Дело № 3а-30/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего Чаднова О.В.,
при секретаре Выстровой Л.Ю.,
с участием представителей публичного акционерного общества «Камчатский газоэнергетический комплекс» Кольцовой И.Е., Барминой А.А., представителей Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Кукиль О.Н., Марценковской В.В., Андрусяк С.С., старшего прокурора отдела прокуратуры Камчатского края по обеспечению участия прокуроров в гражданском, административном и арбитражном процессе Федорук И.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Камчатский газоэнергетический комплекс» об оспаривании постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 5 ноября 2015 года № 201 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатский газоэнергетический комплекс» потребителям в 2016 году» в части,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Камчатский газоэнергетический комплекс» (далее по тексту ПАО «КамГЭК») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента издания постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее по тексту РСТ) от 5 ноября 2015 года № 201 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатский газоэнергетический комплекс» потребителям в 2016 году» в части введения с 1 января 2016 года в действие цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) ПАО «КамГЭК», производимую электростанциями, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на второе полугодие 2016 года в размере 1,981 руб./квт.ч (Приложение № 1) и в части введения с 1 января 2016 года в действие цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), отпускаемую ПАО «КамГЭК» другим гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим, энергосбытовым организациям, функционирующим на розничных рынках в размере 2 537 руб./квт.ч (Приложение № 2).
Административный истец указал, что оспариваемые положения постановления РСТ не соответствуют п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.п. 7, 12, 15, 16, 17, 18, 26, 27, 32 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», п.п. 19, 22.1, 41 приказа Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», п. 3 постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики».
Пояснил, что экспертами административного ответчика при расчёте тарифа из величины необходимой валовой выручки (далее по тексту НВВ) необоснованно исключены расходы по статьям затрат: «Оплата труда» в размере 20 553 000 рублей и «Амортизационные отчисления» в размере 49 430 000 рублей, чем нарушены основные принципы законодательства в области тарифного регулирования. В нарушение принятого ответчиком метода экономически обоснованных расходов (затрат) размер расходов на оплату труда фактически определён методом индексации. ПАО «КамГЭК» в подтверждение размера расходов на оплату труда, подлежащих включению в НВВ, РСТ был представлен расчёт, выполненный по форме, установленной таблицей № П1.16 (п. 41 Методических указаний), с приложением обосновывающих документов и включающий помимо показателей фактической численности, минимальной месячной тарифной ставки работника 1 разряда (далее по тексту ММТС) и индекса-дефлятора, следующие параметры: средняя ступень оплаты; тарифный коэффициент; соответствующий ступени по оплате труда; выплаты, связанные с режимом работы с условиями труда; текущее премирование; вознаграждение за выслугу лет; выплаты по итогам года; выплаты по районному коэффициенту и северные надбавки; льготный проезд к месту отдыха; денежные выплаты на 1 работника в месяц, установленные коллективным договором.
Согласно информационному письму Объединения РаЭЛ от 21 августа 2015 года, ПАО «КамГЭК» включено в перечень работодателей электроэнергетики, участвующих в реализации Отраслевого тарифного соглашения (далее по тексту ОТС) в электроэнергетике на 2016/2018 годы. Ключевым параметром ОТС является ММТС работника 1 разряда. Ответчиком ММТС сформирована в размере 7135 рублей, что следует из п. 2.2 экспертного заключения по результатам проверки обоснованности расчетов для утверждения тарифов на производство и передачу электрической энергии ПАО «КамГЭК» на 2016 год.
При расчёте расходов на оплату труда данный показатель экспертами ответчика не использовался. Среднемесячная заработная плата 1 работника определена ими в размере 84 629 рублей, исходя из среднемесячной заработной платы 1 работника, утверждённой ответчиком на 2015 год, и прогнозного индекса роста потребительских цен – 107,4%. Фонд оплаты труда, включаемый в НВВ, рассчитан путём умножения фактической численности персонала за 2014 год на среднемесячную заработную плату 1 работника. Расчёт расходов на оплату труда произведён без учёта фактического объёма оплаты труда (учтена только фактическая численность). Не приняты во внимание размеры тарифного коэффициента, выплаты, связанные с режимом работы, с условиями труда, текущее премирование, вознаграждение за выслугу лет и прочее. В нарушение Методических указаний ответчиком не произведена детализация составляющих фонда оплаты труда на 2016 год, как это установлено в таблице № П1.16 Методических указаний, что не позволяет определить размер выплат, предусмотренных таблицей № П1.16 Методических указаний и ОТС, и включённых ответчиком в НВВ.
