НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Камчатского краевого суда (Камчатский край) от 07.07.2017 № 3А-10/2017

Дело № 3а-10/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«07» июля 2017 года г. Петропавловск-Камчатский

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Венина А.Н.,

при секретаре Пушкарь О.И.,

с участием представителя административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Кастрель Н.С., представителя административных ответчиков Собрания депутатов Паратунского сельского поселения, администрации Паратунского сельского поселения Царькова Д.А., представителя административного ответчика администрации Паратунского сельского поселения Якимова В.В., представителя заинтересованного лица Агентства лесного хозяйства и животного мира Камчатского края Литвиненко В.Е., прокурора Гладышева И.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства к Собранию депутатов Паратунского сельского поселения, администрации Паратунского сельского поселения о признании недействующим решения Собрания депутатов Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района № 26 от 29 декабря 2015 года «Об утверждении материалов корректировки генерального плана Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района»,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – административный истец, Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района, администрации Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района о признании недействующим решения от
29 декабря 2015 года № 26 «Об утверждении материалов корректировки генерального плана Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района» в части включения в границы Паратунского сельского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда общей площадью 29843,60 га, в связи с несоблюдением установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры согласования с Рослесхозом перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов.

В обоснование своих требований административный истец указал, что оспариваемый нормативный акт не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и нарушает права и законные интересы Российской Федерации.

Так, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, является Рослесхоз, осуществляющий рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (пункт 5.4.3 Положения).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником – Российской Федерацией в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в данном случае – с Рослесхозом.

