Дело № 3а-11/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2018 года г. Петропавловск-Камчатский
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Венина А.Н.,
при секретаре Иванушкиной М.О.
с участием представителя административного истца акционерного общества «Оборонэнерго» Матюковой А.А., представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Андрусяк С.С., старшего прокурора отдела прокуратуры Камчатского края Федорук И.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2017 года № 673, в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 14 декабря 2017года № 738, «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Оборонэнерго» по Камчатскому краю на 2018 год», возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт,
УСТАНОВИЛ:
Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее – Региональная служба, Служба, регулирующий орган) 30ноября 2017 года принято постановление № 673 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Оборонэнерго» по Камчатскому краю на 2018 год», опубликованное в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» 7 декабря 2017 года № 257-259 (4430-4432).
Постановлением Региональной службы от 14 декабря 2017 года № 738, опубликованным в печатном издании «Официальные ведомости» 20декабря 2017года (спецвыпуск № 5 (4466-4479), в указанное выше постановление внесены изменения.
Акционерное общество «Оборонэнерго» в лице филиала «Камчатский» (далее – АО «Оборонэнерго», Общество, юридическое лицо) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30ноября 2017 года № 673, в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 14декабря 2017года № 738, «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО«Оборонэнерго» по Камчатскому краю на 2018 год» (далее – Постановление №673, нормативный правовой акт), возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт ввиду несоответствия оспариваемого постановления требованиям пункта 2 статьи23 Федерального закона от 26марта 2003 года
№ 35-ФЗ «Обэлектроэнергетике», пунктов 16, 20, 27 и 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29декабря 2011 года № 1178.
В обоснование своих исковых требований административный истец указал, что Постановлением № 673 нарушаются права и законные интересы АО«Оборонэнерго» при осуществлении экономической деятельности на территории Камчатского края.
По мнению Общества, при исчислении необходимой валовой выручки (далее – НВВ) административным ответчиком необоснованно уменьшены затраты по статье «Амортизация основных средств» с 29283тыс. рублей до 11651тыс.рублей, поскольку в нарушение абзаца 6 пункта 27 Основ ценообразования расходы предприятия по данной статье для определения размера тарифов в регулируемый период приняты только за 2016год без учета предоставленных отчетных данных за 11месяцев 2017 года.
Также заявитель считает, что регулирующим органом неправомерно занижены расходы по налогу на имущество с 3736тыс.рублей до 1486тыс.рублей. Ввод в 2017 году в эксплуатацию основных средств на сумму 20854696,66рублей оказывает существенное влияние на изменение среднегодовой стоимости имущества. Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 20 фактические расходы по налогу на имущество за 9 месяцев 2017 года составили 2568265,52 рублей. Утвержденный же административным ответчиком размер расходов по статье «Налог на имущество» не учитывает существенного изменения состава оборудования в 2017 году, чем нарушается пункт 16 Основ ценообразования и ставится под угрозу своевременное выполнение административным истцом своих налоговых обязательств.
Кроме того, в административном иске указано, что по итогам 2016 года размер налога на прибыль по регулируемым видам деятельности, подлежащего зачислению в доходную часть бюджета Камчатского края с учетом федеральной составляющей указанного налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, определен в размере 8934тыс. рублей. Однако в нарушение абзаца 1 пункта 20 Основ ценообразования Региональной службой расходы по статье «Налог на прибыль» необоснованно исключены из состава НВВ в полном объеме. Ссылаясь на положения приказа Минэнерго РФ от 13 декабря 2011 года № 585, административный истец полагает, что не обязан предоставлять сведения о раздельном учете по утвержденной форме в составе тарифной заявки в отсутствие соответствующего запроса Региональной службы.
Необоснованно занижены административным ответчиком и расходы на оплату работ (услуг) производственного характера с 31162тыс.рублей до 672тыс.рублей. Так в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации и Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей административным истцом планировалось проведение ремонтных работ оборудования, были составлены планы и графики ремонтных работ. Отсутствие необходимого объема средств на проведение текущего и капитального ремонта не позволит содержать электросетевое оборудование в работоспособном состоянии и создаст риск возникновения аварийных ситуаций. При определении экономически обоснованных расходов по статье «Работы и услуги производственного характера» на период регулирования 2018 года Региональная служба должна была руководствоваться пунктом 25 Основ ценообразования. У административного ответчика отсутствовали основания применять пункт 31 Основ ценообразования и по своему усмотрению рассчитывать затраты по данной статье, поскольку Обществом были предоставлены все необходимые обосновывающие материалы.