В нарушение п. 7 Основ ценообразования, предусматривающего исключение из расчётов только экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, ответчиком произвольно, без каких-либо обоснований и конкретизации отвергнут расчёт, представленный ПАО «КамГЭК» в формате таблицы № П1.16 Методических указаний.
При отсутствии законных оснований экспертами ответчика исключены из НВВ на 2016 год и признаны экономически необоснованными расходы в сумме 49 403 000 рублей по причине неисполнения инвестиционной программы на 2014 год. Данный вывод противоречит абз. 4 п. 27, п. 32 Основ ценообразования, постановлению Правительства РФ № 977.
Инвестиционная программа предприятия на 2014 год (далее по тексту Программа), была утверждена ответчиком приказом № 216-ОД от 15 августа 2013 года. Единственным источником финансирования её исполнения определены амортизационные отчисления, начисленные за 2014 год в сумме 48,4 млн. рублей и амортизационные отчисления, накопленные за предыдущие периоды (2012 год) в сумме 29,2 млн. рублей, являющиеся собственными оборотными средствами истца. В связи с этим формирование ПАО «КамГЭК» НВВ на 2014 год произведено без включения расходов на исполнение программы и, соответственно, без увеличения тарифа на 2014 год на инвестиционную составляющую (в результате утверждения инвестиционной программы нагрузка на тариф не увеличилась).
Из системного применения положений постановления Правительства РФ № 977, п. 32 Основ ценообразования следует, что пределы компетенции ответчика контроля исполнения инвестиционных программ и корректировки НВВ в период регулирования ограничены исключительно случаями, если расходы на исполнение инвестиционной программы (инвестиционная составляющая) были включены в тариф. В данном случае финансовым источником реализации Программы определены исключительно собственные средства истца, а не выручка от реализации электроэнергии. Соответственно, программа на 2014 год не могла являться объектом контроля со стороны ответчика и, соответственно, основанием для уменьшения НВВ 2016 года в связи с её неисполнением.
Также ПАО «КамГЭК» указывает, что финансовым источником реализации программы определены амортизационные отчисления прошлых лет и 2014 года, что подтверждено экспертами ответчика в экспертном заключении. Включение амортизации в НВВ в прошлых периодах регулирования и на 2014 года признано ответчиком обоснованным, что подтверждается постановлением ответчика № 274 от 10 декабря 2013 года. При этом амортизация была включена в НВВ 2014 года не в качестве финансового источника инвестиционной программы, а как самостоятельная статья расходов, подлежащая безусловному включению в НВВ, что соответствует требованиям п. 27 Основ ценообразования.
Являясь неподконтрольными расходами, амортизация, при отсутствии претензий к правильности её начисления, не подлежит исключению из НВВ ни при каких обстоятельствах, поскольку по своей экономической природе амортизация это собственные оборотные средства предприятия, право на получение которых императивно установлено законом.
Признавая экономически необоснованным доходом амортизационные отчисления, начисленные за предыдущие периоды регулирования, которые уже были признаны обоснованными расходами, ответчик не учёл, что требования абз. 3 п. 27 Основ ценообразования распространяются на амортизационные отчисления, начисленные на переоценённую (восстановительную) стоимость основных средств и включаемую в НВВ, только при условии определения её источником финансирования инвестиционной программы, поскольку результаты переоценки основных средств не являются фактическими расходами на приобретение или создание основных средств.
