Судья Ловчев В.А. | Дело № 7-43/2022 |
Р Е Ш Е Н И Е
г. Петропавловск-Камчатский «20» апреля 2022 года
Судья Камчатского краевого суда Горн В.Ф. при секретаре Шипиловой Я.Ю., рассмотрев жалобу ФКП «Аэропорты Камчатки» на постановление судьи Тигильского районного суда Камчатского края от 22 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении в отношении ФКП «Аэропорты Камчатки» по ч. 2 ст. 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тигильского районного суда Камчатского края от 22 февраля 2022 года федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки» (далее – Предприятие) привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, законный представитель Предприятия ФИО1 просит постановление судьи отменить. Приводит доводы о том, что требования по обеспечению транспортной безопасности Предприятием исполнены надлежащим образом; учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения безопасности аэропорта «Усть-Хайрюзово» проводятся Предприятием с соблюдением установленной периодичности, требований об обязательном участии представителей федеральных органов исполнительной власти в проведении таких учений и тренировок не предусмотрено; защиту этого объекта транспортной инфраструктуры на основании соответствующего договора осуществляет сторонняя организация, которая должна обеспечить своих работников переносными средствами видеонаблюдения; ссылается на ненадлежащее извещение Предприятия о предстоящем рассмотрении дела, которое направлено судьей в период его временной нетрудоспособности.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, и возражения на нее Камчатского транспортного прокурора Нецвета И.А., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях повторное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 года № 1605. В соответствии с п. 6 названных требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны:
образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя в том числе работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ) (подпункт 3);
проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения безопасности с периодичностью не реже 1 раза в год в отношении объектов транспортной инфраструктуры III, IV и V категорий и не менее 2 раз в год - в отношении объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий (подпункт 15).
Из материалов дела усматривается, что Предприятие осуществляет аэропортовую деятельность, имеет в своей структуре филиал «Аэропорт Усть-Хайрюзово», включенный в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В период с 22 ноября 2021 года по 1 декабря 2021 года Камчатской транспортной прокуратурой проведена проверка Предприятия на предмет исполнения законодательства филиалом «Аэропорт Усть-Хайрюзово» с отражением ее результатов в акте от 1 декабря 2021 года. Проверкой выявлены следующие нарушения Требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта:
работники, осуществляющие защиту объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности, не оснащены переносными средствами видеонаблюдения (подпункт 3 пункта 6 Требований);
не производятся учения и тренировки с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения транспортной безопасности (подпункт 15 пункта 6 Требований).
Приведенные обстоятельства положены в основу постановления о возбуждения дела об административном правонарушении, вынесенного 30 декабря 2021 года заместителем Камчатского транспортного прокурора, и последующего вынесения судьей Тигильского районного суда Камчатского края постановления о назначении Предприятию административного наказания.
Выводы судьи о допущенном Предприятием нарушении подпункта 3 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, которое выразилось в том, что работники, осуществляющие защиту аэропорта не оснащены переносными средствами видеонаблюдения, является правильным.
Исполнение указанных Требований является обязанностью субъектов транспортной инфраструктуры (пункт 6). Согласно основным понятиям, приведенным в п. 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности», к числу субъектов транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Следовательно, именно Предприятие, как субъект транспортной инфраструктуры, обязано обеспечить соблюдение требований транспортной безопасности, в том числе, предусматривающих оснащение работников, осуществляющих защиту аэропорта, переносными средствами видеонаблюдения.
Неисполнение этого требования, обстоятельства чего с достоверностью установлены в ходе рассмотрения настоящего дела, при наличии данных о том, что Предприятие ранее допускало нарушение требований по обеспечению транспортной безопасности, за что привлечено к административной ответственности, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обоснованные выводы о чем приведены в постановлении судьи о назначении административного наказания.
Одновременно с этим считаю необходимым уточнить событие вмененного Предприятию административного правонарушения. Подпункт 15 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры объектов воздушного транспорта, нарушение которого вменяется Предприятию, возлагая на субъекты транспортной инфраструктуры проводить учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения безопасности, не предполагает обязательное участие в таких учениях и тренировках представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Из буквального содержания закрепленной в этом подпункте Требований правовой нормы следует, что субъектам транспортной инфраструктуры предоставлена альтернатива в выборе формы проведения учений и тренировок, которые могут проводиться как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
При таком положении выявленные в ходе проверки обстоятельства проведения учений и тренировок в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения транспортной безопасности без участия представителей федеральных органов исполнительной власти не свидетельствуют о допущенном Предприятием нарушении подпункта 15 пункта 6 названных Требований. Выводы об этом подлежат исключению из постановления судьи, что не влияет на квалификацию совершенного деяния и не может служить основанием для отмены состоявшегося по делу постановления.
В остальном постановление судьи является правильным. Временная нетрудоспособность судьи, направившего уведомление о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, доводы о чем приведены в жалобе, какого-либо правового значения не имеет.
Наказание Предприятию назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, в пределах санкции ч. 2 ст. 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в рамках срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
При проверке дела в остальной части не выявлено нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену постановления судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Тигильского районного суда Камчатского края от 22 февраля 2022 года изменить, исключить из его содержания выводы о нарушении требований подпункта 15 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2020 года № 1605).
В остальной части это постановление судьи оставить без изменения, а жалобу законного представителя ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья В.Ф.Горн