В отзыве на административный иск и дополнениях к нему представитель Региональной службы требования административного истца полагает необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Считает, что при формировании сумм расходов по отдельным статьям экономически обоснованных затрат Региональной службой в полном объеме соблюдены требования действующего законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Так, отчетным (фактическим) периодом для утверждения цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2018год является 2016 год. В связи с этим по статье «Амортизация основных средств» на 2018 год Региональной службой были приняты расходы на уровне фактически понесенных административным истцом в 2016 году в размере 11651тыс. рублей. На основании представленных АО «Оборонэнерго» обосновывающих материалов в расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018год по статье «Налог на имущество» экспертами Службы приняты расходы с учетом балансовой стоимости объектов технологического присоединения пропорционально предложению предприятия в размере 1486тыс.рублей. Общество осуществляет несколько видов деятельности, в том числе нерегулируемые, однако в тарифной заявке юридического лица на 2018 год отсутствовала информация о раздельном учете расходов по статье «Налог на прибыль». Проанализировав деятельность организации за 2016 год, Служба пришла к выводу, что расходы Общества по статье «Налог на прибыль» не связаны с регулируемым видом деятельности. В связи с этим заявленные расходы по данной статье в размере 8934тыс. рублей отклонены в полном объеме. Сравнительный анализ динамики расходов по статье «Работы и услуги производственного характера» подтверждает, что у Общества по итогам каждого отчетного периода с 2014 по 2016 годы складывался избыток средств, который подлежал исключению при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. В связи с чем Региональной службой в расчет тарифов на 2018 год по данной статье приняты расходы в размере 672тыс. рублей на уровне утвержденных на 2017 год с учетом прогнозного индекса-дефлятора Минэкономразвития России 2018/2017.
13 августа 2018 года протокольным определением судом в качестве заинтересованного лица в соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) привлечено ПАО«Камчатскэнерго».
В судебном заседании представитель административного истца АО«Оборонэнерго» Матюкова А.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представитель административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Андрусяк С.С. исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве и дополнениях к нему.
ПАО «Камчатскэнерго», привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, о времени и месте судебного заседания было извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, согласно письменной позиции полагало требования административного истца законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав и дав оценку объяснениям сторон, исследовав материалы дела с учетом заключения прокурора Федорук И.Ю., не нашедшей оснований для удовлетворения искового заявления, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, в том числе полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики, являются предметом правового регулирования Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).
Согласно основным понятиям, приведенным в статье 3 указанного Федерального закона, цены (тарифы) в электроэнергетике представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках.
Как следует из пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского краяявляется исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим деятельность в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), а также региональный государственный контроль (надзор) в области их регулирования на территории Камчатского края.
В силу пунктов 2.1, 3.4 Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края (утв. постановлением Правительства Камчатского края от19 декабря 2008 года № 424-П) Служба наделена полномочиями устанавливать цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Для определения основных направлений деятельности Службы и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган – Правление общей численностью не более 9 человек.
Решение принимается большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Голос председателя Правления при равенстве голосов членов Правления является решающим.
На основании решения Правления издается постановление, которое подписывается руководителем Службы.
Из материалов дела следует, что 28 апреля 2017 года Обществом подана тарифная заявка, на основании которой Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края открыто дело об установлении тарифов на передачу электрической энергии на 2018 год (том 1, л.д. 220). Специалистами Службы проведена экспертиза материалов по обоснованности статей затрат и балансовой прибыли на содержание и эксплуатацию электрических сетей, обоснованности формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год (том 1 л.д. 224-239). При определении величины НВВ применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
На заседании Правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края 30 ноября 2017 года принято решение об утверждении и введении в действие индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО «Оборонэнерго» и ПАО«Камчатскэнерго» на 2018 год (том 1 л.д. 217-223).
На основании решения Правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края 30 ноября 2017 года издано постановление № 673 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО«Оборонэнерго» по Камчатскому краю на 2018 год», которое официально опубликовано в печатном издании «Официальные ведомости» от 7 декабря 2017года № 257-259 (том 1 л.д. 16).
Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 14 декабря 2017 года № 735, опубликованным в печатном издании «Официальные ведомости» от 20 декабря 2017 года спецвыпуск № 5, в указанное выше постановление внесены изменения (том 1 л.д. 32).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края в рамках предоставленных полномочий, нарушений требований законодательства к порядку его принятия и введения в действие не усматривается.
Пунктом 1 постановления от 30 ноября 2017 года № 673 утверждена НВВ электросетевой организации АО «Оборонэнерго» по Камчатскому краю на 2018год, которая согласно приложению № 1 определена в размере 283473тыс.рублей без учета оплаты потерь.
Пунктом 2 действующей редакции этого постановления утверждены и введены в действие с 1 января по 31 декабря 2018 года индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО «Оборонэнерго» и ПАО «Камчатскэнерго» с календарной разбивкой согласно приложению № 2, в том числе, одноставочные тарифы на первое и второе полугодие 2018 года в размере 1,826 руб./кВт*ч и 1,989 руб./кВт*ч.