Ранее амортизация этих основных средств уже была включена в НВВ (в предыдущих периодах). При переоценке возникает повторное включение в НВВ амортизации и формируется дополнительный доход, не обоснованный фактическими расходами, который в обязательном порядке должен быть использован на финансирование инвестиционной программы. Только в случае включения в НВВ амортизации от восстановительной (переоценённой) стоимости основных средств и при неизрасходовании её, возникает необоснованно полученный доход.
В данном случае, исключая из НВВ на 2016 год амортизацию, законно и обоснованно включенную в НВВ в предыдущих периодах регулирования, ответчик фактически действует с превышением предоставленных ему полномочий в части контроля исполнения инвестиционных программ и корректировке НВВ; изначально формирует финансовый результат от деятельности истца за 2016 года в виде убытка в размере 53,2 млн. рублей (225,9 млн. рублей (НВВ) - 280,2 млн. рублей (обоснованные расходы), в том числе за счёт исключенной амортизации; незаконно ограничивает право истца на постепенный перенос расходов, связанных с приобретением и созданием объектов основных средств, на себестоимость производимой продукции в течение срока полезного использования объекта основных средств; без законных оснований изымает собственные оборотные средства истца, полученные им в составе выручки, определяемой на основе экономически обоснованных затрат; создаёт неравные условия для деятельности предприятий энергетики, ставя законное право на получение амортизации через НВВ в зависимость от дальнейшего её использования; незаконно распространяет действие абз. 3, 4 п. 27 Основ ценообразования на периоды регулирования до даты вступления в силу постановления Правительства РФ № 542 от 11 июня 2014 года.
Допущенные ответчиком при принятии постановления № 201 нарушения норм действующего законодательства привели к необоснованному и незаконному уменьшению НВВ истца на 2016 год и установлению на второе полугодие 2016 года экономически необоснованного, заниженного тарифа на электроэнергию.
В судебном заседании представители административного истца публичного акционерного общества «Камчатский газоэнергетический комплекс» Кольцова И.Е. и Бармина А.А., действующие на основании доверенностей, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представители административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Марценковская В.В. и Андрусяк С.С., действующие на основании доверенностей, а также временно исполняющий обязанности руководителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Кукиль О.Н. полагали требования ПАО «КамГЭК» необоснованными. Указали, что РСТ, с учётом требований Федерального закона от 26 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-Э/2, была проведена экспертиза тарифных предложений, и постановлением РСТ от 5 ноября 2015 года № 201 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатский газоэнергетический комплекс» потребителям в 2016 году» установлены тарифы на производство, передачу электрической энергии с учётом календарной разбивки. При определении подхода к формированию расходов на оплату труда на 2016 год РСТ основывалась на необходимости соблюдения требований пункта 26 Основ ценообразования; распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2182-Р, которым утверждены предельные уровни роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2016 года в среднем по Камчатскому краю - 106,5%; условий соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Камчатского края от 31 декабря 2014 года № 01-01-06/06-706, заключённого между Минфином России и Правительством Камчатского края (в части пункта 2.1.2.2. - прироста фактического уровня возмещения населением затрат на жилищно-коммунальные услуги не менее 3% в сравнении с предыдущим годом). При формировании фонда оплаты труда ПАО «КамГЭК» на 2016 год РСТ в полном объёме соблюдены требования пункта 26 Основ ценообразования, а именно, фонд оплаты труда определён с учётом отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике; основой для формирования дополнительных выплат и премирования послужили фактические отчётные данные предприятия за 2014 год (средний тарифный коэффициент, размер доплат за режим и условия труда, выплаты за выслугу лет, размер текущего премирования), принятые при тарифном регулировании на 2015 год; численность была принята по факту предыдущего отчётного периода; при формировании фонда оплаты труда были использованы прогнозные данные по уровню роста потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Минэкономразвития РФ (одобренным на заседании Правительства РФ в сентябре 2015 года). Расходы, учтённые при установлении тарифов на 2014 год, но фактически не понесённые ПАО «КамГЭК», на основании п. 27 Основ ценообразования были исключены из расчётов необходимой валовой выручки при установлении тарифов на производство и передачу электрической энергии ПАО «КамГЭК» на 2016 год.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Камчатского края по обеспечению участия прокуроров в гражданском, административном и арбитражном процессе Федорук И.Ю., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту Федеральный закон об электроэнергетике).