Согласно генеральному плану Паратунского сельского поселения в границах Паратунского сельского поселении в целом включены участки земель лесного фонда общей площадью 29 843,60 га, а именно: выделы 1-31 1-го квартала, выделы 1-41 2-го квартала, выделы 1-10, 12-20 3-го квартала, выделы 1-24 4-го квартала, выделы 1-52 5-го квартала, выделы 1-38 6-го квартала, выделы 1-17 7-го квартала, выделы 1-18 8-го квартала, выделы 1-13 9-го квартала, выделы 1-18 10-го квартала, выделы 1-29 11-го квартала, выделы 1-18 12-го квартала, выделы 1-8 13-го квартала, выделы 1-8 14-го квартала, выделы 1-29 15-го квартала, выделы 1-11 16-го квартала, выделы 1-38 17-го квартала, выделы 1-18 18-го квартала, выделы 1-17 20-го квартала, выделы 1-31 21-го квартала, выделы 1-26 22-го квартала, выделы 1-33 23-го квартала, выделы 1-23 24-го квартала, выделы 1-19 25-го квартала, выделы 1-15 26-го квартала, выделы 1-62 27-го квартала, выделы 1-7 28-го квартала, выделы 1-15 29-го квартала, выделы 1-19 30-го квартала, выделы 1-21 31-го квартала, выделы 1-5 32-го квартала, выделы 1-15 35-го квартала, выдел 13 38-го квартала, выделы 1, 2, 9, 10 53-го квартала, выделы 1, 2, 6, 10 56-го квартала, выделы 2, 6 60-го квартала, выделы 1-14 65-го квартала, выделы 3, 7, 13 67-го квартала, выделы 1-21 68-го квартала, выделы 1-55 69-го квартала, выделы 3-22 74-го квартала, выделы 1-7 75-го квартала, выделы 1-12 76-го квартала, выделы 1-23 77-го квартала, выделы 1, 2 80-го квартала, выделы 1-10 81-го квартала, выделы 1, 4 83-го квартала, выделы 1-12 84-го квартала, выделы 1, 3, 6-12 89-го квартала, выдел 5 90-го квартала, выделы 1, 4, 10, 11 91-го квартала, выделы 1-13 95-го квартала, выделы 1-11 96-го квартала, выделы 1-17 97-го квартала, выделы 1, 2, 3, 9 98-го квартала, выделы 1-14 102-го квартала, выделы 1-10 103-го квартала, выделы 1, 2 104-го квартала, выделы 1-8 106-го квартала, выделы 1-10 107-го квартала, выделы 1-6 108-го квартала, выделы 1-12 109-го квартала, выделы 2, 4-15 110-го квартала, выделы 3, 4, 6-10 111-го квартала, выделы 1-10 115-го квартала, выделы 1-9 116-го квартала, выделы 1-14 117-го квартала, выделы 1-12 118-го квартала, выделы 1-7 119-го квартала, выделы 1-8 120-го квартала, выделы 1, 6, 7, 10, 13 121-го квартала, выделы 1-6 126-го квартала, выделы 1-12 127-го квартала, выделы 1-13 128-го квартала, выделы 1-18 129-го квартала, выделы 1-11 130-го квартала, выделы 1-6 131-го квартала, выделы 1-11 132-го квартала, выделы 1-7 133-го квартала, выделы 1-7 136-го квартала, выделы 1, 4-8 137-го квартала, выделы 1, 2, 4, 11-13 138-го квартала, выделы 1-8 139-го квартала, выделы 1-9 140-го квартала, выделы 1-8 141-го квартала, выделы 1-12 142-го квартала, выделы 1, 4, 6 143-го квартала, выделы 1-11 144-го квартала, выделы 1-9 145-го квартала, выделы 1-12 146-го квартала, выделы 1-7 147-го квартала, выделы 1-9 148-го квартала, выделы 1-8 149-го квартала, выделы 1-9 150-го квартала, выделы 1-8 151-го квартала, выделы 1-9 152-го квартала Паратунского участкового лесничества Елизовского лесничества Камчатского края, а также выделы 1-7 1-го квартала, 1-6 2-го квартала, 1-9 3-го квартала, выдел 3 4-го квартала, выдел 1 5-го квартала, выделы 1-15 7-го квартала, выделы 1-8 8-го квартала, выдел 1 9-го квартала, выделы 1, 3-14 12-го квартала, выделы 2, 5-18 15-го квартала, выделы 1-10, 12-20 20-го квартала, выделы 1, 4, 6, 13 21-го квартала, выделы 2, 4-7, 10, 11 28-го квартала, выделы 2-4, 7, 9, 13, 16, 17 29-го квартала, выделы 1, 3-5, 8-10 30-го квартала, выделы 4, 5 31-го квартала, выделы 1, 5, 6, 10-13, 15, 16 32-го квартала, выделы 1-4, 6, 7 33-го квартала, выделы 5-7, 11-13, 16 43-го квартала, выделы 4-7 44-го квартала, Южного участкового лесничества Елизовского лесничества Камчатского края, из них: в границах населенных пунктов, входящих в Паратунское сельское поселение, расположены участки земель лесного фонда общей площадью 1054,18 га, а именно: выделы 1-15, 16, 23, 29 15-го квартала, выделы 5, 7, 8, 10, 13, 15, 17, 19 30-го квартала, выделы 7-10, 12, 17 31-го квартала, выделы 2-5 32-го квартала, выделы 1-15 35-го квартала, выделы 1-13 38-го квартала, выделы 1, 4, 10, 13 91-го квартала, выдел 12 25-го квартала, выделы 6, 15 26-го квартала, выдел 10 27-го квартала, выделы 1-7 28-го квартала, выделы 6-15 29-го квартала, выделы 2, 4, 5, 9-15, 19 30-го квартала, выделы 1-21 31-го квартала, выделы 1-5 32-го квартала, выделы 1, 13 38-го квартала Паратунского участкового лесничества Елизовского лесничества Камчатского края, в том числе: в границах п. Термальный расположены участки земель лесного фонда общей площадью 838,13 га, а именно: выделы 1-15, 16, 23, 29 15-го квартала, выделы 5, 7, 8, 10, 13, 15, 17, 19 30-го квартала, выделы 7-10, 12, 17 31-го квартала, выделы 2-5 32-го квартала, выделы 1-15 35-го квартала, выделы 1-13 38-го квартала, выделы 1, 4, 10, 13 91-го квартала Паратунского участкового лесничества Елизовского лесничества Камчатского края; в границах с. Паратунка расположены участки земель лесного фонда общей площадью 216,05 га, а именно: выдел 12 25-го квартала, выделы 6, 15 26-го квартала, выдел 10 27-го квартала, выделы 1-7 28-го квартала, выделы 6-15 29-го квартала, выделы 2, 4, 5, 9-15, 19 30-го квартала, выделы 1-21 31-го квартала, выделы 1-5 32-го квартала, выделы 1, 13 38-го квартала Паратунского участкового лесничества Елизовского лесничества Камчатского края (далее по тексту – участки земель лесного фонда, включенные в границы Паратунского сельского поселения).

