Судья Кулагина Ю.А. | Дело № 7-61/2017 |
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 12 апреля 2017 года
Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Пушкарь О.И., рассмотрев жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 15» Петропавловск-Камчатского городского округа на постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 марта 2017 года, которым постановлено:
признать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» Петропавловск-Камчатского городского округа виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 (двухсот тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 марта 2017 года МБОУ «Средняя школа № 15» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
В жалобе директор образовательного учреждения Прошина Н.Р. просит постановление судьи отменить, освободить МБОУ «Средняя школа № 15» от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения, ограничиться устным замечанием. Указывает, что штраф в размере 200000 рублей не отвечает целям административной ответственности и фактически носит карательный, а не превентивный характер.
Выслушав представителя правонарушителя Прошину Е.И., проверив материалы дела, нахожу постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края правильным.
Согласно ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Формы и порядок представления уведомлений утверждены Приказом ФМС России от 28 июня 2010 года № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба упразднена, функции и полномочия ФМС переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п. 3 данного Указа Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере.
Из материалов дела следует, что 1 сентября 2016 года между МБОУ «Средняя школа № 15» в лице и.о. директора Белоградиной И.М. и гражданкой Киргизии Макаевой Е.Р. заключен трудовой договор № б/н, по условиям которого последняя с 1 сентября 2016 года принимается на работу в МБОУ «Средняя школа № 15» на должность учителя математики.
Однако в нарушение требований п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» МБОУ «Средняя школа № 15» не уведомило УМВД России по Камчатскому краю о заключении трудового договора с иностранным гражданином в установленный законом трехдневный срок с момента его заключения.
Фактически уведомление о заключении трудового договора с Макаевой Е.Р. направлено в УМВД России по Камчатскому краю 30 января 2017 года, после возбуждения дела об административном правонарушении.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья на основании совокупности исследованных доказательств, правильно установив наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение законодательства в сфере миграции, его виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, обоснованно признал МБОУ «Средняя школа № 15» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выводы о наличии в действиях МБОУ «Средняя школа № 15» состава указанного административного правонарушения, его виновности основаны на исследованных и приведенных в постановлении судьи от 14 марта 2017 года доказательствах, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного МБОУ «Средняя школа № 15» правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушает порядок правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
Непосредственным объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности. О высокой общественной опасности правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, особой значимости охраняемых законом отношений в сфере миграционного законодательства, свидетельствуют размер установленного законодателем штрафа и годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что противоправные действия допущены в сфере миграционного законодательства, целью которого является обеспечение предупреждения и сокращения незаконной внешней трудовой миграции и соблюдения работодателями законодательства о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории Российской Федерации, в связи с чем имеют повышенную степень общественной опасности, так как затрагивают интересы государства, судья городского суда пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Довод жалобы о том, что правонарушение не повлекло негативных последствий, что указывает на его малозначительность, является несостоятельным, поскольку состав названного административного правонарушения является формальным и привлечение к ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.
Ссылки в жалобе на то, что МБОУ «Средняя школа № 15» не имело намерения скрыть от миграционных органов факт трудоустройства Макаевой Е.Р., направило уведомление о трудоустройстве иностранного гражданина незамедлительно, после того как узнало о допущенном нарушении, трудовые отношения оформлены в установленном порядке, не могут быть приняты во внимание, поскольку названные обстоятельства в силу ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания и не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
При этом административное наказание в виде штрафа назначено МБОУ «Средняя школа № 15» в соответствии с положениями ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в размере менее минимального, определенного санкцией вмененной статьи, с учетом конкретных обстоятельств дела, принципов справедливости и соразмерности наказания, недопущения избыточного использования административного принуждения.
В силу прямого указания ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях применительно к рассматриваемому случаю размер штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем доводы жалобы о несоразмерности штрафа не могут быть приняты во внимание.
При проверке дела в полном объёме существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену или изменение постановления судьи, не имеется, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 марта 2017 года оставить без изменения, а жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 15» Петропавловск-Камчатского городского округа – без удовлетворения.
Судья Н.В. Гончарова