НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Камчатского краевого суда (Камчатский край) от 17.11.2021 № 21-294/2021

Судья Образцова О.Ю.

Дело № 21-294/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В. при секретаре Шипиловой Я.Ю., рассмотрев 17 ноября 2021 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобы защитника краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» Пирожникова Д.В., государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Ефимович Л.Г., поданные на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 сентября 2021 года, которым постановлено:

«Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 9 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал», изменить.

Исключить из описания события административного правонарушения указание на недостоверность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду по выпуску «Чавыча» по нитратам, АПАВ, хлоридам, сульфатам; на неверное применение коэффициента 0,5 по выпуску № <данные изъяты>»; на неверное указание массы нитрит-иона по выпуску «<данные изъяты>» в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу защитника Черновой А.А., без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю (далее – должностное лицо) от 9 июня 2021 года краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал» (далее по тексту - КГУП «Камчатский водоканал», Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Основанием для привлечения КГУП «Камчатский водоканал» к административной ответственности послужили выявленные в ходе плановой выездной проверки нарушения требований статьи 16.2, частей 1, 2 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 21.1 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 3 марта 2017 года, выразившиеся в предоставлении искаженной экологической информации о платежной базе в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год:

- по выпуску «Чавыча» масса по взвешенным веществам, БПК, ион-аммонию, нитритам, нитратам, АПАВ, хлоридам, сульфатам, фосфатам и нефтепродуктам определена как в пределах нормативов допустимых сбросов;

- по выпуску <данные изъяты>» неверно указана масса нитрит-иона;

- по выпуску «<данные изъяты>» неверно применен коэффициент 0,5 при отсутствии очистных сооружений на данном выпуске.

Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 28 сентября 2021 года постановление должностного лица изменено, исключено указание на недостоверность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду по выпуску «Чавыча» по нитратам, АПАВ, хлоридам, сульфатам; на неверное применение коэффициента 0,5 по выпуску № 9 «<данные изъяты>»; на неверное указание массы нитрит-иона по выпуску «<данные изъяты>» в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник КГУП «Камчатский водоканал» Пирожников Д.В. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на следующие доводы. В ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не выяснялось, имелось ли у Предприятия возможность для соблюдения правил и норм и были ли Предприятием приняты все зависящие меры по их соблюдению. Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не установлено требование о наличии очистных сооружений для применения коэффициента 0,5 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду от выпусков централизованной системы водоотведения поселений или городских округов.

Не согласившись с решением судьи, в Камчатский краевой суд с жалобой обратилась государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Ефимович Л.Г., в которой просит отменить решение и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование заявленных требований указывает, что для применения стимулирующего коэффициента 0,5 при начислении платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты необходимо наличие очистки сточных вод и отнесение выпуска сточных вод к централизованной системе водоотведения поселения или городского округа. При этом на выпуске км» очистные сооружения отсутствуют. Также указывает, что предоставление Предприятием недостоверной информации о массе по нитрит-ионам по выпуску «<данные изъяты>» свидетельствует о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении к своим публично-правовым обязанностям.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, заслушав объяснения защитника КГУП «Камчатский водоканал» Гончаренко Ю.М., поддержавшей доводы жалобы защитника Предприятия Пирожникова Д.В., государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Ефимович Л.Г., поддержавшей доводы подданной ею жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

В силу положений статьи 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (часть 1).

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (часть 2).

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (часть 3).

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение (часть 4).

Согласно части 1 статьи 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности (часть 2 статьи 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ).

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила № 255).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что приказом исполняющего обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от 2 марта 2021 года назначено проведение плановой выездной проверки в отношении КГУП «Камчатский водоканал» по местам фактического осуществления деятельности: на канализационных очистных сооружениях <данные изъяты> выпуске сточных вод <данные изъяты>», производственной площадке <данные изъяты> выпуске сточных вод », канализационных очистных сооружениях <данные изъяты>», выпуске сточных вод », очистных сооружениях с сетями канализации в <адрес>, по результатам которой составлен акт проверки от 13 мая 2021 года (далее – Акт проверки).

