НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Камчатского краевого суда (Камчатский край) от 27.10.2023 № 3А-24/2023

Дело № 3а-24/2023

41ОS0000-01-2023-000017-33

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2023 года г. Петропавловск-Камчатский

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи

Гончаровой Н.В.,

с участием прокуроров

Рогачёвой М.С.,

при секретарей

Шинкееве М.Ю.,

с участием представителей административного истца акционерного общества «Оборонэнерго» Максимчука М.В. и Тарнавской Е.Л., представителей административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Хоич А.А. и Яковлевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края о признании недействующими в части нормативных правовых актов: постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 29 ноября 2022 года «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Центрального энергоузла Камчатского края на 2023-2027 годы» и постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 18 ноября 2022 года «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала «Камчатский» АО «Оборонэнерго» на 2023-2027 годы» (в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2022 года

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Оборонэнерго» (далее также – АО «Оборонэнерго», Общество, Регулируемая организация) обратилось в Камчатский краевой суд с административным иском к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края (далее также – РСТ, Регулятор, Служба по тарифам, Тарифный орган) о признании недействующими нормативных правовых актов – постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 29 ноября 2022 года Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Центрального энергоузла Камчатского края на 2023-2027 годы» (далее также - Постановление РСТ ) в части установления пунктом 2 таблицы 1 приложения 1 для АО «Оборонэнерго» необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в размере 424 083 тыс.руб. и постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 18 ноября 2022 года № «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала «Камчатский» АО «Оборонэнерго» на 2023-2027 годы» (в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2022 года ) (далее также - Постановление РСТ ) в части установления приложением 2 для АО «Оборонэнерго» необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь на 2023 год в размере 424 083 тыс.руб., а также в части утверждения приложением 3 индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между <данные изъяты> и филиалом «Камчатский» АО «Оборонэнерго» на 2023 год.

В обоснование иска указало, что АО «Оборонэнерго» осуществляет деятельность по передаче электроэнергии на территории Камчатского края. Постановлением РСТ установлена необходимая валовая выручка (далее также – НВВ) Общества без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в размере 424 083 тыс.руб. Постановлением РСТ в редакции постановления РСТ от 30 ноября 2022 года установлена НВВ организации на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), в том числе на 2023 год в размере 424 083 тыс.руб. При установлении тарифов на 2023 год Регулятор неверно рассчитал расходы АО «Оборонэнерго» по статьям расходов «Расходы на оплату труда, «Отчисления на социальные нужды», «Прибыль на социальное развитие», а также необоснованно не принял к учету фактические расходы Общества за 2021 год по статье «Расходы на социальное развитие», чем нарушил пункты 7, 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года , пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

В судебном заседании представители административного истца АО «Оборонэнерго» Максимчук М.В. и Тарнавская Е.Л. исковые требования поддержали по изложенным в нем основаниям.

Представители административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Хоич А.А., Яковлева В.А. иск не признали по основаниям, изложенным в отзывах на административное исковое заявление и дополнениях к отзывам.

Заинтересованные лица <данные изъяты>, <данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты><данные изъяты>», <данные изъяты><данные изъяты>», <данные изъяты><данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты>» о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Рогачёвой М.С., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы тарифной заявки АО «Оборонэнерго» и дополнений к ней, поданных Регулятору в электронном виде на СД-дисках, суд приходит к следующему.

Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее также - Закон об электроэнергетике) в сфере электроэнергетики государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также – Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также – Правила государственного регулирования), утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178.

На основании пункта 4 статьи 21 Закона об электроэнергетике полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на территории Камчатского края на основании Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 424-П, является Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края (утратило силу с 10 апреля 2023 года).

В соответствии с указанным Положением в области государственного регулирования тарифов на электрическую энергию Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию.

Руководитель Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края издает постановления, приказы по вопросам установленной сферы деятельности, которые входят в систему нормативных правовых актов Камчатского края (статья 27 Устава Камчатского края, пункт 54.12 Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края).

