НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Камчатского краевого суда (Камчатский край) от 27.07.2012 № 3-11/2012

Дело № 3-11/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 июля 2012 года г. Петропавловск-Камчатский

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Воскресенской В.А.,

при секретаре Хозек И.С.,

с участием прокурора Вичеренко Н.В.,

представителя Правительства Камчатского края Курасовой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Камчатского края о признании недействующими отдельных норм приложения к постановлению Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 416-П «Об утверждении Положения о Представительстве губернатора и Правительства Камчатского края при Правительстве Российской Федерации в г. Москве»,

У С Т А Н О В И Л :

заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащих федеральному законодательству и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу отдельных норм приложения к постановлению правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 416-П «Об утверждении Положения о Представительстве губернатора и Правительства Камчатского края при Правительстве Российской Федерации в г. Москве» (далее по тексту - Положение), а именно: в пункте 1.4 слова «юридическим лицом», «самостоятельный баланс».

В обоснование своих требований заместитель прокурора сослался на то, что пунктом 1.4 Положения Представительство губернатора и Правительства Камчатского края при Правительстве Российской Федерации в г. Москве (далее по тексту – Представительство) наделено правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, соответствующие счета в банках, в том числе валютный счет в одном из банковских, кредитных учреждений города Москвы, открываемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать и бланки со своим наименованием, что противоречит частям 1 и 3 статьи 55 ГК РФ, согласно которым представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Из анализа норм оспариваемого Положения, а также п. «д» ч. 1 ст. 3, ст. 9 Закона Камчатского края от 29 марта 2012 года № 30 «О системе исполнительных органов государственной власти Камчатского края» следует, что Представительство включено в систему органов исполнительной власти Камчатского края, представляет интересы высшего исполнительного органа края – Правительства Камчатского края и губернатора Камчатского края и имеет возможность участвовать в гражданско-правовых сделках, нести по ним обязательства и ответственность, как самостоятельное юридическое лицо.

Нормы Положения о полномочиях Представительства свидетельствуют о возможности осуществления данным органом представительских функций губернатора и Правительства Камчатского края с одновременной возможностью участия в гражданско-правовых сделках, нести по ним обязательства и ответственность как самостоятельное юридическое лицо.

Учитывая, что в силу ст. 124 ГК РФ субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами, к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях регулируемых гражданским законодательством, наделение Представительства правами юридического лица противоречит гражданскому законодательству, и подлежит признанию недействующим в части неправомерного наделения представительства правом иметь самостоятельный баланс, поскольку наличие такого документа выражает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица как отдельного субъекта гражданских правоотношений, которым представительство не является.

В судебном заседании представитель прокурора Камчатского края Вичеренко Н.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Правительства Камчатского края Курасова Т.Б. в письменном отзыве и в судебном заседании заявленные требования не признала, считая требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указала, что Представительство губернатора и Правительства Камчатского края при Правительстве Российской Федерации в г. Москве в соответствии с положениями статьи 3 закона Камчатского края от 29 марта № 30 «О системе исполнительных органов государственной власти Камчатского края» включено в систему исполнительных органов государственной власти Камчатского края, обладает всеми признаками юридического лица и не является обособленным подразделением какого-либо иного юридического лица. Кроме того, в функции Представительства входит представление интересов не только Правительства Камчатского края, но и Губернатора Камчатского края, который юридическим лицом не является.

Представитель Представительства губернатора и Правительства Камчатского края при Правительстве Российской Федерации в г. Москве при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, направив письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, в котором одновременно заявил, что считает заявление заместителя прокурора Камчатского края необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Законы и правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации и статьей 2 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно и содержит в своем составе: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 17 Устава Камчатского края систему исполнительных органов государственной власти Камчатского края составляют исполнительные органы государственной власти Камчатского края во главе с Правительством Камчатского края. Система исполнительных органов государственной власти Камчатского края устанавливается законом Камчатского края.

Указанная система определена в статье 3 Закона Камчатского края от 29 марта 2012 года № 30 «О системе исполнительных органов государственной власти Камчатского края», в которую включены, в том числе, представительства губернатора и Правительства Камчатского края (п. «д» ч. 1).

В соответствии со статьей 9 указанного Закона Представительство губернатора и Правительства Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, представляющим интересы губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия Представительства определяются постановлением Правительства Камчатского края.

В судебном заседании установлено, что 19 декабря 2008 года постановлением Правительства Камчатского края № 416-П утверждено Положение о Представительстве Губернатора и Правительства Камчатского края при Правительстве Российской Федерации в г. Москве. Постановление опубликовано 20 января 2009 года в печатном издании «Официальные ведомости» № 10-13.

Согласно п. 1.1 Положения Представительство является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, представляющим интересы Губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, из текста данного пункта следует, что все формулировки с использованием термина «Представительство», относятся непосредственно к исполнительному органу государственной власти Камчатского края - Представительству губернатора и Правительства Камчатского края при Правительстве Российской Федерации в г. Москве.

Пунктом 1.4 установлено, что Представительство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, соответствующие счета в банках, в том числе валютный счет в одном из банковских, кредитных учреждений города Москвы, открываемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать и бланки со своим наименованием.

Финансирование деятельности Представительства в соответствии с п.1.6 осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание Представительства.

Пунктом 1.7 предусмотрено наличие у Представительства имущества, необходимого для выполнения возложенных на него полномочий, которое является государственной собственностью Камчатского края и закрепляется за Представительством на праве оперативного управления.

Согласно положениям раздела 3, регулирующего организацию деятельности Представительства, оно возглавляется руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от нее губернатором Камчатского края. В полномочия руководителя входит, в том числе, утверждение положений о структурных подразделениях Представительства, утверждение структуры и штатного расписания, сметы расходов, действия без доверенности от имени Представительства при представлении его интересов во всех государственных, судебных органах и организациях, заключение договоров (соглашений), открытие и закрытие счетов, совершение по ним операций, подписание финансовых документов, выдача доверенностей.

Представительство губернатора и правительства Камчатского края при Правительстве Российской Федерации в г. Москве включено в качестве юридического лица с организационно-правовой формой в виде учреждения в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 24-30).

Понятие юридического лица закреплено в статье 48 ГК РФ, согласно которой таким лицом признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Учитывая, что Представительство включено в систему органов исполнительной власти Камчатского края, является государственным учреждением, наделено имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, суд приходит к выводу, что оно обладает всеми признаками юридического лица, обязанного в силу ч. 1 ст. 48 ГК РФ иметь самостоятельный баланс, и не является обособленным подразделением какого-либо юридического лица, вследствие чего к нему не могут быть применены положения статьи 55 ГК РФ, определяющие правовое положение представительства юридического лица.

Таким образом, пункт 1.4 оспариваемого Положения, устанавливающий статус Представительства в виде юридического лица, имеющего самостоятельный баланс, не противоречит нормам гражданского законодательства, а изложенные в заявлении заместителя прокурора Камчатского края доводы о неправомерности наделения представительства правом иметь самостоятельный баланс, поскольку оно не является юридическим лицом, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В силу требований части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 194–199,253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявления заместителя прокурора Камчатского края о признании недействующим пункта 1.4 Положения «О Представительстве губернатора и Правительства Камчатского края при Правительстве Российской Федерации в г. Москве», утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 416-П, в части слов «является юридическим лицом», «самостоятельный баланс» отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись В.А. Воскресенская

Верно

Судья

Камчатского краевого суда В.А.Воскресенская