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона об электроэнергетике законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Согласно ст. 23 Федерального закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок (п. 1). При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (п. 2).
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона об электроэнергетике к общим принципам организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики относится, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее по тексту постановление Правительства № 1178) утверждены «Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее по тексту Основы ценообразования) и «Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее по тексту Правила государственного регулирования).
Согласно Основам ценообразования настоящий документ, разработанный в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике», определяет основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (п. 1).
Установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом «Об электроэнергетике» и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков (п. 4 Основ ценообразования).
При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчётов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (п. 7 Основ ценообразования).
При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учётом положений настоящего документа (п. 12 Основ ценообразования).
Необходимая валовая выручка это экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования (п. 1 Основ ценообразования).
При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчётного объёма производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (п. 15 Основ ценообразования).
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта (п. 16 Основ ценообразования).
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения)(17 Основ ценообразования).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов (пп. 7 п. 18 Основ ценообразования).
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учётом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объёма фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчётном периоде регулирования, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен (п. 26 Основ ценообразования).
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчёта регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта. При расчёте налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. В случае если ранее учтённые в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определённые источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год (п. 27 Основ ценообразования).
Расходы на инвестиции в расчётном периоде регулирования определяются на основе утверждённых в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. В случае если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счёт выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам) (п. 32 Основ ценообразования).
Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2 утверждены Методические указания по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее по тексту Методические указания), которые предназначены для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчёта методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).
Согласно Методическим указаниям определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта (п. 16 Методических указаний).
При установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчётов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (п. 18 Методических указаний).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают, в том числе, амортизацию основных средств, определяемую на основе пункта 28 Основ ценообразования (пп. 7 п. 22.1 Методических указаний).
Для расчёта тарифов (цен) используются следующие материалы: расчёт расходов на оплату труда (Таблица П1.16); (п. 41 Методических указаний).
В силу п. 3 постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» Федеральная антимонопольная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в пределах их компетенции осуществляют государственный контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно п. 2 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утверждённых постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», под инвестиционной программой в настоящих Правилах понимается совокупность всех намечаемых к реализации и (или) реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов в период, на который разрабатывается инвестиционная программа.
В соответствием с Положением о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утверждённым постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 424-П (далее – Положение), РСТ является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим деятельность в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), а также региональный государственный контроль (надзор) в области их регулирования на территории Камчатского края.
Руководитель РСТ издает постановления, приказы по вопросам установленной сферы деятельности РСТ (п. 8 ч. 3.2 Положения).
Частью 3.4 Положения установлено, что для определения основных направлений деятельности РСТ и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - Правление (далее – Правление РСТ) общей численностью не более 9 человек. В состав Правления РСТ входят работники РСТ числом не более 7 человек. Руководитель РСТ является председателем Правления РСТ. Заседание Правления РСТ считается правомочным, если на нём присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов Правления РСТ, присутствующих на заседании. На основании решения Правления РСТ издается постановление, которое подписывается руководителем РСТ.
В судебном заседании установлено, что 30 апреля 2015 года ПАО «КамГЭК» обратилось в РСТ с заявлением об открытии дела по установлению тарифов на электрическую энергию на 2016 год, представив в приложении расчёт тарифов, пояснительную записку, комплект обосновывающих документов. 5 ноября 2015 года на заседании Правления РСТ с учётом экспертного заключения по результатам проверки обоснованности расчетов для утверждения тарифов на производство и передачу энергии ПАО «КамГЭК» на 2016 год принято решение об утверждении соответствующих тарифов с учётом календарной разбивки. На основании данного решения 5 ноября 2015 года РСТ вынесено постановление № 201 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатский газоэнергетический комплекс» потребителям в 2016 году», которое опубликовано в издании «Официальные ведомости» от 17 ноября 2015 года № 230-233.