В судебном заседании установлено, что постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 18 ноября 2022 года утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала «Камчатский» АО «Оборонэнерго» на 2023-2027 годы», в том числе долгосрочные параметры регулирования, необходимая валовая выручка на 2023-2027 годы, индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между <данные изъяты>» и филиалом «Камчатский» АО «Оборонэнерго» на 2023-2027 годы (том 1 л.д. 48-52).

30 ноября 2022 года постановлением РСТ в Постановление РСТ внесены изменения, которыми НВВ филиала «Камчатский» АО «Оборонэнерго» на 2023 год утверждена в размере 424 083 тыс. руб. и утверждены индивидуальные тарифы при расчетах с <данные изъяты>» (том 1 л.д. 53-57).

Постановлением РСТ утверждены и введены в действие на 2023-2027 годы единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Центрального энергоузла Камчатского края, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненных к нему категориям потребителей. Согласно приложению 1 к постановлению, которое содержит таблицу 1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Центрального энергоузла Камчатского края на 2023 года», при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Центральном энергоузле Камчатского края учтена НВВ филиала «Камчатский» АО «Оборонэнерго» в размере 424 083 тыс.руб. (том 1 л.д. 23-47).

Постановление РСТ , Постановление РСТ и Постановление РСТ являются нормативными правовыми актами, принятыми уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением порядка принятия. Постановления официально опубликованы на интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) - 21 ноября 2022 года, 2 декабря 2022 года и 1 декабря 2022 года, соответственно, и в печатном издании губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости», спецвыпуск № 11 от 30 декабря 2022 года, в соответствии с Законом Камчатского края от 27 мая 2022 года № 86 «О порядке обнародования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края».

Нарушений порядка принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов, а также нормативного акта, которым вносились изменения, судом не установлено.

Рассматривая требование административного истца о необоснованности невключения в НВВ филиала «Камчатский» АО «Оборонэнерго» планируемых расходов Общества на 2023 год и фактических расходов 2021 года, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике» Камчатский край относится к технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам.

АО «Оборонэнерго» является территориальной сетевой организацией, посредством филиала «Камчатский» в качестве основного вида деятельности осуществляет передачу электрической энергии потребителям на территории Камчатского края, технологическое присоединение к электрическим сетям.

Постановлением РСТ тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2023-2027 годы в отношении филиала «Камчатский» АО «Оборонэнерго» установлены на основе долгосрочных параметров регулирования.

В силу пункта 1 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования - параметры расчета долгосрочных цен (тарифов), устанавливаемые на долгосрочный период регулирования, под которым понимается период сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней).

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

Как следует из пункта 7.1 Экспертного заключения по результатам проверки расчетов для утверждения тарифов на услугам по передаче электрической энергии по сетям филиала «Камчатский» АО «Оборонэнерго» на 2023-2027 годы (2023 год – первый год долгосрочного периода регулирования) от ноября 2022 года (далее также – Экспертное заключение 2022 года), расчет базового уровня подконтрольных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования - на 2023 год – произведен методом экономически обоснованных расходов в соответствии с пунктами 11 и 12 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее – Методические указания № 98-э) (том 1 л.д. 99).

В силу пункта 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Из пункта 26 Основ ценообразования следует, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 57 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее также – Методические указания № 20-э/2), при подаче заявления об установлении тарифов АО «Оборонэнерго» представило таблицу П1.16 «Расчет расходов на оплату труда» приложения 1 Методических указаний № 20-э/2, в которой произведен расчет среднемесячной заработной платы одного работника в размере 87 762 руб., исходя из тарифной ставки рабочего 1 разряда – 10 079 руб., тарифного коэффициента, соответствующего ступени по оплате труда, - 2,030, процента выплат текущего премирования – 65%, выплат по районному коэффициенту и северным надбавкам – 160% (том 1 л.д. 67-68, 69-71, том 3 л.д. 26-27, 31) с приложением обосновывающих документов (том 3 л.д. 28-30, 32).

