем трудоустройстве, не осуществлявшей в момент трудоустройства уход за пенсионером, но получавшей без установленных на то законом или договором оснований компенсационные выплаты, суд приходит к выводу об установлении факта неосновательного обогащения со стороны ответчицы за счет истца и о взыскании с нее суммы в размере 55 199 руб. 99 коп.
Ответчик в возражениях на иск заявляет о пропуске срока исковой давности по данному делу.
В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 200 ГК Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из разъяснений, содержащихся в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 года № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Пенсионный фонд РФ не наделен обязанностями по выявлению фактов трудоустройства лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособным лицом и получающим компенсационную выплату. Указанная обязанность всецело лежит на ответчике - получателе компенсационной выплаты.
Учитывая особенности правового положения истца, являющегося учреждением, образованным в целях управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, принимая во внимание положения ч. 2 ст. 200 ГК РФ, суд считает, что срок исковой давности о взыскании излишне полученной ежемесячной компенсационной выплаты не истек, поскольку, в данном случае пенсионный орган узнал о нарушении своего права в августе 2018 года, как следует из протокола обнаружения излишне выплаченных гражданину сумм пенсии Центр ПФР в Пензенской области от 24.06.2019 года .../л.д./
При этом суд полагает, что истец не мог знать о том, что наступили обстоятельства, влекущие прекращение осуществления ежемесячной выплаты ответчику, поскольку сведения относительно того, что наступили такого рода обстоятельства, ответчик обязан был незамедлительно предоставить фонду, чего последний не сделал.
Из материалов дела, пояснений представителя истца следует, что истец о трудоустройстве ФИО2 узнал только в августе 2018 года, с иском в суд Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) обратилось 01.07.2019 года, то есть в пределах срока исковой давности.
При этом следует отметить, что действующим законодательством на пенсионный фонд не возложена обязанность контролировать достоверность сведений, предоставляемых лицом в целях установления и выплаты пенсионного обеспечения, по имеющимся данным персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования ответчика о применении срока исковой давности удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца, необходимости их удовлетворения.
В силу ст. 98 ГПК РФ подлежат удовлетворению требования о взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины в пользу ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) в сумме 1 856 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) к ФИО2 о взыскании излишне полученной ежемесячной компенсационной выплаты - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, ... года рождения, уроженки ..., в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) на расчетный счет №<***> УФК по Пензенской области (ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области) в отделении Пензы г. Пензы, БИК 045655001 ОКТМО 56701000 КДБ 39211302996066000130, ИНН <***> КПП 583601001 излишне полученную ежемесячную компенсационную выплату в размере 55 199 (пятьдесят пять тысяч сто девяносто девять) рублей 89 копеек, и расходы по оплате госпошлины в размере 1856 (одна тысяча восемьсот пятьдесят шесть) рублей.
Ответчик вправе подать в Каменский городской суд Пензенской области заявление об отмене данного заочного решения в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пензенский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления через Каменский городской суд Пензенской области.
Судья