НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Камчатского краевого суда (Камчатский край) от 17.06.2020 № 12-91/20

Судья Лаевская Р.П.Дело № 12-91/2020

Дело № 21-140/2020

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 17 июня 2020 года

Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Винник Е.Б., рассмотрев жалобу защитника КГУП «Камчатский водоканал» Солодянкиной Н.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 12 декабря 2019 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 апреля 2020 года, которым постановлено:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю № от 12 декабря 2019 года о признании краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Солодянкиной Н.В. – без удовлетворения,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю № от 12 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 апреля 2020 года, КГУП «Камчатский водоканал» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто штрафу в размере 85000 руб.

Основанием привлечения КГУП «Камчатский водоканал» к административной ответственности послужило нарушение предприятием п.п. 2, 6 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившееся в сбросе сточных вод в водный объект с нарушением правил водопользования.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник КГУП «Камчатский водоканал» Солодянкина Н.В. просит отменить судебное решение и постановление административного органа, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что событие административного правонарушения установлено на основании сведений Декларации о воздействии на окружающую среду, представленной КГУП «Камчатский водоканал» в Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю 19 февраля 2019 года. В данной декларации имеются математические ошибки, в связи с чем она является недействительной и сведения, указанные в ней, не могут устанавливать нормативы качества окружающей среды (нормативы сброса загрязняющих веществ). Кроме того 20 августа 2019 года и 12 ноября 2019 года КГУП «Камчатский водоканал» направлял в адрес Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю исправленные декларации. Данные декларации в материалах дела отсутствуют. Указывает, что нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект для КГУП «Камчатский водоканал» утверждены Приказом Амурского от 18 января 2018 года. Полагала, что при таких обстоятельствах административное правонарушение должно квалифицироваться по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Отмечает, что пробы сточных вод, взятые на входе и выходе из очистных сооружений, не могут подтверждать вторичное загрязнение сточных вод, поскольку время прохождения сточных вод по очистным сооружениям составляет от 1 до 2 минут, тогда как проба № 1 и проба № 2 взяты с разницей в 10 минут. Кроме того пробы сточных вод не были промаркированы и опломбированы одноразовыми пломбами, что является нарушением Методических указаний по отбору проб для анализа сточных вод. В материалах дела отсутствуют документы о сертификации GPS-навигатора, с помощью которого определялось место взятия проб. Заключение эксперта получено с нарушением процессуальных требований.

Выслушав защитника КГУП «Камчатский водоканал» Солодянкину Н.В. и государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Архипкину В.О., проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу п.п. 2, 6 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Как следует из материалов дела, решением Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 3 апреля 2017 года № КГУП «Камчатский водоканал» в пользование предоставлен водный объект – <адрес>) для сброса сточных вод на срок с 1 января 2017 года по 31 декабря 2027 года (том 1 л.д. 32-41).

Из подпунктов 2, 7, 8 пункта 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование следует, что использование КГУП «Камчатский водоканал» водного объекта может производиться при осуществлении сброса сточных вод в водный объект с использованием выпуска «<адрес>», который является сооружением биологической очистки, и при условии содержания в исправном состоянии расположенного на водном объекте и эксплуатируемого водопользователем выпуска сточных вод объекте и иных сооружений, связанных с использованием части водного объекта.

В подпункте 9 пункта 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование установлено, что максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должно превышать указанных в данном пункте показателей. В примечании к данному подпункту отмечено, что при наличии утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать утвержденных значений.

Приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов № 05-07/07 от 18 января 2018 года утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект <адрес> для КГУП «Камчатский водоканал» для выпуска № <адрес>» сроком на 5 лет (до 17 января 2023 года включительно) (том 1 л.д. 28-31).

Выпуск № 37 «Нагорный» является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду II-категории, код объекта (том 1 л.д. 8-13).

В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (введена в действие Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ с 1 января 2019 года) с 1 января 2019 года для юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории воздействия на окружающую среду, установлена обязанность представлять в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Согласно ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» декларация о воздействии на окружающую среду должна содержит сведения о декларируемых объемах или массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

19 февраля 2019 года КГУП «Камчатский водоканал» в Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю представлена декларация о воздействии на окружающую среду по объекту выпуск «<адрес>» (том 1 л.д. 22-27).

Таким образом с 19 февраля 2019 года ранее утвержденные для КГУП «Камчатский водоканал» нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект ручей Крутобереговой для КГУП «Камчатский водоканал» для выпуска «<данные изъяты>» прекратили свое действие.