В связи с установлением с 1 июля 2022 года по 30 июня 2023 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей «ЭРА России» минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда промышленно-производственного персонала в электроэнергетике (далее также – ММТС) в размере 11 012 руб. (том 4 л.д. 44) и прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации показателей инфляции на 2023 год в размере 106,0% годовых (том 2 л.д. 61), средний размер ММТС в электроэнергетике на 2023 год увеличился до 11 342 руб. (11 012 руб. (первое полугодие) + 11 672 руб. (второе полугодие в соответствии с расчетом 11 012 руб. *106,0%) / 2 = 11 342 руб.).

Исходя из новой тарифной ставки рабочего 1 разряда – 11 342 руб. и ранее рассчитанных коэффициентов: тарифного коэффициента - 2,030, процента выплат текущего премирования – 65%, выплат по районному коэффициенту и северным надбавкам – 160%, средняя месячная заработная плата одного работника АО «Оборонэнерго» на 2023 год составила 98 766 руб., в связи с чем в Службу по тарифам были поданы скорректированные материалы, в том числе расчеты расходов на оплату труда (том 4 л.д. 42-43, 45, 46).

По расчетам Общества фонд оплаты труда (далее также – ФОТ) на 2023 год (без оплаты проезда к месту отдыха) составляет сумму 304 003 тыс.руб. (том 4 л.д. 45, 46). Данная сумма не является арифметически верной, поскольку исходя из средней месячной заработной платы в размере 98 766 руб. и указанной в расчете численности – 253 человека, размер ФОТ составит 299 854 тыс.руб. (98 766 руб. * 12 месяцев * 253 человека).

Службой по тарифам при расчете тарифов на долгосрочный период регулирования при расчете НВВ филиала «Камчатский» АО «Оборонэнерго» на 2023 год приняты плановые расходы Общества по статье затрат «Расходы на оплату труда» (без оплаты проезда) в размере 207 170 тыс.руб. исходя из среднемесячной заработной платы одного работника в размере 89 472 руб. и количества работников 193 чел. (89 472 руб. * 12 мес. * 193 человека) (том 1 л.д. 100, 107).

Поскольку административным истцом не оспаривается численность персонала, принятая административным ответчиком для расчета ФОТ, судом данная величина принимается как верная, тем более что в соответствии с расчетами Регулятора 193 человека – это фактическая численность регулируемой организации за 2021 год, что соответствует нормам пункта 26 Основ ценообразования (том 1 л.д. 100).

Согласно пояснениям административного ответчика в судебном заседании, расчет среднемесячной заработной платы одного работника произведен исходя из фактического ФОТ за 2021 год, принятого РСТ (187 386 тыс. руб.), фактической численности работников в 2021 году (193 человека) и прогнозов социально-экономического развития (2022/2021 - 104,3%, 2023/2022 - 106,0%), и выглядит следующим образом: 187 386 тыс.руб. / 12 месяцев /193 человека = 80 928 руб. (с учетом погрешности) *104,3% = 84 408 руб. * 106,0% = 89 472 руб. (том 1 л.д. 182-183).

Вместе с тем, исходя из актуального прогноза социально-экономического развития по уровню инфляции, опубликованного Министерством экономического развития Российской Федерации на 2022 – 2025 годы, инфляция на 2022 год в среднем за год составит 113,9%, в 2023 году – 106,0% (том 2 л.д. 61), в связи с чем среднемесячная заработная плата одного работника в расчетах Регуляторам должна была составить, как минимум, сумму 97 708 руб., исходя из следующего расчета: 80 928 руб. * 113,9% = 92 177 руб. * 106,0% = 97 708 руб., а ФОТ – 226 291 тыс.руб.