Данным постановлением приняты следующие решения:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года тарифы на электрическую энергию (мощность) ПАО «Камчатский газоэнергетический комплекс», производимую электростанциями, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территориях, не объединённых в ценовые зоны оптового рынка, с календарной разбивкой согласно Приложению № 1.
2. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2016 года по 31 декабря 2046 года тарифы на электрическую энергию (мощность), отпускаемую ПАО «Камчатский газоэнергетический комплекс» другим гарантирующим поставщикам, электроснабжающим, энергосбытовым организациям, функционирующим на розничных рынках на территории Камчатского края, с календарной разбивкой согласно Приложению № 2.
Согласно Приложению № 1 к указанному постановлению, с 1 января 2016 года введена в действие цена (тариф) на электрическую энергию (мощность) ПАО «КамГЭК», производимую электростанциями, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территориях, не объединённых в ценовые зоны оптового рынка, на второе полугодие 2016 года в размере 1,981 руб./квт.ч. Приложением № 2 введена в действие с 1 января 2016 года цена (тариф) на электрическую энергию (мощность), отпускаемую ПАО «КамГЭК» другим гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим, энергосбытовым организациям, функционирующим на розничных рынках в размере 2 537 руб./квт.ч.
В целях досудебного урегулирования разногласий, возникших при утверждении тарифа, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 ноября 2003 года № 674 «О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями», ПАО «КамГЭК» направлено в Федеральную антимонопольную службу России заявление в связи с необоснованным невключением в НВВ при утверждении тарифов на 2 полугодие 2016 года в Приложение № 1 и в Приложении № 2 расходов по статьям затрат: «Оплата труда» и «Амортизационные отчисления».
Согласно протоколу заседания Правления ФАС России от 26 мая 2016 года № 3-13/2016, при рассмотрении разногласий ФАС России установила следующее. ПАО «КамГЭК» предлагало установить тарифы на электрическую энергию с 1 июля 2016 года в размере 5,197 руб./квт.ч, а необходимую валовую выручку на 2016 год в размере 321 531000 рублей. РСТ установил тарифы на электрическую энергию с 3 июля 2016 в размере 2,537 руб./квт.ч, а необходимую валовую выручку на 2016 год в размере 221 691000 рублей. Таким образом, ПАО «КамГЭК» просило признать экономически обоснованным размер тарифа с ростом в 2,05 раза при росте НВВ к установленному РСТ в 1,45 раза.
Разногласия были заявлены по трём статьям затрат: «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды», «Экономически необоснованные доходы, подлежащие исключению из НВВ» и «Прибыль». По статье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды» разногласия заключались в учитываемой численности персонала и величине заработной платы. РСТ учтена фактическая численность, подтвержденная со стороны ПАО «КамГЭК» документально в количестве 95 человек, при средней заработной плате в 84 629 руб./чел./мес. (рост средней заработной платы, учтённой РСТ, соответствует ИПЦ 107,4 %). Рост фонда оплаты труда в 2016 году к 2015 году составил 106,4%, к 2014 году - 113,4%.
ПАО «КамГЭК» полагало обоснованным учесть численность по его предложению в размере 99 человек и величину средней заработной платы в размере 113 563 руб./чел./мес., предлагало учитывать более высокие показатели премирования и среднего тарифного коэффициента, однако обоснования данного предложения в РСТ не было представлено, в связи с чем требования по увеличению численности необоснованны и не подлежали удовлетворению.
Принимая во внимание, что учтённая РСТ в тарифах ПАО «КамГЭК» средняя заработная плата превышает учтённую в тарифах аналогичных организаций, что подтверждается письмом РСТ от 6 апреля 2016 года № 90.01-06/655 (ПАО «Геотерм» - 80 471 руб./чел./мес.; ПАО «Камчатскэнерго» - 76 909 руб./чел./мес.; АО «Корякэнерго» - 69 541 руб./чел./мес.; АО «ЮЭСК» - 81 919 руб./чел./мес.), и превышает среднюю, учтённую РСТ по региону по виду деятельности (76 767 руб./чел./мес.), требования ПАО «КамГЭК» по учёту более высокой средней заработной платы не подлежало удовлетворению. По данным Росстата России средняя заработная плата по виду деятельности в 2015 году (средняя за год) «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды» составила 66 050,2 руб./чел./мес., что по отношению к средней заработной плате в целом по Камчатскому краю (без учёта вида деятельности) в 2015 году составила 116,9%. Таким образом, учтённая в тарифах ПАО «КамГЭК» величина средней заработной платы превышает как среднюю по аналогичным предприятиям региона, так и среднюю по данным Росстата России по региону.