Данное обстоятельство подтверждается заключением Федерального бюджетного учреждения «Рослесинфорг» от 24 августа 2016 года № 01/04–2148, основанным на результатах совмещения материалов лесоустройства на карту (схему) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения.

Принадлежность земельных участков общей площадью 29 843,60 га, включенных в границы Паратунского сельского поселения, к землям лесного фонда подтверждают выписки из государственного лесного реестра (далее –ГЛР) от 26 сентября 2016 года № 111-09-2016, № 112-09-2016, №113-09-2016, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Росреестра по Камчатскому краю от 17 августа 2016 года № 41/001/001/2016-3335, согласно которым участки земель лесного фонда, включенные в границы Паратунского сельского поселения, являются частью Паратунского участкового лесничества Елизовского лесничества и Южного участкового лесничества Елизовского лесничества, то есть объекта недвижимого имущества – лесного участка с кадастровым номером 41:00:0000000:3 с категорией земель лесного фонда и собственностью Российской Федерации. Право собственности Российской Федерации на участки земель лесного фонда общей площадью 29 843,60 га, с кадастровым номером 41:00:0000000:3 подтверждает свидетельство о государственной регистрации права от 19 апреля 2012 года № 41 АВ 138196, выданное Управлением Росреестра по Камчатскому краю.

Учитывая, что в соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах и лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, а оснований для исключения названных лесных участков из государственного лесного реестра не имеется, то Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края продолжает ими распоряжаться, в том числе путем предоставления части из них в аренду, постоянное (бессрочное) пользование. Участки земель лесного фонда Паратунского участкового лесничества Елизовского лесничества и Южного участкового лесничества Елизовского лесничества продолжают числиться в государственном лесном реестре.

Так, в соответствии с выписками из ГЛР от 26 сентября 2016 года в аренду и постоянное (бессрочное) пользование передано: 28 лесных участков (выписка № 111-09-2016); 18 лесных участков (выписка № 112-09-2016); 64 лесных участка (выписка № 113-09-2016).

Таким образом, проект генерального плана Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края подлежал согласованию с Рослесхозом.

Вместе с тем, данный проект был рассмотрен и не согласован, о чем административный ответчик уведомлен письмом от 12 ноября 2015 года №ЕК-06-31/14090 «О рассмотрении проекта генерального плана». То есть решение об утверждении генерального плана Паратунского сельского поселения принято ответчиком при наличии отказа Рослесхоза в согласовании включения в земли населенного пункта лесных участков. С учетом принятого отрицательного заключения Рослесхоза на проект генерального плана поселения утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти не подтверждает соблюдение порядка утверждения генерального плана городского поселения. Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (часть 2 статьи 1 ЛК РФ) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (часть 9 статьи 2 ГрК РФ), не является обязательным.

Отсутствие согласования проекта генерального плана сельского поселения с Рослесхозом является существенным нарушением порядка подготовки документа территориального планирования, что в силу части 3 статьи 8 ЗК РФ является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Судом в качестве заинтересованных лиц в соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) привлечены: Территориальное управление Росимущества в Камчатском крае, Агентство лесного хозяйства и животного мира Камчатского края, Министерство экономического развития Российской Федерации.

Протокольным определением от 11 мая 2017 года в порядке статьи 46КАС РФ приняты уточнения исковых требований, изложенные в дополнении к административному исковому заявлению (т. 3 л.д. 108-120), в следующей редакции:

- признать недействующим решение Собрания депутатов Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района от 29 декабря 2015года № 26 «Об утверждении материалов корректировки генерального плана Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района» в части включения в границы образуемого населенного пункта Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края лесных участков, входящих в состав земель лесного фонда Елизовского лесничества Камчатского края, общей площадью 23032,04 га и в части включения в границы существующих населенных пунктов с. Паратунка, п. Термальный Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края лесных участков, входящих в состав земель лесного фонда Елизовского лесничества Камчатского края, общей площадью 1232,74 га.

В судебном заседании представитель административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Кастрель Н.С. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему. Дополнительно суду пояснила, что поскольку материалы по обоснованию утвержденного административным ответчиком генерального плана не содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, то размер оспариваемых площадей лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, является приблизительным, так как определялся путем совмещения картографических материалов лесоустройства на карту (схему) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения.