Однако данный способ расчета ФОТ, примененный Службой по тарифам, по мнению суда, является неверным.

Как следует из пункта 7.1 Экспертного заключения 2022 года, расчет базового уровня подконтрольных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования - на 2023 год – произведен Регулятором методом экономически обоснованных расходов на основании пункта 38 Основ ценообразования.

Согласно подпункту 3 пункта 12 Методических указаний № 98-э, при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются, в том числе затраты на оплату труда, определяемые на основе пункта 26 Основ ценообразования с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Вместе с тем из расчета среднемесячной заработной платы одного работника в размере 89 472 руб., установленной Регулятором на 2023 год, невозможно установить, каким образом Тарифный орган учитывал в своих расчетах минимальную месячную тарифную ставку, определенную Общероссийским отраслевым объединением работодателей «ЭРА России» в соответствии с пунктами 3.3 – 3.4 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2022 – 2024 годы, при том что возражений по коэффициентам, применяемым АО «Оборонэнерго» в расчете среднемесячной заработной платы одного работника (тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда; процент текущего премирования; процент выплат по районному коэффициенту и северным надбавкам), РСТ не имело, поскольку ни Экспертное заключение 2022 года (том 1 л.д. 94-104), ни протоколы заседания Правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17, 18 и 30 ноября 2022 года таких возражений не содержат (том 1 л.д. 58-61, 62-66, том 2 л.д. 72-75), тогда как в соответствии с пунктом 28 Правил государственного регулирования Регулятор обязан указать в протоколе основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность. А поскольку, проведя оценку достоверности данных, приведенных Обществом в предложениях об установлении тарифов, Регулирующий орган пришел к выводу о достоверности информации, содержащейся в представленных документах (том 1 л.д. 95), он должен был учесть утвержденный в ОТС размер ММТС, а также все коэффициенты средней заработной платы, учитываемые при ее определении и предложенные Обществом.

В обоснование учета ММТС в расчете средней заработной платы административный ответчик указал, что в 2019 году при расчете среднемесячной заработной платы Общества на 2020 год Регулятором была учтена ММТС, установленная ОТС, и все расчетные показатели Регулируемой организации (процент выплат, связанных с режимом работы, - 12,5%; процент текущего премирования – 75%, процент выплат по районному коэффициенту и северным надбавкам – 160%), в связи с чем среднемесячная заработная плата одного работника составила 86 870 руб., ФОТ – 197 895 тыс.руб. (том 2 л.д. 76, 149-151). Однако в 2020 году фактический ФОТ был израсходован АО «Оборонэнерго» только в размере 165 812 тыс.руб. (84% от плана), утвержденный на 2021 года ФОТ в размере 204 337 тыс.руб. был израсходован в размере 187 385 тыс.руб. (92% от плана), план ФОТ на 2022 год – 208 713 тыс.руб., факт 2022 года – 186 056 тыс.руб. (89% плана), средний процент расходования утвержденного ФОТ составил 88%, в связи с чем, если рассчитать ФОТ на 2023 год исходя из среднемесячной заработной платы одного работника, предложенной административным истцом, в размере 98 766 руб., утвержденной Регулятором численности 193 человека и процента фактического использования ФОТ - 90%, то получится сумма 205 820 тыс.руб. (98 766 руб. * 12 месяцев * 193 человека * 90%), тогда как Службой по тарифам утвержден Обществу ФОТ в размере 207 170 тыс.руб., что исключает нарушение прав административного истца (том 2 л.д. 68-70).

Однако такой подход к расчету НВВ Регулируемой организации не предусмотрен действующим тарифным законодательством, в связи с чем не может быть признан судом верным.

Следует также отметить, что среднемесячная заработная плата одного работника в 2020 году была утверждена Обществу в размере 86 870 руб. с учетом всех ее составляющих, в том числе ММТС, утвержденную ОТС (том 2 л.д. 151), однако в 2021 году Регулятор исчислил фактическую среднемесячную заработную плату одного работника исходя из израсходованного ФОТ и численности работников, в результате чего она стала составлять 80 928 руб., то есть меньше среднемесячной заработной платы 2020 года почти на 7% при уровне инфляции 106,7% (том 2 л.д. 61).