27 мая 2019 года в Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю поступило обращение ФИО1 указавшей, что в поселке <адрес> не работают очистные сооружения и канализационные стоки идут в <данные изъяты> (том 1 л.д. 1-5).

10 июня 2019 года в отношении КГУП «Камчатский водоканал» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено проведение административного расследования (том 1 л.д. 43).

В ходе административного расследования 13 июня 2019 года проведен осмотр территории станции очистки сточных вод выпуска «<адрес>». Установлено, что объекты станции находятся в полуразрушенном состоянии, технологическое оборудование и сооружения биологической очистки не функционируют, иловые площадки пустые, очистные сооружения работают в режиме механической очистки, а именно сточные воды через распределительный приемник направляются на механическую решетку, затем по лотку стоки направляются на сброс через выпуск «<адрес>» в <адрес>, расходомер не работает. В ходе осмотра произведен отбор сточных вод (на входе и на выходе очистных сооружений выпуска «<данные изъяты>»). 10 июня 2019 года по делу назначена экспертиза качественных показателей сточных вод (до и после прохождения через сооружение очистки). Экспертным заключением от 21 июня 2019 года, выполненным экспертом филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Камчатскому краю, установлена неэффективность работы очистных сооружений на выпуске «<данные изъяты>», а также превышение значений, установленных Декларацией о воздействии на окружающую среду КГУП «Камчатский водоканал», по указанному объекту (том 1 л.д. 53-61, 62-65, 67-68, 74, 75, 78-80).

По итогам административного расследования государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю пришел к выводу о несоблюдении КГУП «Камчатский водоканал» требований п.п. 2, 6 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и нарушении юридическим лицом правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект (том 1 л.д. 87-90).

Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо административного органа на основании совокупности исследованных доказательств, правильно установив наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований законодательства РФ в сфере природопользования, его виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, обоснованно признал КГУП «Камчатский водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выводы о виновности КГУП «Камчатский водоканал», изложенные в постановлении о назначении административного наказания от 12 декабря 2019 года, основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, подтверждены доказательствами, получившими анализ и оценку в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1 и 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дополнительно проверены судьей городского суда, их правильность сомнений не вызывает.

Довод жалобы о том, что представленная 19 февраля 2019 года в Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю декларация о воздействии на окружающую среду по объекту выпуск «<данные изъяты>» является недействительной, поскольку в ней допущена математическая ошибка в разделе V «Масса сбросов загрязняющих веществ», не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, поскольку исправленные декларации были направлены в административный орган после события административного правонарушения.

При этом из имеющейся в материалах дела декларации о воздействии на окружающую среду от 19 февраля 2019 года следует, что установленные в ней значения загрязняющих веществ не отличаются от нормативов допустимого сброса веществ, утвержденных Приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов № от 18 января 2018 года (том 1 л.д. 25-27, 28-31).

Кроме того согласно экспертному заключению результат анализа взятых проб на выходе очистных сооружений выпуска № «<данные изъяты>» в разы превышает установленные нормативы. Кратность по разным показателям превышает 336, 12, 147, 114, 364, 5, 14, 10 раз, что явно указывает на неэффективность работы очистных сооружений. По выводам эксперта общая эффективность работы очистных сооружений составляет 3%, что позволяет сделать вывод об отсутствии как таковой очистки.

При таких обстоятельствах наличие нарушений природоохранного законодательства со стороны КГУП «Камчатский водоканал» сомнений не вызывает.

Наказание КГУП «Камчатский водоканал» назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в рамках срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

Все доводы жалобы, поданной в Камчатский краевой суд, в том числе о неверной квалификации административного правонарушения, о допущенных в ходе административного расследования процессуальных нарушениях при проведении экспертизы, отборе проб, использовании при осмотре территории местонахождения выпуска № <данные изъяты>» GPS-навигатора, аналогичны доводам, на которые защитник Солодянкина Н.В. ссылалась при рассмотрении жалобы судьей Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края, они получили надлежащую правовую оценку, подробно изложенную в судебном решении, не согласиться с которой оснований не усматриваю.

При проверке дела в полном объеме не выявлено существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю № от 12 декабря 2019 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 апреля 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника КГУП «Камчатский водоканал» Солодянкиной Н.В. – без удовлетворения.

Судья Н.В. Гончарова