Также представитель административного истца возражала относительно доводов ответчиков о внесении изменений в оспариваемый нормативный правовой акт решением Собрания депутатов Паратунского сельского поселения от 21 июня 2017 года № 109. Пояснила, что на согласование в Рослесхоз от уполномоченного органа Минэкономразвития России поступали документы с карточкой согласования проекта № 153081632. В тоже время проект корректировки генерального плана Паратунского поселения, зарегистрированный в ФГИС ТП – карточка согласования проекта №153080695, в Рослесхоз не поступал и, соответственно, не рассматривался. Кроме того данная информация не была размещена на ФГИС ТП и на официальном сайте Паратунского поселения.

Обратила внимание суда на то обстоятельство, что в настоящее время ответчиком на ФГИС ТП (карточка согласования проекта №1730148827) размещен для согласования проект корректировки генерального плана Паратунского сельского поселения, предусматривающий перевод в границы поселения тех же земельных участков, расположенных на землях лесного фонда, что уже включены оспариваемым нормативным правовым актом.

Представитель административных ответчиков Собрания депутатов Паратунского сельского поселения, администрации Паратунского сельского поселения Царьков Д.А. исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве. В судебном заседании пояснил, что процедура согласования проекта корректировки генерального плана Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района, установленная статьями 24, 25 ГрК РФ, административными ответчиками соблюдена. Полагал, что администрация поселения проявила надлежащую степень добросовестности и осмотрительности, поскольку уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования были направлены во все уполномоченные федеральные органы, а не только в Минэкономразвития России, как того требовал действовавший на тот момент порядок согласования. Сам факт наложения границ сельского поселения и границ земельных участков из состава лесного фонда не оспаривал.

Дополнительно суду пояснил, что первоначально в информационной системе территориального планирования (далее – ФГИС ТП) был размещен проект корректировки генерального плана поселения (карточка согласования проекта
№ 153081632), доступный с 9 июля 2015 года. Однако уведомление об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию направлено в Минэкономразвития России почтовым отправлением без уведомления о вручении.

В связи с этим повторно в ФГИС ТП был размещен такой же проект корректировки генерального плана поселения (карточка согласования №153080695), доступный с 3 сентября 2015 года. Уведомление об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию направлено в Минэкономразвития России письмом № 1239 от 7 сентября 2015 года с уведомлением о вручении. Именно с момента получения министерством документов, согласно почтовому уведомлению от 17 сентября 2015 года, ответчик в течение трех месяцев ожидал заключение по согласованию проекта документа территориального планирования. По истечении установленного срока в отсутствие возражений проект корректировки генерального плана поселения был утвержден представительным органом муниципального образования.

Кроме того, в целях устранения возможных разночтений в отдельных положениях оспариваемого нормативного правового акта решением Собрания депутатов Паратунского сельского поселения от 21 июня 2017 года № 109 в решение Собрания депутатов Паратунского сельского поселения от 29 декабря 2015 года № 26 внесены изменения.

Согласно отзыву (т. 3 л.д. 72-107) на административное исковое заявление представитель ответчиков требования не признал. Полагал, что порядок подготовки и согласования проекта генерального плана поселения, установленный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от
27 февраля 2012 года № 69, не нарушен.

В соответствии с положениями статьи 25 ГрК РФ согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.

Документ территориального планирования муниципального образования был размещен в ФГИС ТП для согласования и стал доступен с 9 июля 2015 года. Уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования были направлены во все уполномоченные федеральные органы. Подтверждением получения уведомления Минэкономразвития России на бумажном носителе является уведомление о вручении почтового отправления от 17 сентября 2015 года. По истечении трехмесячного срока в отсутствие возражений проект документа территориального планирования был направлен администрацией поселения в представительный орган местного самоуправления Паратунского сельского поселения для утверждения.

Кроме того, в отзыве указано о несогласии с выводами административного истца о размере площадей земельных участков, отнесенных к землям лесного фонда, и включенных в новые границы сельского поселения, по тому основанию, что часть земельных участков, указанных в исковом заявлении, была включена в границы Паратунского сельского поселения при утверждении генерального плана в 2010 году.

По определению суда представителем административных ответчиков в материалы дела были представлены дополнительные доказательства, свидетельствующие о применении оспариваемого нормативного правового акта и реализации прав граждан и организаций на основании этого акта.