Вместе с тем, при расчете фактической среднемесячной заработной платы одного работника в 2021 году Службой по тарифам не были учтены экономические последствия, связанные с ограничениями, введенными в связи с пандемией коронавируса COVID-19 в 2020 и 2021 годах. По утверждению АО «Оборонэнерго», АУП был переведен на дистанционную работу, промышленно-производственному персоналу осуществлялись выплаты за простой в размере 2/3 заработка, что существенно отразилось на размере выплаченной заработной платы работникам и, соответственно, на размере израсходованного ФОТ, кроме того Общество вынуждено тратить часть ФОТ на расходы по статье «Выплаты социального характера из прибыли», выплата которых предусмотрена ОТС, однако РСТ данные расходы значительно занижает при включении в НВВ (план 2021 года – 655 тыс.руб., факт 2021 года – 6 311 тыс.руб.) (том 3 л.д. 7-12).

Таким образом, в нарушение пункта 23 Правил государственного регулирования в Экспертном заключении 2022 года фактически не дана надлежащая оценка финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность, несмотря на то что последствия пандемии коронавируса затронули все сектора экономики всего мира, негативно отразившись на экономических показателях, особенно, промышленных предприятий, что является общеизвестным фактом.

По данным Росстата, снижение ВВП России во II квартале 2020 года составило 8% к аналогичному периоду прошлого года («Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике», одобренный Правительством РФ 23 сентября 2020 года, протокол , раздел VII).При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ФОТ, утвержденный Тарифным органом, не соответствует пункту 26 Основ ценообразования, поскольку не учитывает как ММТС, утвержденную отраслевым тарифным соглашением, так и не учитывает фактический объем фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования с учетом актуального прогнозного индекса потребительских цен.

Довод административного ответчика о превышении нормативной численности работников Общества, рассчитанной в соответствии с приказом Госстроя РФ от 3 апреля 2000 года № 68 «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий», на 72 человека, не может быть основанием для уменьшения размера ФОТ, поскольку в соответствии со статьей 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, которая по факту 2021 года составила 198 человек, Регулятором принята в размере 193 человека (том 1 л.д. 100).

Согласно подпункту 6 пункта 18 Основ ценообразования, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на оплату труда и страховые взносы.

Как следует из Экспертного заключения 2022 года, размер отчислений на социальные нужды установлен Регулятором с учетом определенного размера ФОТ (207 107 тыс.руб.), а также с учетом фактической эффективной ставки по Обществу по итогам 2021 года (29,23%), определенной РСТ по фактическому проценту отчислений на социальные нужды от фактического ФОТ (том 1 л.д. 101, том 2 л.д. 38-42).

Поскольку судом установлено, что ФОТ рассчитан Службой по тарифам неверно, то и размер отчислений на социальные нужды подлежит корректировке.

Помимо размера ФОТ, из которого был исчислен размер отчислений на социальные нужды, административный истец был не согласен с процентной ставкой, примененной Регулятором для расчета этих отчислений, указывая на изменение налогового законодательства, регулирующее данные отношения, поэтому для расчета отчислений на социальные нужды необходимо применение ставки в размере 30% (том 1 л.д. 15-16, том 2 л.д. 56-57).

Действительно, с 1 января 2023 года изменился порядок расчета страховых взносов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Налогового кодекса РФ, начиная с 2023 года устанавливаются тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов), если иное не предусмотрено настоящей главой:

1) в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 30 процентов;

2) свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 15,1 процента.

Единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов на 2023 год установлена в размере 1 917 000 руб.