Также, согласно протоколу заседания Правления ФАС России от 26 мая 2016 года № 3-13/2016, по статье «Экономически необоснованные доходы, подлежащие исключению из НВВ» РСТ в полном соответствии с положениями пункта 27 Основ ценообразования были исключены из НВВ ПАО «КамГЭК» на 2016 год учтённые в тарифах 2014 года расходы по статье затрат «Амортизация», которые были определены источником финансирования инвестиционной программы ПАО «КамГЭК» на 2014 год, но которые не были направлены на финансирование мероприятий инвестиционной программы (в 2014 году согласно отчёту ПАО «КамГЭК» им не были исполнены мероприятия инвестиционной программы на 63 679 000 рублей).
С учётом изложенного ФАС России пришла к выводу о том, что действия РСТ полностью основаны на нормах действующего законодательства, и требования ПАО «КамГЭК» не подлежат удовлетворению. По результатам рассмотрения разногласий, возникших при утверждении тарифа, приказом Федеральной антимонопольной службы России № 733/16 от 7 июня 2016 года ПАО «КамГЭК» отказано в удовлетворении заявленных требований.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, ПАО «КамГЭК» указало, что оспариваемые положения постановления РСТ от 5 ноября 2015 года № 201 не соответствуют вышеприведённым нормам материального права, поскольку из величины необходимой валовой выручки РСТ необоснованно исключены расходы по статьям затрат: «Оплата труда» в сумме 20 553 000 рублей и «Амортизационные отчисления» в размере 49 430 000 рублей.
Как следует из экспертного заключения по результатам проверки обоснованности расчётов для утверждения тарифов на производство и передачу энергии ПАО «КамГЭК» на 2016 год, при определении величины необходимой валовой выручки на 2016 год ПАО «КамГЭК» применён метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно п. 2.2 экспертного заключения, на основании документов, представленных в РСТ в рамках тарифного регулирования 2016 года, экспертами РСТ при формировании тарифов на 2016 год по статье сметы расходов «Затраты на оплату труда» были определены следующим образом. Численность принята в количестве 95 человек, которая сформирована с учётом фактической среднесписочной численности работников предприятия, отражённой в статистической отчётности отчёта П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за период сентябрь 2014 года – августа 2015 года.
Расчёт минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда для расчёта фонда оплаты труда произведён РСТ исходя из среднего показателя минимальных месячных тарифных ставок за 1 и 2 полугодие 2015 года, рассчитанных Объединением РаЭл (информационные письма от 30 марта 2015 года № 104/04-09 и от 10 июля 2015 года № 2016/04-09), с учётом прогнозируемого индекса роста потребительских цен 107,4% (6372 рублей + 6914 рублей)/2 = 6643 рублей * 107,4% = 7135 рублей).
Среднемесячная оплата труда на 1 работника в 2016 году определена экспертами относительно утверждённой среднемесячной оплаты труда и индекса роста потребительских цен Минэкономразвития – 107,4% в размере 84629 рублей.
При этом рост относительно фактической среднемесячной заработной платы 2014 года составляет 113,3%, относительно утверждённой среднемесячной заработной платы на 2015 год рост составляет 107,4%.
В результате расчётов экспертами предложено принять в тариф фонд оплаты труда на 2016 года 96566 000 рублей. Рост фонда оплаты труда относительно фактических затрат 2014 года составляет 113,4%, относительно утверждённого на 2015 года фонда оплаты труда составляет 106,4%.
