Судья Лобановская Е.А.Дело № 12-135/2021 | Дело № 21-59/2021 |
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 17 марта 2021 года
Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Слепчук Ю.Н., рассмотрев жалобу должностного лица – врио начальника ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Камчатскому краю» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю № 23-08/2020-6 от 18 декабря 2020 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 февраля 2021 года, которым постановлено:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю № 23-08/2020-6 от 18 декабря 2020 года, вынесенное в отношении должностного лица – временно исполняющего обязанности начальника федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю» ФИО1 по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю № 23-08/2020-6 от 18 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 февраля 2021 года, врио начальника ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Камчатскому краю» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 руб.
Основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности послужило нарушение им, как должностным лицом, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ), абзацев 8, 9 пункта 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н (далее – Инструкция № 157н), пункта 18 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 256н (далее – Федеральный стандарт № 256н), пункта 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н (далее – Инструкция № 191н), выразившееся в искажении бюджетной (бухгалтерской) отчетности по состоянию на 1 января 2019 года на сумму 1600666 руб. 83 коп.
В настоящей жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, ФИО1 просит отменить постановление и судебное решение, производство по делу прекратить. Указывает, что занижение показателя по виду задолженности «кредиторская» на сумму 1600666 руб. 83 коп. произошло вследствие ненадлежащего исполнения условий государственного контракта ООО «Терминал-Восток» на оказание услуг по перевозке горюче-смазочных мероприятий. Для оплаты оказанных услуг ООО «Терминал-Восток» должен был открыть лицевые счета в УФК по Камчатскому краю. 19 февраля 2019 года между ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Камчатскому краю» и ООО «Терминал-Восток» заключено дополнительное соглашение, которым в государственный контракт внесены изменения, а именно, указаны сведения о лицевом счете ООО «Терминал-Восток» в УФК по Камчатскому краю. По указанной причине оказанные услуги приняты ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Камчатскому краю» к учету только в 2019 году. Полагает, что при таких обстоятельствах в его действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения. Срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно примечанию к данной статье под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается среди прочего искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Согласно пункту 3 Инструкции № 157н при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам Федерального казначейства, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что:
бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (абзац 3);
информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, Рабочего плана счетов, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование (абзац 8);
информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации (абзац 9).
Пунктом 18 Федерального стандарта № 256н установлено, что при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах, иной информации, необходимой пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.
Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Инструкцией № 191н.
В состав бюджетной отчетности входит форма - пояснительная записка (ф. 0503160).
Пояснительная записка (ф. 0503160) составляется в разрезе раздела 1 «Организационная структура субъекта бюджетной отчетности», раздела 2 «Результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности», раздела 3 «Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности», раздела 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности», раздела 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности».
Раздел 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности», включает сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).
В соответствии с пунктом 167 Инструкции № 191н информация в приложении содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов.
В графе 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) отражены обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде:
по кредиторской задолженности - счет 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам».
Как следует из материалов дела, между федеральным казенным учреждением «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю» и ООО «Терминал Восток» 19 июня 2017 года заключен государственный контракт № 1818188100082004101153441 на оказание услуг по перевозке горюче-смазочных материалов (л.д. 58-67), 21 августа 2018 года заключен государственный контракт № 1818188100152004101153441 на оказание услуг по перевозке горюче-смазочных материалов (л.д. 42-53).
5 октября 2018 года между сторонами подписаны акты оказанных услуг по государственному контракту № 1818188100152004101153441 на сумму 588000 руб. 06 коп., по государственному контракту № 1818188100082004101153441 на сумму 1012666 руб. 77 коп. (л.д. 56, 68).
Денежные средства в счет оплаты по контрактам перечислены ООО «Терминал Восток» 15 марта 2019 года (л.д. 57, 71).
С 11 января по 28 февраля 2019 года приказом УМВД РФ по Камчатскому краю от 18 января 2019 года № 26л/с на ФИО1 возложено временное исполнение обязанностей начальника федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю» (л.д. 25).
29 января 2019 года временно исполняющим обязанности начальника федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю» ФИО1 начальнику ЦФО УМВД России по Камчатскому краю направлена бюджетная отчетность за 2018 год, в том числе пояснительная записка на 1 января 2019 года по форме 0503160, подписанная ФИО1 (л.д. 14-24).
В отчетности по состоянию на 1 января 2019 года не были отражены сведения о задолженности федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю» перед ООО «Терминал Восток» в размере 1600666 руб. 83 коп., а именно занижен показатель по строке «03 02 00840390049221» счета 30222 графе 9 «на конец отчетного периода» сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) по состоянию на 1 января 2019 года по виду задолженности «кредиторская» на сумму 1600666 руб. 83 коп.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю пришло к выводу о грубом нарушении ФИО1 требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с чем согласился судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица.
Выводы о нарушении ФИО1 требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету основаны на собранных и представленных в деле доказательствах, которые в соответствии со статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Доводы жалобы о ненадлежащем исполнении условий государственного контракта со стороны ООО «Терминал-Восток» не свидетельствуют о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ФИО1 соблюсти требования к бюджетному (бухгалтерскому) учету при составлении отчетности.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления должностного лица и решения судьи.
В силу статьи 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1).
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2).
На дату совершения ФИО1 административного правонарушения (29 января 2019 года) статья 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях действовала в редакции Федерального закона от 7 июня 2017 года № 118-ФЗ, которая предусматривала административную ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Размер административного штрафа для должностных лиц был установлен от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Федеральным законом от 29 мая 2019 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения» статья 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях изложена в новой редакции, частью 4 которой установлена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Размер административного штрафа для должностных лиц составляет от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Поскольку санкцией части 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 7 июня 2017 года № 118-ФЗ, оснований для применения новой редакции статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях по отношению к ФИО1 не имелось.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи подлежат изменению в части квалификации совершенного ФИО1 правонарушения с части 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях на статью 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 7 июня 2017 года № 118-ФЗ с назначением ФИО1 административного штрафа в размере 10000 рублей.
Довод жалобы об истечении срока давности привлечения ФИО1 к административной ответственности необоснован.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляет два года.
ФИО1 совершил административное правонарушение 29 января 2019 года, привлечен к административной ответственности 18 декабря 2020 года.
При таких обстоятельствах срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не пропущен.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю № 23-08/2020-6 от 18 декабря 2020 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 февраля 2021 года изменить, переквалифицировать действия временно исполняющего обязанности начальника федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю» ФИО1 с части 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях на статью 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 7 июня 2017 года № 118-ФЗ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В остальной части постановление и решение судьи оставить без изменения.
Судья Н.В. Гончарова