Представитель заинтересованного лица Агентства лесного хозяйства и животного мира Камчатского края ДуханинаН.И. поддержала требования административного истца по основаниям, изложенным в письменном мнении (т. 3 л.д. 155-181).

Заинтересованное лицо Территориальное управление Росимущества в Камчатском каре о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило. В поступившем в суд письменном мнении указало, что административный иск подлежит удовлетворению.

Заинтересованное лицо Министерство экономического развития Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило. В поступивших в суд письменных объяснениях просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя и указало, что приказом от 21 июля 2016 года № 460 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования. По завершении предусмотренных Порядком согласования мероприятий в отношении проекта внесения изменений в генеральный план Паратунского сельского поселения Елизовского района Камчатского края Минэкономразвития России составлено сводное заключение о несогласии с указанным проектом. Данное заключение было направлено в администрацию Паратунского сельского поселения письмом Минэкономразвития России от 28 апреля 2017 года №Д27и-599. Из сводного заключения следует, что заключения о несогласии с проектом внесения изменений в генеральный план представили Министерство здравоохранения РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ и Федеральное агентство лесного хозяйства. Со ссылкой на часть 3 статьи 9 ГрК РФ указало, что документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения (т. 5 л.д. 201-228).

В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 части 1 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого акта, утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что решение Собрания депутатов Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района №26 от 29 декабря 2015 года «Об утверждении материалов корректировки генерального плана Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района» принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано председателем Собрания депутатов и официально опубликовано (размещено на официальном сайте Паратунского сельского поселения).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 ЗК РФ при установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности. Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ).

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

В силу части 8 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 1 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.

В период спорных правоотношений действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года №69 (далее – Порядок согласования).

Пунктом 2.1 Порядка согласования установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, направляет уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегионразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В свою очередь Указом Президента Российской Федерации от
8 сентября 2014 года № 612 Министерство регионального развития Российской Федерации упразднено. Функции Министерства по осуществлению полномочий в области территориального планирования переданы Министерству экономического развития Российской Федерации (подпункт «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 года № 612, пункт 5.3.51 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года
№ 437).

В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно генеральному плану Паратунского сельского поселения, утвержденному в редакции решения Собрания депутатов Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района №26 от 29 декабря 2015 года, в границы образуемого населенного пункта и существующих населенных пунктов с. Паратунка, п.Термальный Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края включены лесные участки, входящие в состав земель лесного фонда Елизовского лесничества Камчатского края.

Данное обстоятельство подтверждается схемами наложения границ черт населенных пунктов Паратунского сельского поселения на материалы лесоустройства Елизовского лесничества Камчатского края, выполненными филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «ДАЛЬЛЕСПРОЕКТ», выписками из государственного лесного реестра от 26 сентября 2016 года №111-09-2016, № 112-09-2016, №113-09-2016 (т. 1 л.д. 86-190, т. 2 л.д. 23-186).

Свидетельство о государственной регистрации права от 19 апреля 2012 года № 41 АВ 138196, выданное Управлением Росреестра по Камчатскому краю, подтверждает право собственности Российской Федерации на участки земель лесного фонда, расположенные в границах Елизовского лесничества Камчатского края (т. 2 л.д. 187).

Факт наложения границ Паратунского сельского поселения и границ земельных участков из состава земель лесного фонда также подтвердила допрошенная в качестве свидетеля Зиборова Н.Д. – советник в администрации Паратунского сельского поселения, инженер-землеустроитель по профессии.

Согласно пункту 1 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» соответствующим уполномоченным органом являлся Рослесхоз. До 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 названного постановления Правительства Российской Федерации к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Кроме того, подпунктом 5.4.3 указанного положения в действующей редакции за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Следовательно, включение земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов предполагает обязательное согласование со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 ГрК РФ согласования проекта документа территориального планирования, является существенным нарушением порядка принятия генерального плана поселения.

В силу частей 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. В случае непоступления в установленный срок главе поселения заключений на проект генерального плана от указанного в части 7 настоящей статьи органа данный проект считается согласованным с таким органом.

В соответствии с Порядком согласования Минэкономразвития России наделен только организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.