Административный истец в обоснование своих требований указывает, что расчёт расходов на оплату труда произведён без учёта фактического объёма оплаты труда (учтена только фактическая численность). Не приняты во внимание фактические размеры тарифного коэффициента, соответствующего ступени по оплате труда, выплаты, связанные с режимом работы, с условиями труда, текущее премирование, вознаграждение за выслугу лет и прочее. В нарушение Методических указаний не произведена детализация составляющих фонда оплаты труда на 2016 год, как это установлено в таблице № П1.16 Методических указаний, что не позволяет определить размера выплат, предусмотренных таблицей Методических указаний и ОТС. Истцом расходы на оплату труда на 2016 год, рассчитанные в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования, с применением показателей таблицы № П1.16 Методических указаний, положений ОТС, с применением определённых ответчиком ММТС (7135 рублей) и численности за 2014 год (95 человек), льготного проезда в отпуск (1878 000 рублей), были заявлены в размере 118 997 000 рублей.
В нарушение п. 7 Основ ценообразования, предусматривающего исключение из расчётов только экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, ответчиком произвольно, без каких-либо обоснований и конкретизации, фонд оплаты труда уменьшен на 20 553000 рублей и сформирован в размере - 96 566 000 рублей.
Оценив выводы экспертного заключения и аналогичные объяснения представителей ответчика, а также доводы административного истца, суд приходит к выводу о том, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, РСТ установила размер фонда оплаты труда с учётом отраслевого тарифного соглашения, фактического объёма фонда оплаты труда, фактической численности работников в последнем расчётном периоде регулирования, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен, что соответствует требованиям п. 26 Основ ценообразования.
То обстоятельство, что РСТ определён фонд оплаты труда на 2016 год без детализации по составляющим (средний тарифный коэффициент, размер доплат за режим и условия труда, выплаты за выслугу лет, размер текущего премирования) не свидетельствует о том, что постановление РСТ от 5 ноября 2015 года № 201 в оспариваемой административном истцом части противоречит указанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом суд учитывает, что рост размера среднемесячной оплаты труда на 1 работника ПАО «КамГЭК», определённого РСТ на 2016 год, относительно фактической среднемесячной заработной платы 2014 года составил 113,3%, относительно утверждённой среднемесячной заработной платы на 2015 год рост составил 107,4%. Кроме того, учтённая в тарифах ПАО «КамГЭК» величина средней заработной платы превышает как среднюю по аналогичным предприятиям региона, так и среднюю по данным Росстата России по региону.
Также суд учитывает распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2182-Р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2016 год», которым утверждены предельные уровни роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2016 года в среднем по Камчатскому краю - 106,5%.
Как следует из п. 2.8 экспертного заключения, во исполнение п. 7 Основ ценообразования, экспертами РСТ проведён анализ фактических отчётных данных предприятия по итогам 2014 года на основании данных статистической и бухгалтерской отчётности, в результате чего экспертами был рассчитан, в том числе, экономически необоснованный доход за 2014 год. Основной объём избытка средств по итогам 2014 года сложился у предприятия в результате анализа исполнения утверждённой инвестиционной программы ПАО «КамГЭК» 2014 года. Мероприятия инвестиционной программы утверждены РСТ приказом от 15 августа 2013 года № 2016–ОД. Источником финансирования утверждённой инвестиционной программы в полном объёме является амортизация основных средств в размере 77,6 млн. рублей с учётом НДС. Согласно представленному в РСТ отчёту об исполнении инвестиционной программы ПАО «КамГЭК» за 2014 год, мероприятий по инвестиционной программе выполнено предприятием в объёме на сумму 19,3 млн. рублей с учётом НДС. С учётом изложенного и на основании п. 27 Основ ценообразования эксперты произвели следующий расчёт: 77,6 млн. рублей – 19,3 млн. рублей = 58,3 млн. рублей с учётом НДС (49,4 млн. рублей без НДС).
Как следует из материалов дела, приказом руководителя РСТ от 15 августа 2013 года № 216-ОД утверждена инвестиционная программа ПАО «КамГЭК» на 2014 год на сумму финансирования инвестиционных мероприятий в размере 65,8 млн. рублей (без НДС). В соответствии с приложением № 4 к данному приказу РСТ, источником финансирования утверждённой инвестиционной программы определена: амортизация, учтённая в тарифе на производство и передачу электрической энергии ПАО «КамГЭК» на 2014 год, в размере 48,4 млн. рублей; амортизация прошлых лет (2013 года) - 29,2 млн. рублей.