До 31 декабря 2022 года тарифы страховых взносов были установлены в следующих размерах:

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 процентов;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

На 2021 год предельная величина базы для исчисления страховых взносов на пенсионное страхование составляла 1 465 000 руб., для исчисления страховых взносов на медицинское страхование – 966 000 руб.

Таким образом, с 1 января 2023 года произошло как увеличение предельной величины базы для исчисления страховых взносов, так и увеличение размера ставки для расчета отчислений на социальные нужды сверх предельной величины базы.

Вместе с тем, в уточненной тарифной заявке АО «Оборонэнерго» просило включить в НВВ затраты на отчисления на социальные нужды в размере 89 918 руб. при запрашиваемом ФОТ 304 003 тыс.руб. (том 1 л.д. 106, том 4 л.д. 45), что составляет 29,58%, а не 30%.

Таким образом, сама регулируемая организация не предполагала необходимости исчисления страховых взносов в максимальном размере.

Кроме того, само по себе увеличение предельной величины базы для исчисления страховых взносов не означает значительного увеличения размера отчислений на социальные нужды, поскольку увеличение предельной величины базы для исчисления страховых взносов произошло на уровень инфляции, что предусмотрено пунктом 5 статьи 421 Налогового кодекса РФ. При этом размер заработной платы работников АО «Оборонэнерго» также подлежит увеличению на уровень инфляции.

Поскольку какого-либо специального расчета либо иного обоснования, подтверждающего реальное увеличение размера отчислений Общества на социальные нужды в 2023 году, Регулятору представлено не было, то расчет размера отчислений на социальные нужды, сделанный административным ответчиком исходя из эффективной ставки 2021 года, суд полагает обоснованным.

При этом в случае недостаточности средств, включенных в НВВ 2023 года на уплату страховых взносов, АО «Оборонэнерго» не лишено возможности учесть эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования.

В силу положений пункта 17 Основ ценообразования в НВВ включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Согласно подпункту 4 пункта 19 Основ ценообразования, расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), также включают в себя прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

АО «Оборонэнерго» включено в реестр организаций, на которые распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2022 - 2024 годы, поэтому обязано исполнять его требования.

В силу пункта 6.1 ОТС работодатели обеспечивают предоставление работникам следующих льгот, гарантий и компенсаций в порядке и на условиях, определяемых непосредственно в Организациях, в том числе: выплату единовременной материальной помощи при регистрации брака (если брак регистрируется впервые) - не менее 6 728 руб.; при рождении (усыновлении) ребенка - в размере не менее 8 249 руб.; семье работника в связи со смертью работника Организации - в размере не менее 9 887 руб.; на организацию похорон ветеранов Организации - в размере не менее 9 887 руб.; работнику в связи со смертью его близких родственников - в размере не менее 7 664 руб.; предоставление единовременной выплаты при уходе работника в ежегодный основной оплачиваемый отпуск один раз в год в размере не менее ММТС; при увольнении работника из Организации по собственному желанию после установления трудовой пенсии по старости.

Согласно таблице П21 тарифной заявки АО «Оборонэнерго», Общество просило включить в НВВ на 2023 год расходы по статье «Прибыль на социальное развитие» в размере 7 180 тыс.руб. (том 4 л.д. 42), Регулятором утверждено только 759 тыс.руб. (том 1 л.д. 100), при этом никакого расчета данной суммы ни Экспертное заключение 2022 года, ни протоколы заседания Правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17, 18 и 30 ноября 2022 года не содержат (том 1 л.д. 94-104, 58-61, 62-66, том 2 л.д. 72-75).

Из расчетов административного истца следует, что на выплаты, предусмотренные ОТС, потрачено 4 930 тыс.руб., только на единовременную выплату к ежегодному оплачиваемому отпуску потрачено более 3 млн.руб. (том 4 л.д. 51-52). В материалы тарифной заявки Общество представило на электронных носителях не только расчет выплаты социального характера (из прибыли) на 2023-2027 годы (том 1 л.д. 69, том 3 л.д. 33), но и доказательства осуществления таких выплат в 2021 году, в том числе, реестры с указанием сумм, приказы (том 4 л.д. 147, 148, 149 - папка «Запрос от 15 июня 2023 года ЦЭУ», папка 11 «Отчисления на социальные нужды»).