Оценивая соответствие оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает, что в силу пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Выражая несогласие с нормативным правовым актом, административный истец приводит доводы о необоснованном снижении регулирующим органом заявленных расходов по статьям затрат «Амортизация основных средств», «Налог на прибыль», «Налог на имущество», «Работы (услуги) производственного характера», которые подлежали включению в НВВ.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 16 Основ ценообразования).
При установлении тарифа органом регулирования используются материалы, предусмотренные для расчета тарифов (цен), установленные пунктом 57 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую энергию) на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее – Методические указания).
Проверяя доводы административного истца о неверном определении регулирующим органом расходов по статье «Амортизация основных средств», подлежащих включению в необходимую валовую выручку АО«Оборонэнерго», суд приходит к следующему.
Согласно абзацу 18 пункта 2 Основ ценообразования периодом регулирования является период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы).
В силу положений пункта 7 Основ ценообразования к экономически необоснованным и экономически обоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе, выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.
Пунктом 12 Правил регулирования цен (тарифов) установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (абзац 1).
При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные (абзац 6).
Исходя из смысла приведенных выше норм, отчетным периодом при утверждении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2018год является 2016 год.
При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
В соответствии с экспертным заключением Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края в НВВ включена статья затрат «Амортизация основных средств» в размере 11651тыс. рублей, против первоначально заявленной Обществом в размере 29283 тыс. рублей (том 1 л.д. 228, 231).
Как видно из материалов дела, размер амортизационных отчислений, подлежащий включению в расчет тарифов на 2018 год рассчитан регулирующим органом, исходя из сложившейся величины отчислений в 2017 году, а также с учетом ожидаемых вводов объектов основных средств в эксплуатацию Общества в 2018 году, связанных с их строительством и реконструкцией в рамках технологического присоединения объектов Министерства обороны РФ к электрическим сетям в соответствии с инвестиционной программой АО«Оборонэнерго» филиал «Камчатский» на 2016-2019 годы (утвержденной постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13августа 2015 года № 146 в редакции от 14 августа 2017 года) (том 1 л.д. 205-212).
В тоже время, материалы, обосновывающие расходы по статье «Амортизация основных средств» и направленные в регулирующий орган в составе особого мнения 30ноября 2017 года, содержат данные за другой отчетный период, включающий в себя 2017 год (том 2 л.д. 15-51).
В связи с чем Региональной службой обоснованно приняты расходы по указанной статье на 2018 год на уровне фактически понесенных АО«Оборонэнерго» в 2016 году в размере 11651тыс. рублей.
Доводы административного истца о неправомерном занижении регулирующим органом расходов по статье «Налог на имущество» с 3736тыс.рублей до 1486тыс. рублей являются необоснованными по следующим основаниям.
Определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 16 Основ ценообразования).
Подпунктом 11 пункта 28 Основ ценообразования установлено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В расчете административного истца по статье «Налог на имущество» налоговые ставки применены правильно в соответствии с Законом Камчатского края от 22 ноября 2007 года № 668 «О налоге на имущество в Камчатском крае».
Однако административным ответчиком в расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год по статье «Налог на имущество» приняты расходы с учетом балансовой стоимости объектов технологического присоединения пропорционально предложению предприятия в размере 1486тыс.рублей, так как материал, обосновывающий расходы по указанной статье, направленный в Региональную службу в составе особого мнения
30ноября 2017 года, содержит данные об учете стоимости имущества, которое введено в эксплуатацию в 2017 году (том 2 л.д. 15-51).
Так как статья расходов «Налог на имущество» является расчетной, суд, установив обоснованность расчета регулирующего органа по статье «Амортизация основных средств», не находит оснований для признания неверным расчета расходов по налогу на имущество организаций.
Также согласно материалам дела, в результате исследования тарифной заявки регулирующим органом из состава НВВ на будущий период регулирования исключены расходы по статье «Налог на прибыль» в полном объеме.
Возникшие между сторонами разногласия сводятся к необоснованному, по мнению Общества, невключению в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Оборонэнерго» на 2018 год расходов по налогу на прибыль в размере 8934 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
Приказом Минэнерго РФ от 13 декабря 2011 года № 585 утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Приложением 1 к указанному Порядку установлена форма (таблица 1.3) показателей раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках».
Пунктом 12 Правил государственного регулирования на организации, осуществляющие регулируемую деятельность, возложена обязанность до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии).
Из этого следует, что обосновать прогнозируемые расходы, связанные с осуществлением регулируемого вида деятельности, и предоставить в регулирующий орган соответствующие материалы обязана ресурсоснабжающая организация, которая обратилась с предложениями об установлении тарифов.