Согласно Акту проверки, Предприятием 4 марта 2021 года предоставлена декларация о плате за негативное воздействие за 2020 год. В ходе проверки декларации установлено, что по выпуску «Чавыча» у КГУП «Камчатский водоканал» оформлено разрешение на сброс загрязняющих веществ от 23 октября 2017 года в пределах нормативов допустимых сбросов (далее – НДС) на следующие вещества: нитрат-ион, АПАВ, хлориды, сульфаты. Масса по остальным веществам (взвешенные вещества, БПК, аммоний-ион», нитрат-ион, фосфаты, железо, нефтепродукты), для которых отсутствует разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект в переделах утвержденных нормативов, должна считаться как сверхлимитная. Вместе с тем, по всем веществам плата определена в пределах НДС, что привело к существенному занижению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

По выпуску <данные изъяты>» предоставлены недостоверные данные о массе нитрит-иона, поступившего в водный объект, поскольку в соответствии с отчетностью 2-тп за 2020 год масса составила 36,38 кг, в то время как в декларации указано 36,38 т.

По выпуску «<данные изъяты>» неверно применен коэффициент 0,5, в том время как на выпуске отсутствуют очистные сооружения (л.д. 21-75).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении КГУП «Камчатский водоканал» протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его привлечения к административной ответственности на основании постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю от 9 июня 2021 года.

При проверке дела по жалобе защитника КГУП «Камчатский водоканал» судья Петропавловск-Камчатского городского суда согласился с выводами должностного лица административного органа о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения в части предоставления искаженной экологической информации о платежной базе в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, выразившегося в определении по выпуску «Чавыча» массы по взвешенным веществам, БПК, ион-аммонию, нитратам, фосфатам и нефтепродуктам как в пределах нормативов допустимых сбросов.

Вопреки доводам жалобы защитника КГУП «Камчатский водоканал», выводы о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на исследованных и приведенных в постановлении доказательствах, которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

При этом судьей городского суда из постановления должностного лица исключено указание на недостоверность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду по выпуску «Чавыча» по нитратам, АПАВ, хлоридам, сульфатам; на неверное применение коэффициента 0,5 по выпуску <данные изъяты>»; на неверное указание массы нитрит-иона по выпуску «<данные изъяты>» в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Рассматривая доводы жалобы должностного лица административного органа о невозможности применения стимулирующего коэффициента 0,5 при начислении платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в связи с отсутствием на выпуске <данные изъяты>» очистных сооружений, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 6.1 статьи 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (далее - технологически нормируемые вещества), дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).

На период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициентов, указанных в абзацах шестом и восьмом пункта 5 настоящей статьи, применяется коэффициент 1.

Как следует из расчета суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по выпуску сточных вод <данные изъяты> коэффициент 0,5 применен по АПАВ, хлоридам, сульфат-анионам, нефтепродуктам и железу (л.д. 98).

Указанные вещества не входят в перечень веществ, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленный приложением 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года № 1430 «Об утверждении технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов».

Поскольку КГУП «Камчатский водоканал» эксплуатирует централизованную систему водоотведения Елизовского городского округа, дополнительный коэффициент 0,5 применен в отношении веществ, которые не относятся к технологически нормируемым веществам, сведений о том, что Предприятием реализуются программы повышения экологической эффективности или планы мероприятий по охране окружающей среды, не представлено, судья городского суда пришел к правильному выводу об исключении указанного нарушения из объема предъявленного обвинения.

Вопреки доводам жалобы должностного лица, указание в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год массы нитрит-иона в количестве 36,38 т вместо 36,38 кг, как правильно указано судьей городского суда, повлекло увеличение для Предприятия суммы платы за сбросы загрязняющих веществ, что не позволяет признать указанное нарушение умышленным искажением информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, необходимым для квалификации нарушения по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание Предприятию назначено с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере, предусмотренном санкцией статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

При проверке дела в полном объёме не выявлено нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену решения судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» оставить без изменения, а жалобы защитника краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» Пирожникова Д.В., государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Ефимович Л.Г. – без удовлетворения.

Судья Камчатского

краевого суда О.В. Чаднов