Судья Лобановская Е.А. | Дело № 21-58/2021 |
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 17 марта 2021 года
Судья Камчатского краевого суда Венин А.Н. при секретаре ШипиловойЯ.Ю., рассмотрел жалобу Зимовца С.В. на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 февраля 2021года, которым постановлено:
«Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю № от 18 декабря 2020 года, вынесенного в отношении должностного лица – временно исполняющего обязанности начальника федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю» Зимовца Сергея Владимировича по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Зимовца Сергея Владимировича, без удовлетворения»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее также – должностное лицо) от 18 декабря 2020 года № временно исполняющий обязанности начальника федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю» (далее также – ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Камчатскому краю», Учреждение) Зимовец С.В. привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Зимовец С.В. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с жалобой, в которой просил постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указал, что причиной занижения показателя в строке «030200840330049221» счета 30234 сведений по состоянию на 1 января 2019 года по виду задолженности «кредиторская» на сумму 2362750 рублей 61 копейка явилось неисполнение условий государственного контракта ООО «РН-Востокнефтепродукт», указанные закупки осуществлялись в рамках исполнения государственного оборонного заказа. Для оплаты оказанных услуг ООО «РН-Востокнефтепродукт» необходимо было открыть лицевые счета в УФК по Камчатскому краю в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Дополнительное соглашение № 2 с ООО «РН-Востокнефтепродукт» с реквизитами открытого лицевого счета в УФК по Камчатскому краю подписано сторонами 28 февраля 2019 года. Искажением бюджетной отчетности послужило несвоевременное предоставление платежных (финансовых) документов ООО «РН-Карт» по государственному контракту от 29сентября 2018 года в адрес ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю». Искажение бюджетной отчетности допущено в результате ненадлежащего исполнения контрагентами ООО «РН-Востокнефтепродукт» и ООО «РН-Карт» государственных контрактов, вследствие чего вина и умысел в действия ЗимовцаС.В. отсутствует.
Рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда постановил указанное решение.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, Зимовец С.В., повторяя доводы, изложенные в жалобе, поданной в Петропавловск-Камчатский городской суд, просит постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить. Ссылается на пропуск срока привлечения к административной ответственности.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи городского суда не нахожу.
Частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как следует из примечания к данной статье, под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается среди прочего искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее также – Федеральный закон № 402-ФЗ), бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства Финансов РФ от 1 декабря 2010 года № 157н (далее также – Инструкция № 157н) при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам Федерального казначейства, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что:
- бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (абзац 3);
- информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, Рабочего плана счетов, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование (абзац 8);
- информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации (абзац 9).
Пунктом 18 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 года № 256н (далее также – Федеральный стандарт № 256н), установлено, что при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах, иной информации, необходимой пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.
Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Финансов РФ от 28декабря 2010 года № 191н (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого правонарушения, далее также – Инструкция № 191н).
В состав бюджетной отчетности входит форма - пояснительная записка (ф. 0503160), которая составляется в разрезе раздела 1 «Организационная структура субъекта бюджетной отчетности», раздела 2 «Результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности», раздела 3 «Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности», раздела 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности», раздела 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности» (пункт 152 Инструкции № 191н).
Раздел 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности», включает сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).
В соответствии с пунктом 167 Инструкции № 191н информация в приложении содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов.
В графе 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) отражены обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде, в том числе по кредиторской задолженности - счет 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам».
Как следует из материалов дела, между ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Камчатскому краю» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» 19 декабря 2018 года заключен государственный контракт № на оказание услуг по поставке моторного топлива, закупаемого территориальными органами, учреждениями и организациями МВД России.
Моторное топливо согласно товарной накладной от 29 декабря 2018 года № - 29.12.2018 отражено в бухгалтерском учете на счете 03 02 00840390049 221 10533 «Горюче-смазочные материалы» в корреспонденции счета 03 02 00840390049 221 30234 «Расчеты по приобретению материальных запасов» 14 марта 2019года, то есть позже даты поставки товара на 75 дней.