Административный ответчик, обосновывая сумму 759 тыс.руб., включенную в НВВ по статье «Прибыль на социальное развитие» на 2023 год, указал, что расчет произведен исходя из суммы 278 руб. в месяц на одного человека, которая была установлена Службой по тарифам на всей территории Камчатского края в 2020 году, и уровня инфляции, исходя из следующего расчета: 278 руб. * 106,7% (2021/2020) * 104,3% (2022/2021) * 106,0% (2023/2022) = 328 руб. * 12 месяцев * 193 человека = 759 тыс.руб. (том 1 л.д. 184). Данный показатель был рассчитан в 2017 году и увеличивался в соответствии с индексом потребительских цен (том 2 л.д. 41).

Вместе с тем, на запрос суда о предоставлении расчета и обоснованности суммы в размере 249 руб., принятой Службой по тарифам как среднее значение на всей территории Камчатского края на 2017 год, административный ответчик ответил отказом, сославшись на уничтожение данных документов в связи с истечением срока их хранения (том 2 л.д. 210-215).

Таким образом, Регулятор, в нарушение подпункта 4 пункта 23 Правил государственного регулирования, в Экспертном заключении 2022 года не произвел анализ экономической обоснованности расходов Регулируемой организации по статье расходов «Прибыль на социальное развитие» на 2023 год, при этом правомерность расчета расходов по данной статье, сделанного самой Службой по тарифам, определить не представляется возможным ввиду отсутствия каких-либо обосновывающих расчет документов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности расчета административного ответчика затрат АО «Оборонэнерго» по статье расходов «Прибыль на социальное развитие» на 2023 год, противоречии его пунктам 17 и 19 Основ ценообразования.

Довод административного ответчика об отсутствии прибыли у Регулируемой организации, и по этой причине отсутствии возможности выплачивать установленные ОТС льготы работникам предприятия (том 2 л.д. 210-215), является несостоятельным.

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса РФ).

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса РФ).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса РФ).

В силу пункта 1.5. Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2022 - 2024 годы в отношении Организаций, указанных в Приложении № 1 к настоящему Соглашению, в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, в полном объеме учитываются при установлении цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой, органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе органами исполнительной власти, уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, органы тарифного регулирования обязаны включить в НВВ Регулируемой организации расходы на предоставление льгот сотрудникам, которые установлены ОТС, независимо от наличия или отсутствия у нее прибыли.

В соответствии с абзацем 10 пункта 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

В обоснование превышения плановой суммы затрат по статье расходов «Прибыль на социальное развитие» за 2021 год Общество представило расчет, согласно которому: план на 2021 год – 655 тыс.руб., факт 2021 года – 6 311 тыс.руб., выпадающие расходы – 5 656 тыс.руб. (том 3 л.д. 34). Расчет представлен на электронных носителях с приложением подтверждающих документов (том 4 л.д. 147, 148, 149 - папка «Запрос от 15 июня 2023 года ЦЭУ», папка 11 «Отчисления на социальные нужды»).

Вместе с тем из пункта 7.4 Экспертного заключения 2022 года «Корректировка необходимой валовой выручки филиала «Камчатский» АО «Оборонэнерго» за 2021 год» невозможно установить, произведена ли корректировка НВВ Общества за 2023 года по данной статье расходов и в каком размере. При этом во время проведения анализа документов, представленных Обществом Регулятору в тарифной заявке и дополнениях к ней, при переписке с экспертом Службы по тарифам Обществу направлялись таблицы с указанием данных, утвержденных РСТ на 2023 год и принятых расходов за 2021 год, в том числе Таблица П21, из которой следует, что РСТ отказала во включении в НВВ 2023 года фактических расходов по статье «Прибыль на социальное развитие» за 2021 год в полном объеме (том 1 л.д. 105, 108).