Представитель ответчика в судебном заседании указал, что расходы, учтённые при установлении тарифов, но фактически не понесённые ПАО «КамГЭК», на основании п. 27 Основ ценообразования были исключены из расчётов необходимой валовой выручки в сумме 49,4 млн. рублей при установлении тарифов на производство и передачу электрической энергии ПАО «КамГЭК» на 2016 год.
Оценив изложенные обстоятельства, а также доводы административного истца и вышеприведённые нормы материального права, учитывая, что соответствующие денежные средства были определенны источником финансирования мероприятий инвестиционной программы на основании указанного приказа РСТ, они были учтены в необходимой валовой выручке расходов на амортизацию, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном размере, прихожу к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку, исключая из расчётов необходимой валовой выручки сумму в размере 49,4 млн. рублей, РСТ действовала в соответствии с требованиями п. 27 Основ ценообразования, в связи с чем судом не установлено противоречия постановления РСТ от 5 ноября 2015 года № 201 в оспариваемой части положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Доводы административного истца в целом сводятся к несогласию с решением ответчика об исключении из величины необходимой валовой выручки расходов по статьям затрат: «Оплата труда» в сумме 20 553 000 рублей и «Экономически необоснованный доход (расход) полученный в предыдущих периодах регулирования» в размере 49 430 000 рублей, вместе с тем, при принятии соответствующего решения и установлении в последующем цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) ПАО «КамГЭК», производимую электростанциями, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территориях, не объединённых в ценовые зоны оптового рынка, на второе полугодие 2016 года в размере 1,981 руб./квт.ч. и цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), отпускаемую ПАО «КамГЭК» другим гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим, энергосбытовым организациям, функционирующим на розничных рынках в размере 2 537 руб./квт.ч., административным ответчиком не было допущено несоответствия требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которое могло бы послужить основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Кроме того, в соответствии с Законом Камчатского края от 1 декабря 2015 года № 710 «О краевом бюджете на 2016 год», дефицит бюджета составляет 5506167,39955 тысяч рублей или 31,9% утверждённого общего годового объёма доходов краевого бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений. При этом общий годовой объем доходов краевого бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений составляет 16659,0 млн. рублей. В настоящий момент имеется недостаток ассигнований краевого бюджета на приоритетные расходные обязательства в сумме 1931,4 млн. рублей, в том числе на компенсацию сниженных тарифов на электроэнергию в размере 955,8 млн. рублей.
С учётом всех обстоятельств по данному делу, дотационности бюджета Камчатского края, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком при установлении соответствующих цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) ПАО «КамГЭК» были соблюдены основные принципы государственного регулирования цен (тарифов), установленные п. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 23 Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», в том числе: определение экономической обоснованности планируемых (расчётных) себестоимости и прибыли при расчёте и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учёт результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утверждённых цен (тарифов), а также административным ответчиком при утверждении цен (тарифов) был соблюдён баланс экономических интересов участников правоотношений в области производства и потребления электрической энергии.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований административного истца об оспаривании нормативного правового акта в части.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления публичному акционерному обществу «Камчатский газоэнергетический комплекс» о признании недействующим с момента издания постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 5 ноября 2015 года № 201 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатский газоэнергетический комплекс» потребителям в 2016 году» в части введения с 1 января 2016 года в действие цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) ПАО «Камчатский газоэнергетический комплекс», производимую электростанциями, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на второе полугодие 2016 года в размере 1,981 руб./квт.ч (Приложение № 1) и в части введения с 1 января 2016 года в действие цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), отпускаемую ПАО «Камчатский газоэнергетический комплекс» другим гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим, энергосбытовым организациям, функционирующим на розничных рынках в размере 2 537 руб./квт.ч (Приложение № 2), отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/
Верно: Судья
Камчатского краевого судаО.В. Чаднов