28 сентября 2018 года между ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Камчатскому краю» и ООО «РН-Карт» заключен государственный контракт № на поставку моторного топлива для обеспечения государственных нужд №
Моторное топливо согласно акту приемки товаров (работ, услуг), исполненных по государственному контракту № от 28сентября 2018 года, предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) 31 декабря 2018года, отражено в бухгалтерском учете на счете 03 02 00840390049 221 10533 «Горюче-смазочные материалы» в корреспонденции счета 303 02 00840390049 221 30234 «Расчеты по приобретению материальных запасов» 14 марта 2019 года, то есть позже даты поставки товара на 73 дня.
Денежные средства в счет оплаты по контрактам перечислены ООО «РН Востокнефтепродукт» и ООО «РН-Карт» 14 марта 2019 года.
С 11 января по 28 февраля 2019 года приказом УМВД РФ по Камчатскому краю от 18 января 2019 года № на Зимовца С.В. возложено временное исполнение обязанностей начальника ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Камчатскому краю» (л.д. 25).
29 января 2019 года временно исполняющим обязанности начальника ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Камчатскому краю» Зимовцом С.В. начальнику ЦФО УМВД России по Камчатскому краю направлена бюджетная отчетность за 2018 год, в том числе пояснительная записка на 1 января 2019 года по форме 0503160, подписанная Зимовцом С.В. (л.д. 14-23)
В отчетности по состоянию на 1 января 2019 года не были отражены сведения о задолженности ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Камчатскому краю» перед ООО «РН Востокнефтепродукт» и ООО «РН-Карт» на сумму 2 362750 рублей 61 копейку, а именно занижен показатель по строке «03 02 00840390049221» счета 30234 графе 9 «на конец отчетного периода» сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) по состоянию на 1 января 2019 года по виду задолженности «кредиторская» на сумму 2362750 рублей 61 копейка.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю на основании совокупности исследованных доказательств, пришло к выводу о грубом нарушении Зимовцом С.В. требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ. С данным выводом согласился судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица.
Доказательства, на основании которых установлена вина лица в совершении правонарушения, оценены в соответствии с требованиями статьи26.11 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе о ненадлежащем исполнении условий государственных контрактов со стороны контрагентов ООО «РН Востокнефтепродукт» и ООО «РН-Карт» не свидетельствует о наличии обстоятельств, объективно препятствующих Зимовцу С.В. соблюсти требования к бюджетному (бухгалтерскому) учету при составлении отчетности.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления должностного лица и решения судьи.
В силу статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1).
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2).
На дату совершения Зимовцом С.В. административного правонарушения (29января 2019 года) статья 15.15.6 КоАП РФ действовала в редакции Федерального закона от 7 июня 2017 года № 118-ФЗ, которая предусматривала административную ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Размер административного штрафа для должностных лиц был установлен от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Федеральным законом от 29 мая 2019 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения» статья 15.15.6 КоАП РФ изложена в новой редакции, частью 4 которой установлена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Размер административного штрафа для должностных лиц составляет от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Поскольку санкцией части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией статьи 15.15.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 7 июня 2017 года № 118-ФЗ, оснований для применения новой редакции статьи 15.15.6 КоАП РФ по отношению к Зимовцу С.В. не имелось.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица и решение судьи подлежат изменению в части квалификации совершенного Зимовцом С.В. правонарушения с части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ на статью 15.15.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 7 июня 2017 года № 118-ФЗ с назначением Зимовцу С.В. административного штрафа в размере 10000 рублей.
Срок давности привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, согласно части1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет два года.
Датой совершения административного правонарушения, вменяемого в вину Зимовца С.В. является 29 января 2019 года, следовательно, срок давности привлечения последнего к административной ответственности не пропущен.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 18 декабря 2020 года №, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 февраля 2021 года изменить, переквалифицировать действия временно исполняющего обязанности начальника федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю» Зимовца С.В. с части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ на статью 15.15.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 7июня 2017 года № 118-ФЗ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В остальной части постановление и решение судьи оставить без изменения.
Судья А.Н. Венин