В связи с этим довод административного истца о том, что Региональная служба обязана была запросить данные раздельного учета и другие необходимые сведения у Общества, признается судом несостоятельным, как противоречащий пункту 19 Основ ценообразования, согласно которому возможность запроса дополнительных материалов является правом регулирующего органа, а не его обязанностью. Следовательно, процедура утверждения тарифов в данной части не была нарушена.
Из материалов дела и объяснений представителя административного истца, данных в судебном заседании, следует, что Общество обратилось в регулирующий орган с письмом, в котором выразило несогласие, в том числе, с утвержденными расходами по статье «Налог на прибыль» лишь 30 ноября 2017 года, то есть с нарушением установленного срока (в день заседания Правления Региональной службы). При этом сведения о раздельном учете расходов по указанной статье согласно утвержденной форме в Региональную службу представлены не были.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, представителем административного истца в нарушение положений статьи 62 КАС РФ представлено суду не было.
При таких обстоятельствах заявленные АО «Оборонэнерго» плановые расходы по налогу на прибыль обоснованно отклонены Региональной службой в полном объеме.
Доводы административного истца о необоснованности занижения расходов по статье «Работы (услуги) производственного характера» с 31162тыс. рублей до 672тыс. рублей являются необоснованными по следующим основаниям.
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев (пункт 22 Правил государственного регулирования).
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования (пункт 23 Правил государственного регулирования).
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Поскольку российским законодательством не утверждены нормативы для статьи «Работы (услуги) производственного характера», регулирующий орган имеет право применить экспертные оценки, основываясь на отчетных данных, представленных административным истцом.
Из сравнительного анализа административного ответчика видно, что в 2014году на работы и услуги производственного характера предприятию регулирующим органом было согласовано 13350 тыс. рублей, из которых фактически израсходовано только 720 тыс. рублей. В 2015 году по данной статье расходов Службой было утверждено 13350 тыс. рублей, из которых исполнено 578тыс. рублей. В 2016 году утверждено – 860 тыс. рублей, а исполнено – 696тыс.рублей, в 2017 году в НВВ включено 648 тыс. рублей (том 1 л.д. 204).
Таким образом, результаты сравнительного анализа динамики расходов по указанной статье свидетельствуют о том, что фактически понесенные АО«Оборонэнерго» расходы с 2014 по 2016 годы не соответствовали утвержденным, и по итогам каждого отчетного периода складывался избыток средств, подлежащий исключению при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
В связи с чем, проанализировав расходы, фактически понесенные в 2016году, утвержденные на 2017 год и планируемые на 2018 год по данной статье затрат в соответствии с представленными обосновывающими материалами, с целью соблюдения принципа достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии Региональная служба правомерно приняла в расчет НВВ на 2018 год расходы в размере 672 тыс. рублей на уровне утвержденных на 2017 год с учетом прогнозного индекса-дефлятора (индекса потребительских цен) Минэкономразвития России 2018/2017 – 103,7 %.
Также суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьями 6 и 20 Закона об электроэнергетике организация экономических отношений, а также государственное регулирование и контроль в сфере электроэнергетики строится на основе принципа соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Абзацем 9 пункта 7 Основ ценообразования установлено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Таким образом, баланс интересов между органом регулирования и ресурсоснабжающей организацией в части спора по невключению в необходимую валовую выручку расходов по налогу на прибыль в размере 8934 тыс. рублей, а также расходов по оплате работ (услуг) производственного характера в размере 30490тыс. рублей не был нарушен.
Отсутствие в протоколе заседания правления Региональной службы оснований, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных АО «Оборонэнерго», в нарушение пункта 28 Правил государственного регулирования, не свидетельствует о необоснованности расчетов по оспариваемым статьям расходов, произведенных регулирующим органом, и не может служить основанием для отмены оспариваемого постановления.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что оспариваемое постановление принято Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края в рамках предоставленных полномочий, в оспариваемой административным истцом части федеральному закону и иному нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит и не нарушает прав, свобод и законных интересов Общества.
Административным истцом не представлено иных доказательств, свидетельствующих о том, что сформированная Службой необходимая валовая выручка на 2018 год для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Оборонэнерго» явилась недостаточной для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования и привела к негативным для Общества последствиям.
По изложенным основаниям требования о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от30ноября 2017 года № 673, в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 14декабря 2017года № 738, «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО«Оборонэнерго» по Камчатскому краю на 2018 год» и возложении в порядке части 4 статьи 216 КАС РФ на административного ответчика обязанности принять иной нормативный правовой акт удовлетворены быть не могут.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Оборонэнерго» о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30ноября 2017года № 673, в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 14декабря 2017года № 738, «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО«Оборонэнерго» по Камчатскому краю на 2018 год», возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 1 октября 2018 года.
Председательствующий А.Н. Венин