Согласно сводному заключению Минэкономразвития России (т. 5 л.д. 227, 228), направленному в администрацию Паратунского сельского поселения письмом от 28 апреля 2017 года №Д27и-599, Федеральное агентство лесного хозяйства представило заключение о несогласии с проектом внесения изменений в генеральный план.

Таким образом, законность оспариваемого нормативного правового акта Собранием депутатов Паратунского сельского поселения и администрацией Паратунского сельского поселения не доказана.

Кроме того, суд принимает во внимание довод административного истца, не оспоренный ответчиками, о том, что в настоящее время в ФГИС ТП размещен новый проект документа территориального планирования (карточка согласования проекта №1730148827) – корректировки генерального плана Паратунского сельского поселения, предусматривающий перевод в границы поселения земельных участков земель лесного фонда, включенных в границы Паратунского сельского поселения оспариваемым в настоящем деле решением.

О несоблюдении процедуры согласования проекта документов территориального планирования также свидетельствуют установленные в судебном заседании 23 мая 2017 года разночтения в текстах проекта генерального плана, размещенного в ФГИС ТП и направленного на согласование в Минэкономразвития России, и документа территориального планирования, утвержденного оспариваемым решением Собрания депутатов Паратунского сельского поселения.

Так, в тексте проекта генерального плана, размещенного в ФГИС ТП и направленного на согласование в Минэкономразвития России, в пункте 1.3 «Баланс земель. Мероприятия по переводу земель» Положения о территориальном планировании, в отличие от текста документа, утвержденного оспариваемым решением Собрания депутатов Паратунского сельского поселения, после фразы «…в новые проектируемые границы населенных пунктов Паратунского сельского поселения предлагается включить 29604 га лесного фонда, из которых 22833 га.» отсутствуют слова «…попадают в новые границы населенного пункта» (т. 3 л.д. 18, т. 7 л.д. 221).

То обстоятельство, что решением Собрания депутатов Паратунского сельского поселения от 21 июня 2017 года № 109, с целью устранения возможных разночтений в отдельных положениях оспариваемого нормативного правового акта, в решение Собрания депутатов Паратунского сельского поселения от 29декабря 2015 года № 26 внесены изменения, и пункт 1 изложен в следующей редакции: «Утвердить муниципальный нормативный правовой акт «Генеральный план Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района» в новой редакции, соответствующей (идентичной) в своих положениях проекту данного муниципального нормативного правового акта, размещенному в ФГИС ТП для согласования (карточка согласования проекта 153080695).» не опровергает выводов суда в связи со следующим.

Судом достоверно установлено, что на дату судебного разбирательства настоящего административного дела в федеральной государственной информационной системе территориального планирования отсутствует информация о размещении проекта документа территориального планирования с карточкой согласования проекта 153080695 и его утверждении решением Собрания депутатов Паратунского сельского поселения от 21 июня 2017 года № 109, что подтверждается скриншотами с сайта ФГИС ТП (т. 6 л.д. 47-59).

Скриншотом подтверждается и то, что генеральный план поселения в редакции решения Собрания депутатов Паратунского сельского поселения от 21июня 2017 года № 109 на официальном сайте Паратунского сельского поселения до даты судебного заседания не размещен (т. 6 л.д. 60-61).

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельскими показаниями Зиборовой Н.Д.

В связи с чем принятие Собранием депутатов Паратунского сельского поселения решения от 21 июня 2017 года № 109 суд расценивает как попытку исправить выявленное в ходе судебного разбирательства нарушение процедуры согласования документа территориального планирования.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание нарушение процедуры согласования проекта документа территориального планирования, административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства подлежит удовлетворению в полном объеме, с признанием недействующим решения Собрания депутатов Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района от 29 декабря 2015 года № 26 в части включения в границы Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В связи с тем, что административными ответчиками представлены доказательства того, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся (т. 6 л.д. 12-46), и в соответствии с его положениями были реализованы права организаций, то данные обстоятельства являются основанием для признания его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим решение Собрания депутатов Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района от 29 декабря 2015 года № 26 «Об утверждении материалов корректировки генерального плана Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района» в части включения в границы Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, со дня вступления в законную силу решения суда.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить решение суда или сообщение о его принятии на официальном сайте Паратунского сельского поселения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 12 июля 2017 года.

Председательствующий /подпись/ А.Н. Венин

Верно:

Судья Камчатского краевого суда А.Н. Венин