Следует отметить, что пункт 7.4 Экспертного заключения 2022 года вообще не поддается анализу, поскольку указанные в таблице 7 цифры не подтверждены какими-либо расчетами (том 1 л.д. 102). По утверждению представителя РСТ Яковлевой В.А. в судебном заседании, никаких таблиц к Экспертному заключению 2022 года не прилагалось.

Кроме того, в нарушение пункта 28 Правил государственного регулирования, при утверждении тарифов Регулятор не указал в протоколах заседания Правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17, 18 и 30 ноября 2022 года основания, по которым отказано во включении в тарифы этих расходов, предложенных организацией.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности отказа административного ответчика от включения в НВВ 2023 года фактических расходов АО «Оборонэнерго» по статье «Прибыль на социальное развитие» за 2021 год.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При указанных обстоятельствах административное исковое заявление АО «Оборонэнерго» подлежит удовлетворению, а постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 29 ноября 2022 года «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Центрального энергоузла Камчатского края на 2023-2027 годы» в части установления пунктом 2 таблицы 1 приложения 1 для АО «Оборонэнерго» необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в размере 424 083 тыс.руб., и постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 18 ноября 2022 года «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала «Камчатский» АО «Оборонэнерго» на 2023-2027 годы» (в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2022 года ) в части установления приложением 2 для АО «Оборонэнерго» необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь на 2023 год в размере 424 083 тыс.руб., а также в части утверждения приложением 3 индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между <данные изъяты>» и филиалом «Камчатский» АО «Оборонэнерго» на 2023 год, признанию недействующими, как противоречащие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: пунктам 7, 17, 18, 19 и 26 Основ ценообразования и пунктам 23 и 28 Правил государственного регулирования.

При определении момента, с которого следует признать недействующими оспариваемые нормативные правовые акты, суд приходит к выводу о признании их недействующими со дня принятия.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В силу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

В связи с признанием недействующими с даты принятия оспариваемых Постановлений возникает недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений. Принятие новых нормативных правовых актов, заменяющих нормативные правовые акты, признанные недействующими в части, необходимо для установления экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» и тарифов в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих отношениях, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности принять новые нормативные правовые акты, заменяющие нормативные правовые акты в той части, в которой они признаны судом недействующими, установив срок для принятия таких актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения Камчатского краевого суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления АО «Оборонэнерго» уплачена государственная пошлина в размере 9 000 руб. согласно платежным поручениям от 3 марта 2023 года (том 1 л.д. 119) и № от 6 июня 2023 года (том 1 л.д. 125), которая подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление акционерного общества «Оборонэнерго» удовлетворить.

Признать недействующими с даты принятия:

- постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 29 ноября 2022 года «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Центрального энергоузла Камчатского края на 2023-2027 годы» в части установления пунктом 2 таблицы 1 приложения 1 для АО «Оборонэнерго» необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в размере 424 083 тыс.руб.

- постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 18 ноября 2022 года «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала «Камчатский» АО «Оборонэнерго» на 2023-2027 годы» (в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2022 года ) в части установления приложением 2 для АО «Оборонэнерго» необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь на 2023 год в размере 424 083 тыс.руб., а также в части утверждения приложением 3 индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между <данные изъяты>» и филиалом «Камчатский» АО «Оборонэнерго» на 2023 год.

Возложить на Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять новые нормативные правовые акты, заменяющие нормативные правовые акты в той части, в которой они признаны судом недействующими.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края в пользу акционерного общества «Оборонэнерго» расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 000 руб.

На решение может быть подана жалоба (представление) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 13 ноября 2023 года.

Председательствующий (подпись) Н.В. Гончарова

Верно:

Судья Камчатского краевого суда Н.В. Гончарова